Стратегические цели компании: в каком направлении и как развиваться
Из этого материала вы узнаете:
- Понятие стратегической цели компании
- Различия между оперативными, тактическими и стратегическими целями компании
- Стратегические цели развития компании
- Алгоритм постановки стратегических целей компании
- Критерии правильно поставленной стратегической цели компании
- Примеры стратегических целей компании
Понятие стратегической цели компании
Стратегические цели компании включают разносторонние задачи, которыми руководствуется любая организация в решениях и действиях. Как правило, они определяются на длительные сроки (минимум 5 лет) и являются определяющим моментом в понимании того, к чему стремится предприятие, и центром фокусировки всех заинтересованных участников.
Источник: shutterstock.com
Разработка стратегических целей и их правильное представление всем организационным структурам компании играет решающую роль, что обусловлено следующими факторами:
- В первую очередь, такие цели выступают ориентиром для всех подразделений и структур, который обеспечивает общее видение перспектив развития. Такой подход необходим для понимания каждым членом организации более широких задач и осознания собственного вклада в совместные результаты.
- Точно сформулированные стратегические цели помогают компании выделять приоритетные направления приложения своих усилий (финансы, временные ресурсы, персонал и др.), решать поставленные задачи.
- В организации наличие этих приоритетов создает предпосылку для развития таких аспектов, как сопричастность и подотчетность. Это дает возможность отдельным участникам брать ответственность за выполнение своих обязанностей и реализацию назначенной роли в общем процессе.
Различия между оперативными, тактическими и стратегическими целями компании
Стратегическая система выстраивается на основе иерархической структуры, формируя дерево целей. В верхней его части находятся долгосрочные бизнес-задачи (стратегические, глобальные цели). Далее вниз следуют краткосрочные, тактического и оперативного уровня.
Цели каждого уровня иерархии имеют отличительные критерии:
- периоды планирования;
- масштаб;
- уровень в структуре управления, обеспечивающий постановку и реализацию задач.
Стратегические бизнес цели компании
На этом уровне находятся долгосрочные задачи, которые рассчитаны на два, пять и более лет. Такие цели определяют наиболее важные направления деятельности организации и пути ее развития. Они имеют отношение ко всему предприятию.
Долгосрочные стратегические цели компании разрабатывают собственниками бизнеса и представителями высшего руководства. Они являются основой для принятия всех важных управленческих решений.
Тактические цели
Речь идет о среднесрочных задачах. Такие цели устанавливаются один, два года с фокусировкой на более узких вопросах деятельности организации. Как правило, их представляют в форме планов мероприятий, рабочих программ и задач, реализация которых необходима в контексте стратегических целей.
Тут за разработку отвечают представители среднего управленческого уровня. Формирование тактических целей идет отдельно в каждом функциональном сегменте: реклама, логистика, производство, продажи, закупки, финансы и др.
Планируемые результаты определяют по каждой структуре предприятия так, чтобы достичь стратегических целей бизнеса.
Оперативные цели
Краткосрочное планирование может осуществляться на срок от одного дня до года. Оперативные цели имеют прямое отношение к текущей деятельности. Они являются последующим этапом дифференциации тактических задач и обязательно содержат графики выполнения и предполагают делегирование вниз по вертикали управления, вплоть до конечных исполнителей.
Цели этого уровня измеримы. Полученные результаты для всех структур, команд и сотрудников могут быть оценены с необходимой точностью. Оперативные цели разрабатывают на уровне управления отдельными подразделениями, либо представителями младшего уровня руководства.
Источник: shutterstock.com
Все виды целей в иерархической структуре взаимосвязаны между собой. Они не могут противоречить друг другу. Задачи тактического и оперативного уровня следует рассматривать в качестве инструмента для выполнения стратегических целей.
При их формировании следует учитывать иерархическую структуру. Задачи более низкого уровня разрабатывают на основании предшествующих целей таким образом, чтобы конкретизировать и развить их.
Пример. Стратегическая цель компании — создание и запуск нового продукта. Она включает задачи тактического уровня: провести маркетинговое изучение рыночного спроса на разрабатываемый продукт, анализ предложений конкурирующих компаний, оснащение производственных мощностей новыми видами оборудования, НИОКР, разработка дизайна, брендирование нового товара.
Далее следуют краткосрочные цели: организация и проведение интервью с ЦА, переговоры с производителем оборудования с подписанием договора поставки, создание прототипа упаковки, изготовление демоверсии изделия, тестирование на фокус-группах.
