Глоссарий

ROA: формула, пример расчета и нормы

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 6 минут
ROA - мультипликатор, демонстрирующий рентабельность активов бизнеса. Чем он выше, тем устойчивее на ногах стоит компания и задает ритм среди конкурентов. Норм показателя не существует, но есть границы, ниже которых лучше не опускаться.
В данной статье мы расскажем:
  • Что такое ROA
  • Формула и пример расчета ROA
  • Двухфакторная модель ROA
  • Как анализировать ROA
  • Норма ROA
  • Всегда ли хорош высокий ROA
  • Как увеличить ROA
  • Отличия ROA от ROE
  • Разновидности мультипликатора

Что такое ROA

Рентабельность активов (ROA) представляет собой финансовый показатель, оценивающий, насколько эффективно компания использует свои активы для получения прибыли.

ROA выражает соотношение прибыли бизнеса к стоимости его активов. Это ключевой показатель, который позволяет оценить, сколько денег приносит каждый вложенный рубль в активы. К примеру, ROA позволяет понять, какую прибыль приносит недвижимость, оборудование или транспорт и насколько эффективно эти активы используются в рамках бизнес-процессов.

Рассмотрим конкретный пример. Допустим, одна компания, занимающаяся продажей цветов, заработала за год 10 млн рублей, а вторая – 15 млн рублей. На первый взгляд, вторая компания более успешна в своей деятельности. Однако нужно учесть стоимость активов обеих компаний и рассчитать ROA.

Предположим, что стоимость активов первой компании составляет 30 млн рублей, а второй – 53 млн рублей. Если рассчитать ROA, то в первом случае он составит 33 %, во втором – 28 %.

Что такое ROA

Таким образом первая компания работает более эффективно. Ее владелец вложил 30 млн рублей и получил 10 млн рублей прибыли, в то время как второе предприятие имеет более высокие активы в размере 53 млн рублей, но при этом заработало оно только 15 млн рублей.

Формула и пример расчета ROA

Рассмотрим формулу расчета ROA:

ROA = чистая прибыль / совокупные активы × 100 %

, где:

  • Чистая прибыль – разница между годовой выручкой и затратами компании.
  • Совокупные активы – сумма материальных ресурсов, принадлежащих компании, рассчитанная на основе среднегодовой величины (среднее значение активов на начало и конец года, разделенное на 2).
К примеру, если годовая чистая прибыль предприятия составляет $1 млн, а совокупная стоимость активов оценивается в $5 млн, то рентабельность активов компании будет равна: 1 / 5 × 100 % = 20 %.

Если нужно определить рентабельность активов за период, отличный от календарного года, то нужно воспользоваться следующей формулой расчета ROA:

ROA= чистая прибыль × (365 /n) / среднегодовая величина активов × 100 %

, где n – количество дней для искомого временного интервала.

Есть несколько важных аспектов, которые следует учитывать при интерпретации результатов ROA в маркетинге:

  1. Период времени. ROA не предоставляет прогнозируемый результат по потенциалу прибыли на долгосрочных инвестициях. К примеру, изменения в бизнесе из-за внедрения новых технологий, изменения производственных циклов или сезонные факторы. Поэтому важно учитывать динамику ROA.
  2. Несоответствие между значениями числителя и знаменателя. Прибыль отражает текущий финансовый результат компании, в то время как активы накапливаются долгое время. Важно также оценивать рыночную стоимость предприятия.
  3. Риски. Высокий показатель ROA может быть результатом агрессивной стратегии. Поэтому важно анализировать структуру затрат, финансовое положение и риски, связанные с бизнесом.

Двухфакторная модель ROA

Анализ финансового состояния компании можно провести с помощью метода Дюпона. Этот подход позволяет оценить ключевые факторы, влияющие на результативность бизнеса.

В двухфакторной модели учитываются чистая прибыль, средний объем активов и выручка:

ROA = ROS × Koa

, где

  • ROS представляет собой коэффициент рентабельности продаж (чистая прибыль/выручка).
  • Koa – коэффициент оборачиваемости активов (выручка/средний объем активов).
Двухфакторная модель ROA

Этот метод позволяет оценить, как система продаж способствует получению прибыли, и показывает, насколько интенсивно используются активы компании.

Как анализировать ROA

ROA – это информативный показатель, если мы анализируем его в динамике и принимаем во внимание стратегические управленческие решения. Это позволяет рассмотреть изменения в окупаемости активов с течением времени и сделать выводы относительно наиболее перспективных стратегий развития бизнеса.

Важно сравнивать свой ROA с результатами, характерными для конкретной отрасли. К примеру, компания может обнаружить, что ее прибыль превосходит прибыль конкурентов, но при этом коэффициент ROA все же ниже, чем у них. Благодаря этому предприятие сможет понять, как получить максимальную прибыль, используя минимальное количество активов.

Для более глубокого анализа следует учитывать все виды активов в балансе компании. Это позволит руководству более точно оценить эффективность использования каждого типа имущества и оптимизировать стратегию вложений.

Норма ROA

Коэффициент ROA – это параметр, который может варьироваться в широком диапазоне в зависимости от типа предприятия. То, что считается приемлемым для банков, скажем, 1 %, будет рассматриваться как невысокий показатель для компаний в сфере торговли и обслуживания.

Обычно рентабельность активов в производственном секторе остается на низком уровне, так как требуются регулярные инвестиции в модернизацию оборудования и технической базы.

Средний уровень ROA для крупных компаний в США и Великобритании составляет 15 %, в странах европейского союза – 9 %, а в Японии – 7 %. ROA по отраслям близок к значениям ROE, которые варьируются от 10 % до 15 % для компаний, которые включены в индекс S&P 500.

