Глоссарий

QoS — что это такое, назначение функции Quality of Service

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 4 минуты
QoS (от англ. Quality of Service) - это набор сетевых технологий (не протокол), разработанных для регулирования трафика в корпоративных сетях.

В данной статье мы расскажем:

QoS создавалась в то время, когда пропускная способность сетей оставляла желать лучшего. Бытует мнение, что сейчас эта технология не востребована, так как средние показатели скорости Интернета давно перевалили за 100 мб/с, и трафика хватает всем с лихвой. Это не так. С ростом трафика растут и аппетиты агрессивных потребителей.

Что такое QoS

Аббревиатура QoS расшифровывается как Quality of Service и в дословном переводе означает «качество обслуживания».

Использование инструментов QoS в домашней сети нецелесообразно и, скорее, приведет к снижению пропускной способности и качества соединения, чем будет способствовать улучшению этих параметров.

Что регулируют QoS

Любой вид трафика (видеотрансляции, отправка и получение документов, передача числовых значений, голосовые чаты) состоит из пакетов. Проходя через маршрутизатор, где им присваивается адрес отправления и назначения (упрощая), они становятся в очередь. Эти пакеты имеют разную величину, соответственно, состав очереди получается неоднородный. Ведь одновременно на узел маршрутизации поступают тысячи запросов по входящему и исходящему трафику.

Такая неоднородность и создает проблемы – пакеты проходят с разной скоростью и задержкой. Особенно это характерно для корпоративных сетей, где десятки сотрудников выполняют разные задачи: кто-то совершает деловые звонки по Skype, кто-то работает в 1С через удаленный сервис, другие проверяют почту и квалифицируют лиды и т.д.

Если для отправки почты такие задержки не критичны, то, например, потоковое видео, IP-телефония крайне чувствительны к стабильности соединения. Если на линии начинаются сбои, голоса собеседников заикаются, связь может обрываться, тормозить – скорее всего, вы не раз наблюдали подобную картину.

QoS маркирует пакеты и делает так, чтобы в очереди «не толкались».

Критерии качества связи: с чем работает QoS

Есть несколько ключевых параметров, которые напрямую влияют на качество связи.

  • Пропускная способности сети, или скорость. Те самые 10mb/s, 100mb/s и так далее. Чем выше скорость, тем проще маршрутизатору распределять и доставлять пакеты – очередь ведет себя прилично, потому что все кассы открыты и работают. Соответственно, если канал зажат, необходимо регулировать потоки для предотвращения «давки».
  • Задержка. То, с какой скоростью пакет доставляется от отправителя адресату. Если скорости достаточно, но по какой-то причине растет показатель задержки, небольшие по объему пакеты голосового чата могут «перегонять» друг друга, пока движутся по линии. Т.е. пакеты, отправленные позже, могут прийти раньше, потому что вдруг задержка опустилась до минимального значения. Для почтовых сервисов этот показатель не критичен.
  • Потеря пакетов. Для электронных писем и обмена данными – самый важный параметр. Если часть пакетов по пути потеряется, то файл во вложении на вашей почте окажется битым, и вы его просто не сможете открыть.
  • Джиттер. Показатель разброса между максимальным и минимальным временем доставки пакета. Канал может лихорадить – пляшет задержка. Какие-то пакеты приходят быстро, другие задерживаются – джиттер высокий, что не очень хорошо.

Проанализировав эти данные, можно понять, нужно ли в корпоративной сети настраивать QoS или нет.

Как работает QoS

Существует несколько типов сценария, по которым работают технологии QoS, т.е. применяют разный набор инструментов.

