Глоссарий

Что такое Whois, зачем проверять whois

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 7 минут
Whois - это база с данными о доменах, работающая через одноименный сетевой протокол. В ней содержится информация, кому принадлежит сайт, контакты владельца и еще ряд технических параметров.

В данной статье мы расскажем:

Что такое whois

Если кратко, то whois (от английского who is — «кто такой») – сетевой протокол, построенный на протоколе ТСР. Его цель в принятии регистрационных данных в виде текста о владельцах IP-адресов и доменных имен (в основном, их контактной информации). Чаще всего в записи о домене находится имя и данные для связи с «регистрантом» (владельцем домена) и контакты «регистратора» (организации, которая занималась регистрацией домена), имена DNS-серверов, дата регистрации и дата истечения срока ее действия. Записи об IP-адресах группируются по диапазонам (например, 8.8.8.0 — 8.8.8.255) и содержат данные об организации, которой этот диапазон делегирован.

Во многих случаях whois домена нужен для того, чтобы определить, занято доменное имя или еще нет. Конечно, в теории такую проверку можно сделать, открыв домен в браузере, но зарегистрированное имя не всегда применяется.

Нужно уточнить тот факт, что ввод всей контактной информации происходит в момент регистрации и спустя время она может потерять свою актуальность. У всех регистраторов есть личная процедура их обновления, а само действие занимает определенный срок (но по большей части одни сутки).

Протокол предполагает клиент-серверскую архитектуру и применяется при доступе к открытым серверам баз данных (как правило, самих регистраторов IP-адресов и доменных имен). Иногда whois сервер для конкретного домена верхнего уровня включает в себя полную базу данных, касающуюся всех зарегистрированных доменов. В остальные моменты подобный whois сервер имеет только основную информацию и направляет к whois серверам определенных регистраторов.

Зачем проверять Whois

Проверка whois в основном нужна во время поиска незанятого доменного имени, чтобы понять, свободен ли желаемый домен. Существуют и случаи другого характера, где надо проверить whois:

  • определить возраст сайта или срок регистрации домена;
  • получить контакты владельца для покупки домена;
  • отправить жалобу на собственника сайта;
  • получить статистические данные об источнике конкурента;
  • вычислить однодневный сайт или мошенническую активность.

Существуют следующие базы данных, используемые whois сервисами:

  • Централизованные. Такой сервис имеет в распоряжении расширенную базу данных и может давать ответы на запросы, относящиеся почти ко всем регистраторам.
  • Распределённые. У whois-сервиса нет полной базы, как в случае выше. Поэтому информацию приходится запрашивать у определенных регистраторов.

Когда применяется распределенная архитектура, регистраторы могут вносить в записи произвольные данные о клиентах. Протокол whois не рассчитан на распознавание отличий централизованной и распределенной моделей. По этой причине логичнее будет мониторить данные с домена, используя разные сервисы.

Требования к регистраторам, работающим с whois

От компании-регистратора зависит, насколько корректной будет информация в базе данных whois. В их обязательства входит предоставление правильных контактов с проверкой их валидности на срок всей регистрации.

Создавая домен как пользователь, вам необходимо отдать точные контактные данные организации-регистратору, а при изменении этих данных передавать организатору новые. Это та обязанность, которая лежит на вас после согласия с условиями договора о регистрации от провайдера.

В случае его нарушения, когда вы с самого начала предоставляете неправильную информацию или не обновляете, доменный провайдер может поставить на паузу действие вашего права на пользование доменом или забрать его. Такой же исход будет ждать вас при игнорировании уведомления о необходимости подтвердить личные данные, отправленные вашим доменным регистратором.

Ежегодно провайдер обязан напоминать вам о том, что вы должны соблюдать договоренность о предоставлении достоверных персональных данных. Такая же периодичность наблюдается в получении запросов на подтверждение валидности информации, введённой вами. Однако в жизни владельцы малых и средних по популярности ресурсов редко сталкиваются с подобными запросами.

От даты заключения договора с доменным провайдером зависят ваши права и обязанности как владельца домена. Внимательно изучите их, чтобы избежать проблем и несостыковок в будущем.

Сервисы whois

Приведем список самых распространенных онлайн-ресурсов, которые предоставляют не только whois, но и другие практические инструменты по выяснению истории корректировки доменных контактов, IP-адреса домена и остальное.

