Пользовательский опыт: понятие, важность, способы влияния
- Суть пользовательского опыта
- 5 характеристик пользовательского опыта
- Исследование пользовательского опыта
- Проектирование пользовательского опыта
- Метрики для анализа пользовательского опыта
- Как улучшить пользовательский опыт
Суть пользовательского опыта
Под термином «пользовательский опыт», или User Experience (UX), понимается реакция аудитории на используемый продукт: приложение, сайт, устройство и многое другое. Он может вызывать удовлетворение, радость или отрицательные чувства – разочарование, недовольство. То есть пользовательский опыт – те впечатления, которые испытывают люди в результате взаимодействия с продуктом.Автор книг на тему пользовательского опыта Дон Норман, который является консультантом и одним из соучредителей «Nielsen Norman Group», рассказывает о появлении в продаже первых компьютеров в то время, когда он работал в «Apple». Команда компании определяла UX следующим образом: сначала человек узнаёт о компьютере, затем видит его в продаже и приобретает. После чего сталкивается с неудобством доставки, так как коробка не помещается в автомобиль, дома открывает упаковку и не понимает, что делать с покупкой дальше.
Из всех перечисленных ситуаций и состоит пользовательский опыт, ведь каждый этап взаимодействия с товаром влияет на восприятие его потребителем. Исходя из этого, пользовательским можно назвать любой опыт соприкосновения с продуктом.
Когда продуктом ещё никто не пользовался, или когда неясно, каким образом будет происходить взаимодействие, о показателе UX речь не идёт. Пользовательский опыт появляется только тогда, когда товар уже попал к покупателю и используется по назначению. Как только компания получит обратную связь, можно начать анализ пользовательского опыта.
5 характеристик пользовательского опыта
- Это неоднородный показатель
- Понятие «пользовательский опыт» относительно
- Этот показатель может измениться в зависимости от внешних факторов
- С течением времени пользовательский опыт изменяется и это нельзя предотвратить
- Данный показатель инертен.
Исследование пользовательского опыта
Целью исследований UX является определение привлекательности продукта для потенциальных потребителей, выявление его достоинств и недостатков и уточнение конкурентных преимуществ.Чтобы определить все эти параметры в процессе анализа пользовательского опыта, необходимо ответить на несколько вопросов.
- как происходит взаимодействие пользователя с интерфейсом сайта, приложения или сервиса;
- в какой степени понятна навигация продукта;
- в каких случаях пользователи выбирают сервисы, сайты, приложения конкурентов, и какие именно;
- какие проблемы наиболее часто возникают у пользователя в связи с работой продукта;
- с какой частотой используется данный сервис, приложение или сайт;
- достаточно ли доступной является необходимая информация;
- как пользователи оценивают дизайн продукта и его интерфейс по удобству и понятности;
- каким образом можно улучшить показатель пользовательского опыта и увеличить лояльность покупателей;
- какую степень популярности можно ожидать от продукта у его предполагаемых пользователей.
Проектирование пользовательского опыта
Пользовательский опыт зависит от всех составляющих интерфейса, куда входит как логика работы, так и контент.Какие вещи нужно обязательно учитывать:
- понятная логика работы интерфейса и то, насколько она соответствует мышлению пользователей,
- простота поиска необходимой информации,
- лёгкий возврат к использованию возможностей интерфейса после перерыва в его использовании,
- возможность вызвать у пользователя ассоциации с предыдущим опытом,
- очевидность для потребителя алгоритма необходимых действий для работы с продуктом,
- разработка всех решений интерфейса в общем стиле,
- быстрый отклик на действия пользователя (нажатие на кнопки или ссылки),
- соблюдение высоких стандартов качества текстов и видео,
- логично организованная структура информации и понятный принцип разбивки тем по разделам,
- предотвращение ошибок пользователя посредством контента и дизайна, а при совершении их – подсказки по исправлению,
- соответствие контента мировоззрению пользователя и использование подходящего языка изложения, например, включение профессионального жаргона в уместных случаях.
- Изучить целевую аудиторию. Необходимо определить, для какой группы людей создаётся интерфейс, и проектировать его, учитывая их потребности.
- Продумать возможные сценарии взаимодействия пользователя с продуктом.
- Используя полученные данные о целевой аудитории и возможные версии использования продуктов, оформить идею проекта.
- Создать прототип продукта.
- Провести тестирование.
Метрики для анализа пользовательского опыта
Главный и самый распространённый показатель, чтобы провести анализ пользовательского опыта, это system usability scale. Для его измерения существует анкета, состоящая из десяти пунктов.Каждое утверждение оценивается пользователем от 1 до 5 баллов. Затем компания подсчитывает сумму ответов отдельно на вопросы с чётными и нечётными номерами. Вычтя из первой суммы 5, получаем число Х. Чтобы получить Y, нужно вычесть из 25 вторую сумму.
После этого рассчитывается system usability scale. Для этого применяется формула:
SUS = (X + Y) × 2,5
В результате произведённых расчётов получают число от 1 до 100. Если получилось число меньше 68, это говорит о том, что дизайн пользовательского опыта имеет значительные недостатки, нуждающиеся в срочной ликвидации.
Следующий из показателей, применяемый при анализе пользовательского опыта, это single ease question (SEQ). Для измерения этого показателя пользователи оценивают по шкале от 1 до 7 качество услуги и её простоту.
Формула, по которой вычисляют SEQ, простая: вычисляется сумма всех полученных результатов, которую затем делят на их количество. За норму принимается показатель больше, чем 5,5 баллов.
И последняя из основных метрик – net promoter score (NPS). С её помощью оценивается, насколько пользователи лояльно относятся к продукту (услуге). Для проведения расчётов нужно выяснить имеющихся сторонников продукта и его противников. С этой целью потребителям предлагается оценить возможность того, что они будут рекомендовать данный бренд, оценка производится по шкале от 1 балла до 10. Критиками считаются пользователи, обозначившие свою позицию шестью балами и менее, а сторонниками – выбравшие 9-10 баллов.
После этого высчитывается процент сторонников и критиков относительно всех пользователей, прошедших опрос, и находится разность двух показателей.
Кроме трёх основных метрик, существуют и другие. Это количество активных пользователей, индекс ошибок, качество навигации или Lostness и прочие показатели. Нужно выбирать те из них, с помощью которых можно определить, разрешаются ли проблемы клиентов и достигаются ли цели компании.
Как улучшить пользовательский опыт
Для улучшения пользовательского опыта своей клиентуры стоит воспользоваться следующими советами:- Проведите анализ целевой аудитории. Составьте на основе маркетингового исследования образ потенциального пользователя во всех подробностях. Соберите информацию о потребностях, интересах, задачах и проблемах пользователей. Такие сведения помогают составить представление о продукте с точки зрения потенциального покупателя.
- Составьте customer journey map. Это карта пути покупателя, от момента, когда он узнал о товаре, и до покупки и пользования. С помощью CJM можно понять, как проходит путь клиента к товару, как осуществляется взаимодействие, и какие при этом появляются проблемы.
- Выполните анализ пользовательского опыта. С помощью исследования UX имеющихся пользователей по ключевым метрикам вы сможете определить минусы дизайна и определить цели.
- С помощью мозгового штурма попробуйте найти нестандартные способы достичь поставленных целей. Стоит ознакомиться с техниками брейнсторминга.
- Проведите тестирование изменений. Фокус-группа может проделать анализ решений, используя обратную связь.