Глоссарий
Диверсификация бизнеса: зачем класть яйца в разные корзины
На чтение
8
Диверсификация бизнеса - стратегия, предполагающая распределение средств компании для открытия новых направлений или расширения уже существующих. Используется для снижения рисков, более эффективного распределения ресурсов, повышения инвестиционной привлекательности.
Из этого материала вы узнаете:
- Что такое диверсификация бизнеса простыми словами
- Преимущества и недостатки диверсификации бизнеса
- Модели и типы диверсификации бизнеса
- Этапы диверсификации бизнеса
- Оценка необходимости диверсификации бизнеса
- Примеры диверсификации бизнеса крупных компаний
Что такое диверсификация бизнеса простыми словами
Под диверсификацией бизнеса понимают стратегию, направленную на вывод компании на рынки с новыми услугами/продуктами, которые отличаются от конкурентных предложений. Источник: shutterstock.com Стратегия диверсификации применяется, если бизнес:- хочет повысить доходность;
- стремится минимизировать экономические риски;
- желает вывести фирму из критического состояния;
- планирует использовать потенциальную синергию.
Преимущества и недостатки диверсификации бизнеса
К достоинствам относятся:- устойчивость к росту конкуренции и кризисам;
- развитие одних направлений бизнеса за счет других;
- рациональное использование ресурсов;
- преимущества перед конкурентами за счет новых продуктов/направлений;
- повышение репутации бренда в глазах партнеров и инвесторов;
- гибкая долгосрочная стратегия развития, адаптируемая к разным трендам и изменениям;
- выгодные условия кредитования, в том числе на международном уровне.
- трудности при распределении ресурсов между разными активами и направлениями;
- угроза убытков в областях, способных перетянуть на себя доходы других векторов;
- трудности в координации масштабной и децентрализованной структуры;
- риски и необходимость существенных вложений при запуске новых направлений, продуктов либо выхода на неохваченные рынки;
- необходимость унификации и оптимизации процессов в разрозненных направлениях.
Модели и типы диверсификации бизнеса
Есть разные направления диверсификации бизнеса. Но важно понимать, какими могут быть последствия внедрения того или иного варианта относительно рисков, цены, сроков. Существует два способа диверсификации.Связанный способ диверсификации
В данном случае речь идет об уже работающем бизнесе, у которого есть общие значимые характеристики с новым направлением. В качестве примера можно взять Apple Inc.Несвязанный способ диверсификации
Здесь у существующего бизнеса отсутствуют общие характеристики. Пример — компания Virgin. Источник: shutterstock.com При этом диверсификация делится на 6 типов.Горизонтальная диверсификация
Это когда компания концентрирует все силы на культивировании абсолютно новых услуг/продуктов для усиления присутствия на рынке или завоевания его сегментов. Главный смысл здесь заключается в привлечении внимания имеющихся клиентов. Новый продукт может относиться к той же сфере и требовать таких же ресурсов, однако в нем обязательно должно присутствовать know how. Walt Disney Company была диверсифицирована по горизонтальному типу. Основатель ее подверг анимационный бизнес следующей трансформации: купил кинокомпании и открыл тематические парки. Parrot не стала внедрять метод поглощений и слияний, а прибегла к новым технологиям — создала фермерский смарт-дрон, способный измерять уровень влажности грунта, объем удобрений, температуру окружающего пространства.Вертикальная диверсификация
Под такой интеграцией подразумевается стратегия роста, характеризующаяся расширением продуктовой линейки посредством создания или приобретения новых предприятий для изготовления сырья или реализации продукции. Источник: shutterstock.com Ikea — яркий пример бизнеса, работающего по такой системе. Он осуществляет закупку лесоматериалов для изготовления собственной мебели. Вертикальная диверсификация помогает бизнесу:- укрепить и расширить цепочки поставок;
- получать доход;
- минимизировать расходы на производство;
- обрести доступ к новым каналам сбыта.
Концентрическая диверсификация
Данный тип диверсификации является разновидностью горизонтальной. Он предусматривает внедрение новых услуг/продуктов в имеющуюся продуктовую линейку. Они должны быть непосредственно связаны с уже выпускаемой продукцией. Концентрическая диверсификация позволяет расширить присутствие компании на рынке, на котором она уже работает. Когда Apple предложила smart-часы, она уже выпускала телефоны и компьютеры, поэтому покупатель знал, чего ожидать — продукт, обладающий надежностью и качеством, присущими данному бренду. Клиент знает компанию, понимает ее ценности, лояльно относятся к бренду и готов приобретать новые продукты. Для большей эффективности концентрической диверсификации используйте положительный потребительский опыт.Конгломератная диверсификация
Вид горизонтальной диверсификации бизнеса. Стратегия, при которой компании выпускают новые услуги/продукты, в корне отличающиеся от ее ассортимента. Она помогает вывести бизнес на рынки и расширить ЦА теми, кто, может, раньше о таких товарах даже не слышал. Источник: shutterstock.com Достоинства стратегии:- высокий уровень рентабельности вложений;
- хороший темп роста.
Наступательная и защитная диверсификация
Это две стратегии проведения диверсификации бизнеса. Защитная помогает брендам сохранять конкурентоспособность на перенасыщенном рынке. К ней прибегают, как правило, при утрате компанией позиций — доли дохода или рынка. У наступательной иной принцип: бизнес разрабатывает агрессивную стратегию для захвата рынка и получения еще большей прибыли.Оценка необходимости диверсификации бизнеса
Прежде чем принять решение о конкретном способе диверсификации, определитесь, есть ли в этом необходимость. Поразмыслите над несколькими вопросами.- Что лучше — специализация на основном роде деятельности или же диверсификация?
- Послужит ли трансформация созданию ценности продукта в глазах клиента или, напротив, снизит её?
- Существует ли оптимальный уровень диверсификации вашего бизнеса?
- Какой из типов трансформации более всего вам подойдет, поможет умножить прибыль?
- Является ли ниша, которую вы стремитесь освоить, доходной?
- Сможете ли с помощью диверсификации уменьшить стоимость входа и повысить потенциальную прибыть?
- Поможет ли трансформация добиться синергии за счет распределения ресурсов и возможностей между разными направлениями?
Этапы диверсификации бизнеса
- Анализ имеющегося портфеля, бизнеса, способов инвестирования для определения слабых и сильных сторон, потенциальных сфер для диверсификации.
- Постановка целей и задач, разработка стратегии, которая будет отвечать целям компании или конкретных лиц, стратегическое планирование.
- Непосредственно процесс диверсификации, подразумевающий реализацию намеченного плана посредством покупки новых предприятий, оптимизации распределения инвестиций или выхода на неохваченные рынки.
- Регулярный мониторинг и оптимизация: анализ результативности диверсифицированного портфеля или бизнеса для внесения при необходимости нужных корректив.