Глоссарий

SWOT-анализ предприятия: эффективный инструмент оперативной и стратегической оценки компании

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 6 минут
SWOT-анализ предприятия - эффективный инструмент, который позволяет оперативно оценить сильные и слабые стороны компании, отметить возможности и риски. Также используется для выстраивания долгосрочной стратегии в рамках комплексного подхода.

Из этого материала вы узнаете:

Задачи SWOT-анализа предприятия

SWOT-анализ предприятия представляет собой методологию, направленную на изучение текущей ситуации в компании и выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. По своей структуре он напоминает диалог с коучем или психотерапевтом, где клиент формирует запрос, а специалист задаёт наводящие вопросы, помогающие понять причину проблемы и определить дальнейшие действия.

Компанией данный инструмент может использоваться во время оценки бизнес-идей и разработки плана их реализации. К примеру, если руководство предприятия собирается вывести на рынок новый продукт, то необходимо определить оптимальную маркетинговую стратегию.

Чтобы этого добиться, проводится встреча, на которой фасилитатор (лицо, осуществляющее управление дискуссией) вместе с участниками изучают вопрос с четырёх сторон: анализируются сильные и слабые аспекты, а также возможности и угрозы, связанные с бизнесом. Результаты этой встречи затем используются для разработки стратегии.

Задачи SWOT-анализа предприятия

Источник: shutterstock.com

SWOT-анализ нацелен на то, чтобы помочь команде понять текущую ситуацию и принять обоснованное решение, используя при этом полученные в процессе изучения данные. Метод дает возможность взглянуть на бизнес максимально объективно.

SWOT-анализ включает четыре ключевые задачи:

  • Выявление сильных сторон бизнеса(достижение высокого качества продуктов, формирование лояльности клиентов или набор опытных сотрудников).
  • Рассмотрение слабых сторон. К примеру, на предприятии недостаточно квалифицированных специалистов, что может препятствовать развитию бизнеса.
  • Выявление возможностей. Например, наблюдается тенденция импортозамещения, которую можно использовать для разработки аналогов иностранных продуктов.
  • Анализ угроз, включая внешние факторы (изменения в политике, перенасыщение рынка). Хотя не все события можно предсказать с помощью SWOT-анализа, он позволяет подготовиться к возможным вызовам. К примеру, отказаться от разработки продукта при высокой конкуренции на рынке, если компания еще недостаточно устоялась.

Преимущества и недостатки SWOT-анализа предприятия

Для начала рассмотрим положительные стороны:

  • При проведении SWOT-анализа не нужно иметь особых знаний в экономике или менеджменте. Руководство или любой сотрудник могут быстро собрать необходимую информацию и распределить по категориям. Матрица SWOT представляет собой наглядный инструмент, доступный каждому специалисту.
  • С помощью SWOT-анализа можно оценить ключевые критерии для роста предприятия. Речь идет о текущем состоянии компании, конкурентоспособности, рыночных условиях, активности других фирм, портрете целевой аудитории и отраслевых трендах.
  • После проведения SWOT-анализа можно изучить слабые места предприятия. Тем самым выявляются факторы, замедляющие развитие компании.
  • SWOT-анализ дает возможность понять, каким образом нужно распределить задачи внутри организации и определить точки роста предприятия.

Недостатки SWOT-анализа сильных и слабых сторон предприятия:

  • Субъективность. Результаты могут сильно зависеть от восприятия и опыта участников.
  • SWOT-анализ развития предприятияне учитывает быстро меняющиеся факторы. Из-за отсутствия возможности оценивать ситуацию во времени анализ необходимо проводить не реже одного раза в год.
  • Следует собрать большой объем данных, что подразумевает детальное изучение как внешней среды, так и внутренних процессов организации, поэтому к анализу предприятия методом SWOTнужно привлекать сотрудников из разных отделов.
  • Результатов SWOT, как правило, не хватает для разработки эффективной бизнес-стратегии, так как маркетологам в любом случае понадобится более детальный экономический анализ, который требует дополнительных ресурсов.

