Глоссарий

Руководитель отдела маркетинга: обязанности, требования к кандидату на должность.

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 7 минут
Руководитель отдела маркетинга - управленец высшего звена, от которого во многом зависит успешность продвижения компании на рынке. Это стратег, аналитик и администратор в одном лице с богатым набором компетенций. В обязанности директора по маркетингу входят разработка стратегии, аналитика рынка и конкурентов, оценка эффективности кампаний. Поиск такого специалиста – приоритетная задача для компаний, нацеленных на развитие в долгосрочной перспективе.

Из этого материала вы узнаете:

Кто такой руководитель отдела маркетинга

Топ-менеджер отвечает за стратегию продвижения компании на рынке, узнаваемость бренда и эффективность рекламных мероприятий.

Chief Marketing Officer (CMO), или руководитель отдела маркетинга и рекламы, управляет процессами продвижения в бизнесе, контролирует бюджет рекламных кампаний и организует слаженную работу команды. Топ-менеджер взаимодействует с другими отделами организации. Он выстраивает маркетинговую политику, исходя из целей бизнеса и цифр в отчетах.

Для бизнеса руководитель отдела интернет маркетинга — ценный управленец высшего звена. Эта должность актуальна для крупных организаций, в которых есть отдел продвижения. В подчинении у директора по маркетингу менеджеры по SMM, таргетологи, копирайтеры, дизайнеры, контекстологи и другие специалисты.

Их число и круг выполняемых ими задач зависят от масштаба компании. В малом бизнесе обязанности руководителя отдела маркетинга может выполнять исполнительный директор, специалист по маркетингу, менеджер проектов.

Кто такой руководитель отдела маркетинга

Источник: shutterstock.com

Цели руководителя отдела маркетинга соответствуют целям бизнеса. Это может быть рост продаж, доходов, осведомленности потребителей о бренде, формирование имиджа компании. Директор, в отличие от специалиста по маркетингу, не должен отчитываться перед генеральным директором по таким вопросам, как, например, средняя цена за клик (CPC) или количество кликов (CTR).

Основные задачи руководителя отдела маркетинга

Это топ-менеджер, управляющий реализацией маркетинговой стратегии компании. В его подчинении находятся специалисты соответствующего отдела. Работа руководителя направлена на достижение целей бизнеса. Например, увеличение объема продаж, рост осведомленности потребителей и улучшение мнения о бренде.

Основные должностные обязанности руководителя отдела маркетинга:

  • стратегическое управление бизнесом, проектирование рекламных кампаний, контроль их реализации;
  • бюджетное планирование, расчет денег на неделю, месяц, год согласно схеме продвижения и с позиции оправданности вложений;
  • конкурентный анализ и отслеживание успехов и неудач других компаний, изучение данных о рынке, сфере деятельности, каналов сбыта, генерация и внедрение новых идей на базе маркетинговых исследований;
  • формирование портрета клиента компании: кто он, чем интересуется, поведенческие особенности;
  • руководство отделом маркетинга, постановка планов, создание системы мотивации, поддержание благоприятной атмосферы в коллективе. Директор по маркетингу должен поощрять отличившихся специалистов и отстаивать интересы отдела и своих подчиненных;
  • организация продуктивного взаимодействия с другими подразделениями компании, их руководителями, специалистами, веб-разработчиками;
  • составление медиа-плана и запуск рекламы на различных площадках, контроль

SMM, SEO, рекламы и средств массовой информации;

  • внедрение перспективных проектов, например, программ лояльности, акций;
  • анализ результатов рекламных кампаний (в цифрах), определение наиболее эффективных маркетинговых инструментов на основе данных статистики.

Каждый специалист отдела отвечает за свой профиль работы. Основная функция руководителя отдела маркетинга — стратегическое и тактическое управление.

3 типа руководителя отдела маркетинга

Основные типы директоров по маркетингу:

Визионер

Это тип руководителя, который видит возможности для бизнеса. Иными словами, он имеет мышление предпринимателя. Например, кто-то не заметит перспектив в заброшенном участке на краю города. Что делает руководитель отдела маркетинга-визионер? Он видит в этой локации прекрасный вариант для развлекательного клуба или гостиницы. Может заранее предугадать тренды будущего и склонен принимать нетипичные решения. Руководитель-визионер целенаправленно идет к результату и не боится совершать ошибки. Он активно работает сам и мотивирует других. Это его ключевые достоинства.

