Глоссарий

Валовая маржа: что это такое и как рассчитать

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 8 минут
Валовая маржа - сумма прибыли организации, полученную после вычета связанных с производством товара или предоставлением услуг расходов. Проще говоря, это чистая выручка компании. Данный показатель крайне важен, так как предоставляет наглядную информацию об успешности бизнеса.
В данной статье мы расскажем:
  • Отличия валовой маржи от наценки и прибыли
  • Необходимость определения валовой маржи
  • Факторы, влияющие на валовую маржу
  • Формула расчета валовой маржи
  • Нормы валовой маржи
  • Преимущества и недостатки использования методики расчета
  • Понятие маржинальности
  • Методы увеличения маржинальной прибыли

Отличия валовой маржи от наценки и прибыли

Немногие даже опытные бизнесмены безошибочно отличают такие понятия, как «валовая маржа», «валовая прибыль» и «наценка». Следует сразу разграничить данные термины, обозначить их отличительные черты, чтобы не возникало путаницы.

Валовая прибыль – сумма, которая получается при вычитании всех сопутствующих расходов из валового дохода. Валовая маржа – разница между выручкой от реализации продукта и переменными затратами на его создание. Наценка (ее еще называют добавочной стоимостью) – разница между себестоимостью продукта и его финальной ценой или между закупочной стоимостью и той, по которой его отпускают покупателям.

Наиболее важные различия между маржой и прибылью:

  • Если прибыль – чистый доход фирмы, то валовая маржа относится к оценочным факторам.
  • Чтобы высчитать данные о прибыли, от суммы всех доходов отнимается сумма всевозможных затрат, а вот для расчета показателя валовой маржи – только переменных, размер которых полностью зависит от производственного процесса.
  • Даже с учетом того, что маржа и прибыль прямо пропорциональны друг другу, показатель первой все равно будет больше, чем второй. Чем выше маржа, тем выше и прибыль.
  • Прибыль отражает финансовые успехи фирмы в целом, а маржа является показателем самого рентабельного вида производства и наиболее оптимальных объемов выпуска конкретной продукции.
Отличия валовой маржи от наценки и прибыли Наиболее важные различия между маржой и наценкой:
  • Если показатель маржи не сможет достичь 100 %, то коэффициент наценки – вполне, и даже превысить.
  • Основой расчета наценки является себестоимость продукта, а маржи – общий доход фирмы от продажи.
  • Показатель маржи должен быть обязательно выше, чем наценки. При этом они взаимозависимы, при росте одного сразу же повысится и второй показатель.

Необходимость определения валовой маржи

Определить валовую маржу нужно для того, чтобы понять, способна ли компания в полной мере окупить расходы путем получения большой выручки с товаров.

Также коэффициент помогает:

  • установить конечную стоимость, фиксируя минимально возможное и оптимальное значение, при котором руководство компании получит больший доход;
  • проанализировать работу менеджерского отдела, занимающегося продажами и закупками продуктов;
  • оценить разумность трат, проверить, не нужна ли оптимизация в этой сфере;
  • понять выгоду акционеров, при выплате фирмой дивидендов из дохода от реализации;
  • выяснить, является ли фирма достойным конкурентом в своей отрасли.

Факторы, влияющие на валовую маржу

Существуют факторы, которые напрямую влияют на валовую маржу предприятия:
  • уровень продаж или производства товаров;
  • результативность работы менеджеров по продажам и закупкам;
  • состояние зарплатного фонда;
  • обслуживание оборудования, его ремонт, покупка новых моделей и т.д.;
  • сопутствующие издержки (аренда помещений, наем людей для охраны и т.д.).
Факторы, влияющие на валовую маржу

Для подсчета коэффициента валовой маржи нужно помнить как о прибыли, так и о тратах, которых невозможно избежать. Без них компания вообще не смогла бы работать. Остается одно – внимательно изучить текущее соотношение сумм доходов и расходов. От этого и будет зависеть объем валовой маржи.

Формула расчета валовой маржи

Валовую маржу называют и маржинальным доходом, и суммой покрытия, и маржинальной прибылью. Суть не меняется, ведь это все еще главный показатель, помогающий оценить способность выручки от продажи продукта или услуги покрывать расходы на их производство. Сюда относятся не только покупка сырья, но и закуп топлива, и плата за электроэнергию, и заработная плата работникам предприятия. Чтобы правильно и точно рассчитать валовую маржу, нужно обратиться к такой формуле:

GP = TR – VC, где

  • GP – показатель валовой маржи;
  • TR – выручка;
  • VC – переменные расходы.