Виды SWOT-анализа предприятия

Есть несколько разновидностей, отличающихся методикой оценки, целями и правилами проведения. Перечислим 3 наиболее популярных вида.

Количественный

Такой SWOT-анализ предприятия представляет собой формирование простого перечня сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. В данном случае выявленные факторы не подвергаются глубокому изучению или интерпретации, их нужно лишь идентифицировать.

При проведении количественного анализа следует учитывать несколько правил.

Во-первых, нужно использовать только проверенную информацию о предприятии.

Во-вторых, необходимо оценивать данные исключительно в условиях, в которых функционирует ваше предприятие.

В-третьих, каждый фактор важно описывать максимально детально. Обязательно обращайте внимание на специфику географии и законодательства, на текущую экономическую ситуацию.

Количественный

Источник: shutterstock.com

Важнейшее преимущество количественного SWOT-анализа стратегии предприятия заключается в наглядности. Руководство может без труда презентовать результаты исследования своим работникам, позволяя им увидеть реальные сильные и слабые аспекты бизнеса.

При этом для стратегического планирования этот метод не подходит, поскольку анализ получается слишком поверхностным.

Качественный

Данный вид представляет собой расширенную форму количественного SWOT-анализа. Кроме простого перечисления факторов, осуществляется интерпретация и оценка данных. Зачастую это делается с участием экспертов.

Такой подход помогает оценить текущее положение предприятия на рынке по сравнению с конкурентами, соотнести потенциальные угрозы с возможностями и установить приоритеты в развитии бизнеса.

Качественный анализ дает возможность более детально оценить состояние компании и своевременно выявить ее слабые стороны. Однако его проведение требует больших затрат времени и ресурсов, а также привлечения специалистов для достижения объективных результатов.

Корреляционный

Данный вид анализа представляет собой наиболее сложный тип исследования компании. В этом случае изучаются не только сами факторы, но и взаимосвязи между ними. Такой SWOT-анализ позволяет уменьшить влияние угроз за счет использования сильных сторон и укрепить слабые места с помощью имеющихся возможностей.

Корреляционный

Источник: shutterstock.com

Корреляционный SWOT-анализ используют для того, чтобы разработать новую стратегию для бизнеса или изменить существующую. Он помогает улучшать внутренние процессы и устранять различные проблемы.

Кроме того, с помощью корреляционного анализа можно определить, что делать в случае кризиса, как можно улучшить положение предприятия.

Метод позволяет выявить слабые стороны компании и выяснить, какие рыночные возможности стоит использовать. Способ особенно полезен для оценки того, как можно снизить риски, используя доступные ресурсы.

Однако его применение требует значительных усилий и времени, так как для выполнения нужно много дней работы целой команды специалистов, что может быть недоступно для многих компаний.

Экспресс и комплексный SWOT-анализ предприятия

Рассмотрим два вида SWOT-анализа.

Экспресс-анализ

Экспресс-анализ представляет собой быстрый и упрощенный способ оценки возникшей проблемы. Для этого метода достаточно создать четыре ячейки, чтобы визуально обозначить положительные и отрицательные аспекты текущей ситуации.

Он особенно полезен, когда в организации или на рынке происходит что-то непредвиденное и нужно быстро понять, как это повлияет на бизнес. Преимущество экспресс-анализа в том, что он позволяет оперативно найти решение и учесть возможные риски.

Однако есть и свой недостаток: отсутствие времени на сбор большого количества информации, это может привести к пропуску некоторых угроз и возможностей.

Экспресс-анализ позволяет стартапам эффективно протестировать новую бизнес-идею, предоставляя возможность разработать более продуманную модель.

Комплексный

Речь идет о полном анализе всех аспектов среды предприятия методом SWOT, который рекомендуется проводить не реже одного раза в год для корректировки стратегии на ближайший период. Перед заполнением таблицы необходимо провести исследование рынка, аудитории, продукта и конкурентов, а также тщательно изучить преимущества и недостатки бренда. Этот метод используют действующие компании при разработке новых стратегий, чтобы глубоко понять все элементы рынка.

