Глоссарий

Ретро-бонус: что это и когда его начисляют

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 7 минут
Ретро-бонус (рибейт, ретро-скидка) в торговле - вознаграждение, которое предоставляется поставщиком бизнес-партнеру за выполнение определенных условий договора, например, за достижение заданного объема продаж, выполнение поставок в срок. В качестве компенсации может быть предоставлен бесплатный продукт, часть от стоимости проданных товаров, возможность приобрести продукцию по специальным ценам или бесплатная доставка.
В данной статье мы расскажем:

Что такое ретро-бонус и когда его выплачивают

Ретро-бонусы от поставщика – что это? Вознаграждение, предоставляемое дистрибьюторам производителем или поставщиком при условии полного соблюдения условий договора, называется ретро-бонусом. К примеру, завод по производству пластиковых окон может предоставить пятипроцентную скидку дистрибьютору, если последний закупит в течение года продукции на 15 000 000 рублей. Иными словами, ретро-бонус представляет собой выгоду, предлагаемую задним числом, то есть после выполнения работ/услуг.

Дистрибьютор получает бонус при:

  • Выполнении плана продаж. Здесь может учитываться размер общего объема выручки, реализация определенного товара или объем закупки.
  • Своевременной оплате, соблюдении финансовой дисциплины и полном выполнении всех денежных обязательств и графика поставок.
  • Поддержании качества работы. Бонус может предоставляться исходя из разных критериев качества, например, поддержки товарного ассортимента дистрибьютором, своевременной поставки им продукции в торговые точки клиентов и так далее.

Основная цель, которую преследует ретро-бонус, заключается в выстраивании взаимовыгодных условий сотрудничества с ретейлером и мотивации клиентов к выполнению задач, поставленных перед ними.

Итак, ретро-бонус – что это, простыми словами? Это дополнительный доход, который можно получить продавцу, поэтому он и стремится больше закупить и быстрее продать.

Виды ретро-бонусов

Существует три вида бонусов, которые зависят от того, какое соглашение было заключено между сторонами, или от вида расчетов, указанных в нормативных документах:

  1. Бонусная продукция. Считается наиболее распространенным вариантом выплат, когда ретро-бонус выдается товаром. Так у продавца возникает обязательство по уплате налога на добавленную стоимость (НДС).
  2. Бонус в виде денег. Как правило, это процент от суммы сделки, размер которого предусмотрен договором. В этом же документе указываются условия, обязательные для получения бонуса, например, закупка определенного количества товара или выполнение плана продаж.
  3. Опцион. Представляет собой возможность клиента приобретать товар по заниженной цене в течение определенного времени. В договоре должны быть прописаны сроки действия опциона.

Как происходит выплата ретро-бонуса

Ретро-бонусы начисляются в следующие моменты торгового процесса:

  • На входе. Выплата бонусов происходит во время закупки продукции.
  • На складе, когда выплата происходит во время хранения купленного товара. Как правило, данный способ применим в отношении высокотехнологичной продукции. Таким образом дистрибьютор страхуется от возможного снижения стоимости.
  • На выходе. В этом случае начисление бонусов производится после продажи определенной партии товара. Это оказывает на дистрибьютора мотивирующее действие – продавать больше и быстрее.

Расчет ретро-бонуса

Расчет ретро-бонусов производят по следующей формуле:

Ретро-бонус = Поощрение за выполнение определенного плана + Компенсация сопутствующих услуг.

Компенсация сопутствующих услуг представляет собой возврат расходов на маркетинг, рекламу, оплату труда сборщиков и упаковщиков, решение логистических вопросов.

НДС в расчет ретро-бонуса не входит. Если покупатель работает с подакцизным товаром, то акцизы тоже не учитываются при расчете.

Ниже приведен пример расчета ретро-бонуса покупателю.

Покупатель приобретает партию обуви на сумму 8 000 000 рублей. Производителем устанавливается ставка бонуса в размере 10 % от общей суммы закупки. Таким образом, максимально возможное поощрение – 800 000 рублей. Затраты покупателя на упаковку и логистику составляют 300 000 и 400 000 рублей соответственно. Его расходы полностью окупаются, он получает 100 000 рублей бонуса за произведенную закупку.