Чтобы рассчитать выручку, нужно поработать с такой формулой:

TR = P x Q, где

  • Р – цена товара (услуги) в денежном выражении;
  • Q – количество единиц проданного продукта.
Лучше объяснить это на конкретном примере. К примеру, фирма пустила на реализацию 150 книжных стеллажей, а цена каждого из них – 5500 рублей. Переменные расходы, благодаря которым получилось сделать эти 150 стеллажей – 240900 рублей. Для расчета общего дохода нужно подставить числа в формулу: TR = 150 Х 5500 = 825000 рублей. А для получения валовой маржи нужно сделать так: GP = 825000 – 240900 = 584100 рублей.

Поскольку валовая маржа является оценочной величиной, она может быть обозначена как в процентах (Кмд), так и в денежном эквиваленте. Специалисты компании подводят итоги процента валовой маржи под конец отчетного периода (месяц, квартал, год).

Коэффициент валовой маржи считается главным показателем управленческого учета. С его помощью можно установить долю валовой маржи конкретного продукта в общей сумме дохода. Коэффициент применяется при анализе себестоимости товара. Он показывает способность дохода от реализации покрыть расходы на производство этого самого продукта.

Конечно, полученный показатель, зафиксированный на достойных значениях, демонстрирует прекрасные продажи. Хорошие цифры показывают, что производство способно окупить все вложения.

Формула расчета валовой маржи

Чтобы высчитать коэффициент маржинального дохода (МД), нужно задействовать эту формулу:

Кмд = GP/TR Х 100 % где

  • Кмд – коэффициент маржинального дохода;
  • GP – показатель валовой маржи;
  • TR – выручка.

Обратимся к примеру. Представим, что некая фирма создала три новых вида товара. Задача в том, чтобы высчитать Кмд каждого из них, что покажет уровень эффективности их производства и продаж.

Книжный стеллаж: стоимость, по которой продавали товар – 5500 рублей, а всего было продано 150 штук. Получается, что переменные расходы составили (VC) – 220 500 рублей (TR = 5500 Х 150 = 825 000).

Стойки для цветочных горшков: стоимость, по которой продавали товар – 2210 рублей, а всего было продано 862 штук. Получается, что переменные расходы составили (VC) – 1 310 600 рублей. (TR = 2210 Х 862 = 1 905 020).

Бельевые шкафы: стоимость, по которой продавали товар – 29 700 рублей, а всего было продано 16 штук. Получается, что переменные расходы составили (VC) – 201 350 рублей. (TR = 29700 Х 16= 475 200).

Для расчета Кмд применяется такая формула: GP/TR Х 100 % или (TR – VC) /TR Х 100 %

(825 000– 220 500) /825 000 Х 100 = 73 %

(1 905 020 – 1 310 600) /1 905 020 Х 100 = 31 %

(475 200 – 201 350) /475 200 Х 100 = 57 %

Путем подсчета выясняется, что наибольший коэффициент маржинального дохода получается от производства и продажи книжных стеллажей, а наименьший – от стоек для цветочных горшков. При этом во всех случаях показатель колеблется в пределах нормы.

Нормы валовой маржи

По коэффициенту валовой маржи можно узнать, может ли фирма быть достойным конкурентом прочим компаниям. Чтобы это понять, просматриваются коэффициентные показатели, устанавливаются допустимые границы:
  • Свыше 40 % – фирма имеет преимущества перед конкурентами, сотрудники выполняют свою работу эффективно.
  • От 20 до 40 % – у фирмы показатель в норме, но преимущества нестабильны.
  • Менее 20 % – у фирмы имеются большие проблемы, над которыми нужно работать в срочном порядке (менять производственные процессы или политику ценообразования).
Коэффициент изменчив, на это оказывает влияние повышение или понижение стоимости реализации продукта, а также изменение размеров переменных затрат по разнообразным причинам. Чтобы повысить Кмд, надо увеличить цены на продукт или сделать меньше объемы переменных затрат.

Нормы валовой маржи

Нужно понимать, что не во всех случаях повышение маржи гарантирует увеличение дохода. Она может упасть, если предприятие имеет какие-то долги, находится на стадии активной разработки какого-то эксклюзивного продукта или появилась нужда в обновлении средств основного производства. Маржа при этом может так и оставаться на высоких позициях.

Преимущества и недостатки использования методики расчета

Среди положительных моментов можно отметить:
  • Простые расчеты. Формула понятна, а цифры для нее можно взять из бухгалтерского баланса.
  • Повышенный темп анализа. Наличие показателей маржинальности по отраслям дает возможность без проблем и очень скоро определить наилучший показатель для компании. Также он позволяет проверить на качество выстроенное ценообразование и работу бизнеса.
Есть и отрицательные стороны, к примеру:
  • Неполнота данных. Даже после получения расчетов невозможно точно сказать о том, как дела в бизнесе. Точный и конкретный ответ можно получить только в случае, если полученное значение используется вместе с маржой чистой прибыли.
  • Изменения коэффициента нельзя толковать однозначно. Ухудшение или улучшение может быть временным явлением.

