В данной статье мы расскажем:
- Суть современного маркетинга
- Правила современного маркетинга
- Современные виды маркетинга
- Технологии современного маркетинга
- Часто задаваемые вопросы о современном маркетинге
О чем речь? Современный маркетинг охватывает все сферы человеческой жизни. Реклама на улицах и в транспорте, взаимодействие с клиентами в соцсетях и Интернете в целом, использование цифровых технологий и автоматизации – все это применяется маркетологами.
На что обратить внимание? Главное отличие современного маркетинга от классического заключается в фокусировке не на количестве продаж, а на удовлетворении потребностей аудитории, причем в определенных случаях компании сами и создают такие запросы, чтобы тут же их закрыть собственным продуктом.
Суть современного маркетинга
В традиционном, то есть, классическом представлении маркетинг – это всевозможная реклама в виде баннеров, в СМИ, на радио и телевидении, внутри лифтов, на транспортных средствах и т.п.
Целью в традиционном маркетинге ставится максимальное поднятие объёмов продаж и прибыли. При умеренной конкуренции и для продвижения уже известного аудитории продукта такой подход вполне успешно себя демонстрирует. Однако на современном рынке классическим маркетингом уже не обойтись.
Люди ищут товары в онлайне, традиционную рекламу пропускают мимо ушей, запросы постоянно меняются и растут. Кроме того, конкуренты с аналогичными товарами и услугами растут «как грибы». Уровень спроса сейчас значительно ниже предложения, рынок перенасыщен, конкуренция огромная, и, чтобы на нем удержаться, требуются новые стратегии и инструменты.
Концепция современного маркетинга подразумевает такой подход к управлению продажами, при котором основной упор делается на потребности клиента, применение новейших технологий для исследования целевой аудитории и взаимодействия с нею. Современный маркетинг называют еще инновационным или клиентоориентированным.
Задача и у современного, и у традиционного маркетинга одна – увеличивать объёмы прибыли. Однако есть нюансы. Традиционный маркетинг во что бы то ни стало продает имеющийся у продавца товар (услугу), даже если покупатель в нем не нуждается. Цель маркетинга в современных условиях – не пытаться «всучить» покупателям всё подряд, лишь бы добиться роста продаж, а предложить продукт, отвечающий запросам аудитории, удовлетворяющий её насущные потребности.
Вот какие задачи стоят перед современным маркетингом:
- максимально подробно исследовать аудиторию, её боли, запросы, потребности;
- предложить продукт, соответствующий потребительским ожиданиям;
- способствовать искусственному формированию новых потребностей;
- открывать новые ниши, в которых на рынке еще никто не работает;
- постоянно заботиться об усовершенствовании продукта, улучшать его качественные характеристики и конкурентские преимущества;
- повышать качество обслуживания, уровень сервиса, удобство взаимодействия с компанией;
- с помощью программ лояльности выстраивать с покупателями длительные и прочные отношения, рассчитанные на перспективу.
Правила современного маркетинга
- Значимость рекламы сохраняется, однако во главу угла ставятся иные, более важные тенденции современного маркетинга.
Тут на первом месте — тесное взаимодействие с клиентами, построение не просто коммерческих, а эмоциональных связей. Уделите больше внимания и заботы тем, кто выбирает ваш бренд, а они взамен сами проявят себя и покажут, как именно предпочитают сотрудничать.
- Упор на вовлеченность.
Сейчас для того, чтобы стать участником тех или иных событий, влиять на какие-то ситуации, достаточно буквально раз другой щелкнуть мышкой. Людям нравится чувствовать себя причастными, знать, что их голос важен. Создайте для них такую возможность, пусть даже формальную (чтобы была хотя бы видимость участия в чем-то значительном).
- Интернет-маркетинг.
Современный интернет-маркетинг – это общение с потребителем через соцсети, тематические группы, обзоры, интервью, через сбор отзывов, построение рейтингов и т.п. Здесь вы можете выстраивать диалоги, обучать своих клиентов, знакомить с новинками, получать обратную связь. Ведь люди с удовольствием вступают в разговор, если видят заинтересованность другой стороны.
- Маркетологи непременно должны учитывать возможности стремительно развивающегося мобильного интернета.
Статистика говорит о том, что у 90 % взрослого населения есть сотовые телефоны, а смартфонами обладают половина из них. Маркетологам следует принимать во внимание, что телефон у человека под рукой в любое время суток, абсолютно всегда.
- Следите за инновациями и смело внедряйте их в собственном бизнесе.
Предприятию новые подходы в производстве дадут хорошую экономию средств и времени, но самый большой плюс от этого – вы получите заинтересованность новых клиентов и быстро окупите деньги, вложенные в обновление производства. Кроме того, инновации положительно влияют на имидж, придают бренду современный вид, делают маркетинг более привлекательным и эффективным.
