Глоссарий

UAT-тестирование: как и для чего проводится

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 6 минут
UAT-тестирование - финальный этап проверки работоспособности продукта. Как правило, проводится вручную, имитирует действия пользователя. Результатом является отчет, в котором указываются выявленные ошибки и пути их исправления.
В данной статье мы расскажем:
  • Суть UAT-тестирования
  • Виды UAT-тестирования
  • Готовность продукта к UAT-тестированию
  • Условия UAT-тестирования
  • Этапы UAT-тестирования

Суть UAT-тестирования

UAT-тестирование расшифровывается как пользовательское приемочное или User Acceptance Testing. Этим термином обозначают комплекс проверочных мероприятий, проводимых непосредственно перед выпуском цифрового продукта на рынок. По завершении тестирования заключение о готовности продукта к релизу дают менеджер проекта и разработчики.

К последним относятся в первую очередь программисты, которые воплощают идеи заказчика в коде. По ряду объективных и субъективных причин итоговый продукт может не в полной мере соответствовать ожиданиям клиента.

Суть UAT-тестирования

Тестировщики проверяют цифровой продукт на соответствие техническому заданию, составленному заказчиком. Любой программный продукт подвергается перед публикацией модульной, интеграционной, системной проверке. Но все эти мероприятия не заменяют пользовательское исследование.

UAT — приемочная проверка – очень важна при разработке программы. Это тестирование позволяет выявить возможные недостатки, снизить расходы на их исправление. Чем раньше и полнее бизнес-команда погружена в проект, тем меньше недочетов при разработке, быстрее они устраняются.

В ходе UAT пользователи вводят в программу определенные сценарии и проверяют соответствие им ответов приложения. Здесь исследуется не отказоустойчивость ПО, а адекватность его поведения тем командам, которые дает пользователь. Обычно такую проверку называют бета-тестированием. Оно выполняется экспертами в предметной области (SME), которые проводят последовательность испытаний приложения и проверяют его реакции на соответствие параметрам технического задания.

UAT – завершающая стадия тестирования продукта перед публикацией, логический этап предшествующих мероприятий разработки. Пользователь выполняет конкретные сценарии и проверяет, правильно ли программа реагирует на них.

В результате пользовательского приемочного тестирования решаются следующие задачи:

  • Анализ работоспособности продукта при реальной эксплуатации. Так, часы Apple Watch Ultra разработаны для спортсменов и художников. Соответственно, в ходе испытаний они должны быть способны выдерживать ударные воздействия, не подвергаться коррозии.
  • Проверка работоспособности и необходимости всех заявленных производителем опций. Определяется, требуются ли продукту какие-то дополнительные функции, нет ли лишних возможностей. В ходе UAT сделать это удается не всегда. Так, при запуске социальной сети ВКонтакте в ней существовал рейтинг пользователей, однако со временем стала очевидной бесполезность этой опции, и разработчик от неё отказался.
  • Выявление ошибок в коде, которые могут вызвать проблемы при взаимодействии с продуктом или неработоспособность отдельных функций. В качестве примера можно привести способность сервиса для получения информации о погоде отображать данные с учётом геолокации пользователя.

Виды UAT-тестирования

  • Альфа-тестирование
Продукт проверяют сами разработчики, сотрудники компании. Определяется соответствие приложения техническому заданию, исправное функционирование основных возможностей. После этого можно перейти к следующему этапу.
  • Бета-тестирование
Бета-тестирование проводится ограниченной группой сторонних пользователей. Предложения об участии в такой проверке можно встретить на страницах блогов, официальных форумов, мессенджеров и т. д.
  • Контрактное тестирование
Продукт проверяется на соответствие условиям договора с заказчиком. Основная задача данного этапа – оценка основных сценариев использования продукта, которые заявлены клиентом.

Виды UAT-тестирования

Обычно для контрактного тестирования привлекаются сторонние разработчики. Они обеспечивают объективность проверки и обнаружение ошибок, которые могли пропустить программисты и пользователи в ходе альфа- и бета-этапов.

  • Законодательное (правовое) тестирование
Данный анализ позволяет определить, не будет ли использование приложения нарушать нормативно-правовые акты страны, в которой оно разработано, а также тех государств, в которых оно будет распространяться. Этот этап исследования позволяет избежать не только юридических, но и финансовых рисков.
  • Эксплуатационное (операционное) тестирование
Анализируется правильность работы процессов, определяющих функциональную сторону продукта, сервиса или программы. Проверяются возможности восстановления, интеграции с другими цифровыми товарами, мобильными устройствами, перспективы бизнес-масштабируемости.

Готовность продукта к UAT-тестированию

Пользовательское тестирование требует тщательной подготовки. Передача сырого продукта в UAT гарантированно приведет к выявлению большого количества ошибок и невозможности релиза. Для перехода к UAT должны быть созданы определённые условия:

Наличие конкретных и недвусмысленных бизнес-требований

Они формулируются в user acceptance testing и предназначены для того, чтобы:
  • все участники проекта договорились о значимых параметрах продукта;
  • определить нормы технического занятия для программистов;
  • собрать данные, необходимые для предстоящей работы;
  • определить, какую пользу продукт принесет клиентам, как сможет повлиять на их бизнес, поможет удовлетворить их потребности.