Такие управленцы высшего звена идеально подходят для старта проекта, расширения бизнеса, где крайне важно быстро принимать решения и сразу претворять их в жизнь.

Аналитик

Это маркетолог, изучающий рынок от и до. Он ищет точки роста и разрабатывает эффективную маркетинговую систему. Как правило, аналитик не генерирует новые идеи, а доводит до совершенства уже функционирующий бизнес.

Аналитик

Источник: shutterstock.com

Руководитель отдела маркетинга-аналитик подходит для бизнеса, в котором уже определен портрет целевой аудитории и выбрана ниша. Он должен усилить имеющиеся наработки, идти на шаг вперед конкурентов и ускорить рост компании.

Аналитик совершенствует и реализует, тогда как визионер видит неочевидные возможности.

Управленец

Уже функционирующей компании обязательно нужен толковый управленец. Он должен нанять сильных специалистов и сформировать коллектив профессионалов. Можно сравнить данный тип руководителя отдела маркетинга с администратором. Он ставит задачи и следит за их выполнением, мотивирует персонал и не вмешивается в работу специалистов, каждый из которых делает свое дело.

Управленец-администратор нужен компании, имеющей четкие цели и планы по их достижению.

Требования к руководителю отдела маркетинга

В каждой компании свои требования к кандидатам на должность директора в данную отрасль. Они указаны в должностной инструкции руководителя отдела маркетинга. Их объединяют следующие значимые характеристики:

Образование

Прежде всего, профильное образование. Руководитель высшего звена должен иметь диплом, подтверждающий наличие углубленных знаний в сфере профессиональной реализации. HR-менеджеры компаний также обращают внимание на сведения о наличии второго образования в резюме на руководителя отдела маркетинга.

Образование

Источник: shutterstock.com

Например, в сфере экономики и управления персоналом. Также выдвигаются требования к уровню знаний.

Опыт

Другой важный аспект — практический опыт в построении маркетинговой системы и опыт настройки бизнес-процессов. Некоторые организации ищут кандидата с опытом создания отдела маркетинга и рекламы.

Руководитель отдела маркетинга должен обладать следующими качествами: быть дальновидным стратегом, иметь высокий уровень личной ответственности, ориентироваться на результат, уметь вести переговоры и отстаивать свою позицию. Также компании ищут кандидата на должность руководителя отдела маркетинга, отличающегося креативностью и нестандартным видением.

Важны аналитический склад ума, системное мышление, умение работать в режиме многозадачности и анализировать большие объемы различных данных, в том числе отчеты, статистику, выделять основные показатели системы маркетинга и вносить своевременные правки в работу отдела и стратегию продвижения для достижения поставленных целей.

Учитывается наличие опыта работы с различным маркетинговым бюджетом. Важно, чтобы руководитель умел задействовать наиболее эффективные каналы продвижения и использовал широкий спектр инструментов.

И, наконец, учитывается опыт управления коллективом и работы с подрядчиками.

Что должно быть в резюме

Директор по маркетингу — это управленец высшего звена, ответственный за ряд важных бизнес-процессов. Соискатель на должность обязан указать в резюме свой квалификационный уровень, имеющийся опыт работы и основные заслуги на профессиональном поприще.

Конечно, организация охотнее рассмотрит на должность директора кандидата, который ранее занимал аналогичное место в другой компании. Если соискатель не был главным по маркетингу, но успешно выполнял схожий функционал, то это нужно отразить в резюме.

Работодателю интересны следующие вопросы к руководителю отдела маркетинга:

  • Имеет ли соискатель опыт работы на управляющей позиции?
  • Есть ли у него знания в сфере маркетинга, рекламы, экономики и бизнеса?
  • Насколько он осведомлен о продукции бренда, портрете клиента компании и специфике рыночной ниши?
  • Имеется ли у соискателя опыт проведения маркетинговых исследований и анализа оппонентов на рынке?
  • Знает ли кандидат тонкости ценообразования?
  • Умеет ли работать на компьютере и других информационных ресурсах?
  • Есть ли у соискателя опыт работы со средствами массовой информации?
  • С какой позиции кандидат начал свою карьеру? Есть ли у него опыт работы на низших должностях?