Всегда ли хорош высокий ROA

Высокий ROA не всегда дает полное представление о реальной ситуации на предприятии. Если показатель значительно превышает отраслевые нормы, то это может свидетельствовать о недостаточных инвестициях в активы. Отсутствие вложений в новое оборудование и технологии может замедлить развитие бизнеса и повлиять на его долгосрочные перспективы.

Всегда ли хорош высокий ROA

Таким образом, высокая рентабельность активов ROA говорит об эффективном управлении компанией и о ее способности приносить прибыль при минимальных капиталовложениях. Это способствует более высокой оценке компании на рынке.

ROA также играет важную роль при рассмотрении возможности кредитования компании через банковские учреждения.

Как увеличить ROA

Основные факторы, которые влияют на ROA – прибыль компании и стоимость ее активов. Следовательно, для увеличения рентабельности необходимо работать над увеличением прибыли и оптимизацией активов.

Рассмотрим несколько методов повышения прибыли:

  • Сокращение себестоимости продукции. К примеру, через внедрение более эффективных методов производства, повторное использование материалов или поиск более выгодных поставщиков.
  • Реорганизация ассортимента. Речь идет о производстве и продаже наиболее прибыльных товаров.
  • Увеличение объема продаж.
  • Повышение цен.
Для эффективной оптимизации активов предприятия можно воспользоваться следующими методами:
  • продать неиспользуемые активы (к примеру, лишнюю недвижимость);
  • произвести ремонт или замену устаревшей техники на новую;
  • сократить дебиторскую задолженность;
  • внедрить изменения в управление бизнес-процессами компании (к примеру, автоматизировать их).

Отличия ROA от ROE

ROA оценивает эффективность использования всех активов компании, в то время как ROE учитывает только ту долю капитала, которая принадлежит акционерам. Формула ROE:

ROE = чистая прибыль / собственный капитал × 100 %

Сопоставление ROA и ROE помогает оценить, насколько эффективно компания использует дополнительные финансовые ресурсы. К примеру, как заемные средства влияют на прибыль. Кроме того, сравнение этих показателей позволяет выявить взаимосвязь между коэффициентами:

  • чем больше заемных средств в активах компании, тем больше различие между ROA и ROE.
  • при увеличении доли заемных средств в активах компании ROA может снижаться.
Значения показателей ROA и ROE могут быть корректными только в случае одноотраслевых предприятий. Дело в том, что стоимость активов и объем привлеченных кредитов сильно различаются в разных секторах экономики.

Отличия ROA от ROE

В технологическом секторе значения этих коэффициентов практически равны из-за низких долговых обязательств компаний. Это зачастую приводит к ложным данным по ROE. При этом сравнение ROE и ROA между разными отраслями нередко дает значительные расхождения, связанные с различной капиталоемкостью предприятий.

К примеру, процент дивергенции ROE над ROA между General Motors (автомобилестроение) и Walmart (розничная торговля) будет очень высоким.

Разновидности мультипликатора

В дополнение к ROA при оценке рентабельности активов используют:
  • ROS (Return on Sales).
Этот показатель измеряет рентабельность выручки, что представляет собой отношение чистой прибыли к объему продаж.

ROS = (Чистая прибыль ÷ Выручка) × 100 %. 

В отличие от ROA, ROS используется для анализа денежного оборота и прогнозирования будущих доходов.

  • ROIC (Return on Invested Capital).
Этот показатель отражает окупаемость инвестиций компании.

ROIC = (Операционная прибыль × (1 – налоговая ставка) ÷ Сумма инвестиций) × 100 %.

ROIC представляет интерес для инвесторов, так как помогает доказать выгодность вложения средств и позволяет привлечь больше капитала в компанию.

Таким образом, показатель ROA играет важную роль в анализе финансовой эффективности компании, а также отражает ее способность генерировать прибыль при использовании собственных и заемных средств.

Сохраните себе:
Другие термины на букву «R»
Читайте также
Одностраничный сайт: понятие, функции, создание
В данной статье мы расскажем: Что собой представляет одностраничный сайт Виды одностраничных…
Наружная реклама: виды, правила размещения
В данной статье мы расскажем: Преимущества и недостатки наружной рекламы Закон о…
Тестирование гипотез: где применяется, как выполняется
В данной статье мы расскажем: Что такое тестирование гипотез простыми словами Процесс…
KPI отдела продаж: понятие, основные показатели
В данной статье мы расскажем: Что такое KPI отдела продаж и для…
Бизнес-партнер: для чего нужен и как найти
В данной статье мы расскажем: Определение бизнес-партнера Цели и задачи сотрудничества с…
Бесплатные каналы продвижения, их плюсы и минусы
В данной статье мы расскажем: Суть и виды каналов продвижения Основные каналы…
Позиционирование компании: виды, стратегии, цели и задачи
В данной статье мы расскажем: Цели и задачи позиционирования компании Преимущества позиционирования…
Позиционирование продукта: стратегии, методы, этапы
В данной статье мы расскажем: Суть позиционирования продукта Модели и стратегии позиционирования…
Срок окупаемости проекта: что это, как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Понятие срока окупаемости проекта Для каких сфер…
Рынок сбыта: суть, методы анализа
В данной статье мы расскажем: Понятие рынка сбыта Анализ рынка сбыта: как…
Взаимозаменяемые товары: понятие, виды, установление цены
В данной статье мы расскажем: Что такое взаимозаменяемые товары простыми словами Виды…
Виды маркетинговых коммуникаций: какие часто используются
В данной статье мы расскажем: Понятие и цели маркетинговых коммуникаций Семь основных…