Глоссарий

QoS — что это такое, назначение функции Quality of Service

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 4 минуты
QoS (от англ. Quality of Service) - это набор сетевых технологий (не протокол), разработанных для регулирования трафика в корпоративных сетях.

В данной статье мы расскажем:

QoS создавалась в то время, когда пропускная способность сетей оставляла желать лучшего. Бытует мнение, что сейчас эта технология не востребована, так как средние показатели скорости Интернета давно перевалили за 100 мб/с, и трафика хватает всем с лихвой. Это не так. С ростом трафика растут и аппетиты агрессивных потребителей.

Что такое QoS

Аббревиатура QoS расшифровывается как Quality of Service и в дословном переводе означает «качество обслуживания».

Использование инструментов QoS в домашней сети нецелесообразно и, скорее, приведет к снижению пропускной способности и качества соединения, чем будет способствовать улучшению этих параметров.

Что регулируют QoS

Любой вид трафика (видеотрансляции, отправка и получение документов, передача числовых значений, голосовые чаты) состоит из пакетов. Проходя через маршрутизатор, где им присваивается адрес отправления и назначения (упрощая), они становятся в очередь. Эти пакеты имеют разную величину, соответственно, состав очереди получается неоднородный. Ведь одновременно на узел маршрутизации поступают тысячи запросов по входящему и исходящему трафику.

Такая неоднородность и создает проблемы – пакеты проходят с разной скоростью и задержкой. Особенно это характерно для корпоративных сетей, где десятки сотрудников выполняют разные задачи: кто-то совершает деловые звонки по Skype, кто-то работает в 1С через удаленный сервис, другие проверяют почту и квалифицируют лиды и т.д.

Если для отправки почты такие задержки не критичны, то, например, потоковое видео, IP-телефония крайне чувствительны к стабильности соединения. Если на линии начинаются сбои, голоса собеседников заикаются, связь может обрываться, тормозить – скорее всего, вы не раз наблюдали подобную картину.

QoS маркирует пакеты и делает так, чтобы в очереди «не толкались».

Критерии качества связи: с чем работает QoS

Есть несколько ключевых параметров, которые напрямую влияют на качество связи.

  • Пропускная способности сети, или скорость. Те самые 10mb/s, 100mb/s и так далее. Чем выше скорость, тем проще маршрутизатору распределять и доставлять пакеты – очередь ведет себя прилично, потому что все кассы открыты и работают. Соответственно, если канал зажат, необходимо регулировать потоки для предотвращения «давки».
  • Задержка. То, с какой скоростью пакет доставляется от отправителя адресату. Если скорости достаточно, но по какой-то причине растет показатель задержки, небольшие по объему пакеты голосового чата могут «перегонять» друг друга, пока движутся по линии. Т.е. пакеты, отправленные позже, могут прийти раньше, потому что вдруг задержка опустилась до минимального значения. Для почтовых сервисов этот показатель не критичен.
  • Потеря пакетов. Для электронных писем и обмена данными – самый важный параметр. Если часть пакетов по пути потеряется, то файл во вложении на вашей почте окажется битым, и вы его просто не сможете открыть.
  • Джиттер. Показатель разброса между максимальным и минимальным временем доставки пакета. Канал может лихорадить – пляшет задержка. Какие-то пакеты приходят быстро, другие задерживаются – джиттер высокий, что не очень хорошо.

Проанализировав эти данные, можно понять, нужно ли в корпоративной сети настраивать QoS или нет.

Как работает QoS

Существует несколько типов сценария, по которым работают технологии QoS, т.е. применяют разный набор инструментов.

