Глоссарий

Прибыль: источники, виды, методы анализа

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 5 минут
Прибыль - это доход минус затраты. Та сумма денег, что остается у владельца бизнеса в сухом остатке. Чтобы не только держаться на плаву, но и развивать компанию, необходимо различать разные виды прибыли, источники ее формирования, знать методы анализа.
В данной статье мы расскажем:

Что такое прибыль

В первую очередь, давайте разберёмся, что вообще такое прибыль. Согласно определению из Википедии, прибылью называется разница между доходом и расходами. Она бывает двух видов: прибыль бухгалтерская и экономическая.
  • Если мы говорим о бухгалтерской прибыли фирмы, то это сумма, на которую поступления, учтённые по бухгалтерским правила, превышают расходы. Эту разницу доходов и издержек отражают в периодической отчётности по международным (МСБУ) или российским стандартам учёта. В некоторых случаях расходы — к примеру, аренда помещений, выплата процентов по кредитам, закупка сырья, траты на автомобили, заработная плата персоналу — называются явными издержками. Все они относятся к явным, поскольку организация уже потратила или потратит на них вполне конкретные финансовые средства.
Что такое прибыль

С экономической прибылью всё несколько сложнее. Эта разновидность прибыли используется в финансовом анализе бизнеса. Возможна парадоксальная ситуация, когда при наличии бухгалтерской прибыли с продаж компания, однако, не получает экономической.

  • Экономическую прибыль рассчитывают, вычитая из доходов абсолютно все совокупные издержки, которые бывают не только явными, но и неявными. Неявные расходы возникают из-за недополучения прибыли и неверной оценки рисков, с которыми сопряжена работа предприятия.

Но если говорить в общем, то прибылью всегда является разница доходов и расходов, возникших при её получении. Прибыль является основным маркером успешности коммерческой деятельности и экономической эффективности компании.

Прибыль выполняет целый ряд функций:

  • Позволяет оценить результаты деятельности фирмы, которые могут быть как отрицательными, так и положительными (и чем выше прибыль, тем они положительнее).
  • Благодаря прибыли компания развивается дальше: реализует инвестиционные проекты и социальные программы, поощряет сотрудников, платит дивиденды держателям акций, и т. п.
  • Является источником средств для государственного бюджета (ведь налоги начисляются именно на прибыль).
  • Выступает в качестве одного из главных критериев для инвестора, который выбирает, акции какого эмитента лучше приобрести.

Прибыль — это абсолютная величина, исчисляемая в денежных единицах (для российской отчётности это рубли, но некоторые публичные компании дополнительно составляют отчёты в долларах в соответствии с международными стандартами). Для корректной оценки лучше брать показатели прибыли за последние три-пять лет.

Прибыль не равна выручке! Выручка — это все деньги, полученные бизнесменом с продаж услуг или продуктов, а прибыль — лишь та её часть, которая осталась, когда вычли все производственные издержки и налоги.

Источники формирования прибыли компании

Любой современной компании приходится работать сразу в трёх направлениях и получать прибыль трёх типов, приходящую из разных источников.

Прибыль от операционной деятельности

Коммерческие фирмы, работающие на рынке услуг и товаров, действуют по следующей схеме: закупить сырьё, комплектующие, производственную технику и инструменты, нанять персонал и вознаградить его труд зарплатами и премиями (это всё входит в издержки); реализовать готовые изделия или оказать услуги, получить за это выручку. Прибыль, образовавшаяся при этом, имеет своим источником основную (операционную) деятельность организации.

Источники формирования прибыли компании

Данный показатель отражён в отчётах о движении финансовых средств. Но имейте в виду, что чистый доход от операционной деятельности за тот или иной период — это ещё не совсем прибыль (даже если цифры очень схожи).

Прибыль от инвестиционной деятельности

Бизнесы, развиваясь и масштабируясь, начинают инвестировать: покупать новые компьютеры, арендовать дополнительные торговые точки, разрабатывать новые месторождения, и т. п. Инвестиционная деятельность обычно вызывает отток денег из бюджета предприятия. Эти средства в будущем возвращаются, когда вырастут продажи услуг или продукции.

Но в некоторых случаях эта деятельность сразу приносит приток средств. Например, если компания вложила деньги в совместное предприятие с другим юридическим лицом, приобрела часть другого бизнеса и начала получить дивиденды, либо разместила свои свободные деньги в виде государственных облигаций. Всё это — виды инвестиционной деятельности. Выручка от неё, из которой вычтены расходы, составляет прибыль организации.

