Ретро-бонус: что это и когда его начисляют
- Что такое ретро-бонус и когда его выплачивают
- Виды ретро-бонусов
- Как происходит выплата ретро-бонуса
- Расчет ретро-бонуса
- Как оформить начисление ретро-бонуса
- Законодательство РФ о ретро-бонусе
Что такое ретро-бонус и когда его выплачивают
Ретро-бонусы от поставщика – что это? Вознаграждение, предоставляемое дистрибьюторам производителем или поставщиком при условии полного соблюдения условий договора, называется ретро-бонусом. К примеру, завод по производству пластиковых окон может предоставить пятипроцентную скидку дистрибьютору, если последний закупит в течение года продукции на 15 000 000 рублей. Иными словами, ретро-бонус представляет собой выгоду, предлагаемую задним числом, то есть после выполнения работ/услуг.
Дистрибьютор получает бонус при:
- Выполнении плана продаж. Здесь может учитываться размер общего объема выручки, реализация определенного товара или объем закупки.
- Своевременной оплате, соблюдении финансовой дисциплины и полном выполнении всех денежных обязательств и графика поставок.
- Поддержании качества работы. Бонус может предоставляться исходя из разных критериев качества, например, поддержки товарного ассортимента дистрибьютором, своевременной поставки им продукции в торговые точки клиентов и так далее.
Основная цель, которую преследует ретро-бонус, заключается в выстраивании взаимовыгодных условий сотрудничества с ретейлером и мотивации клиентов к выполнению задач, поставленных перед ними.
Итак, ретро-бонус – что это, простыми словами? Это дополнительный доход, который можно получить продавцу, поэтому он и стремится больше закупить и быстрее продать.
Виды ретро-бонусов
Существует три вида бонусов, которые зависят от того, какое соглашение было заключено между сторонами, или от вида расчетов, указанных в нормативных документах:
- Бонусная продукция. Считается наиболее распространенным вариантом выплат, когда ретро-бонус выдается товаром. Так у продавца возникает обязательство по уплате налога на добавленную стоимость (НДС).
- Бонус в виде денег. Как правило, это процент от суммы сделки, размер которого предусмотрен договором. В этом же документе указываются условия, обязательные для получения бонуса, например, закупка определенного количества товара или выполнение плана продаж.
- Опцион. Представляет собой возможность клиента приобретать товар по заниженной цене в течение определенного времени. В договоре должны быть прописаны сроки действия опциона.
Как происходит выплата ретро-бонуса
Ретро-бонусы начисляются в следующие моменты торгового процесса:
- На входе. Выплата бонусов происходит во время закупки продукции.
- На складе, когда выплата происходит во время хранения купленного товара. Как правило, данный способ применим в отношении высокотехнологичной продукции. Таким образом дистрибьютор страхуется от возможного снижения стоимости.
- На выходе. В этом случае начисление бонусов производится после продажи определенной партии товара. Это оказывает на дистрибьютора мотивирующее действие – продавать больше и быстрее.
Расчет ретро-бонуса
Расчет ретро-бонусов производят по следующей формуле:
Ретро-бонус = Поощрение за выполнение определенного плана + Компенсация сопутствующих услуг.
Компенсация сопутствующих услуг представляет собой возврат расходов на маркетинг, рекламу, оплату труда сборщиков и упаковщиков, решение логистических вопросов.
НДС в расчет ретро-бонуса не входит. Если покупатель работает с подакцизным товаром, то акцизы тоже не учитываются при расчете.
Ниже приведен пример расчета ретро-бонуса покупателю.
Покупатель приобретает партию обуви на сумму 8 000 000 рублей. Производителем устанавливается ставка бонуса в размере 10 % от общей суммы закупки. Таким образом, максимально возможное поощрение – 800 000 рублей. Затраты покупателя на упаковку и логистику составляют 300 000 и 400 000 рублей соответственно. Его расходы полностью окупаются, он получает 100 000 рублей бонуса за произведенную закупку.
Как оформить начисление ретро-бонуса
Оформление начисления ретро-бонуса может происходить следующим образом:
- Заключается договор или дополнительное соглашение о ретро-бонусе. Необходимо документальное оформление отношений между поставщиком и дистрибьютором, для чего составляется соответствующий договор.
- Ретро-бонус отражается в бухгалтерском и налоговом учете. Существует несколько сложностей, связанных с учетом ретро-бонусов:
- С большинства выплат выгодополучатель должен будет уплатить налог на добавленную стоимость. Иногда поставщики делают расчет бонусов уже с учетом НДС, это чревато слишком большим его размером.
- НДС для продовольственных и непродовольственных товаров рассчитывается по-разному. Если речь идет о продовольственной группе, то здесь НДС сразу включается в цену товара, а расчет ретро-бонуса происходит вместе с налогом.
В документе прописываются стороны, их обязанности, сумма сделки, размер ретро-бонуса, а также срок его начисления. Договору присваивается номер, все его страницы нумеруются, указывается дата заключения и цель соглашения.
Если говорить о бухгалтерском учете, то в нем рибейт можно отражать по-разному. Он может относиться либо к себестоимости продукции, либо к финансовому результату, который получила организация в результате осуществления своей деятельности.
Законодательство РФ о ретро-бонусе
Закон РФ в части ретро-бонусов не содержит никаких специальных и регулирующих норм. Но координация отношений между поставщиками и покупателями осуществляется в соответствии с положениями Гражданского кодекса.
Главным условием является четкость и прозрачность критериев, указанных в договоре о ретро-бонусе.
Ниже перечислены нюансы, которые обязательно нужно учитывать:
- условия начисления ретро-бонусов должны быть изложены таким образом, чтобы их понимали все стороны;
- на все расчеты и условия в части предоставления рибейта должны быть представлены соответствующие подтверждающие документы;
- от правильного расчета и учета ретро-бонусов зависят налоговые последствия.
В укреплении партнерских отношений и повышении уровня лояльности клиентов ретро-бонусы играют важную роль. При этом необходимо соблюдать все юридические и налоговые нормы и правила.
От того, насколько правильно была разработана стратегия применения ретро-бонусов, зависит успех в конкурентной борьбе. Благодаря такой стратегии происходит создание длительных и взаимовыгодных отношений между партнерами.