В данной статье мы расскажем:
- Что такое кейс-стади
- Виды кейс-стади
- Когда применяется метод кейс-стади
- Составляющие кейс-стади
- Как написать и использовать кейс-стади
- Часто задаваемые вопросы о кейс-стади
О чем речь? Кейс-стади — метод отработки гипотетических ситуаций. Представляет собой вводную информацию и описание проблемы, решить которую предстоит испытуемому. Используется для обучения сотрудников, саморазвития, на собеседованиях.
Что учесть? Кейс-стади бывают разных видов, но суть у всех одна: проверить знание материала на практике. При их составлении прибегают к одному из двух способов — перспективному и ретроспективному. Но прежде чем приступить, стоит здраво оценить необходимость использования метода.
Что такое кейс-стади
Кейс-стади — это обучающая технология, использующая методики анализа реальных объектов или ситуаций. Анализируя конкретную задачу, обучающиеся рассматривают суть проблемы и находят пути ее преодоления. Название технологии произошло от английских слов case, что означает «случай», и study — в переводе «учиться».
Читайте также: Как выявить и обойти конкурентов в бизнесе
Методика находит применение не только в сфере изучения бизнес-процессов, но и в различных гуманитарных направлениях.
Особенностью образовательной технологии кейс-стади является тесное переплетение теоретических основ и практики, что дает возможность погрузиться в реальные условия. Некоторые источники называют такой подход натуралистическим в противовес экспериментальному, который предполагает, что исследователь полностью контролирует объект и создает искусственную среду для работы.
Метод кейс-стади основан на разборе конкретных объектов и явлений с целью определения закономерностей и причин, вызывающих эти явления. Чаще всего применяется в политологии, медицине и общественных науках. Цель данной методики — получить полную информацию об объекте и спроецировать ее на аналогичные ситуации.
Источник: Mongta Studio / shutterstock.com
Кейс-стади как метод исследования имеет некоторые недостатки. Формулирование и обобщение выводов для всего исследования в целом осложняется, поскольку технология характеризуется высоким уровнем субъективности. В зависимости от особенностей объекта или ситуации некоторые факторы проявляются неоднозначно. Но, зная эти нюансы, негативный эффект можно минимизировать.
Виды кейс-стади
Различают следующие виды кейс-стади:
- Коллективные — исследование группы людей или общности. Например, психологи могут исследовать, как коллективное ментальное здоровье зависит от доступа к ресурсам и как это влияет на отношения между группами. Такой метод кейс-стади полезен в исследованиях нескольких кейсов сразу.
- Описательные — изучение описывающей теории. Исследуются объекты изучения, проводится анализ информации и сравнение полученных результатов с первоначальными теоретическими положениями.
- Объясняющие — исследование объекта для определения причин, которые привели к каким-либо событиям, связанных с данным объектом.
- Исследовательские — применяются обычно в качестве предварительных исследований, которые в дальнейшем становятся основой для более глубокой аналитической деятельности.
- Инструментальные — дают возможность больше узнать об объекте изучения, чем известно на данный момент, помогают посмотреть на него под другим углом. Эти методы используются чаще всего.
- Внутренние — методы, подразумевающие наличие у исследователя личного мотива для работы. Например, Жан Пиаже использовал кейс-стади в сфере психологии, выбрав в качестве объекта исследования своих детей.
Наиболее подходящий вид выбирается индивидуально для каждой конкретной ситуации.
Когда применяется метод кейс-стади
Кейс-стади используется в ситуациях, которые не предполагают шаблонного решения и требуют осмысленного подхода. Это применимо для современного предпринимательства, поскольку готовых стандартных решений, гарантирующих успех, в бизнесе не существует.
Технология кейс-стади в обучении имеет особую значимость в следующих случаях:
- работа с информацией для выявления проблем и возможностей, определения закономерностей, общих тенденций;
- анализ проблемы, включающий выявление причин, вызвавших данную ситуацию, формулировку сути, составление плана действий для ее разрешения;
- оценка гипотез, относящихся к данной проблеме, — сильные и слабые стороны конкретного варианта, возможные последствия и риски при исполнении плана;
- отработка навыков работы в команде, сплочение, формирование корпоративного духа для решения общей проблемы.