Как оформить начисление ретро-бонуса

Оформление начисления ретро-бонуса может происходить следующим образом:

  1. Заключается договор или дополнительное соглашение о ретро-бонусе. Необходимо документальное оформление отношений между поставщиком и дистрибьютором, для чего составляется соответствующий договор.
  2. В документе прописываются стороны, их обязанности, сумма сделки, размер ретро-бонуса, а также срок его начисления. Договору присваивается номер, все его страницы нумеруются, указывается дата заключения и цель соглашения.

  3. Ретро-бонус отражается в бухгалтерском и налоговом учете. Существует несколько сложностей, связанных с учетом ретро-бонусов:
    • С большинства выплат выгодополучатель должен будет уплатить налог на добавленную стоимость. Иногда поставщики делают расчет бонусов уже с учетом НДС, это чревато слишком большим его размером.
    • НДС для продовольственных и непродовольственных товаров рассчитывается по-разному. Если речь идет о продовольственной группе, то здесь НДС сразу включается в цену товара, а расчет ретро-бонуса происходит вместе с налогом.

Если говорить о бухгалтерском учете, то в нем рибейт можно отражать по-разному. Он может относиться либо к себестоимости продукции, либо к финансовому результату, который получила организация в результате осуществления своей деятельности.

Законодательство РФ о ретро-бонусе

Закон РФ в части ретро-бонусов не содержит никаких специальных и регулирующих норм. Но координация отношений между поставщиками и покупателями осуществляется в соответствии с положениями Гражданского кодекса.

Главным условием является четкость и прозрачность критериев, указанных в договоре о ретро-бонусе.

Ниже перечислены нюансы, которые обязательно нужно учитывать:

  • условия начисления ретро-бонусов должны быть изложены таким образом, чтобы их понимали все стороны;
  • на все расчеты и условия в части предоставления рибейта должны быть представлены соответствующие подтверждающие документы;
  • от правильного расчета и учета ретро-бонусов зависят налоговые последствия.

В укреплении партнерских отношений и повышении уровня лояльности клиентов ретро-бонусы играют важную роль. При этом необходимо соблюдать все юридические и налоговые нормы и правила.

От того, насколько правильно была разработана стратегия применения ретро-бонусов, зависит успех в конкурентной борьбе. Благодаря такой стратегии происходит создание длительных и взаимовыгодных отношений между партнерами.

Сохраните себе:
Читайте также
Сквозная аналитика: виды, метрики, настройка
В данной статье мы расскажем: Понятие и виды сквозной аналитики Плюсы и…
Реклама тизерная: суть, принцип работы, виды
В данной статье мы расскажем: Что собой представляет тизерная реклама Отличительные особенности…
Статистическая значимость: значение и методы расчета
В данной статье мы расскажем: Понятие статистической значимости Этапы расчета статистической значимости…
Смарт-баннеры: виды, использование, настройка
В данной статье мы расскажем: Что собой представляют смарт-баннеры в «Яндекс.Директе» На…
Стоп-слово: что это такое в тексте
В данной статье мы расскажем: Что такое стоп-слово Стоп-слова в маркетинге Стоп-слова…
Скоринг: как это работает. Скоринг: понятие, виды, методы оценки
В данной статье мы расскажем: Что такое скоринг Виды скоринга Что входит…
Ранжирование: что это и как работает
В данной статье мы расскажем: Определение ранжирования и его задачи Главные факторы…
Рекламный блок: понятие, виды, создание, размещение
В данной статье мы расскажем: Что собой представляет рекламный блок Где размещают…
Рекламное объявление: виды, правила составления
В данной статье мы расскажем: Виды рекламных объявлений Первые этапы создания рекламного…
Ретаргетинг: что это, как работает, как настроить
В данной статье мы расскажем: Как работает ретаргетинг Какой ретаргетинг бывает Плюсы…
Предикт: как предсказания служат бизнесу
В данной статье мы расскажем: Что такое предикт простыми словами Сферы использования…