Понятие маржинальности

Перед тем как отправлять на реализацию какой-то товар, надо выяснить его маржинальность. Конечно, лучше выбрать что-то эксклюзивное, необычное, что в недостатке у конкурентов, но при этом будет популярно у покупателей. Теперь к списку наиболее маржинальных продуктов:
  1. Бижутерия. Такой товар в отличном качестве имеет отличный спрос, да и коэффициент маржинального дохода будет высоким при небольших тратах.
  2. Букеты цветов. Логично, что маржинальность этого товара повышается перед праздничными днями. Именно поэтому продавцы устанавливают высокие цены на букеты перед Международным женским днем, праздником Святого Валентина и Днем знаний.
  3. Хендмейд товары. Продукция, сделанная руками человека, является эксклюзивной. Многим нравится получать что-то оригинальное в подарок, а потому спрос на подобные товары будет всегда высоким. Только изготовитель может назвать точную сумму, затраченную на производство хендмейд-вещи, а потому он в силах увеличить в несколько раз эту цифру и получить неплохой доход.
  4. Товары для праздников. Сюда относится все для декора: воздушные шары, разнообразные хлопушки, одноразовая посуда в необычном оформлении, а также многое другое. Себестоимость всего этого товара минимальна, а стоимость при покупке в розницу довольно большая.

Методы увеличения маржинальной прибыли

Некоторые называют маржинальную прибыль «вкладом в развитие бизнеса», так как эти средства должны отбить все издержки, а потом еще и включиться в общую прибыль.

Методы увеличения маржинальной прибыли

Есть существенные отличия между маржинальностью и бухгалтерской прибылью. Когда говорят о первом понятии, считают доход и валовую маржу на единицу продукции – формула демонстрирует доход за конкретный товар. А когда речь идет о втором понятии, то имеют в виду прибыль за определенный период по всему предприятию. Маржинальный коэффициент можно увеличить такими путями:

  • Снизить переменные издержки путем поиска более дешевых материалов для производства, уменьшения оплаты труда.
  • Увеличить прибыль, заручившись доверием постоянных покупателей к самой фирме, повышая уровень обслуживания и выстраивая определенную бонусную программу.
  • Повысить объемы производства для снижения общих затрат и роста доли прибыли.
  • Поменять ассортимент товаров и услуг после вычисления наиболее выгодных по самому большому коэффициенту валовой маржи. После того как все силы будут направлены на изготовление этого товара повышенного спроса, компания получит гораздо большую выручку.
Разобравшись в понятиях «маржа», «маржинальность», «норма валовой маржи», а также сформировав представление о правильном расчете маржи в процентах, компания сможет стать лидером и получить отличную прибыль. Маржа – функциональный инструмент бизнеса, который помогает с фиксацией доходов и сопоставлением их с расходами. Данные о марже помогут в создании грамотной стратегии для выхода компании на высокие позиции среди конкурентов.
Сохраните себе:
Читайте также
Одностраничный сайт: понятие, функции, создание
В данной статье мы расскажем: Что собой представляет одностраничный сайт Виды одностраничных…
Наружная реклама: виды, правила размещения
В данной статье мы расскажем: Преимущества и недостатки наружной рекламы Закон о…
Тестирование гипотез: где применяется, как выполняется
В данной статье мы расскажем: Что такое тестирование гипотез простыми словами Процесс…
KPI отдела продаж: понятие, основные показатели
В данной статье мы расскажем: Что такое KPI отдела продаж и для…
Бизнес-партнер: для чего нужен и как найти
В данной статье мы расскажем: Определение бизнес-партнера Цели и задачи сотрудничества с…
Бесплатные каналы продвижения, их плюсы и минусы
В данной статье мы расскажем: Суть и виды каналов продвижения Основные каналы…
Позиционирование компании: виды, стратегии, цели и задачи
В данной статье мы расскажем: Цели и задачи позиционирования компании Преимущества позиционирования…
Позиционирование продукта: стратегии, методы, этапы
В данной статье мы расскажем: Суть позиционирования продукта Модели и стратегии позиционирования…
Срок окупаемости проекта: что это, как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Понятие срока окупаемости проекта Для каких сфер…
Рынок сбыта: суть, методы анализа
В данной статье мы расскажем: Понятие рынка сбыта Анализ рынка сбыта: как…
Взаимозаменяемые товары: понятие, виды, установление цены
В данной статье мы расскажем: Что такое взаимозаменяемые товары простыми словами Виды…
Виды маркетинговых коммуникаций: какие часто используются
В данной статье мы расскажем: Понятие и цели маркетинговых коммуникаций Семь основных…