В данной статье мы расскажем:
- Что собой представляет дивизионная структура управления
- Задачи и принципы дивизионной структуры управления
- Преимущества и недостатки дивизионной структуры управления
- Типы подразделений в дивизионной структуре управления
- Часто задаваемые вопросы о дивизионной структуре управления
О чем речь? Дивизионная структура управления — организационная модель, применяемая в современных компаниях для повышения эффективности деятельности. В отличие от традиционных функциональных схем она предполагает разделение организации на автономные подразделения (дивизионы), каждое из которых отвечает за определенный продукт, регион или рынок.
Когда необходима? Дивизионная структура особенно эффективна для крупных предприятий, работающих в нескольких сегментах рынка или географических регионах. Ее внедрение требует четкого распределения ответственности между дивизионами, а также создания системы координации их деятельности.
Что собой представляет дивизионная структура управления
Есть несколько значений слова «дивизион». Одно из них используют для обозначения подразделений коммерческих организаций. При дивизионной структуре управленческие функции распределены по нескольким направлениям. Каждый из менеджеров компании отвечает за деятельность своего подразделения. Разделение основывается на выделении групп товаров, услуг, открытии филиалов в разных регионах страны.
Источник: Andrii Yalanskyi/ shutterstock.com
Создание дивизионных организационных структур управления началось в конце 1920-х годов. В качестве примера такого предприятия можно привести «Дженерал Моторс». Оно стало первым, кто перешел на новую форму управления.
В 60-70-е годы прошлого столетия число таких организаций в США резко возросло, а к концу века от линейно-функциональных структур отказались порядка 80 % всех диверсифицированных и специализированных компаний. Из 500 крупнейших предприятий практически 95 % перешли на новый вид управления.
Читайте также: Позиционирование компании: что вас отличает от конкурентов
В Японии дивизионная структура управления внедрена на 45 % всех действующих компаний. Необходимость перехода на новый вид управления была связана с расширением фирм, внедрением прогрессивных технологических процессов, многопрофильностью их деятельности. В таких условиях централизованная система потеряла свою эффективность. Управлять из единого центра подразделениями, которые существенно отличаются друг от друга, стало практически невозможно.
Дивизионную систему внедряют преимущественно в крупных корпорациях, где крайне сложно управлять из единого центра многочисленными бизнес-процессами.
При дивизионной структуре управления введение дополнительного административного уровня имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, на предприятии усиливается бюрократическая составляющая, однако с другой — такой подход позволяет значительно повысить качество менеджмента.
При дивизионной структуре вопросы, которые касаются предприятия в целом, решаются на уровне высшего руководства. Например, это финансовое и стратегическое планирование, взаимодействие с крупными бизнес-партнерами, исследовательская деятельность.
Определенными полномочиями, необходимыми для оперативных действий, наделены топ-менеджеры. В их подчинении находятся специализированные подразделения. Такой подход помогает достигнуть золотой середины между централизованным и децентрализованным способами управления.
Дивизион — это подразделение, наделенное определенной самостоятельностью. У него есть непосредственный руководитель, который отвечает за выполнение задач, возложенных на это отделение. Он напрямую связан с главным руководством фирмы и получает от него общие целевые установки.
Таким образом, каждый дивизион работает над конкретными задачами, но имеет общую цель — развитие компании.
Задачи и принципы дивизионной структуры управления
Данная структура управления необходима для повышения продуктивности рабочего процесса, бесперебойной деятельности компании. Помимо этого, раздел фирмы на самостоятельные отделы имеет ряд других преимуществ.
- Компания быстро реагирует на внешние изменения, которые касаются конкурентов, запросов аудитории, внедрения нового программного обеспечения.
- Рациональное распределение обязанностей и ответственности повышает продуктивность работы.
- Сосредоточение внимания на одном товаре или услуге повышает уровень конкурентоспособности.
- Снижение нагрузки на высшее руководство. Генеральный директор получает возможность более детально заняться решением общих задач.
К достоинствам дивизионной структуры управления можно отнести такую особенность, как возможность быстро определить, в каком секторе возникла проблема, и в отличие от функциональной структуры не проводить комплексную проверку работы всей компании.
Источник: GamePixel/ shutterstock.com
Дивизионы предприятия — это бизнес-юниты, которые имеют свои цели и выполняют конкретные функции, но при этом подчиняются общей стратегии компании. Чтобы сохранить работоспособность системы управления в целом, подразделениям необходимо придерживаться определенных принципов работы.
- Они должны быть независимыми. Например, фирма, занимающаяся выпуском мебели, не должна влиять на работу компании малоэтажного строительства. Не имеет значения, что они объединены в одну корпорацию.
- Каждый несет ответственность за товар, услугу или работу в конкретном регионе. Например, подразделение в Ижевске должно отвечать только за Удмуртский регион и никак не вмешиваться в деятельность филиала в Казани.
- Автономность. У каждого дивизиона есть свой менеджер, рабочий коллектив. Это позволяет отделу самостоятельно принимать решения и осуществлять свою деятельность самостоятельно.
Подразделения работают с клиентами по своему усмотрению, не дожидаясь указаний от руководства.
Преимущества и недостатки дивизионной структуры управления
Плюсы дивизионной структуры управления:
- Этот вид дает компании возможность своевременно откликаться на изменения, происходящие как внутри нее, так и на рынке, что сокращает сроки адаптации к новым условиям.
- Дивизионная структура управления направлена на достижение целей фирмы. Например:
- производство продукции установленного вида и категории;
- ее соответствие запросам потребителей;
- поставка товаров на рынок согласно его требованиям.
- Снижена нагрузка на высшее управленческое звено. За работу подразделений несут ответственность отдельные руководители.
- Ответственность за прибыль лежит на отдельных дивизионах.
