Глоссарий

Точка безубыточности: когда рассчитывать и как

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 7
Точка безубыточности - это показатель дохода, при котором отбиваются первоначальные затраты на открытие бизнеса. Рассчитать параметр можно в деньгах и натуральном выражении, если продается один товар или услуга.

Из этого материала вы узнаете:

Понятие точки безубыточности

Любая фирма генерирует доходы благодаря деловой активности. При этом она затрачивает определенные ресурсы на развитие бизнеса. По окончании определенного периода (к примеру, квартала или месяца) делаются следующие выводы:

  • если доходы превышают расходы, бизнес приносит прибыль;
  • если расходы превышают доходы, бизнес считается убыточным.

Точка безубыточности (ТБУ) представляет собой показатель, отражающий уровень выручки, при котором доходы компенсируют все расходы. Иными словами, собственник фирмы не имеет убытков, но и не зарабатывает.

Понятие точки безубыточности

Источник: shutterstock.com

До достижения порога рентабельности проект не будет окупаться. После преодоления этой точки все заработанные средства представляют собой прибыль. Высокая прибыль свидетельствует об эффективности экономической активности фирмы.

При расчете точки безубыточности учитывается ряд параметров:

  • Цена за единицу продукции.
  • Выручка, получаемая путем умножения цены на объем продаж.
  • Постоянные издержки.
  • Переменные издержки.
  • Маржинальность, определяемая как разница между выручкой и переменными затратами.

Понятие точки безубыточности

Источник: shutterstock.com

Точка безубыточности предприятия рассчитывается в определенных ситуациях:

  • когда необходимо принять решение о запуске нового направления или открытии новой торговой точки;
  • при необходимости улучшения действующей бизнес-модели;
  • когда руководство задумывается о закрытии нерентабельной фирмы;
  • перед тем как продать предприятие;
  • при разработке франшизы для демонстрации потенциальным франчайзи момента, когда они смогут ожидать получения прибыли от бизнеса.

Формула и пример расчета точки безубыточности

Этот параметр может быть определен либо в денежных единицах, либо в натуральных показателях, таких как число продукции (штуки, килограммы, число сделок и т. д.).

Данный показатель особенно актуален для предприятий, занимающихся продажей одного товара или услуги. ТБУ указывает на минимальный уровень продаж, требуемый для компенсации имеющихся затрат. Рассмотрим формулу:

Точка безубыточности (в натуральном выражении) = постоянные затраты / (цена единицы товара или услуги − переменные затраты на единицу товара или услуги)

Определение порога рентабельности в денежном выражении осуществляется в том случае, когда фирма занимается изготовлением или продажей нескольких продуктов. Формула следующая:

Точка безубыточности (в денежном выражении) = постоянные затраты / (выручка − переменные затраты) × выручка

Пример расчёта точки безубыточности в натуральном выражении

Представим, что ИП занимается продажей пиджаков. Определим ТБУ — число товаров, которое потребуется продать, чтобы возместить все издержки на их изготовление.

Пример расчёта точки безубыточности в натуральном выражении

Произведем расчеты. Постоянные расходы включают услуги ЖКХ, коммуникации и рекламу в социальных сетях, что составляет 4 тыс. руб. + 2 тыс. руб. = 6 тыс. руб.

Переменные затраты на единицу товара включают стоимость сырья и доставки, что составляет 2 тыс. руб. + 150 руб. = 2150 руб.

Теперь определим финансовую точку безубыточности в натуральном выражении: 6000 / (8000 − 2150) = 1.02

Из этого следует, что бизнесмену потребуется изготовить и продать один пиджак за месяц для покрытия всех постоянных и переменных издержек.

Пример расчёта точки безубыточности в натуральном выражении

Источник: shutterstock.com

Иными словами, при продаже одного товара доход будет нулевым. Однако если бизнесмену удастся продать больше одного пиджака, он начнет зарабатывать.

Пример расчёта ТБУ в денежных единицах

Представим, что ИП производит и продает как пиджаки, так и брюки. Вместо того чтобы определять порог рентабельности для каждого продукта отдельно, мы будем вычислять общий порог рентабельности для обеих категорий.

ТБУ в денежном выражении дает представление о том, какую сумму потребуется получить от продажи, чтобы компенсировать имеющиеся затраты на изготовление товаров.

Пример расчёта ТБУ в денежных единицах

Расходы на услуги ЖКХ, коммуникации и продвижение в социальных сетях остались неизменными. Прогнозируемый объем продаж необходимо учитывать для определения общей выручки и переменных затрат.

Для расчета общей выручки умножаем цену продукции на их прогнозируемый уровень продаж: (8000 × 5) + (5000 × 3) = 55 тыс. руб.

Постоянные затраты, включающие услуги ЖКХ, коммуникации и продвижение в социальных сетях, составляют 6 тыс. руб.

Проведем расчет переменных затрат для объема продаж. Речь идет о стоимости материалов и стоимости доставки, которые необходимо умножить на прогнозируемый объем продаж: (2000 + 150) × 5 + (1000 + 150) × 3 = 23 100 + 21 500 = 14 200.

Теперь вычислим ТБУ в денежном выражении: 6000 / (55 000 − 14 200) × 55 000 = 8088.

Следовательно, для покрытия всех затрат необходимо продать пиджаков и брюк на 8088 рублей. Любая сумма выручки, превышающая этот порог, станет прибылью.

Пример расчёта ТБУ в денежных единицах

Источник: shutterstock.com

Пошаговый анализ точки безубыточности

Рассчитав порог рентабельности, важно определить дальнейшие шаги.