Проверка продукта должна быть полной и всесторонней

UAT не предназначен для выявления уязвимостей, ошибок в коде и т. п. Основное внимание уделяется удобству для пользователя, может ли он обращаться с продуктом именно так, как задумано заказчиком и разработчиками. Если какие-то опции, определённые в техническом задании, не действуют, и клиент не может оценить их работу, то приступать к UAT рано.

Все ошибки фиксируются, исправляются, после чего выполняется повторное тестирование

При разработке продукта программисты неизбежно сталкиваются с ошибками. Перед пользовательским тестированием они не только должны быть полностью устранены, но и собраны в отдельном файле, где отражаются следующие сведения для каждой:
  • ее содержание;
  • применённый способ устранения ошибки;
  • подтверждение проведения повторного тестирования;
  • результат тестирования после исправления.
Такая схема помогает обеспечить прозрачность работы, понятность действий программистов, каждый участник проекта может получить исчерпывающую информацию о ходе исследования и возникающих при этом проблемах.

Одобрение продукта тестовой командой

На данном этапе UAT разработчики и иные участники проекта подтверждают, что продукт готов к пользовательскому бета-тестированию ограниченной группой.

Условия UAT-тестирования

Приемочное тестирование выполняется по заранее разработанному плану, который позволяет упорядочить и ускорить процедуру. Ключевые условия:
  • Разработка плана тестовых работ.
По окончании составления UAT-плана следует провести общую встречу с участием клиента, менеджера проекта, команды разработчиков, чтобы обсудить все нюансы, параметры технического задания, дедлайн для проведения тех или иных тестов.
  • Исходные сведения.
В процессе проверки будет формироваться большей массив данных, который необходимо систематизировать, обобщать и направлять на проверку.
  • Настройка тестируемой среды.
Исследование продукта выполняется в особой программной среде. У тестировщиков должна быть возможность пользоваться соответствующими инструментами и необходимые права.

Условия UAT-тестирования

  • Доступ к документации и инструкциям.
В ходе UAT-тестирования часто возникает необходимость возврата продукта в исходное состояние, которое было до начала проверки. На этот случай проверяющие должны иметь полный набор инструкций и понятный алгоритм действий.
  • Техническая поддержка.
В процессе UAT тестировщикам может понадобиться помощь отдела разработки по поводу особенностей отдельных функций, доступа к определённым сведениям. В этой связи необходимо до начала проверки обеспечить команду всеми необходимыми контактными данными.

Этапы UAT-тестирования

Число этапов в UAT может отличаться, но после утверждения плана проверки каждый должен быть выполнен в полном объеме и в заданные сроки. Часто проводятся следующие мероприятия:
  • Разработка бизнес-стратегий для UAT (если они должны быть опубликованы).
  • Тестирование возможностей идентификации, необходимых для их реализации. Для проверки ситуаций, которые могут возникнуть при эксплуатации продукта конечным пользователем, должны быть разработаны подробные сценарии.
  • Формирование группы тестировщиков. Возможен набор ограниченной группы либо предоставление бета-версии приложения любому заинтересованному пользователю.
  • Результаты проверки вносятся в специальные файлы, к которым предоставляется доступ другим тестировщикам и разработчикам.
  • Тестировщики составляют отчет, в котором содержится информация об обнаруженных проблемах, их анализ, мероприятия по их исправлению, указываются действия для возможной оптимизации.
  • Исправление ошибок, выявленных в работе продукта и ухудшающих юзабилити.
Этапы UAT-тестирования

Этап UAT позволяет понять, насколько продукт готов для использования конечным потребителем, какие в нем присутствуют ошибки, что необходимо сделать для их исправления. В зависимости от итогов этой проверки принимается решение о готовности приложении к релизу или его преждевременности.

Сохраните себе:
Другие термины на букву «U»
Читайте также
Одностраничный сайт: понятие, функции, создание
В данной статье мы расскажем: Что собой представляет одностраничный сайт Виды одностраничных…
Наружная реклама: виды, правила размещения
В данной статье мы расскажем: Преимущества и недостатки наружной рекламы Закон о…
Тестирование гипотез: где применяется, как выполняется
В данной статье мы расскажем: Что такое тестирование гипотез простыми словами Процесс…
KPI отдела продаж: понятие, основные показатели
В данной статье мы расскажем: Что такое KPI отдела продаж и для…
Бизнес-партнер: для чего нужен и как найти
В данной статье мы расскажем: Определение бизнес-партнера Цели и задачи сотрудничества с…
Бесплатные каналы продвижения, их плюсы и минусы
В данной статье мы расскажем: Суть и виды каналов продвижения Основные каналы…
Позиционирование компании: виды, стратегии, цели и задачи
В данной статье мы расскажем: Цели и задачи позиционирования компании Преимущества позиционирования…
Позиционирование продукта: стратегии, методы, этапы
В данной статье мы расскажем: Суть позиционирования продукта Модели и стратегии позиционирования…
Срок окупаемости проекта: что это, как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Понятие срока окупаемости проекта Для каких сфер…
Рынок сбыта: суть, методы анализа
В данной статье мы расскажем: Понятие рынка сбыта Анализ рынка сбыта: как…
Взаимозаменяемые товары: понятие, виды, установление цены
В данной статье мы расскажем: Что такое взаимозаменяемые товары простыми словами Виды…
Виды маркетинговых коммуникаций: какие часто используются
В данной статье мы расскажем: Понятие и цели маркетинговых коммуникаций Семь основных…