MVP: как помогает разработчикам понять потребности ЦА
В данной статье мы расскажем:
Что значит MVP
Обычная ситуация в мире бизнеса – практически 90 % всех стартапов не приносят своим организаторам успеха. Примерно 50 % проваливаются из-за того, что на предлагаемый товар или услугу спроса нет. Для того чтобы снизить риски, был придуман MVP.
MVP (расшифровка – Minimal Viable Product), в буквальном переводе «минимально жизнеспособный продукт». По сути, это пробная версия той услуги или изделия, которые хотят предложить покупателям. При этом новый товар обладает самым маленьким набором полезных свойств для потребителя. Связано это с тем, что MVP должен не принести прибыль, а показать, насколько предлагаемая инновация вообще людям нужна.
Полученные результаты от целевой группы дают обратную связь в самом главном направлении – стоит ли вообще продолжать работать над проектом. И если результат положительный, тогда что именно требуется улучшить, переделать или сохранить в неизменном виде.
Сам термин введён в оборот основателем и руководителем консалтинговой компании SyncDev Фрэнком Робинсоном (Frank Robinson) в 2001 г. Чаще всего MVP применяют в IT-сфере (разработка различных цифровых сервисов, программного обеспечения и тому подобного).
Автор термина определял его как итог «синхронной разработки», то есть когда параллельно идёт работа над продуктом и исследуется будущий рынок сбыта.
«Минимально жизнеспособный продукт» существует не сам по себе, это элемент концепций Lean Startup и Customer Development. Первая концепция преследует цель сокращения расходов на запуск бизнес-идей. Вторая – изучает целевую аудиторию (в том числе и с привлечением MVP).
Задачи MVP
- Опробовать проект на жизнеспособность
- Снизить затраты
- Повышение шансов в конкурентной борьбе
- Привлечение инвестиций
Любые теоретические исследования уступают реальному товару. Только живые пользователи смогут определить слабые и сильные стороны предлагаемого продукта.
Минимально жизнеспособный продукт носит тестовый характер. В силу этого не требует больших затрат. Если потребитель не оценит идею, то потери не нанесут непоправимого ущерба. С другой стороны, станет ясно, что вызвало особый интерес в функционале нового товара, а что людям неинтересно. Значит, и вкладывать средства можно точечно, с максимальной эффективностью.
Всегда существует риск, что похожий продукт разрабатывают конкуренты. Выпустив на рынок пусть даже прототип MVP, можно начать формировать свой круг потребителей, закрепившись в сознании людей, как лидер в определённой сфере.
Инвесторам проще рискнуть своими деньгами и вложиться в новое дело, когда есть не только идея, но и готовый товар или услуга. Вот тут и поможет минимально жизнеспособный продукт как наглядная иллюстрация серьёзности намерений.
Отличие MVP от PoC
Нужно отличать MVP от PoC (proof of concept), что в переводе значит «доказательство осуществимости идеи».
PoC не является ранней версией продукта. Это доказательство того, что предлагаемая инновация в принципе может функционировать. Например, при разработке нового программного обеспечения проверяется, будет ли работать это ПО технически. Также PoC используют для нахождения скрытых проблем, поиска оптимальных путей их решения. Такой метод можно применить с помощью страницы в соцсетях, блога или сайта, любой площадки, с которой можно обратиться к широкой аудитории с объяснением бизнес-идеи, которую планируете реализовать.
Вот реальный пример «доказательства осуществимости идеи». Дрю Хьюстон (Drew Houston), запуская стартап Dropbox, выложил в интернет ролик, в котором рассказал о своём замысле. В течение первых суток на него подписалось 75 тыс. человек. Некоторые специалисты, правда, считают этот пример иллюстрацией того, как работает концепция MVP, но большинство экспертов определяют данный пример как PoC.
Понятия MVP и PoC в некоторой степени близки по смыслу, но не заменяют друг друга. Сначала реализуется доказательство осуществимости идеи, а потом выпускается минимально жизнеспособный продукт.
Виды MVP
Существует две группы подходов к формированию MVP по степени достоверности.- Высокая достоверность
- MVP Флинстоуна (другое название – Волшебник страны ОЗ)
- Консьерж MVP
- Разрозненный MVP (другое название – Франкенштейн MVP)
- Продукт с одним параметром
- Краудфандинг
- Предпродажа чужого товара
- Низкая достоверность
Минимально жизнеспособный продукт такого типа даёт возможность спрогнозировать результат максимально близким к реальному. Он требует достаточно серьёзного финансирования. Имеется несколько типов такой стратегии.
Подобно тому, как герои этих популярных произведений мастерски создавали видимость наличия у них материальных ценностей или волшебных качеств, и у тестовой версии продукта, вышедшего на рынок, на самом деле никакого работающего функционала нет. Есть концепция, но технически программного обеспечения пока не имеется.