  • Best Effort Service (по умолчанию). Кратковременно может повысить скорость соединения для того, чтобы пропустить приоритетные пакеты. Не очень эффективен, и сейчас используется редко, так как с наиболее требовательным трафиком: видеоконференции, голосовые чаты, IP-телефония – не работает.
  • Integrated Service. Часть канала резервируется для пропуска приоритетных пакетов. Технология работает, но тоже не идеальна. Табличка «этот столик зарезервирован» будет висеть постоянно, и не важно, ожидаются гости или нет. Т.е. часть трафика используется неэффективно, вернее, совсем не используется – режется скорость.
  • Differentiated Service. Наиболее востребованный набор инструментов. Позволяет выделять и приоритезировать траффик. Работает, как хороший регулировщик на перекрестке, – тем, кому очень надо (рейсовые автобусы с детьми, «Пропустите, жена рожает!») дает право на проезд первыми, другие немного подождут.

Инструменты DiffServ работают не по одним им ведомым алгоритмам. Правила маркировки и пропуска настраиваются в интерфейсе умных маршрутизаторов, например, на оборудовании Cisco или Microtic.

Есть несколько возможностей настроить приоритет трафика.

  • По заголовкам пакетов. QoS считывает заголовок, понимает, что за информация содержится в пакете, присваивает ему определенный класс и направляет в правильную очередь.
  • Сортировка происходит по значению IP, подсети, порту, протоколу, т.е. берется в расчет источник трафика.
  • Пакеты сортируются и классифицируются по интерфейсу: куда должна поступить информация – на планшет, ноутбук, ПК пользователя.

Настройки достаточно гибкие. Можно ограничивать или увеличивать скорость, настраивать лимиты трафика по времени (утром больше, вечером меньше), распределять трафик между пользователями.

Возвращаясь к проблеме агрессивных потребителей. Это не работники бухгалтерии или склада, которые сидят в одноклассниках. Это приложения (которые могут запускать те же сотрудники). Определенный тип программ имеет нехорошее свойство перетягивать всё одеяло трафика или большую его часть на себя. К таким нехорошим потребителям относятся: Торрент, YouTube, Яндекс.Диск, DropBox и подобные.

Насколько ни был бы широким канал, если пользователь решит врубить закачки в Торренте, траффик просядет у всех. Начнутся вылеты из служебных программ, сбои при работе видеоконференции и т.д. Именно поэтому, несмотря на оптоволоконные сети и большие скорости, технологии QoS не теряют своей актуальности и должны использоваться в корпоративных сетях.

Сохраните себе:
Читайте также
Одностраничный сайт: понятие, функции, создание
В данной статье мы расскажем: Что собой представляет одностраничный сайт Виды одностраничных…
Наружная реклама: виды, правила размещения
В данной статье мы расскажем: Преимущества и недостатки наружной рекламы Закон о…
Тестирование гипотез: где применяется, как выполняется
В данной статье мы расскажем: Что такое тестирование гипотез простыми словами Процесс…
KPI отдела продаж: понятие, основные показатели
В данной статье мы расскажем: Что такое KPI отдела продаж и для…
Бизнес-партнер: для чего нужен и как найти
В данной статье мы расскажем: Определение бизнес-партнера Цели и задачи сотрудничества с…
Бесплатные каналы продвижения, их плюсы и минусы
В данной статье мы расскажем: Суть и виды каналов продвижения Основные каналы…
Позиционирование компании: виды, стратегии, цели и задачи
В данной статье мы расскажем: Цели и задачи позиционирования компании Преимущества позиционирования…
Позиционирование продукта: стратегии, методы, этапы
В данной статье мы расскажем: Суть позиционирования продукта Модели и стратегии позиционирования…
Срок окупаемости проекта: что это, как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Понятие срока окупаемости проекта Для каких сфер…
Рынок сбыта: суть, методы анализа
В данной статье мы расскажем: Понятие рынка сбыта Анализ рынка сбыта: как…
Взаимозаменяемые товары: понятие, виды, установление цены
В данной статье мы расскажем: Что такое взаимозаменяемые товары простыми словами Виды…
Виды маркетинговых коммуникаций: какие часто используются
В данной статье мы расскажем: Понятие и цели маркетинговых коммуникаций Семь основных…