Это ключевые вопросы, которые задают менеджеры по персоналу на собеседовании руководителя отдела маркетинга.

Что должно быть в резюме

Источник: shutterstock.com

Помимо профессиональных компетенций важны и личные качества соискателя. Среди них:

  • Высокие амбиции. Работодателю важно, чтобы руководитель не останавливался на достигнутом и всегда стремился к лучшим показателям.
  • Насмотренность и знание трендов в маркетинге.
  • Стратегическое мышление, так как директор по маркетингу формирует стратегию компании.
  • Навыки управленца. Директор должен подобрать команду профессионалов в отдел маркетинга и управлять их деятельностью.
  • Навыки аналитической деятельности, так как руководитель отдела маркетинга занимаетсяанализом больших объемов данных.
  • Наличие собственных убеждений, стойкость характера и принципиальность.
  • Творческий подход. В сфере маркетинга приветствуется нешаблонное мышление.
  • Умение работать в авральном режиме. Это должен быть стрессоустойчивый человек в связи с высоким уровнем ответственности.

KPI для руководителя отдела маркетинга

KPI (Key Performance Indicators), или числовые показатели деятельности для директора определяются исходя из объема продаж. KPI руководителя связаны с результатами работы подразделения. Учитывается рост числа покупателей, объема продаж и прибыли.

Ключевые KPI директора по маркетингу:

  • Достижение целевых объемов продаж за конкретный период. Возможны различные варианты: в некоторых компаниях обращают внимание на прибыль, в других — на число привлеченных клиентов.
  • Процент возврата вложений в продвижение. Каждая организация нацелена на окупаемость инвестиций в маркетинг. Если процент возврата вложений в продвижение высокий, то работа отдела маркетинга эффективна. Это значит, что директор выполняет свои должностные обязанности.
  • Цена привлечения одного покупателя и сумма прибыли от покупателя за период взаимодействия с компанией. Это показывает оправданность вложений на его привлечение и эффективность работы отдела маркетинга с целевой аудиторией.
  • Затраты. Директор компании определяет бюджет на маркетинговые мероприятия. KPI зависит от того, насколько он уложился в рамки бюджета.

Обязанности руководителя отдела маркетинга и рекламы можно распределить следующим образом: 50 % рабочего времени занимает координация работы подчиненных, 25 % — взаимодействие с другими подразделениями и 25 % — анализ статистики, рыночных тенденции, конкурентов, обдумывание стратегического вектора развития бизнеса.

Директор должен держать руку на пульсе рынка и видеть перспективы и вероятные тенденции. Именно поэтому у руководителя отдела маркетинга высокая зарплата.

Сохраните себе:
Читайте также
CPM: кому нужна метрика и как считать
В данной статье мы расскажем: Понятие CPM Формула расчета CPM Факторы, влияющие…
Что такое B2G: примеры, тенденции, плюсы и минусы работы
В данной статье мы расскажем: Что такое B2G продажи Виды взаимодействия в…
Пиар: виды, задачи, методы
В данной статье мы расскажем: Цели и задачи пиара Виды пиара по…
Контекстная реклама: задачи, преимущества и виды
В данной статье мы расскажем: Что такое контекстная реклама Какие задачи решает…
Реферальная ссылка: разбираемся в деталях
В данной статье мы расскажем: Понятие реферальной ссылки Плюсы и минусы реферальной…
Объем продаж: формулы расчета и способы увеличения
В данной статье мы расскажем: Что такое объем продаж предприятия На что…
Маркетинговый анализ компании: цели и этапы, виды и методы
В данной статье мы расскажем: Понятие и цели маркетингового анализа Виды и…
Чем занимается отдел маркетинга: кто и как продвигает продукт
Из этого материала вы узнаете: Цели и функции отдела маркетинга в компании…
Менеджер отдела продаж: как нанять и сколько платить
Из этого материала вы узнаете: Задачи менеджера отдела продаж Функции менеджера отдела…
Показатель вовлеченности: понятие, формулы расчета, сервисы для отслеживания
Из этого материала вы узнаете: Показатель вовлеченности: что это такое Причины отслеживать…
Маркетолог: что делает и каким бывает
Из этого материала вы узнаете: Задачи и обязанности маркетолога Специализации маркетологов Навыки…