Глоссарий

Что такое домен

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 7 минут
Домен - это, по сути, имя сайта, по которому его находят в интернете и без которого невозможно создание веб-ресурса. При этом существует ряд ограничений на выбор доменного имени, а также важные особенности, влияющие на узнаваемость ресурса.
В данной статье мы расскажем:

Механизм работы домена

Доменное имя служит для быстрого перехода на нужный сайт. Теоретически перейти на любой ресурс в интернете через браузер можно по IP-адресу, однако на практике так почти не делают. Тем более что прямой доступ к сайту по IP зачастую запрещен настройками сервера. И постоянно помнить адрес, состоящий из одних цифр, практически нереально.

Механизм работы домена

В связи с этим и ввели доменные имена, являющиеся универсальным, чаще всего единственным вариантом доступа к интернет-ресурсу. Они сегодня необходимы для нормального функционирования всего интернета.

Каждое доменное имя необходимо регистрировать в одном из множества специальных сервисов. Этот процесс можно сравнить с регистрацией, например, адреса дома. Но каждое здание в городе имеет, как правило, один адрес, зарегистрированный в соответствующих административных документах. Компьютеры же, подключенные к сети, взаимодействуют между собой по IP-адресам, которым в свою очередь должны соответствовать домены. Разберем подробнее принцип доступа к сайту для обычного пользователя.

  • Локальный поиск
После ввода имени любого сайта в адресную строку браузера сперва происходит поиск информации об этом сайте во внутреннем локальном кэше. Если эти данные есть, значит, соответствие между IP и доменным именем уже имеется, и ресурс загружается без дальнейшей проверки.

В случае, когда пользователь ни разу не посещал сайт с этого браузера, сведения об этом соответствии отсутствуют, и система продолжает поиск путем отправки соответствующего запроса в сеть.

  • Резолвер
Существуют так называемые DNS-резолверы — специальные серверы, к которым обращается браузер пользователя. Именно здесь находятся базы соответствия доменов и IP-адресов. После получения ответа от резолвера браузер загружает нужный сайт.

Но иногда требуемая информация в базе сервера отсутствует. В таких случаях резолвер перенаправляет запрос на DNS-серверы, на которых хранятся сведения обо всех IP-адресах и соответствующих им доменных именах. После получения информации о соответствии резолвер пересылает ее браузеру, который сразу же открывает сайт и сохраняет это соответствие в локальном кэше.

Уровни домена

Может показаться, что процесс передачи данных от сервера к серверу длится долго. Но на самом деле он занимает всего несколько миллисекунд.

Уровни домена

Доменное имя включает в себя как минимум две части, разделенные точкой. Для облегчения браузеру поиска сайта введена иерархическая система. Уровни домена считаются справа налево с учетом количества точек в адресе. Кроме того, такая иерархия позволяет системе доменных имен (DNS) корректно функционировать.

1-й уровень

Справа от последней точки находится домен первого (верхнего) уровня, обозначаемый также TLD.

site.com

Эту часть адреса называют еще доменной зоной, которая выбирается в процессе регистрации. Все доступные варианты приведены на официальном сайте интернет-адресов — IANA.

Регистрация зоны выполняется под контролем ICANN — международной организации, хранящей и распределяющей глобальную базу доменных имен.

Домены верхнего уровня могут быть:

  • Географическими (национальными, ccTLD). Имеют двухбуквенное обозначение и задаются международным кодом страны: .eu (страны ЕС), .ru (Россия), .ua (Украина) и т. д. Как правило, используются для географической принадлежности сайта. Но на практике никто не запрещает выбирать код любой страны. Иногда выбор делается в пользу наиболее дешевой зоны, соответствующей какому-нибудь небольшому государству.
  • Тематическими (общими, gTLD). Изначально были внедрены для обозначения тематики сайта: .com (коммерческие), .gov (правительственные), .edu (образовательные) и т. д. Однако в данном случае также отсутствует какой-либо контроль за соблюдением соответствия выбранного варианта направленности ресурса. Тем не менее, некоторые домены ограничены в использовании (например, .int — международные организации).

Существуют и домены еще более высокого, нулевого уровня. Они отображаются в виде точки после зоны (site.com.), но фактически в адресной строке не печатаются.

