Глоссарий

Покупательная способность: определение и важность

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 6
Покупательная способность - количество реальных товаров или услуг, доступных для приобретения за денежную единицу. Показатель обратно пропорционален индексу цен и необходим для государственного регулирования экономики и коммерческого ценообразования.

Из этого материала вы узнаете:

Что такое покупательная способность

Понятие покупательной способности отражает количество товаров и услуг, которые можно приобрести за определенную сумму денег. Оно тесно связано с инфляцией, поскольку рост цен уменьшает реальную покупательную способность валюты. Это значит, что с увеличением цен на товары и услуги покупатель может приобрести меньше товаров за ту же сумму денег.

Что такое покупательная способность

Источник: shutterstock.com

Покупательная способность оказывает влияние на многие аспекты, ведь это ключевой фактор экономического процветания страны. Инфляция приводит к снижению покупательной способности валюты. Соответственно, потеря покупательной способности имеет такой же эффект, как и рост цен на товары и услуги.

Для измерения покупательной способности используются различные экономические индексы, такие как индекс потребительских цен (CPI). Они помогают определить, как изменения цен влияют на покупательную способность в разные периоды времени.

Например, чтобы понять, как изменилась она с тех пор, как ваш дедушка работал, можно сравнить его заработную плату с текущими ценами на товары и услуги.

Если раньше ваш дедушка мог купить определенное количество товаров на свою зарплату, то сегодня для того же уровня жизни вам, возможно, потребуется зарабатывать значительно больше. Цены на жилье и другие расходы выросли, а значит, покупательная способность снизилась.

Снижение покупательной способности валюты из-за инфляции может вызвать серьезные экономические последствия, такие как увеличение стоимости жизни, повышение процентных ставок, снижение кредитных рейтингов. В совокупности эти факторы могут спровоцировать экономический кризис, ослабляя финансовую стабильность и доверие к экономике страны.

Что такое покупательная способность

Источник: shutterstock.com

Факторы покупательной способности

Покупательная способность населения зависит от множества внешних и внутренних факторов. Эта величина подвержена значительным колебаниям, определяемым демографической ситуацией, социально-политическим контекстом, эффективностью управления государством и уровнем налогового давления на частный сектор.

Одним из ключевых аспектов формирования покупательной способности являются цены на основные энергоносители, такие как нефть и газ.

Эти цены зависят от внутренних и внешних экономических обстоятельств, включая степень интеграции страны в мировую экономику и ее инвестиционную привлекательность.

Влияние на покупательную способность также оказывают неблагоприятные международные политические факторы, природные катаклизмы, эпидемии. Грамотная финансовая политика государства, направленная на развитие свободной экономической конкуренции, способствует устойчивому росту покупательной способности.

Продвинутая динамика валового внутреннего продукта, особенно за счет высокотехнологичных отраслей промышленности, защита внутреннего рынка от конкуренции со стороны иностранных производителей, борьба с коррупцией и диверсификация источников импорта благоприятно влияют на доходы населения и их платежеспособность.

Устойчивое экономическое развитие и правильная политика поддержки внутреннего рынка способствуют повышению уровня жизни и общей покупательной способности населения, что является важным критерием экономического благополучия страны.

Паритет покупательной способности

Понятие паритета покупательной способности (ППС) основывается на принципе равенства способности денег обмениваться на определенное количество товаров и услуг. ППС играет важную роль в сравнении экономик разных стран и уровня их благосостояния.

Покупательная способность денег определяется тем, сколько товаров и услуг можно приобрести за единицу валюты. Если цены на товары высоки, покупательная способность ниже. В обратном случае, при низких ценах, покупательная способность выше.

Приведем пример для более наглядного понимания ППС. Представим двух человек из разных стран: россиянина и американца. Россиянин получает зарплату в 50 тысяч рублей в месяц, американец – 625 долларов в месяц. При текущем обменном курсе 80 рублей за 1 доллар кажется, что их доходы примерно равны. Однако, чтобы понять реальное соотношение их доходов, необходимо учесть покупательную способность в каждой стране.

Допустим, цена буханки хлеба в России составляет 50 рублей, а в США – 1 доллар. Тогда на свою зарплату россиянин может купить 1000 буханок хлеба, а американец – только 625 буханок. Наглядно видно, что при одинаковой сумме в долларах, россиянин может купить больше товаров, чем американец.

Чтобы сравнить доходы россиянина и американца по их реальной покупательной способности, необходимо использовать специальный курс, который учитывает различия в ценах на товары и услуги между странами. Этот курс называется паритетом покупательной способности (ППС).