Современные виды маркетинга
- SMM-маркетинг (с использованием соцсетей)
Раньше, когда соцсети только появились, сами сотрудники организации выкладывали тут новости, фото, видео и прочую нужную информацию. Однако на данном этапе развития современного маркетинга этим занимаются SMM-специалисты, задача которых – постоянно улучшать свои навыки, идти в ногу со временем. Сегодня именно топ-менеджеры и руководители маркетинговых служб обязаны следить за стратегией продвижения компании в социальных сетях.
- E-mail-рассылка
Соцсети демонстрируют информацию согласно определенным алгоритмам, причем критерии показов обычно никому не известны. В итоге получается, что лишь определенная часть аудитории видит, что именно выложили в соцсеть SMM-щики. Разумеется, предприятиям приходится постоянно придумывать, как привлечь к себе внимание большего количества людей.
Читайте также: Основы интернет-маркетинга
В e-mail-маркетинге важно подавать информацию в соответствии с редакционной стратегией. То есть, отправлять рассылки именно тогда, когда размещаете статьи на сайте или запускаете акцию (либо планируете запуск и хотите заранее рассказать об этом своей целевой аудитории).
- Бренд-менеджмент как инструмент современного маркетинга
Задача бренд-менеджеров – формирование образа бренда либо выпускаемого продукта, поддержание внутренних и внешних коммуникаций компании. В рамках современного маркетинга управление брендом – это проявление творческого подхода к реализации проектов. Бренд-менеджер должен быть опытным маркетологом и хорошим организатором.
- Контент-маркетинг, копирайтинг
Задача контент-маркетологов и копирайтеров – подготавливать для публикаций материалы, интересные для потребителя и способствующие росту продаж (либо нацеленные на реализацию иных задач).
В современном маркетинге умение подать материал в виде увлекательной истории – большая ценность. Люди давно уже не обращают внимания на призывы вроде «Покупай прямо сейчас», это скорее даже раздражает. Сторителлинг подразумевает лёгкость, некий элемент развлечения, который в итоге аккуратно вызовет у человека желание купить.
- Маркетинг взаимодействия с продуктом
Задача продуктового маркетинга – обеспечить эффективное взаимодействие между маркетологами и сотрудниками других отделов, занимающихся разработками, управлением продуктом и продажами, подготовкой счетов, обслуживанием клиентов и т.п.
Специалисты по продуктовому маркетингу исследуют целевую аудиторию, запросы и пожелания клиентов, их потребительский опыт. Вся эта информация затем используется другими специалистами при формировании и продвижении продукта компании.
Продуктовые маркетологи непременно должны уметь быстро вытраивать коммуникации и работать в условиях многозадачности. Именно они подготавливают и запускают в работу руководства по презентациям и продажам, организуют краткосрочные тренинги по ведению продаж, исследуют рынок, конкурентов, анализируют поведение потребителей, сделанные ими покупки.
Технологии современного маркетинга
Автоматизация маркетинга
На производстве автоматизация – это задействие механизмов, заменяющих для человека выполнение монотонных, рутинных либо очень сложных (чреватых фатальными ошибками) процессов. А современные технологии автоматизации маркетинга подразумевают использование ПО, способствующего оптимизации продаж. В итоге специалист освобождается от рутины и может больше времени посвятить взаимодействию с аудиторией, её углубленному изучению и т.п.
Автоматизация помогает продажникам быстро делить ЦА по категориям. Причем критерии может установить сам специалист, а затем машина соберет всю нужную для сегментирования информацию.
Автоматизация процессов позволяет обрабатывать громадные базы данных, объединяя исходящий и входящий маркетинг, и подтягивать всё больше новых клиентов. Плюс появляется возможность отслеживать продажи в реальном времени, наблюдать за поведенческими реакциями, формировать отчеты.
Маркетинговая аналитика
Для улучшения бизнес-показателей крайне необходимо исследовать результаты уже завершенных кампаний и с особенной тщательностью анализировать динамику самых значимых показателей.
Аналитика дает возможность замечать любые изменения в объёмах продаж, охватах, видеть, что именно предпочитают покупать наиболее перспективные потенциальные клиенты. Вот какие задачи решаются в современном бизнесе значительно проще благодаря маркетинговой аналитике:
- Разработка продукта. Маркетологи подготавливают схему изделия или услуги с учетом ожиданий целевой аудитории, которые уже заранее исследованы и известны.
- Изучение тенденций в отрасли. Когда специалисты знают, что именно предпочитают потенциальные клиенты, становятся понятны особенности сегмента рынка в целом. Тогда можно составить представления о том, какую долю тут может занять ваше конкретное предприятие.
- Создание и изучение опросников. Посмотрите, какие именно слова и фразы чаще всего используются в ответах. По ним часто видно, что интересно вашей аудитории. Эта информация тоже полезна для реализации выбранных компанией стратегий.
- Оказание поддержки клиентам. Для оптимизации услуг важно внимательное отношение к обращениям покупателей, проведение опросов. Так вы сможете каждому предложить именно то, что он ищет.
