Карта кликов: что это и какие задачи решает
- Что собой представляет карта кликов
- Как работает карта кликов «Яндекс.Метрики»
- 8 задач, которые решаются с помощью карты кликов сайта
- Как подключить и использовать карту кликов для анализа сайта
Что собой представляет карта кликов
Карта кликов – это удобный инструмент, позволяющий проанализировать активность пользователей на вашем веб-ресурсе. Она показывает, как интенсивно кликали пользователи по разным элементам веб-страниц. Статистика ведется не только по интерактивным (кнопкам и ссылкам), но и по статичным объектам.
Анализируя клики пользователей, можно понять, на чем именно концентрируют внимание посетители. Кроме того, карта, в которой собраны обобщенные данные, позволяет оценить поведение аудитории как на отдельной странице, так и в рамках целого раздела сайта.
Тепловая карта кликов пользователей – хороший инструмент, который может помочь исправить серьезные недочеты на продвигаемых страницах, чтобы улучшить поведенческие метрики.
Кроме устранения явных промахов, которые довольно часто встречаются на разных веб-ресурсах, при грамотной интерпретации поведения потенциальных клиентов на бизнес-страницах можно улучшить конверсию и продажи.
Как работает карта кликов «Яндекс.Метрики»
Все просто. Вам нужно только вставить на страничку своего сайта код счетчика «Метрики». Благодаря этому «Яндекс» сможет постоянно сканировать вашу страницу. Как только пользователь делает клик, счетчик фиксирует эту информацию и отправляет данные в «Метрику». В системе все нажатия посетителей собирают вместе, и затем программа представляет обобщенную информацию в понятной форме.
На карте все клики пользователей вашей страницы отображаются каким-либо цветом, в зависимости от вида визуализации. Классификация проводится исходя из разных способов цветового оформления:
- Тепловая карта кликов. Это вариант, установленный по умолчанию. В данном случае чем больше внимания отдано какому-то элементу, тем теплее он отображен на карте. То есть самые популярные места выделены красным, затем идет желтый цвет, наименее кликабельные зоны окрашены в синий и зеленый.
- Монохромная карта. Она аналогична описанной выше, только основана на одном цвете – красном. То есть чем ярче и плотнее оттенок в какой-то точке или зоне, тем больше кликов здесь было отмечено.
- Клики по ссылкам и кнопкам. Здесь анализ идет по взаимодействию пользователей с кликабельными элементами. Нажатия по ссылкам и кнопкам подсвечиваются теплыми цветами, все остальное – холодными.
- Карта прозрачности. Она показывает нам активность пользователя в виде прозрачности и ясности. Вся страница представлена как будто в «тумане». А элементы, на которые пользователи нажимают чаще всего, мы видим более отчетливо. Таким образом, получается, чем яснее мы видим область сайта, тем больше интереса она вызывает у посетителей.
- Карта элементов. Данная карта подсвечивает более теплым цветом (красный, оранжевый, желтый) те места, которые вызывают у пользователей больший интерес. Неактивные элементы обозначены более холодными оттенками: синим, зеленым, серым. И это не только кликабельные области типа кнопок и ссылок, сюда относится все: иллюстрации, текст, конкретные слова и так далее.
8 задач, которые решаются с помощью карты кликов сайта
- Редизайн сайта. Чтобы верно сделать редизайн сайта, необходимо понимать, какой была модель поведения пользователя. В противном случае можно только усугубить ситуацию. Некорректные изменения могут привести к стремительному падению как конверсии, так и продаж в целом. Не стоит экспериментировать, ведь достичь потом даже предыдущих показателей может быть очень сложно.
- главная страница;
- категории товаров (ассортимент);
- страничка каждого продукта;
- корзина;
- страница блога (текст);
- контакты.
- Совершенствование контента. То, какие фото, видео и текстовые материалы располагаются на сайте, очень важно. От их качества и количества напрямую зависят показатели посещаемости веб-ресурса. Необходимо грамотно работать с контентом, чтобы он стал залогом роста процента конверсии и продаж.