  • Best Effort Service (по умолчанию). Кратковременно может повысить скорость соединения для того, чтобы пропустить приоритетные пакеты. Не очень эффективен, и сейчас используется редко, так как с наиболее требовательным трафиком: видеоконференции, голосовые чаты, IP-телефония – не работает.
  • Integrated Service. Часть канала резервируется для пропуска приоритетных пакетов. Технология работает, но тоже не идеальна. Табличка «этот столик зарезервирован» будет висеть постоянно, и не важно, ожидаются гости или нет. Т.е. часть трафика используется неэффективно, вернее, совсем не используется – режется скорость.
  • Differentiated Service. Наиболее востребованный набор инструментов. Позволяет выделять и приоритезировать траффик. Работает, как хороший регулировщик на перекрестке, – тем, кому очень надо (рейсовые автобусы с детьми, «Пропустите, жена рожает!») дает право на проезд первыми, другие немного подождут.

Инструменты DiffServ работают не по одним им ведомым алгоритмам. Правила маркировки и пропуска настраиваются в интерфейсе умных маршрутизаторов, например, на оборудовании Cisco или Microtic.

Есть несколько возможностей настроить приоритет трафика.

  • По заголовкам пакетов. QoS считывает заголовок, понимает, что за информация содержится в пакете, присваивает ему определенный класс и направляет в правильную очередь.
  • Сортировка происходит по значению IP, подсети, порту, протоколу, т.е. берется в расчет источник трафика.
  • Пакеты сортируются и классифицируются по интерфейсу: куда должна поступить информация – на планшет, ноутбук, ПК пользователя.

Настройки достаточно гибкие. Можно ограничивать или увеличивать скорость, настраивать лимиты трафика по времени (утром больше, вечером меньше), распределять трафик между пользователями.

Возвращаясь к проблеме агрессивных потребителей. Это не работники бухгалтерии или склада, которые сидят в одноклассниках. Это приложения (которые могут запускать те же сотрудники). Определенный тип программ имеет нехорошее свойство перетягивать всё одеяло трафика или большую его часть на себя. К таким нехорошим потребителям относятся: Торрент, YouTube, Яндекс.Диск, DropBox и подобные.

Насколько ни был бы широким канал, если пользователь решит врубить закачки в Торренте, траффик просядет у всех. Начнутся вылеты из служебных программ, сбои при работе видеоконференции и т.д. Именно поэтому, несмотря на оптоволоконные сети и большие скорости, технологии QoS не теряют своей актуальности и должны использоваться в корпоративных сетях.

Сохраните себе:
Читайте также
Необходимость, виды и примеры программы лояльности для клиентов
В данной статье мы расскажем: Что такое программа лояльности для клиентов Задачи…
Разработка маркетинговой стратегии: цели, этапы, условия
В данной статье мы расскажем: Цели маркетинговой стратегии Кому необходима маркетинговая стратегия…
CMS: принципы создания и управления сайтами
В данной статье мы расскажем: Что может CMS Основные компоненты CMS Типы…
Фандрайзинг: понятие, принципы, виды
В данной статье мы расскажем: Что такое фандрайзинг простыми словами Сферы использования…
Что такое RPA: разбираемся в тонкостях
В данной статье мы расскажем: Принцип RPA Функционал RPA Платформа RPA или…
Пользовательский контент: как и почему это работает
В данной статье мы расскажем: Что такое пользовательский контент простыми словами Преимущества…
Брендинг компании: определение, цель и задачи
В данной статье мы расскажем: Что такое брендинг компании Виды брендинга Цель…
Эффект Гиффена: суть, причины, примеры
В данной статье мы расскажем: Суть эффекта Гиффена Товары Гиффена Товары Веблена…
A/B-тестирование: суть, методы, инструменты
В данной статье мы расскажем: Суть A/B-тестирования Цели A/B-тестирования Когда нужно A/B-тестирование…
«Целевой звонок» от Яндекс: принцип работы и подключение
В данной статье мы расскажем: Что такое «Целевой звонок» Как подключить «Целевой…
Индекс качества сайта (ИКС)
В данной статье мы расскажем: Что такое индекс качества сайта (ИКС) От…
Холодные звонки: подходы, скрипты и этапы
В данной статье мы расскажем: Отличия холодных звонков от теплых Цели холодных…