Постоянный клиент: как привлечь и удержать
В данной статье мы расскажем:
- Кто такой постоянный клиент
- Отличия постоянного клиента от лояльного
- Постоянные клиенты в воронке продаж
- Расчет показателя ценности клиента
- Как превратить новых клиентов в постоянных
- Способы удержания постоянных клиентов
- Почему уходят постоянные клиенты
Кто такой постоянный клиент
Человек, который регулярно приобретает товары или обращается к услугам определенной фирмы или компании. Постоянный клиент – значит доверяющий клиент, тот, кто нуждается в вашей продукции или сервисе и уверен в их качестве. Постоянство означает качество, доверие и лояльность.
С первыми двумя признаками все ясно, но что же такое лояльность? Это устойчивое мнение клиента о компании, ее продукции, услугах, конкурентах.
Именно от этого фактора зависит, станет ли для вас просто клиент постоянным, то есть будет ли он обращаться к вам регулярно, доверяясь своему выбору.
Источник: unsplash.com
Итак, от чего же еще зависит постоянство клиентов?
- Регулярные потребности. За определенный период клиент может нуждаться в конкретных вещах и услугах. К примеру, семья раз в месяц может приходить в ресторан – это традиция. Однако стоит учитывать, что регулярность зависит от ниши, в которой вы работаете, – далеко не в каждой из них может установиться такая цикличность.
- Качество. Всем очевидно, что если товар качественный, то его захотят купить снова. Поэтому это значительно влияет на регулярность обращения клиента в компанию.
- Сервис. Вежливое обращение, приятное взаимодействие – все это должно входить в сервисное обслуживание. По его уровню можно выделиться среди других фирм с похожей продукцией или услугами. Из двух компаний, продающих одну и ту же мебель, клиент, безусловно, выберут ту, где качество сервиса выше.
- Доверие. Если потенциальный клиент видит других довольных покупателей, положительные отзывы, он пробует обратиться в компанию. Именно поэтому чрезвычайно важна репутация бренда.
Отличия постоянного клиента от лояльного
Не путайте два этих термина. Иногда постоянный клиент может стать таковым просто от отсутствия другого решения: например, если вы продаете какой-то очень редкий товар и альтернативного выхода у человека просто нет. Залог успеха – это постоянные продажи лояльному покупателю.
Источник: shutterstock.com
Этот успех – значит дешево, регулярно, предсказуемо и комфортно как для клиента, так и для компании. Статистические данные показывают, что продать постоянному покупателю где-то в 12 раз дешевле, чем найти нового. Именно поэтому каждая фирма стремится к приобретению постоянных клиентов, а следовательно, к улучшению сервиса и преподнесению его в наилучшем виде.
Постоянные клиенты в воронке продаж
Постоянный клиент – это гарант стабильности и ваша золотая жила, поэтому лишиться его ни в коем случае нельзя. Старайтесь избегать потери таких покупателей, формируйте сбалансированную бизнес-модель.
Чуть сложнее, но все же возможно создать базу постоянных клиентов в сферах с долгой сделкой или же долговременностью самого продукта.
Для пополнения списка постоянных и довольных вами клиентов работайте по следующей схеме изменения статуса клиента:
- Покупатель, совершивший однократную покупку.
- Клиент, то есть покупатель, который пришел к вам снова.
- Постоянный покупатель – клиент, регулярно обращающийся к вашим товарам или услугам, но может покупать и у конкурентов.
- Приверженец – клиент, покупающий только у вас.
- Адвокат бренда – покупатель, предпочитающий совершать покупки только у вас и рекомендующий вашу фирму другим.
Распределите клиентов по этим пяти категориям. Затем подсчитайте, сколько потребителей в каждой из них. Набросайте доступные способы продвижения покупателя от обычного до постоянного, от постоянного до адвоката бренда. Так работать проще и дешевле, чем искать новых.
Эти этапы – своеобразная юбка продаж, расширяющаяся сверху вниз. Самый верх – простой покупатель, а чем ниже – тем чаще покупки и выше «статус», вплоть до адвоката бренда.
Для расчета главного показателя выгодности попробуйте рассчитать LTV (Lifetime value, ценность клиента).
Источник: shutterstock.com
Расчет показателя ценности клиента
Вышеназванный главный показатель можно рассчитать по простой формуле.
LTV = S x C x P x T, где:
S — средний чек;
C — среднее число покупок в месяц;
P — прибыльность в процентах от суммы чека;
T — среднее «время жизни» клиента (усредненное количество времени, в течение которого клиент остается активным).
Этот показатель продемонстрирует вам, как много вы зарабатываете на своих постоянных клиентах. То есть чем больше постоянных покупателей и выше LTV, тем больше прибыль. Для успешного развития бизнеса вам нужно этот показатель увеличивать.