Вот как это выглядит на примере. Ник Суинмурн (Nick Swinmurn), создатель и владелец компании Zappos, начиная свой стартап, действовал следующим образом. На сайте он публиковал фотографии обуви, которую предлагал купить. Ни обуви на складе, ни самого склада он не имел. Как только потребитель заказывал ту или иную модель обуви, предприниматель шёл в магазин, покупал и отправлял товар. Бизнесмен проверял идею – готовы ли люди заказывать обувь через интернет. Как только он получил положительный ответ, то обновил функциональность сайта.
Реальный консьерж – это человек, который оказывает помощь жителям дома. Данная стратегия MVP предполагает в перспективе выход на рынок мощного веб-приложения, которое поможет потребителям получать информацию. Но прежде чем разрабатывать программное обеспечение, все эти функции будет выполнять живой человек. Задача – понять, насколько в принципе востребована такая услуга.
В этой стратегии инновационная идея выглядит как комплексный продукт, собранный из уже существующих готовых программных решений. И если потребители дадут положительную обратную связь, то разрабатывается дополнительный набор функций и создаётся оригинальный товар.
На рынок выпускается конкретный продукт, обладающий минимумом возможностей. Это позволяет сразу выйти на целевую аудиторию, протестировать идею, понять проблемы и недостатки, а уже потом решить вопрос с расширением функционала.
Как было сказано выше, не всегда минимально жизнеспособный продукт имеется в реальности. Бывает, что предлагается несуществующая разработка, как уже функционирующая (например, MVP Консьерж или Флинстоун). Есть ещё один способ проверить идею – собирая средства на создание товара. Потребители готовы платить? Это значит, что MVP проекта вызывает интерес, можно начинать процесс.
Выделяют два метода:
На специальных краудфандинговых платформах начинают сбор денег на реализацию проекта. В том случае, если описание идеи интересно потребителям, нужная сумма будет получена. Можно начинать создавать продукт.
На сайте публикуется информация, описывающая отсутствующий пока продукт, который планируется доставить. Покупатели могут оформить предзаказ, заранее оплатив его стоимость, то есть зарезервировать за собой товар, как только тот поступит в продажу.
Данный подход к разработке минимально жизнеспособного продукта отличается более простыми способами получения обратной связи от потребителя. Это позволяет организовать процедуру разработки MVP быстрее, без лишних затрат и организационных сложностей. Негативной стороной будет меньшая точность итоговых результатов. В основном это MVP-контент. Для тестирования используют опросы, рекламные кампании, объясняющие видео и презентации с использованием возможностей сети интернет (социальные сети, форумы, блоги, лендинг и прочее).
Вне зависимости от выбранного типа минимально жизнеспособного продукта, для его создания нужно выполнить несколько последовательных шагов.
Этапы разработки MVP
Шаг 0. Составляем для себя основные принципы и методы MVP.
Проверка бизнес-идеи должна потребовать минимум ресурсов при максимально полной обратной связи. Это важно помнить, придерживаться и контролировать на всех стадиях реализации MVP.
Шаг 1. Формулируем проблему и ставим конкретную цель.
Нужно иметь чёткий ответ на вопрос – зачем людям понадобится ваш продукт. Когда будут понятны преимущества предлагаемой идеи, можно двигаться дальше.
К примеру, зачем нужен специальный сервис по доставке готовой еды из заведений общепита? Преимущество – человек, не покидая дома, сможет получать качественные блюда ресторанного уровня.
Шаг 2. Находим свою целевую аудиторию и сужаем её.
Рассчитывать на широкий круг потребителей – ошибочное решение. Сузьте круг покупателей вашего товара. Пусть это будут те, кто максимально заинтересован именно в этом продукте. Впоследствии сможете в нужном направлении развивать бизнес-идею, и вложенные в рекламу средства дадут максимальный эффект. Следует создать обобщённый портрет человека, который обязательно приобретёт ваш продукт. Здесь нет мелочей – возраст, образование, профессия и должность, место жительства, доходы, привычки, как проводит свободное время, хобби. Чем более конкретное представление о своём покупателе есть, тем лучше.
Шаг 3. Изучаем конкурентов.
Большая сложность – придумать абсолютно оригинальный ресурс. Чаще всего на рынке имеются аналоги продукта, который пытаетесь продвигать вы. Поэтому обязательно нужно с точки зрения анализа конкурентов изучить рынок – что они предлагают, какую долю в системе занимают, какие есть слабости и преимущества. Такой подход позволит найти своё место, повысив функциональность продукта.
Информацию можно взять в социальных сетях, поисковых системах Яндекс и Google. Не стоит пренебрегать специальными аналитическими программами. Платные (на условиях подписки), вроде Moz и Sensor Tower, или бесплатные сервисы Quantcast, Ahrefs, App Annie (с 2022 г. – Data AI), Similarweb или AppFollow предоставят различные данные об известности продуктов потенциальных конкурентов.