- Расположение ссылок на странице. Если посетители вашего сайта не переходят на другие страницы с товарами или на статьи, это не означает, что материал им не интересен. Возможно, пользователи просто не находят нужные ссылки, так как они расположены не в лучшем месте или внимание человека перетянуто на другие элементы.
- Проведение юзабилити-аудита. Карты скроллинга и кликов – это те инструменты, без которых не получится провести комплексное исследование и оценку внешнего вида вашего сайта.
- главную страницу, на которую изначально попадают пользователи;
- категории товаров (работа с фильтрами);
- карточки продуктов (насколько понятен дизайн);
- главное меню (его структура и возможность быстро перейти к нужному разделу);
- шапку сайта, где расположено окошко поиска, номера телефонов, пиктограммы социальных сетей и так далее.
- Оценка эффективности всплывающих окон (pop-ups). Часто на сайтах используется такой инструмент, как всплывающее окно, или по-другому он называется pop-up. Эти компоненты интернет-странички прекрасно привлекают к себе дополнительное внимание пользователей. Кроме того, на сайт маркетологи подключают чаты, чтобы быть на связи с потенциальными клиентами. Некоторые также устанавливают специальные приложения для оценки информативности страницы. В общем, существует множество возможностей сделать сайт интерактивным.
- Уменьшение процента отказов в корзине. Чтобы точно понять, почему люди не завершили заказ в вашем магазине, когда уже сложили товары в корзину, нужно посмотреть карту кликов. Анализ данных покажет, что стало главной причиной: сомнения пользователей, технический сбой, слишком сложный дизайн или что-то еще.
- Анализ лендинга (посадочной страницы). Лендинги имеют большие показатели выходов – 90–100 %. Проанализировать их без специальных инструментов непросто.
- Анализ уникальных товарных предложений. Интернет-магазины часто предлагают своим клиентам особые товары, рекламируя их через уникальное торговое предложение. УТП всегда выгодно выделяются на фоне других предложений своим содержанием и формой, что делает их важным методом продвижения товаров в условиях конкурентного рынка.
При совершенствовании сайта в плане визуала, необходимо руководствоваться следующими характеристиками:
Клики по наиболее посещаемым страницам.
Клики по основным страницам каждого типа. Для интернет-магазина им будут:
Редизайн – достаточно рискованный шаг. Сложно предугадать, как целевая аудитория воспримет новую версию сайта. Но карты кликов достаточно эффективно помогают уменьшить такие риски.
В чем же здесь польза карты кликов?
Большую роль играет тандем из двух инструментов: карты кликов и карты скроллинга. Обе они подсвечивают те показатели страницы, которые не получить благодаря другим сервисам. Обработанная информация помогает в грамотном расположении изображений, кнопок, призывов к действию и так далее. Ведь так важно, чтобы элементы работали правильно и давали максимальный эффект.
Карта кликов и модели поведения разных сегментов посетителей (и тех, кто смотрит сайт на компьютере, и тех, кто пользуется им в телефоне) также будут полезны при перелинковке на сайте.
Чаще всего анализируют:
Если ваш сайт работает в коммерческой сфере, то такой аудит поможет выявить причины низких показателей продаж. Начать стоит с проверки сайта на удобство пользования для посетителей.
Но без дополнительного анализа невозможно точно сказать, насколько эффективны эти приложения и реально ли они влияют на конверсию и рост продаж.
Чем скорее будет определена проблема, тем быстрее будет возобновлен процесс продаж в интернет-магазине.
Что покажет и как поможет карта кликов в анализе лендингов?
Благодаря пользовательским тегам можно отследить, какие из кнопок на сайте имеют максимальную конверсию. Кроме того, если на страничке присутствуют также другие виды контента, такие как фото или видео, либо какая-то интерактивная составляющая, то карта покажет, насколько эти элементы интересны для разных сегментов целевой аудитории.