Источник: Funtap / shutterstock.com
В западных странах есть множество примеров использования метода кейс-стади. Данная технология довольно давно и успешно применяется во многих отраслях, в том числе в бизнесе, юридической практике и т. д.
Составляющие кейс-стади
В классическом варианте кейс-стади в социологии состоит из следующих элементов:
- Вспомогательная информация. Требуется для лучшего понимания и ориентации в событии.
- Ситуация. В качестве объекта изучения может выступать история, происшествие, событие, проблема, кейс-случай.
- Контекст ситуации. Подразумевается хронологический, социальный или исторический аспект конкретного события, географическое расположение объекта и т. д.
- Вопросы, комментарии и задачи. На их основе строится работа над кейсом.
- Приложения. Дополнительные сведения, не вошедшие в основную часть. Например, словарь терминов или данные статистки.
Как написать и использовать кейс-стади
Для проведения анализа объекта методом кейс-стади необходимо понимать механизм, знать суть и последовательность исследования. Технология делится на методы:
- Перспективный — когда за человеком или группой людей наблюдают, чтобы сделать определенные выводы. Например, проводятся исследования в сфере аромамаркетинга с целью получения вывода, как ароматы влияют на продажи. Для этого ароматизаторы размещаются в торговой зоне, и через некоторое время оценивается изменение продаж.
- Ретроспективный — это метод, противоположный первому, когда с помощью кейс-стади изучается история, то есть исследователи обращаются к прошлому. Рассмотрим вышеприведенный пример с этой точки зрения: мы уверены, что ароматизаторы, размещенные в торговом зале, увеличивают продажи. Исходя из этого убеждения, изучается последовательность действий, особенности метода и компании, которая его применяет, и т. д.
В обоих случаях использование метода кейс-стади основано на работе с информацией, которую нужно где-то брать. Понятно, что ее в настоящее время очень много, и все знают, где можно ее найти, но для исследований важны преимущественно официальные и научные данные.
Источник: Andrew Angelov/ shutterstock.com
Рассмотрим основные источники, в которых можно взять информацию для использования стратегии кейс-стади:
- Архивные данные. Записи обзоров, опросов, переписи, списки, содержащие интересующие объекты, — это все является архивными данными, которые считаются важнейшим источником информации.
- Прямое наблюдение. Подразумевает изучение объекта в условиях, являющихся для него естественными. Его обычно осуществляет группа исследователей, в которую могут входить физики, биологи, геодезисты, археологи и т. д., но также его может проводить и один человек.
- Официальные документы. Сюда относятся письма, законы, приказы, указы, административные записи. На этих источниках обычно основываются исследования, касающиеся сферы гуманитарных наук. Такая документация имеет важное значение, поскольку регламентирует правила регулирования исследуемого объекта.
- Интервью. Считается, что при написании кейс-стади — это один из основных и важнейших методов (по данным западной научной литературы). Если вас интересует мнение эксперта или специалиста в конкретной области, вы можете посмотреть или прочесть его интервью, в котором обычно освещаются либо вопросы исследовательского характера, либо открытые, которые предполагают озвучивание экспертом собственного субъективного мнения.
- Исследования участника. Данный метод состоит в том, что объект и субъект исследования — это одно и то же лицо. То есть исследователь сам входит в эксперимент, наблюдает за собой, описывает изменения от первого лица и делает выводы.
- Физические приспособления. В этом случае при наблюдении за объектом используются разные подручные средства (объекты, инструменты, приспособления). Важно их правильно применять и следить за работоспособностью, чтобы получить корректные результаты исследования.
Читайте также: Эффективные переговоры: как добиться поставленной цели
Метод выбирается в зависимости от особенностей конкретного исследования, и после выбора можно переходить к материалу. В рамках методики кейс-стади его делят на две части.