Ремаркетинг в качестве технологии современного маркетинга
Ремаркетинг работает так: человек зашел на сайт, полистал страницы, посмотрел информацию, вышел. Позже при посещении других интернет-ресурсов ему попадается реклама сайта компании, про которую он уже что-то видел. Настройки для ремаркетинга довольно просты, и при этом велика эффективность. А суть здесь в том, что конкретная реклама видна лишь тем пользователям, которые уже проявляли интерес к продукту компании.
Читайте также: Аналитика в интернет-маркетинге
Для отслеживания поведения пользователей сейчас существуют сложные инструменты, способные собирать информацию и приводить её в системный вид. Это позволяет делать выводы о потребностях и покупательских реакциях аудитории.
На основе ремаркетинга можно подготавливать и внедрять целевые стратегии. К примеру, в зависимости от действий людей на сайте распределять их по группам, для которых потом поисковые машины формируют релевантную выдачу рекламы.
Искусственный интеллект, прогнозирование, машинное обучение
Стратегии современного маркетинга подразумевают активное использование искусственного интеллекта, аналитических прогнозов и машинного обучения. Это привело к серьезным изменениям во всей сфере.
Алгоритмы и компьютерные процессы, построенные на логических и интеллектуальных разработках, можно и нужно использовать в маркетинговых стратегиях. Искусственный интеллект способен обрабатывать громадные объёмы данных, что позволяет выстраивать точные прогнозы, грамотно и быстро принимать решения (как текущие, так и срочные).
Машинное обучение дает возможность делить ЦА на сегменты и исследовать поведение людей в каждом из них. В итоге вы, запустив кампанию, при необходимости будете корректировать и улучшать её прямо в режиме реального времени.
Big Data
Для постоянного и полного удовлетворения любых пожеланий и запросов клиентов необходимо хранить всю собранную о них информацию и применять её тогда, когда потребуется эффективное взаимодействие.
Big Data как раз представляет собой громадный массив данных. Для успешного функционирования Big Data должна интегрироваться с прочими маркетинговыми инструментами, способами продвижения товаров (услуг), механизмами взаимодействия с аудиторией. Именно такое пересечение позволяет собирать, анализировать, а затем использовать нужную информацию для обеспечения индивидуального подхода к покупателям.
Интернет вещей как маркетинговый инструмент
Сейчас люди постоянно имеют при себе всевозможные современные гаджеты. Благодаря IoT и этим устройствам вы можете различать предпочтения потребителей и даже их настроения. Более того, очень часто у многих с собой сразу несколько гаджетов, объединенных локальной сетью. Специалист, изучая её, сразу поймет, что у потенциального клиента вызывает интерес, а что раздражает.
Дополненная виртуальная реальность
На текущий момент времени виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность не распространены широко. О них вообще многие узнали исключительно через игры вроде Pokemon Go. Но отдельные компании уже протестировали эти современные методики, чем привлекли к себе внимание и выделились среди конкурентов.
Сейчас существует ряд интернет ресурсов, открывающих широкий доступ к AR и VR. Например, на платформе YouTube действует опция видеообзора с поворотом на 360°. А на сервисе Snapchat разработчики позаботились о том, чтобы у посетителей при заказе товаров через социальные сети появилась возможность взаимодействия с дополненной реальностью.
Часто задаваемые вопросы о современном маркетинге
Какая есть литература для изучения современного маркетинга, его проблем и преимуществ?
- Юри Ван Ден Берг, Маттиас Берер: «Крутые бренды должны быть горячими. Свежее руководство по продвижению на рынке».
- «Код убеждения. Как нейромаркетинг повышает продажи, эффективность рекламных кампаний и конверсию». Авторы — Кристоф Морен и Патрик Ренвуазе.
- Елена Афанасьева: «Как создать свой проект для ТВ и Digital».
- «Волшебные кнопки. Куда жать, чтобы продавать». Автор – Анна Сазонова.
Сохраняет ли свою актуальность маркетинг в традиционном понимании?
Разумеется, связь между классическим и современным маркетингом велика. По сути, современный маркетинг вытекает из традиционного, сохраняя существующие там принципы, но при этом активно интегрируется в интернет-пространство.
Каковы особенности современного маркетинга в России?
Современный маркетинг – это масштабная концепция, подразумевающая не просто рекламирование товара (или услуги), но и непременное донесение информации о том, как этим продуктом пользоваться, с предварительным изучением запросов, ценностей и пожеланий людей.
В рекламе же следует лишь очень аккуратно, без нажима намекнуть, что к покупке рекомендуется продукт именно такого-то или такого-то производителя (бренда). Всё это касается не только России, но и других стран.
Читайте также: Потребительский маркетинг
На сегодняшний день роль современного маркетинга для бизнеса, несомненно, велика. Тут есть свои особые инструменты, методы и тенденции, овладев которыми, вы в разы ускорите продвижение своего товара или услуги. Кроме того, получите поток новых клиентов, сохраните старых, станете продавать и зарабатывать больше. Всё это прямой путь к эффективному росту и успешному развитию в долгосрочной перспективе.