Прибыль от финансовой деятельности

Современные бизнесы активно действуют и на финансовом рынке, размещая свои облигации и акции, чтобы привлечь акционеров, или открывают кредитные линии в банках. Выплачивая дивиденды или осуществляя программу обратного выкупа, фирма совершает операции на финансовом рынке. Финансовая деятельность может быть как прибыльной, так и убыточной (убыток, впрочем, тоже можно считать прибылью, но отрицательной).

Виды прибыли

Прибыль предприятия классифицируется не только по источникам (выручке и расходам, из которых она рассчитывается), но и по уровням. Самое наглядное представление этого деления содержит Отчёт о финансовых результатах — документ, который обязаны регулярно составлять любые предприятия, работающие по ОСН.

Всего существует четыре разновидности прибыли: чистая, валовая, до уплаты налогов и прибыль с продаж. Вполне реальна ситуация, когда, имея валовую прибыль, к концу отчётного периода компания приходит с минусовым результатом. В госбюджет поступает меньше налогов, а самой компании не хватает денег на развитие. Причиной подобных ситуаций являются промежуточные статьи: некоторые из них повышают издержки, в то время как другие — доходы.

Валовая прибыль

Этот вид прибыли вычисляется по следующей формуле:

Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость

Выручку составляют все денежные потоки, поступающие в кассу наличными или на расчётный счёт компании по итогам её операционной деятельности. Это те деньги, которые клиенты платят за услуги, товары, выполнение работ.

Себестоимостью называется оценка (в денежном выражении) расходов на изготовление и реализацию продукции, оказание услуг, выполнение работ. Себестоимость у каждой компании своя, и список статей, которые её формируют, всегда индивидуален.

Виды прибыли

В общем случае это:

  • материальные расходы (на сырье и материалы, горючее, электроэнергию, и т. д.);
  • оплата труда наёмных работников всех категорий;
  • отчисления в фонды с зарплат сотрудников (на медицинское и социальное страхование, пенсии, страхование от несчастных случаев);
  • расходы на амортизацию основных фондов — износ техники и инструментов, сооружений, зданий, транспорта, и т. п.;
  • остальные издержки.

Прибыль с продаж

Формула:

Прибыль от продаж = Валовая прибыль – Коммерческие расходы – Управленческие расходы

Коммерческие расходы включают:

  • упаковку изделий, их транспортировку до места продажи;
  • затраты на погрузку и разгрузку;
  • представительные затраты;
  • рекламные издержки;
  • выплату комиссий посредникам.

Управленческие расходы состоят из:

  • оплаты труда тех сотрудников, которые непосредственно не участвуют в производстве — административно-управленческих кадров;
  • содержания управленческих, общехозяйственных объектов;
  • аренды этих объектов;
  • оплаты услуг консультантов, аудиторов.

Прибыль до налогообложения

Рассчитывается так:

Прибыль до налогообложения = Прибыль от продаж + Доходы от участия в других организациях + Проценты к получению – Проценты к уплате + Прочие доходы – Прочие расходы

Чистая прибыль

Итоговый уровень — это чистая прибыль предприятия. Чтобы её определить, из прибыли до уплаты налогов нужно вычесть налог на прибыль организации. В 2021 г. ставка этого налога была равна 20 %, из которых:

  • 3 % поступали в федеральный бюджет страны;
  • 17 % оставались в региональном бюджете субъекта федерации.

Уплата налога на прибыль предусматривает некоторые льготы. Например, недавно освободили от 17 % этого налога, которые идут в региональный бюджет, IT-компании, если те соблюдают ряд условий.

Из всех видов прибыли с производства, торговли и т. д. только чистая прибыль целиком остаётся в бюджете предприятия и распоряжаться ею в дальнейшем можно как угодно.

Например, её можно потратить на:

  • Развитие производства: проведение научных исследований, природоохранные мероприятия, профинансировать инвестиционный проект, и т. д.
  • Социальную сферу: провести оздоровительное или спортивное мероприятие, оптимизировать затраты на питание, предоставить работникам безвозмездную материальную помощь, оплатить услуги НПФ, ДМС для сотрудников, и т. п.
  • Поощрить персонал: выплатить годовые премии, единоразовые бонусы за особо важное задание, компенсировать дополнительные отпуска, и т. п.
  • Выплатить акционерам положенные дивиденды.