Выяснить, когда бизнес начнет приносить доход

Если порог рентабельности достигается к середине месяца, то это хороший результат. Достижение ТБУ позже указывает на повышенные риски. Такая ситуация часто возникает у организаций в несезон.

Провести анализ постоянных и переменных расходов

В кризисные времена предпочтительно иметь больше переменных затрат по сравнению с постоянными, так как постоянные делают компанию экономически нестабильной. Даже минимальное уменьшение спроса может привести к тому, что фирма окажется на грани выживания.

В моменты, когда сложно спрогнозировать ситуацию, следует уменьшать постоянные затраты или преобразовывать их в переменные.

Когда спрос на продукцию фирмы увеличивается, можно получить большую прибыль. Поэтому снижать постоянные затраты до нуля в этом случае не рекомендуется.

Если фирма не может обойтись без значительных постоянных расходов, то лучше увеличивать объем продаж и оптимизировать процессы с помощью автоматизации.

К примеру, фирма может повысить уровень продаж в интернете, внедрив различные способы оплаты на сайте. В премиальном сегменте следует фокусироваться на повышении узнаваемости бренда и уникальности продуктов.

Если предприятие открылось недавно, и предугадать стабильный спрос на продукт не получается, не следует увеличивать долю постоянных затрат.

Однако если фирма уже давно вошла в отрасль, вы можете спрогнозировать спрос и покрыть постоянные расходы, рост постоянных затрат может способствовать масштабированию бизнеса.

Изучить ценовую политику

Проблема может заключаться в установленных ценах на продукцию — они могут быть слишком высокими или слишком низкими. В таком случае необходимо провести анализ в области маркетинга и исследовать ценовую политику предприятий, предлагающих аналогичные товары.

Проблемы при расчете точки безубыточности

Суть показателя точки безубыточности заключается в том, что для обеспечения удобства вычисления объемов продаж, необходимых для компенсации бизнес-расходов, применяются определенные допущения. Предполагается, что:

  • Производственные объемы напрямую влияют на издержки.
  • Есть равенство между реализованными и произведенными товарами.
  • Нет излишков готовой продукции.
  • Имеется постоянство переменных расходов и стоимости продукции.
  • Нет капитальных издержек, связанных с приобретением оборудования, запуском производства, техническим перевооружением и т. д.
  • Рассматривается конкретный период времени, в течение которого объем постоянных затрат остается неизменным.

Эти допущения превращают ТБУ в чисто умозрительный показатель, основанный на идеализированном представлении о рассматриваемом бизнесе. В реальных условиях, когда производится большое количество различных наименований товаров, точное определение ТБУ значительно усложняется.

Минусы метода определения точки безубыточности:

  • В реальной практике достичь абсолютного равенства между изготовленной и проданной продукцией крайне сложно. На это соотношение оказывают влияние такие факторы, как сезонные колебания спроса, появление новых компаний в нише и изменения потребностей ЦА. Кроме того, ТБУ может меняться из-за появления новых технологий и оборудования.
  • Точное определение ТБУ возможно только при условии постоянных цен и низкой конкуренции.
  • Игнорирование инфляционных процессов, влияющих на стоимость сырья, транспортировку и другие аспекты, является еще одним недостатком данной модели.
  • Формула точки безубыточности не может применяться небольшими предприятиями, у которых уровень продаж постоянно меняется.

Точка безубыточности — это важнейший параметр. При увеличении объема продаж нужно отслеживать уровни издержек и рентабельности. В том случае если выручка возрастает при снижении финансовых показателей, дальнейшее масштабирование производства данного товара может оказаться нецелесообразным.

Развитие фирмы должно осуществляться за счет расширения сетевой модели. Например, через открытие новых торговых точек.

Сохраните себе:
Читайте также
Чем занимается отдел маркетинга: кто и как продвигает продукт
Из этого материала вы узнаете: Цели и функции отдела маркетинга в компании…
Руководитель отдела маркетинга: обязанности, требования к кандидату на должность.
Из этого материала вы узнаете: Кто такой руководитель отдела маркетинга Основные задачи…
Менеджер отдела продаж: как нанять и сколько платить
Из этого материала вы узнаете: Задачи менеджера отдела продаж Функции менеджера отдела…
Показатель вовлеченности: понятие, формулы расчета, сервисы для отслеживания
Из этого материала вы узнаете: Показатель вовлеченности: что это такое Причины отслеживать…
Маркетолог: что делает и каким бывает
Из этого материала вы узнаете: Задачи и обязанности маркетолога Специализации маркетологов Навыки…
Обязанности руководителя отдела продаж: разбираемся в деталях
Из этого материала вы узнаете: Обязанности руководителя отдела продаж Необходимые навыки и…
SWOT-анализ предприятия: эффективный инструмент оперативной и стратегической оценки компании
Из этого материала вы узнаете: Задачи SWOT-анализа предприятия Преимущества и недостатки SWOT-анализа…
Сегмент рынка: как определить и что делать дальше
Из этого материала вы узнаете: Понятие сегмента рынка Зачем определять сегмент рынка…
Кросс-маркетинг: кому подойдет и как организовать
Из этого материала вы узнаете: Понятие кросс-маркетинга Преимущества кросс-маркетинга Схемы кросс-маркетинга Инструменты…
Частный инвестор: кто это?
Из этого материала вы узнаете: Кто такой частный инвестор Плюсы и минусы…
Спонсор: цели, формы и виды сотрудничества
Из этого материала вы узнаете: Кто такой спонсор Выгоды и цели спонсора…