- Руководители подразделений имеют возможность быстро принимать управленческие решения.
- Руководители отделений наделены полномочиями, позволяющими в полной мере осуществлять контроль над производством.
Читайте также: Бизнес-коммуникации
Минусы дивизионной структуры управления:
- Чрезмерное количество уровней при управлении.
- Между отделениями наблюдается высокий уровень конфронтации.
- Неэффективная работа отделений дивизионной структуры.
- Отсутствие горизонтальных связей между отделениями.
- Ограничение возможности использования ресурсов в связи с закреплением их за отдельными подразделениями.
- Увеличение управленческих расходов в связи с дублированием функций.
- Организация производственного процесса по принципу «сверху вниз» требует дополнительных усилий и расходов.
Типы подразделений в дивизионной структуре управления
Этот вид управления был разработан в начале 1900-х годов Альфредом П. Слоаном, президентом General Motors. Он подразумевает создание в одной корпорации целого ряда производственных подразделений. Структуризация предприятия происходит по одному из следующих критериев — по продукту, потребителю, региону, технологическим процессам.
Продуктовые подразделения
Этот вид дивизионных структур управления является самым распространенным. Суть его заключается в том, что компании, которые специализируются на производстве нескольких видов продукции, создают для каждого из них свое подразделение.
Источник: Andrii Yalanskyi/ shutterstock.com
В качестве примера приведем General Motors, которая создала четыре продуктовых отдела: Buick, Cadillac, Chevrolet и GMC. Руководители каждого из них несут ответственность за организацию производственного процесса, техническое обеспечение, качество продукции, маркетинговую политику.
Клиентские подразделения
Суть структуризации предприятия по потребителю заключается в том, что для каждой группы клиентской базы создается отдельное подразделение. Такой подход позволяет повысить качество обслуживания всех категорий потребителей.
Примером является Johnson & Johnson’s. Эта компания первая реализовала сегментацию производства на основе клиентов. Она создала три основных подразделения — потребительский бизнес (продажа товаров личной гигиены), фармацевтический бизнес (продажа лекарственных средств в аптеках) и профессиональный бизнес (медицинские приборы для лечения и диагностики заболеваний).
Технологические подразделения
Подразделения процессов созданы для оптимизации потоков работы и информации. Например, это касается исследований и разработок продукта. Только после их завершения можно приступать к привлечению клиентов.
Процесс выполнения заказов также не может начаться, пока не будут выявлены целевые клиенты и не начнут поступать заявки на товары и услуги.
Географические подразделения
Эту дивизионную организационную структуру управления следует практиковать в том случае, когда деятельность компании осуществляется сразу в нескольких регионах. Преимущество такого подхода состоит в том, что удается более качественно и в короткие сроки обслуживать клиентов на местном уровне.
В качестве примера можно привести деятельность Nestle. Корпорация открыла филиалы в пяти регионах. Это Северная Америка (NA), Латинская Америка (LATAM), Европа (EUR), Азия, Океания и Африка (AOA), Китай (GC).
Такой подход позволил повысить количество продаж, добиться отличных финансовых результатов.
Часто задаваемые вопросы о дивизионной структуре управления
Каковы условия использования дивизионных структур управления?
Дивизионная структура управления подойдет компаниям, которые должны отвечать следующим условиям:
- быть крупного размера с большим количеством производственно-хозяйственных операций;
- иметь широкий ассортимент продукции или услуг;
- обладать разветвленной сетью производства;
- не зависеть от рыночной конъюнктуры и технологических инноваций;
- занимать активную позицию на мировом рынке.
Как создать эффективную дивизионную структуру управления?
Чтобы создать эффективную дивизионную структуру, следует учитывать такие факторы:
- Товарно-рыночная стратегия. Под этим термином понимают комплекс решений относительно ассортимента, объемов производства, способов реализации товаров.
- Корпоративная стратегия. Долгосрочный план, преследующий главную цель: обеспечение конкурентного преимущества на рынке сбыта товаров и услуг.
- Человеческий ресурс. Подбор персонала для всех уровней управления внутри организации с учетом профессиональных навыков.
- Барьеры. Учет политических, экономических, юридических факторов, которые оказывают влияние на процесс создания структуры управления.
Какие российские компании имеют дивизионную структуру управления?
Дивизионная структура управления внедрена на таких отечественных предприятиях:
- «Газпром нефть». Структура состоит из следующих подразделений: нефтедобыча, нефтепереработка, сбыт нефтепродуктов и научно-технические разработки.
- «Сбер» тоже включает ряд подразделений, несущих ответственность за некоторые виды деятельности: банкинг, маркетплейс, брокерский бизнес, инвестиции, страхование.
Как внедрить дивизионную структуру управления?
Внедрение дивизионной системы проходит в несколько этапов:
- Анализ текущей системы управления. Выявляют слабые места и потенциальные возможности.
- Создание обособленных отделов. Например, подразделений, которые несут ответственность за услуги, продукты.
- Передача полномочий. Назначение ответственных людей, которые будут принимать решения на уровне своих подразделений.
- Создание системы контроля. Это финансовые отчеты, определение основных показателей эффективности бизнеса.
При смене управления всегда возникают разного рода проблемы. Работники, привыкшие к установленному порядку, могут начать выражать протест, не соглашаться с введением новшеств. Недопонимание возникает и между коллегами.
Преодолеть разногласия поможет разработка и утверждение инструкций для персонала. Помимо перечисленных сложностей освоение новой структуры потребует дополнительных расходов, которые необходимо предусмотреть заранее.
Дивизионная структура, несмотря на ряд недостатков, предназначена для совершенствования системы управления крупным бизнесом. Именно в этом случае она наиболее работоспособна и показывает высокую результативность.