В нашем примере биржевой курс составляет 80 рублей за доллар, а ППС равен 50 рублям за доллар. Это означает, что на 1 доллар в России можно купить столько же товаров и услуг, сколько на 50 рублей.

Паритет покупательной способности

Источник: shutterstock.com

Использование ППС позволяет более точно сравнивать уровни жизни и экономическое развитие разных стран, учитывая не только курс валют, но и реальную покупательную способность, и возможности потребителей на мировом рынке.

Оценка покупательной способности

Величина налогов, сборов и коммунальных платежей значительно влияет на финансовые возможности потребителей и их способность совершать покупки.

Высокие налоговые нагрузки могут значительно сократить количество денег, которые люди готовы потратить на товары и услуги, что ведет к снижению покупательной способности населения и снижению интереса ко многим товарам.

Существуют методики, позволяющие предварительно оценить потенциальные проблемы с покупательной способностью:

Оценка запросов в Яндекс.Вордстат

Метод основывается главным образом на поисковых запросах пользователей. Он может дать представление о том, какой интерес существует к товарам или услугам в различных регионах.

Предварительный анализ спроса позволяет сделать косвенные выводы о покупательной способности населения и адаптировать бюджет на маркетинговые мероприятия в соответствии с данными.

Оценка популярности в Яндекс.Маркете

Метод особенно полезен для товарных категорий, так как показывает актуальность и востребованность конкретной продукции на рынке.

Оценка популярности в Яндекс.Маркете

Источник: shutterstock.com

Использование реальных данных о популярности товаров помогает быстро оценить рыночные ниши и принять решения о закупках.

Анализ информации от поставщиков товаров

Один из наиболее точных методов предсказать спрос на товары – получить данные от оптовых поставщиков. Их базы данных предоставляют объективную картину спроса в различных регионах. Чаще всего крупные оптовики работают с несколькими компаниями, что обеспечивает полное покрытие рынка и точные прогнозы спроса.

Анализ статистических данных

Самый надежный способ оценить покупательную способность населения – анализировать реальные доходы. Этот метод основывается на фактических данных, включающих:

  • Средние доходы по регионам.
  • Расходы на коммунальные услуги.
  • Сумму, уходящую на налоги и другие обязательные платежи.
  • Стандартные затраты на основные потребительские товары.

Исходя из этих данных, можно вычислить средний доход, который доступен у населения для осуществления покупок. Комбинируя эту информацию с данными от поставщиков и другими методами анализа, можно точно определить уровень спроса.

Покупательная способность населения является комплексным показателем, который дает достаточно объективную оценку уровня жизни. Ее определение невозможно без тщательного анализа множества макро- и микроэкономических факторов, включая данные от поставщиков товаров и статистические данные о доходах населения.

Эти инструменты помогают бизнесу точно оценить рыночный потенциал и адаптировать стратегии в соответствии с текущими экономическими условиями.

Сохраните себе:
Читайте также
Чистая прибыль: понятие, формула расчета
В данной статье мы расскажем: Понятие чистой прибыли Цели расчета чистой прибыли…
Специфика направления HoReCa
В данной статье мы расскажем: Что такое HoReCa Специфика сферы HoReCa Маркетинг…
GRP: значение и расчет показателя
В данной статье мы расскажем: Что такое GRP Зачем измерять GRP Отличие…
Время на сайте: как узнать и повысить
В данной статье мы расскажем: Понятие времени на сайте Важность времени на…
Что такое Open Rate и как его рассчитать
В данной статье мы расскажем: Что такое Open Rate Формула Open Rate…
Что такое GMV и как его рассчитать
В данной статье мы расскажем: Что такое GMV Как рассчитывают GMV GMV…
CTOR: что означает, как рассчитать
В данной статье мы расскажем: Что обозначает показатель CTOR Формула расчета CTOR…
Стоимость привлечения клиента (CAC): разбираемся в деталях
В данной статье мы расскажем: Что такое стоимость привлечения клиента (CAC) Отличие…
Внутренняя норма доходности: что это, как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Внутренняя норма доходности: что это такое Применение…
LCR: что означает, как считать
В данной статье мы расскажем: Суть LCR в маркетинге Формулы расчета LCR…
CAGR: разбираемся в нюансах
В данной статье мы расскажем: Что такое CAGR Формула расчета CAGR Практическое…
RFM-анализ: задачи, преимущества, этапы
В данной статье мы расскажем: Понятие RFM-анализа Этапы RFM-анализа Дальнейшая работа с…