REG.RU

Данный регистратор не только отдает текущие данные, но и оказывает некоторые дополнительные услуги платного или бесплатного характера:

  • возможность сделать запрос об истории изменений домена;
  • установка конкретного домена на мониторинг.

Последняя услуга пригодится, если вы собираетесь покупать занятый на сегодняшний день домен. С ее помощью вы отследите статус домена и приобретете его сразу после освобождения. Свой домен также можно поставить на мониторинг для выявления от сервиса уведомления о сроках действия домена.

В сервис включены:

  • кнопка "Мой IP", которая отобразит ваш IP-адрес вместе с данными об интернет-провайдере;
  • Punycode-конвертер;
  • специальный reg-бар, который можно поставить в браузер и узнавать информацию о домене в один клик (даже не переходя на сторонний сайт).

Указанный регистратор считается одним из самых значимых в сфере услуг регистрации доменов и хостинга.

1WHOIS.RU

Этот сервис способен преобразовывать данные в структуры, чтобы помогать пользователям искать желаемую информацию без лишних проблем. Помимо стандартных данных, распознавать можно:

  • CMS сайта;
  • версию php;
  • тип сервера;
  • тИЦ (тематический Индекс Цитирования);
  • месторасположение сервера, на котором находится сайт.

2IP.RU

На этом сайте WHOIS-сервис ничем не отличается от аналогов конкурентов, но здесь вы можете:

  • сменить скорость интернета;
  • проверить анонимность;
  • проверить время реакции вашего компьютера;
  • узнать CMS сайта;
  • узнать посещаемость сайта;
  • и многое другое.

WHOIS-SERVICE.RU

Очень популярный в России сервис, который помимо стандартного сервиса WHOIS предлагает воспользоваться дополнительными возможностями:

  • IP LOOKUP покажет, какой организации принадлежит IP-адрес;
  • DNS WATCH укажет, на каких DNS-серверах находится домен;
  • PING определит время прохождения данных до сервера и время генерации ответа сервера на запрос;
  • WHATS укажет на информацию о web-сервере, под управлением которого работает сайт, а также операционную систему, запущенную на сервере;
  • TRACERT определит трассировку пути доступа до сервера;
  • CY предоставит информацию о тематическом индексе цитирования (ТИЦ), который был присвоен сайту поисковой системой Яндекс.

Наличие базы WHOIS помогает сделать интернет-пространство более открытым. Любой человек или организация может воспользоваться WHOIS-сервисом, чтобы подробнее узнать о том или ином ресурсе.

Сохраните себе:
Читайте также
Чистая прибыль: понятие, формула расчета
В данной статье мы расскажем: Понятие чистой прибыли Цели расчета чистой прибыли…
Специфика направления HoReCa
В данной статье мы расскажем: Что такое HoReCa Специфика сферы HoReCa Маркетинг…
GRP: значение и расчет показателя
В данной статье мы расскажем: Что такое GRP Зачем измерять GRP Отличие…
Время на сайте: как узнать и повысить
В данной статье мы расскажем: Понятие времени на сайте Важность времени на…
Что такое Open Rate и как его рассчитать
В данной статье мы расскажем: Что такое Open Rate Формула Open Rate…
Что такое GMV и как его рассчитать
В данной статье мы расскажем: Что такое GMV Как рассчитывают GMV GMV…
CTOR: что означает, как рассчитать
В данной статье мы расскажем: Что обозначает показатель CTOR Формула расчета CTOR…
Стоимость привлечения клиента (CAC): разбираемся в деталях
В данной статье мы расскажем: Что такое стоимость привлечения клиента (CAC) Отличие…
Внутренняя норма доходности: что это, как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Внутренняя норма доходности: что это такое Применение…
LCR: что означает, как считать
В данной статье мы расскажем: Суть LCR в маркетинге Формулы расчета LCR…
CAGR: разбираемся в нюансах
В данной статье мы расскажем: Что такое CAGR Формула расчета CAGR Практическое…
RFM-анализ: задачи, преимущества, этапы
В данной статье мы расскажем: Понятие RFM-анализа Этапы RFM-анализа Дальнейшая работа с…