Стратегические цели развития компании
Главные стратегические цели компании являются описанием линии ее индивидуального развития. Может быть выделен ряд направлений, которые присущи для организаций, работающих в самых разных сферах:
Позиция в рыночной нише
Цели стратегического уровня могут включать задачи по завоеванию ведущих позиций в конкретном сегменте рынка. Необходимо создать план по расширению занимаемой его доли и опережению конкурирующих фирм.
Внедрение инновационных технологий
Благодаря использованию новейших методов и процессов, внедрению современных управленческих стратегий и освоению иных направлений бизнеса, компания может обеспечить увеличение доходов и получает возможности для эффективного развития.
Маркетинг
В этой категории стратегических целей формулируются задачи, направленные на обеспечение узнаваемости торговой марки, репутации и качественного обслуживания клиента. Все эти факторы влияют на повышение продаж и прибыльности бизнеса.
Производство
В этом направлении устанавливаются цели повышения объемов выпуска и качества продукта. Для реализации таких задач нужно улучшить показатели производительности и снизить издержки.
Капитал
В этой группе представлены стратегические финансовые цели компании по оптимизации распределения имеющихся ресурсов и росту активов предприятия.
Управление кадрами
В этом контексте необходимо решить задачи по внедрению механизмов, обеспечивающих улучшение отношений среди специалистов компании.
Источник: shutterstock.com
В качестве инструментов достижения таких целей могут использоваться системы материального стимулирования, неденежной мотивации, обучения персонала, а также обеспечение достойного уровня заработной платы.
Менеджмент
Данная категория целей включает задачи по решению организационных вопросов. Для эффективного развития предприятия одним из наиболее важных факторов выступает правильное управление бизнес-процессами.
Алгоритм постановки стратегических целей компании
Функция управления стратегическими целями компании является прерогативой не только высшего руководства, но начальников подразделений. Начальники низшего уровня (линейные менеджеры) могут оказать помощь в решении следующих вопросов:
- Определение сроков составления планов.
- Выбор наиболее важных задач, которые следует решить в конкретном отчетном периоде. Чаще всего менеджмент выбирает от одного до трех направлений.
- Выявление ключевых показателей. Все плановые результаты следует конкретизировать и представить в количественном выражении. Только при таком подходе можно по завершении отчетного периода определить прогресс в движении к поставленным целям.
На совместном собрании команды управленцев необходимо зафиксировать задачи разного уровня для всех структур организации. У менеджеров должно быть четкое понимание объема вклада каждого подразделения в реализацию стратегии компании.
Далее руководители всех уровней должны правильно установить задачи для своих подчиненных.
Необходимо отметить важность осведомленности всего персонала о намеченных стратегических целях компании. Только так можно избежать недоразумений и конфликтных ситуаций. Для этого может использоваться, к примеру, соответствующая инфографика в холле.
Для сотрудников, работающих удаленно, необходимо использовать соответствующий интернет ресурс (к примеру, «Гугл докс», Trello и различные таск-менеджеры).
Источник: shutterstock.com
Периодически необходимо напоминать персоналу об установленных стратегических целях. Реализовать такую задачу можно через проведение встреч двух видов:
- Собрание-прогресс. Оптимальное число участников таких групп 10—12 сотрудников. Присутствующие должны сконцентрироваться на обсуждении данных, полученных в результате анализа стратегических целей компании и внесенных в информационную систему компании. После проведения таких встреч необходимо организовать сбор управленцев, посвященный соответствию достигнутого запланированным показателям.
- Мотивационное собрание. В этом случае размеры групп не ограничиваются по числу участников. Задача состоит в том, чтобы отметить имеющиеся достижения, а также изучить опыт наиболее успешных участников и получить их рекомендации.
Такие собрания должны проводиться регулярно, к примеру, еженедельно. В таком случае персонал не будет забывать о стратегических целях при выполнении повседневной работы.
Критерии правильно поставленной стратегической цели компании
- Амбициозные, но реалистичные.
Формирование стратегических целей компании осуществляется так, чтобы мотивировать предприятие к совершенствованию, не выходя за рамки реальности. Бизнес-консультант из США Джим Коллинз рассмотрел концепцию «Больших, сложных, дерзких целей» (BHAGs) в работе «Построено на века».