Шаг 4. Производим SWOT-анализ.
SWOT-анализ – это метод стратегического планирования, но он прекрасно подходит и для продвижения MVP.
SWOT (это аббревиатура) – совокупность 4 групп факторов, которые оказывают влияние на проект: сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats).
Самое главное – максимально честно ответить на вопросы по вышеобозначенным группам факторов, имея целью понять, как минимизировать влияние слабых сторон, избежать угроз, использовать возможности, опираясь на свои сильные стороны. Делается это для выбора оптимальной стратегии поведения на рынке.
Шаг 5. Формируем «карту пути пользователя».
User flow – в буквальном переводе «путь пользователя». Термин обозначает последовательность шагов потребителя с момента захода на сайт или включения приложения до момента достижения им своей цели.
Создатели инновационного проекта составляют схему того, на какие кнопки пользователь должен кликнуть или на какие страницы перейти, чтобы достичь желаемого результата. Это и есть «карта пути». Чем проще и интуитивно понятнее будет этот путь, тем больше шансов, что потребителю понравится предлагаемый продукт.
С другой стороны, подобная схема упрощает деятельность команды разработчиков. Становятся видны слабые места, понятны направления развития и пути оптимизации дизайн-решений.
Шаг 6. Ранжируем функции по степени важности.
Создавая MVP, требуется осознать, какие функции обязательно должны присутствовать в новом продукте. Здесь используется метод составления историй (другое название – пользовательские истории). Требуется рассмотреть ситуацию с позиции потребителя, что на него влияет при принятии решения. Верно расставленные приоритеты позволят включить в MVP самые важные функции.
Шаг 7. Определяем объём минимально жизнеспособного продукта.
После того как функции были расставлены по важности, берутся самые приоритетные из них. Это будет тестовая версия MVP. Её называют каркасом (другое название – «ходячий скелет»). Иногда этот «скелет» и является готовым минимальным продуктом MVP, выведенным на рынок.
Также туда добавляется немного функций.
Данной версии в любом случае не хватает дополнительного функционала («мяса»), но его можно добавить позднее, после анализа полученной от потребителей обратной связи.
Шаг 8. Выбираем оптимальный метод управления и разработки.
Когда стал понятен предстоящий масштаб работы, можно переходить к разработке MVP.
Методы управления:
- LEAN
Метод, применявшийся при разработке ПО Agile. Основан на нескольких принципах:
- избегание лишних расходов;
- быстрая доставка;
- усиление обучения;
- создание целостности.
- SCRUM
Функции минимально жизнеспособного продукта разрабатываются небольшими циклами (2 или 4 недели). Главное – оптимально распределить объём и количество работы, чтобы отдельные команды легче могли выполнить поставленные задачи.
- KANBAN
В отличие от двух выше названных методов управления, Канбан не имеет цикличной прогрессии. Здесь главный упор сделан на решении проблем по мере их возникновения.
- EXTREME PROGRAMMING (ХР) (буквально – «экстремальное программирование»)
XP – набор практических приёмов, включающий в себя парное программирование, рефакторинг или переработку кода, частые небольшие релизы, упрощённый дизайн, стандарты оформления кода и прочее. Всё это позволяет очень быстро и качественно улучшать и обновлять код.
- GROWTH
Метод, имеющий целью быстрый рост продаж продукта при недостаточном бюджете. Начинаются продажи MVP с минимальным набором функций. По мере поступления обратной связи продукт изменяется, улучшается, усложняется с целью охвата большего количества потребителей. Главные принципы – упрощение, короткие итерации, прекращение работ.
Шаг 9. Применяем альфа-тестирование и бета-тестирование.
- Альфа
Внутреннее тестирование MVP, которое проводится небольшой группой людей, чаще всего друзьями и родственниками. Выявляются недочёты, получается обратная связь.
- Бета
Продукт предлагают протестировать реальным потребителям из целевой аудитории в течение ограниченного срока времени. Снова получаются и анализируются отзывы.
Далее происходит доработка продукта и цикл повторяется. Количество и время проведения таких циклов «создание – тестирование – обучение» определяются характером проекта.
После получения нужной информации либо начинается новый этап улучшения MVP вашей бизнес-идеи, либо происходит возврат к шагу 0.
Идея минимально жизнеспособного продукта базируется на философии экономного стартапа и подразумевает пошаговое постепенное улучшение идеи посредством циклов типа «построение → измерение → обучение». Это происходит до того момента, пока товар не удовлетворит потребителя.
И хоть MVP, исходя из его сути, имеет минимальный функционал, но его хватает, чтобы пользователи смогли понять, насколько данный продукт их устраивает.