Пример SWOT-анализа предприятия

Предположим, что вы владеете компанией McDonald's. Основное отличие данной фирмы заключается в том, что главная ценность предприятия — это её собственность на земельные участки.

Пример SWOT-анализа предприятия

Источник: shutterstock.com

Некоторое время назад McDonald's столкнулся с проблемами на рынке в России. В такой ситуации SWOT-анализ может стать важным инструментом для оценки и разработки стратегии преодоления кризиса.

Пример SWOT-анализа предприятия

Проанализировав ситуацию, можно принять решение передать управление бизнесом российским руководителям, сохраняя за собой права на землю. Таким образом, новое руководство сможет создать актуальный бренд, сохраняя при этом основные бизнес-процессы. Это решение позволяет зарубежным владельцам сохранить возможность вернуться в Россию в будущем.

Использование результатов SWOT-анализа предприятия

Когда вы заполните все ячейки таблицы SWOT-анализа предприятия, важно сделать выводы и разработать план действий. Для этого можно задаться несколькими вопросами:

  • Какие сильные стороны продукта или компании следует более активно продвигать среди покупателей?
  • На какие конкурентные преимущества стоит сделать акцент?
  • Какие недостатки существуют у продукта или компании в текущих условиях, какие меры можно предпринять для их устранения?
  • Какие рыночные возможности могут быть использованы для роста и развития?
  • Какие шаги предпринять для минимизации слабых сторон компании?
  • Какие угрозы можно устранить или снизить их влияние на компанию в кратчайшие сроки?

Чтобы сопоставить данные, вы можете воспользоваться таблицей:

Использование результатов SWOT-анализа предприятия

Важно понимать, как внешние факторы и внутренние ресурсы влияют друг на друга. К примеру, если ваш бренд стал известным, а онлайн-продажи выросли, то это может привести к принятию решения о выходе на маркетплейсы и открытию собственного интернет-магазина.

Работа над созданием маркетинговой стратегией является сложной задачей и занимает много времени. Постарайтесь сделать SWOT-анализ деятельности предприятия понятным и структурированным: ставьте баллы каждому пункту, детализируйте факторы и описывайте действия по устранению проблем или использованию возможностей.

Даже если не все угрозы или слабые стороны удается полностью устранить, всегда можно попытаться минимизировать их влияние.

Сохраните себе:
Читайте также
Чем занимается отдел маркетинга: кто и как продвигает продукт
Из этого материала вы узнаете: Цели и функции отдела маркетинга в компании…
Руководитель отдела маркетинга: обязанности, требования к кандидату на должность.
Из этого материала вы узнаете: Кто такой руководитель отдела маркетинга Основные задачи…
Менеджер отдела продаж: как нанять и сколько платить
Из этого материала вы узнаете: Задачи менеджера отдела продаж Функции менеджера отдела…
Показатель вовлеченности: понятие, формулы расчета, сервисы для отслеживания
Из этого материала вы узнаете: Показатель вовлеченности: что это такое Причины отслеживать…
Маркетолог: что делает и каким бывает
Из этого материала вы узнаете: Задачи и обязанности маркетолога Специализации маркетологов Навыки…
Обязанности руководителя отдела продаж: разбираемся в деталях
Из этого материала вы узнаете: Обязанности руководителя отдела продаж Необходимые навыки и…
Сегмент рынка: как определить и что делать дальше
Из этого материала вы узнаете: Понятие сегмента рынка Зачем определять сегмент рынка…
Кросс-маркетинг: кому подойдет и как организовать
Из этого материала вы узнаете: Понятие кросс-маркетинга Преимущества кросс-маркетинга Схемы кросс-маркетинга Инструменты…
Частный инвестор: кто это?
Из этого материала вы узнаете: Кто такой частный инвестор Плюсы и минусы…
Спонсор: цели, формы и виды сотрудничества
Из этого материала вы узнаете: Кто такой спонсор Выгоды и цели спонсора…
Точка безубыточности: когда рассчитывать и как
Из этого материала вы узнаете: Понятие точки безубыточности Формула и пример расчета…