2-й уровень

Основной (материнский) домен находится на втором уровне и располагается слева от последней точки.

site.com

Представляет собой уникальный буквенно-цифровой адрес, который фактически является названием сайта. Перед регистрацией он должен быть проверен на уникальность. Начиная с этого уровня, доменами управляет регистратор — специальная организация, аккредитованная ICANN. В ее полномочия входят регистрация новых и продление существующих доменов.

Требования к доменам в РФ

3-й уровень

Левее основного домена через точку располагается поддомен (субдомен), который занимает в принятой иерархии третий уровень. В структуре всего сайта он соответствует отдельному разделу. То есть, для перехода, например, в раздел блога пользователь может сразу ввести в строку соответствующее доменное имя третьего уровня.

blog.site.com

Введение субдоменов позволяет упростить структуру всего сайта. Отпадает необходимость в создании дополнительных адресов для каждого раздела, но при этом каждый раздел можно отдельно индексировать и продвигать.

Допускается возможность создания неограниченного количества поддоменов, а также доменов, расположенных ниже по иерархии. Таким образом, на четвертом уровне (левее третьего уровня через точку) будут располагаться субсубдомены.

Требования к доменам в РФ

Для зоны .ru также действует правило уникальности буквенно-числового имени слева от последней точки. Собственно к имени сайта предъявляются следующие требования:
  • допустимая длина — от 2 до 63 символов;
  • в начале и конце должны быть только латинские буквы или цифры;
  • допускается использование латинских букв без различения регистра, цифр и дефиса;
  • одновременное использование дефиса в третьей и четвертой позиции имени недопустимо.

Аналогичные критерии предъявляются и к русскоязычному домену .рф. Имя второго уровня также должно представлять собой уникальную комбинацию букв и цифр. Технические требования незначительно отличаются от таковых по отношению к домену .ru:

  • допустимая длина имени — от 2 до 63 символов в кодировке Punycode;
  • в начале и конце домена второго уровня должны быть только латинские буквы или цифры;
  • в имени допускается использование кириллических букв без различения регистра (в том числе буквы «ё»), а также цифр и дефиса.
Регистрируя домен, администратор наделяется определенными обязательствами. Регистратор в свою очередь не в праве отказывать в регистрации при отсутствии серьезных оснований, предусмотренных принятыми правилами. Кроме того, он обязан соблюдать права третьих лиц, связанных с регистрируемым доменным именем. Это означает, что указанные лица могут подать на регистратора в суд, если их права будут нарушены.

Требования к доменам в РФ

Во избежание негативных последствий будущему владельцу рекомендуется предварительно проверить домен на отсутствие в имени товарных знаков, наименований государственных органов, иных объектов интеллектуальной собственности, уже занятых другими доменными именами. Для проведения проверки существует ряд сервисов, перечень которых приведен на сайте Координационного центра доменов .ru и .рф.

В регистрации будет отказано, если доменное имя содержит нецензурные и оскорбительные слова, а также слова, нарушающие общественные правила и имеющие явно антигуманный характер. Все ограничения приводятся в виде регламента «О формировании стоп-листа доменных имен в доменах .RU и .РФ» на указанном выше официальном портале. Этот документ нужно изучить перед подачей заявки на регистрацию.

Порядок регистрации домена

Домен пользователя регистрируется достаточно просто. Будущему владельцу нужно лишь ознакомиться с правилами и тарифным планом хостинг-провайдера. Это поможет в дальнейшем сделать оптимальный выбор. Следует также понимать, что доменное имя не покупается, а арендуется с возможностью продления сроков аренды. Новым клиентам провайдера стоит изучить условия первого заказа или переноса сайта с предыдущего хостинга.

Покажем, как создать домен на примере самого известного отечественного регистратора Reg.ru. Весь процесс состоит из двух основных этапов: выбора имени и его регистрации. Эти этапы имеет смысл разбить на более мелкие шаги.

  1. Регистрация или авторизация у регистратора.
  2. Подбор желаемого доменного имени. Домен прописывается в поисковой строке на странице регистратора, после чего нажимается кнопка «Подобрать». Отобразится результат, доступно имя или нет. В последнем случае система порекомендует другие варианты.
  3. Заказ домена. Определившись с именем, пользователь делает соответствующий заказ и оплачивает его согласно тарифному плану. Есть возможность воспользоваться промокодом.
  4. Ввод персональных данных и их подтверждение. Для регистрации домена на свое имя пользователь должен подтвердить свои паспортные данные и ввести дополнительную информацию о себе — физическое или юридическое лицо, в последнем случае название компании и ее реквизиты. Также заполняются контактные данные администратора: электронная почта, телефон, почтовый адрес.
  5. Выбор опций. При необходимости можно подключить дополнительные услуги или скорректировать тарифный план.