Как превратить новых клиентов в постоянных
Не уставайте повторять себе одну фразу: проще сделать простого клиента постоянным, чем найти нового. Чтобы добиться такого результата, придерживайтесь следующего плана:
- Познакомьтесь с клиентом поближе. Фактор такого «знакомства» нередко игнорируют и принижают, однако он более чем серьезно влияет на продажи. Регулярное общение, возможность оставлять обратную связь помогают улучшить взаимоотношения. К примеру, можно создать автоматическую рассылку с предложением оставить отзыв, составить анкету с вопросами о посещении вашего магазина, салона, ресторана и т. д.
- Специальные предложения, бонусы, скидки и прочие приятные вещи для постоянных покупателей – уже далеко не новый, но эффективный способ. Проще говоря, система вознаграждения постоянных клиентов. Неплохой вариант – отдельные предложения в рассылке в «Личный кабинет» или на почту.
- Актуальность. Держите людей в курсе своих новинок. Соцсети, блоги, рассылки – как угодно, но вы должны постоянно мелькать в поле зрения покупателя. Так вы всегда будете напоминать о себе, а люди будут к вам чаще приходить. И количество лояльных клиентов увеличиться на 10-15 %.
- Самое базовое правило – держите планку. Не позволяйте себе снизить ее, внимательно проверяйте качество товара. В случае брака не забывайте приносить извинения и предлагать компенсацию: так доверие к вам возрастет. После этого, разумеется, необходимо провести работу над причиной ошибки.
Способы удержания постоянных клиентов
Здесь вам поможет ондбординг. Это специальная стратегия, с помощью которой клиента правильно знакомят с услугой или продуктом, выясняя его потребности, желания, интересы.
Источник: shutterstock.com
Кроме ондбординга для удержания покупателя вы можете сделать следующее:
- Поддерживать обратную связь. Это напоминает пункт из предыдущего списка. Это опросы, анкеты, тесты, отзывы. После получения комментариев покупателя вы должны их проанализировать и сделать выводы. И по ним уже планировать с сотрудниками, напрямую взаимодействующими с клиентами, дальнейшие действия.
- Общение. Тоже похожий пункт: это рассылки, акции и специальные предложения.
- Программы лояльности. Карта лояльности, наверняка вы о такой слышали. Такие карты – один из способов проведения программы лояльности. Постоянные клиенты в ней получают больше преимуществ и бонусов.
- Помощь и обучение. Компания должна помогать своему клиенту, учить пользоваться своим сайтом, продуктами, услугами, решать проблемы с обслуживанием, исправить брак и т. д. Для этого создается служба поддержки.
- Проверка активности. Иначе говоря, проверка уровня оттока покупателей. Замечая особые сигналы, вы можете предсказать, что клиент скоро перестанет обращаться к вам. Мониторьте и анализируйте поведение потребителей, делайте выводы.
Почему уходят постоянные клиенты
К сожалению, бывает и такое, что постоянные клиенты перестают сотрудничать с вашей компанией. Так происходит из-за каких-то ошибок в работе, упущений или изменений его потребностей. Ниже приведено более подробное объяснение причин.
Главными являются следующие:
- Снижение качества. Стремясь сэкономить, компании часто забывают о поддержании качества, из-за чего многие покупатели сразу реагируют негативно.
- Ухудшение сервиса. Клиент может остаться недовольным из-за невежливого администратора, медленного курьера, нарушения сроков доставки и прочих проблем обслуживания.
- Плохая коммуникация. Специалисты по работе с клиентами не выполняют своих обязанностей – не понимают потребителя, не помогают в решении проблемы, не оправдывают ожиданий.
- Одноразовые продажи. Не может быть постоянных клиентов, если компания изначально ориентирована на одноразовые продажи товаров или услуг.
- Сложность продукта. Звучит странно, но это значит, что ваш товар (чаще всего техника) слишком сложен в освоении и клиент нуждается в помощи.
- Отсутствие системы вознаграждения постоянных покупателей. Если у вас нет скидок, бонусов и специальных предложений для постоянных клиентов, то очевидно, что они будут уходить к конкурентам, у которых все это есть.
Соблюдая все вышеуказанные правила и решая возникающие проблемы, вы сможете сохранить лояльность потребителей и преумножить количество постоянных клиентов.
В последнее, и уже довольно продолжительное время компании максимально направляют свои усилия на приобретение постоянных клиентов. Все давно поняли, что маркетинг ошибочно был сконцентрирован на привлечении новых покупателей, забывая о важности сохранения стабильности и лояльности. Теперь же вектор внимания направлен именно на «постоянщиков». Бизнес активно работает с покупателями, полагаясь на установление доверительных взаимоотношений с ними. Такой новый маркетинг занимает привилегированное место в современных компаниях.