Он отметил: компании, которые готовы концентрироваться на амбициозных задачах, часто используют скрытый потенциал и добиваются высоких результатов. Здесь важно, чтобы планы не отрывались от реальности.
Необходимо учесть возможные препятствия на пути к амбициозным целям, включая ситуацию на рынке, уровень развития конкуренции, доступность необходимых ресурсов.
К примеру, предприятия, занимающиеся разработкой ПО, в качестве долгосрочной цели могут определить завоевание лидерства в своей рыночной нише на протяжении пяти лет.
При всей амбициозности, такая задача вполне может быть решена, если будет обеспечено наличие требуемых ресурсов и разработана грамотная стратегия.
- Четкие и измеримые.
Стратегические цели компании должны иметь точное и исчисляемое выражение, чтобы появлялась возможность оценки и замера полученного прогресса. Для этого необходимо сформировать измеряемые ключевые показатели эффективности.
К примеру, для стратегической цели по увеличению уровня удовлетворенности потребителей может в качестве ориентира устанавливаться показатель 90 %, которого следует достичь за 1 год.
Источник: shutterstock.com
При выборе измеряемых и понятных целевых показателей компания получает ясное видение своего успеха и может эффективно измерять прогресс в выбранном направлении. Это позволяет получать важные инструменты анализа движения к цели, вовремя вносить корректировки.
- Соответствующие принципам конкретной организации.
Основные стратегические цели компании должны согласовываться с ее миссией. Это особенно важно. Если стратегия развития отображает основные ценности организации, то реализация целей еще больше проявляет ее уникальность, позволяет выгоднее позиционироваться на рынке.
К примеру, социальная компания, миссия которой состоит в популяризации устойчивых практик, может в качестве стратегической цели выбрать сокращение использования углеродных видов топлива на определенный процент.
- Устанавливающие видение будущего развития.
Определение стратегических целей компании не должно происходить в рамках краткосрочных, «близоруких» задач. Важно охватить широкие вопросы в рамках миссии организации и видения ее развития на срок от года и более.
К примеру, в стратегии предприятия, работающего в области зеленой энергетики, есть цели по переходу на 100 % чистые источники энергии за 10 лет. А задача операционная может состоять в росте генерации солнечной энергии на 25 % в следующий период.
Примеры стратегических целей компании
Рассмотрим подробнее особенности применения представленной концепции в разных направлениях бизнеса.
Варианты стратегических целей для маркетинговой политики:
- Повысить узнаваемость продукта и расширить рыночную долю на 15 % за следующий год.
- Улучшить показатели лояльности потребителей к бренду и удержания покупателей на 30 % за ближайшие полгода.
- Расширить присутствие в соцсетях за счет увеличения показателя вовлеченности подписчиков на 35 % на протяжении квартала.
- Поднять посещаемость интернет-магазина на 40 % за три квартала текущего года.
Варианты стратегических целей для финансовой сферы:
- Повысить доход на 15 % за будущий финансовый год.
- Снизить операционные затраты на 20 % в течение следующих трех кварталов.
- Сократить эффективную налоговую ставку на 4 % на протяжении двух отчетных годовых периодов.
- Повысить возврат инвестиций, обеспечив годовой показатель ROI (инвестиционная рентабельность) на уровне 16 % для портфеля.
Варианты стратегических целей для подразделения по управлению персоналом:
- Повысить число квалифицированных соискателей вакансий в кадровом резерве на 40 % за два следующих квартала.
- Поднять средний показатель компетентности специалистов на один уровень за ближайший год.
- Обеспечить уровень вовлеченности персонала на 75 % и показателя добровольной кадровой текучести ниже 12 % на протяжении двух следующих лет.
- Поддерживать разнообразие представительства на разных уровнях и в подразделениях на протяжении последующих двух лет.
Варианты типовой стратегической цели компании для отдела по управлению производственными процессами:
- Повысить объем выпуска продукции на 25 % для обеспечения растущего потребительского спроса на протяжении двух кварталов.
- Оптимизировать результативность производства за счет снижения времени простоя на 10 %.
- Снизить расходы, связанные с выпуском до конца текущего года на 15 %.
- Оптимизировать управление цепочками поставок и снизить товарные запасы на 40 % за следующие 3 года.
Стратегические цели компании являются необходимым шагом планирования работы предприятия на короткий срок и в долгосрочной перспективе. Это позволяет выявить приоритетные пути развития, чтобы обеспечить понимание того, к чему должна стремиться организация и какими способами можно реализовать намеченные планы.