Конкурентные преимущества товара: когда и как создавать
- Что такое конкурентные преимущества товара
- Разница между конкурентными преимуществами компании и товара
- Виды конкурентных преимуществ товаров
- Когда нужно формировать конкурентные преимущества товара
- Стратегии создания конкурентных преимуществ товара
- Оценка конкурентных преимуществ товаров и услуг
- Ошибки при создании конкурентных преимуществ товара
Что такое конкурентные преимущества товара
Процветание бизнеса зависит от конкурентоспособности его товаров или услуг. Этого можно достичь благодаря идеальному сочетанию качества, стоимости, внешнего вида, дизайна и послепродажной поддержки. Конкурентоспособность продукта складывается из ряда взаимосвязанных факторов, таких как:- Качество продукта.
- Затраты на производство.
- Пристрастия покупателей.
- Предпочтения потребителей.
- Оценка и интенсивность рекламного эффекта.
- Наличие товаров-заменителей.
- Потребительская ценность и стоимость продукта.
Ключом к успеху в бизнесе является развитие конкурентных преимуществ. Это способствует росту продаж и, следовательно, прибыли. Когда покупатель рассматривает возможность покупки, он, как правило, сначала изучает цену. Если между вариантами нет существенной разницы в стоимости, то он будет искать то, что отличает один из них от других. Это преимущество может заключаться в полезности, редкости или выгодности.
Разница между конкурентными преимуществами компании и товара
Конкурентные преимущества компании — это действия, которые отличают ее от конкурентов. Например, у них крупномасштабное производство, самые современные машины, а заказы доставляются с помощью беспилотников. У других компаний этого нет, а если и есть, то более низкого качества. Таким образом, компания занимает доминирующее положение, и люди предпочитают покупать у нее.В настоящее время в России сотовые операторы выполняют свои функции через четыре компании: МТС, Билайн, Мегафон и Теле2. От абонентов каждой из этих компаний часто можно услышать жалобы на низкое качество предоставляемых услуг, но новых операторов не появляется. Это объясняется двумя причинами: во-первых, рынок уже перенасыщен, а во-вторых, для создания новой компании нужны огромные деньги, которые не каждый может себе позволить.
Конкурентное преимущество продукта возникает тогда, когда преимущество обеспечивается его качествами, а не самой компанией. Этот вид товара более желанный, чем другие, и покупатели с большей вероятностью купят его.
Виды конкурентных преимуществ товаров
Предприниматели часто думают, что если они будут предлагать товары того же типа, что и их конкуренты, то им нечем будет выделиться. Однако это не так.Естественные конкурентные преимущества
Более ценны, чем искусственно созданные. Они могут дать клиентам наибольшую выгоду. Но предприниматели также могут использовать свое воображение для создания преимуществ, которые основываются на естественных. Всегда есть способ опередить конкурентов!Посмотрите, что входит в эту группу:
Искусственные конкурентные преимущества
Эти преимущества создаются, когда нет или недостаточно естественных для эффективной конкурентной борьбы.К этой группе относятся:
Когда нужно формировать конкурентные преимущества товара
В условиях расширения рынка, а также усиления конкуренции, предлагающей одни и те же товары и услуги, возникает необходимость создания конкурентных преимуществ. Когда рынок сужается, уменьшается количество покупателей, фирмы вынуждены снижать цены, чтобы привлечь клиентов. Кроме того, в случае стагнации рынка (снижения темпов роста) разработка новых конкурентных преимуществ важна для того, чтобы остановить снижение доходов.Наиболее существенная проблема заключается в том, что конкурентные преимущества обычно не видны покупателям, поэтому им трудно осознать ценность товара. Правильный вид рекламы может помочь привлечь внимание потребителя. На многих людей влияет репутация производителя и привлекательная упаковка.
Стратегии создания конкурентных преимуществ товара
Компания Coca-Сola использовала свой уникальный рецепт для создания конкурентного преимущества. С момента своего создания в 1888 году формула была тщательно охраняемым секретом, о котором было известно только пяти посвященным. Этот особый ингредиент позволил напитку стать глобальным феноменом, а его производителям — получать значительные доходы от продаж. Успех продукта заключается в уникальности рецепта.Методы достижения стабильного и успешного присутствия на рынке называются конкурентными стратегиями. Эти стратегии представляют собой набор действий и вариантов, предпринимаемых для получения конкурентных преимуществ. Основой конкурентных стратегий компании является теория конкурентных преимуществ Майкла Портера. Матрица конкурентных стратегий Портера строится вокруг двух компонентов: размера рынка и типа искомого конкурентного преимущества.
Размер рынка может варьироваться от крупного сектора до крошечной ниши. Конкурентное преимущество может исходить из двух источников: низкая стоимость продукта (высокая маржа прибыли) или предложение широкого ассортимента. Майкл Портер предложил две конкурентные стратегии: первая — разработка уникального продукта в отрасли, например, как в случае с «Кока-Колой»; вторая — стратегия лидерства, основанная на дифференциации.
Производство товаров с минимально возможными затратами для достижения доступной цены для покупателей — это конкурентная стратегия лидерства по издержкам или лидерства по цене. Хорошим примером применения этой стратегии является широкий ассортимент недорогих предметов домашнего обихода и продуктов питания. Фокусное лидерство предполагает ориентацию на узкий сегмент потребителей и создание товаров, удовлетворяющих их потребности. Отличным примером этого является бренд «Ne moloko», который стал популярным несмотря на то, что его специфические продукты не содержат глютена и лактозы.
Оценка конкурентных преимуществ товаров и услуг
Чтобы оценить, насколько хорошо продукт будет удовлетворять потребности клиентов, проводится ряд тестов для выявления конкурирующих качеств и характеристик. Это приводит к получению фактической информации обо всех продуктах, которые конкурируют друг с другом в одной отрасли. В результате анализа выявляются два вида конкуренции: прогнозируемая и планируемая. Прогнозируемая конкурентоспособность определяется путем оценки ожидаемого уровня удовлетворенности потребителей с учетом показателей аналогичного товара или заранее установленных показателей.Для определения жизнеспособности продукта будут использоваться реальные значения, полученные в результате экспериментов и эмпирически выведенные данные. Таким образом, следует рассмотреть все параметры и условия, определяющие конкурентные продукты, а также принять во внимание расходы клиента и вероятность повторного использования продукта. Недостаточно просто определить, удовлетворяет ли продукт потребности потребителя.
Прежде всего, изучение требований потребителей является краеугольным камнем для оценки конкурентоспособности товара.
Ошибки при создании конкурентных преимуществ товара
Стремясь определить конкурентные преимущества, можно допустить ошибки. Например, анонимность. Если не видно, кто ссылается на уникальные преимущества продукта или организации, трудно вызвать доверие у потребителя. Заявление типа «мы делаем самые вкусные шоколадные батончики» не сработает. Кроме того, экстравагантные заявления без каких-либо доказательств только оттолкнут покупателя. В случае с известным брендом покупатель, возможно, простит такую оплошность.Недостаточно просто сказать: «Мы самые лучшие». Трудно найти конкурентное преимущество, а еще труднее сделать его постоянным. Но в долгосрочной перспективе это очень важно, поскольку гарантирует сохранение лояльности целевой аудитории, укрепление вашего статуса и затруднение вхождения других компаний в отрасль.