Далее необходимо сделать сайт доступным для других пользователей. Для этого следует воспользоваться услугами доступа к удаленному серверу для размещения большого объема данных. Среди доступных вариантов предлагаются виртуальный хостинг, позволяющий разместить несколько небольших сайтов, и выделенный сервер, подходящий для более объемного сайта.

Полезные сервисы для работы с доменом

В процессе разработки и последующей настройки домена помогут следующие инструментальные средства:

  • Nameboy. Программа позволяет составлять имена, используя заданные ключевые фразы. Поддерживается только английский язык. Автоматическая генерация комбинаций может выдать интересные варианты.
  • Namestation. Сервис предназначен для создания коммерческих доменов. Имеется возможность выбрать подходящий вариант и тут же проверить его статус. Точный поиск поддерживается при условии оформления подписки.
  • Domain Tools. Этот комплект инструментов позволяет подбирать имена и выдавать подробную информацию о них. Можно искать названия на аукционах. Новые пользователи могут воспользоваться демонстрационным режимом работы.
  • Domainr. Сервис генерирует список свободных зон в зависимости от заданного названия. Полезен в случае занятых имен.
  • Whois. Собирает сведения о доменном имени, в том числе о его доступности.
  • Транслит онлайн-переводчик. Сервис автоматически переводит кириллическое написание в латиницу.
  • Sociation. Генерирует ассоциации заданного слова. Может быть полезен при недостатке новых идей.
  • GoDaddy. Представляет собой аукцион доменных имен.
  • NIC.RU. Сервис является своего рода биржей доменов, где можно встретить также освобождающиеся доменные имена.
  • 2IP. Здесь предлагается несколько полезных функций, среди которых присутствует конвертер Punycode.

Знание понятий «домен» и «доменное имя» значительно облегчит подбор емкого названия сайта, позволит сделать работу сайта максимально эффективной. Тем не менее, рекомендуется воспользоваться консультацией специалиста в данной сфере, чтобы избежать ошибок в будущем.

Сохраните себе:
Читайте также
Чем занимается отдел маркетинга: кто и как продвигает продукт
Из этого материала вы узнаете: Цели и функции отдела маркетинга в компании…
Руководитель отдела маркетинга: обязанности, требования к кандидату на должность.
Из этого материала вы узнаете: Кто такой руководитель отдела маркетинга Основные задачи…
Менеджер отдела продаж: как нанять и сколько платить
Из этого материала вы узнаете: Задачи менеджера отдела продаж Функции менеджера отдела…
Показатель вовлеченности: понятие, формулы расчета, сервисы для отслеживания
Из этого материала вы узнаете: Показатель вовлеченности: что это такое Причины отслеживать…
Маркетолог: что делает и каким бывает
Из этого материала вы узнаете: Задачи и обязанности маркетолога Специализации маркетологов Навыки…
Обязанности руководителя отдела продаж: разбираемся в деталях
Из этого материала вы узнаете: Обязанности руководителя отдела продаж Необходимые навыки и…
SWOT-анализ предприятия: эффективный инструмент оперативной и стратегической оценки компании
Из этого материала вы узнаете: Задачи SWOT-анализа предприятия Преимущества и недостатки SWOT-анализа…
Сегмент рынка: как определить и что делать дальше
Из этого материала вы узнаете: Понятие сегмента рынка Зачем определять сегмент рынка…
Кросс-маркетинг: кому подойдет и как организовать
Из этого материала вы узнаете: Понятие кросс-маркетинга Преимущества кросс-маркетинга Схемы кросс-маркетинга Инструменты…
Частный инвестор: кто это?
Из этого материала вы узнаете: Кто такой частный инвестор Плюсы и минусы…
Спонсор: цели, формы и виды сотрудничества
Из этого материала вы узнаете: Кто такой спонсор Выгоды и цели спонсора…
Точка безубыточности: когда рассчитывать и как
Из этого материала вы узнаете: Понятие точки безубыточности Формула и пример расчета…