Такой важный инструмент, как карта скроллинга, прекрасно демонстрирует глубину чтения страницы. Показатель говорит о том, насколько посетителям актуален размещенный на сайте материал. Если половина пользователей уходит, не прочитав и одной трети информации, значит, интерес к представленной теме слабый.
В таком случае стоит подумать о том, правильно ли вы выбрали целевую аудиторию и даете ли полную информацию о том, как клиент может решить свою проблему благодаря вам.
Коррекция лендинга должна привести к уменьшению процента отказов и увеличению показателя продаж.
Благодаря карте кликов можно провести анализ уникальных товарных предложений. В большинстве своем это касается кликабельности тех страниц, где содержится детальное описание УТП. Маркетолог, отслеживающий уровень популярности категорий и отдельных карточек, содержащих уникальные товарные предложения, может оперативно вносить изменения и редактировать карточки в соответствии с поведением пользователей.
Чем лучше сформировано УТП, тем выше конверсия и лучше продажи.
Как подключить и использовать карту кликов для анализа сайта
Рассмотрим алгоритм, как подключить карту кликов к вашему сайту:
- Перейдите в «Метрику». Выберите подходящий для вашего сайта счетчик.
- Далее зайдите в «Настройки». Найдите поле «Вебвизор, карта кликов и скроллинга, аналитика форм» и нажмите «Вкл».
- Сохраните изменения. Система обновит код счетчика «Метрики».
- Далее нужно установить код счетчика на те страницы, о которых мы говорили выше.
Далее рассмотрим, как посмотреть карту кликов в «Яндекс. Метрике» и как ею пользоваться:
- Зайдите в «Метрику». В левом верхнем углу найдите раздел с картами. Появится список, в котором вам нужно выбрать карту кликов.
- Появится интерфейс карты. Здесь уже можно работать: смотреть, какие элементы наиболее кликабельны, скролить и расшаривать страницы.
- Далее вам нужно настроить параметры и опции. Так работа с аналитикой будет более качественной. Нажимаете на кнопку в правой верхней части сайта, должно появиться окно с настройками.
- Далее обозначаете необходимый вам временной промежуток (неделя, месяц, день и так далее) для отслеживания информации. Если вы недавно установили карту кликов, то придется подождать хотя бы несколько часов, пока инструмент соберет данные.
- Если у вас есть сформированные сегменты аудитории, то можно отследить клики по ним. Например, посмотреть, куда чаще всего нажимают люди, которые совершают целевые действия. И наоборот, куда кликают те, кто уходит безрезультатно.
- Кроме того, можно смотреть, как ведет себя тот или ной сегмент в разные периоды. И даже сравнивать сегменты между собой.
- Также есть специальное поле, в котором можно выбрать то, как карта будет представлена нам (визуализацию). Изначально метрика предлагает использовать тепловую карту, наверное, потому, что она считается самой понятной и удобной. Но есть и другие вариации, о которых мы говорили выше.
- С помощью параметра «опции» можем выбрать размер точек – отображаемых кликов и прозрачность экрана.
- Смотрим, изучаем, делаем выводы.
Карта кликов – это аналитический инструмент. С помощью него мы можем понять, куда пользователи нажимают на веб-ресурсе чаще всего, каким зонам экрана отдают предпочтение, на что в большинстве своем обращают внимание.
Из минусов можно выделить только увеличение скорости загрузки сайта из-за встроенной карты. Конечно, сам по себе инструмент не делает выводы и не подает нам их в чистом виде. Анализ проводит человек. Мы видим статистику, но решения о том, какие изменения произвести, придется принимать самостоятельно.
Нет на 100 % правильного ответа. Алгоритм здесь таков: вы смотрите статистику – выдвигаете гипотезу – вносите изменения – тестируете. И так по кругу, пока не удастся достичь нужного результата.