История кейса
Раздел включает следующие подразделы:
- Предпосылки изучения кейса. Имеется в виду история возникновения объекта, лица, участвующие в его создании, особенности, а также сами люди, выполняющие роль объекта.
- Описание проблемы. Определение основного вопроса, который стал причиной рассмотрения конкретного кейса. Опишите момент, когда произошел критический поворот, укажите, что его спровоцировало. Если требуется указать данные в цифрах, их важно брать в официальном источнике.
- Мнение специалистов. Напишите мнение экспертов, которое касается вашего кейса, предоставьте читателям возможность посмотреть на кейс с разных сторон. Обоснуйте свой выбор в пользу указанных мнений, приведите аргументы. Также укажите самые сложные вопросы, с которыми вам пришлось столкнуться в ходе исследований.
Следующий этап, входящий в технологию кейс-стади, — это решение рассматриваемой проблемы.
Разрешение проблемы кейса
Проанализируйте решения, принятые главными лицами и вызвавшие трансформацию объекта. По возможности оцените итог с помощью числовых показателей: стала ли ситуация лучше, хуже или никак не изменилась. Получилось ли достичь требуемого результата с помощью выбранной методики?
Источник: Red Vector / shutterstock.com
Кроме того, нужно сделать выводы:
- Если практика кейс-стади оказалась успешной, значит, методы для решения ситуации выбраны правильно. Определите закономерность с учетом особенностей объекта.
- Если использование кейса ничего не поменяло, сделайте вывод о том, что связь с изучаемыми факторами отсутствует.
- Если кейс ухудшил ситуацию, постарайтесь выявить причины и закономерности, которые к этому привели. Может быть, вы сами сможете найти более эффективный путь решения проблемы, либо можно воспользоваться мнением специалистов, озвучивших свое мнение относительно данной ситуации.
Кейс-стади обычно является иллюстративным лифлетом, разделенным на блоки. Электронный вариант, как правило, представлен pdf-форматом. Для повышения наглядности и привлекательности материала, а также если есть необходимость его медийного представления, для кейс-стади следует подобрать соответствующий дизайн.
Часто задаваемые вопросы о кейс-стади
Каковы преимущества применения кейс-стади?
Данная технология имеет следующие преимущества:
- Практическая направленность. Ценность метода состоит в том, что полученную теоретическую базу можно применять на практике, что позволяет получить более полную картину бизнеса.
- Интерактивность. Взаимодействие участников метода кейс-стади в формате игры или другой активности способствует выработке общего знания. Они глубоко погружаются в процесс, примеряют на себя роль субъекта исследования и стараются найти решение проблемы.
- Ограниченность во времени. Установление четких временных рамок оказывает положительное влияние на выработку soft skills (мягких навыков). Это очень важно для профессии и карьеры, а в вузах этому не обучают.
Кому не подходит метод?
Применение кейс-стади не имеет смысла для:
- компаний, занимающихся реализацией простой готовой продукции;
- фирм, оказывающих типовые услуги.
Кто разработал метод?
Технологию кейс-стади представили в Школе бизнеса Гарвардского университета в 1920 году. Методика была преподнесена как прогрессивный способ обучения в сфере менеджмента и бизнеса. С того времени Гарвард является главным пропагандистом кейс-стади как метода обучения, а в университетской библиотеке хранится крупнейшее собрание кейсов.
К середине 50-х годов ХХ века технология заняла прочное место в университетах Западной Европы. В настоящее время программы подготовки менеджеров занимают лидирующие позиции по использованию кейсов в программах обучения.
Читайте также: Этика делового общения: принципы и методы
У метода есть существенное преимущество. Чем активнее вы используете кейс-стади для решения различных вопросов, тем более универсальный характер приобретает ваша коллекция разборов. Количество кейсов будет увеличиваться, а решения, принятые на основании приобретенного опыта, помогут вам быстрее добиваться поставленных целей.