Методы анализа прибыли

Разложив прибыль на составляющие и вычислив её, мы можем оценить, насколько рентабелен бизнес. Анализ данных производится несколькими способами.

По времени, или горизонтальный анализ

Это сравнение прибыли за разные периоды. К примеру, зимние месяцы 2022 г. сравниваются с теми же месяцами 2021 г. Цифры ясно покажут, идёт ли бизнес в гору или переживает кризис. Например, первая волна коронавируса весной 2020 г. сокрушительно ударила по сфере общепита: почти все заведения были закрыты, и получение ими основной прибыли было невозможно. Если спустя год закусочная, например, показала более высокую прибыль, это означает, что она развивается и находится на правильном пути.

Методы анализа прибыли

Горизонтальный анализ прибыли сигнализирует о падении выручки. Для руководства это знак того, что пора срочно что-то предпринять, чтобы дотянуть выручку хотя бы до прошлогодних показателей, а лучше — повысить.

По структуре выручки, или вертикальный анализ

Данный аналитический метод исследует нераспределённую прибыль: какую её часть фирма выплачивает в бюджет в качестве налога, каковы постоянные затраты на кредиты, и т. п. К примеру, деревообрабатывающая компания в марте 2022 г. заработала 5 млн руб. чистой прибыли, что составило всего 10 % от её выручки. Тут надо понять, по каким причинам прибыль снизилась.

Может быть, из-за ранней весны и распутицы в лесах вывоз древесины затруднился, и поставщики резко вздули цены? В этом случае можно надеяться, что прибыль выровняется в следующем периоде. А вот если фирмой было продано больше материалов, чем раньше, а валовая прибыль при этом оказалась меньше, то надо реформировать бизнес-процессы.

Анализ конкурентов

Можно сравнивать свои показатели доходности с конкурентскими. В таких расчётах обычно используют операционную прибыль нескольких фирм аналогичного профиля. Чтобы раздобыть эти данные, некоторые предприниматели используют инсайдерские источники (например, бывших работников конкурирующей конторы, в трудовом договоре которых не было пункта о неразглашении информации, и они совершенно законно её выдали, как только уволились).

Также можно прибегнуть к услугам финансовых консультантов, строящих финансовые модели и составляющих финансовые планы для компаний. Набрав несколько десятков клиентов, эти эксперты получают полную картину со всеми показателями по той или иной отрасли. Они не станут раскрывать конкретные цифры, однако укажут целевые показатели, на которые следует равняться.

Если оба этих варианта недоступны, можно заглянуть в статистические отчёты Росстата, где фигурируют ежегодные средние показатели по каждой отрасли. По крайней мере, по этим цифрам можно сориентироваться в общем и оценить место своей организации в ряду прочих игроков на рынке.

Сохраните себе:
Читайте также
CPM: кому нужна метрика и как считать
В данной статье мы расскажем: Понятие CPM Формула расчета CPM Факторы, влияющие…
Что такое B2G: примеры, тенденции, плюсы и минусы работы
В данной статье мы расскажем: Что такое B2G продажи Виды взаимодействия в…
Пиар: виды, задачи, методы
В данной статье мы расскажем: Цели и задачи пиара Виды пиара по…
Контекстная реклама: задачи, преимущества и виды
В данной статье мы расскажем: Что такое контекстная реклама Какие задачи решает…
Реферальная ссылка: разбираемся в деталях
В данной статье мы расскажем: Понятие реферальной ссылки Плюсы и минусы реферальной…
Объем продаж: формулы расчета и способы увеличения
В данной статье мы расскажем: Что такое объем продаж предприятия На что…
Маркетинговый анализ компании: цели и этапы, виды и методы
В данной статье мы расскажем: Понятие и цели маркетингового анализа Виды и…
Чем занимается отдел маркетинга: кто и как продвигает продукт
Из этого материала вы узнаете: Цели и функции отдела маркетинга в компании…
Руководитель отдела маркетинга: обязанности, требования к кандидату на должность.
Из этого материала вы узнаете: Кто такой руководитель отдела маркетинга Основные задачи…
Менеджер отдела продаж: как нанять и сколько платить
Из этого материала вы узнаете: Задачи менеджера отдела продаж Функции менеджера отдела…
Показатель вовлеченности: понятие, формулы расчета, сервисы для отслеживания
Из этого материала вы узнаете: Показатель вовлеченности: что это такое Причины отслеживать…
Маркетолог: что делает и каким бывает
Из этого материала вы узнаете: Задачи и обязанности маркетолога Специализации маркетологов Навыки…