Глоссарий

Постановка целей по SMART: суть методики

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 8
Постановка целей по SMART - система, которая подразумевает выделение пяти ключевых критериев целеполагания: конкретность, измеримость, достижимость, значимость и ограничение по времени. Это простая и удобная техника, позволяющая легко контролировать результаты.
В данной статье мы расскажем:

Технология постановки целей по SMART

Методика SMART при постановке целей достаточно давно стала обычной практикой в управлении большими проектами. Пол Дж. Мейер, специалист в области мотивации, предложил эту методику в 1965 год.

Метод представляет собой уникальный подход, обеспечивающий практически полное достижение желаемого результата. В чем заключается его эффективность? В четкой формулировке и соответствии каждой детали поставленной цели.

Технология постановки целей по SMART Источник: unsplash.com

К системе SMART постановки цели прибегают и при определении личных целей, поскольку методика не требует специальных знаний. Результатом становится практический план действий, который находится в согласии с реальностью и становится звеном между мечтой и ее реализацией. «Мечта без четкого плана остается всего лишь мечтой», – замечательные слова Антуана де Сент-Экзюпери.

Многие известные методики установления целей акцентируют внимание на тщательном планировании будущих действий. Однако ключевое отличие метода СМАРТ заключается не только в анализе этих аспектов, но и в глубоком погружении в реальность настоящего момента. Для этого вводятся вопросы, направленные на изучение доступных ресурсов и учет текущих обстоятельств.

Метод СМАРТ не требует стремления к недостижимым высотам, что часто ведет к неудачам, а помогает шаг за шагом приближаться к цели благодаря четкой постановке задач.

Главное преимущество этой методики – наличие определенных параметров:

  • конкретика в формулировке желаемого;
  • измеримость в определенных единицах;
  • согласованность с реальным положением вещей;
  • достижимость в существующих обстоятельствах;
  • ограниченность во времени.

Прорабатывая эти параметры при установлении цели по методу СМАРТ, автоматически принимаются во внимание все, даже самые незначительные детали в достижении желаемой вершины. Здесь исключаются отвлеченные и общие понятия, вся информация должна быть изложена ясно и последовательно.

Критерии постановки целей по SMART

Для постановки цели в рамках методики SMART предусмотрены пять критериев, соответствующих аббревиатуре SMART:
  • Specific — определенная, чёткая;
  • Measurable — поддающаяся измерению;
  • Achievable — выполнимая;
  • Relevant — соответствующая;
  • Time bound — ограниченная сроком.

Критерии постановки целей по SMART Источник: unsplash.com

Давайте рассмотрим названные критерии подробнее.

Specific — определенная, чёткая

Подразумевает, что формулировка каждым воспринимается одинаково, без необходимости вдаваться в детали. В соответствии с методикой SMART цель или задача должны:

  • давать ясный ответ на вопрос «Что нужно сделать?» — например, «увеличить средний чек при заказе через сайт»;
  • включать не несколько различных, а исключительно один четко определенный результат: например, «увеличить средний чек» — это одна цель, но, если определить так: «увеличить средний чек и увеличить продажи» — это уже две разные.

Measurable — поддающаяся измерению

Результат должен быть оценен по некоторым критериям — ключевым показателям эффективности. Например, если средний чек увеличится на 30 %, то цель будет достигнута полностью, а если на 15 %, то лишь наполовину. Это не только позволит оценить результат выполнения задачи, но и определить новые с иными ключевыми показателями эффективности.

Achievable или Attainable — выполнимая

Согласно этому критерию, цель по методике SMART должна:

  • Соответствовать реалистичным временным рамкам. Невозможно, к примеру, достичь роста показателей работы всего отдела в два–три раза за две недели, если на это ранее требовалось два-три месяца.
  • Основываться на объективных данных: к примеру, есть данные предыдущего опыта или средних рыночных показателей. Если ранее эти цифры увеличивались на 20–30 % в месяц, то нет смысла устанавливать план на этот же период с ростом на 300 %.

Установка невыполнимых целей может привести не только к неудовлетворительным результатам, но и к снижению мотивации команды. В последующем сотрудники могут потерять стимул к работе. Также не рекомендуется занижать цели. Они должны быть крайне желаемыми, чтобы способствовать росту компании и развитию навыков команды.

Relevant — соответствующая

Означает соответствие цели общему направлению и предназначению компании. Например, в планах компании выход на новые рынки или укрепления позиций бренда. Независимо от того, по какому пути пойдет фирма: наращивание рекламы или партнерство с другими брендами, каждая мелкая цель должна вести к достижению главной.

Time bound — ограниченная сроком

Согласно методике SMART, рекомендуемые временные рамки достижения целей – три, шесть или 12 месяцев. Если установленный срок окажется коротким, то маловероятно достичь значительных результатов.

С другой стороны, слишком длинный период может привести к утрате актуальности поставленной цели. Если совсем не определить срок выполнения, это может привести к тому, что сотрудники переключатся на другие задачи, где временные приоритеты ясны и понятны.

2 дополнительных критерия постановки целей по SMART(ER)

  1. Ecological — экологически ориентированный.Установленная цель и способы ее достижения не должны наносить ущерб компании, клиентам и окружающей среде. Экологический аспект включает в себя показатель качества взаимоотношений с людьми, компаниями и пространством в целом.Важно учитывать не только заботу о природе, но и принципы добросовестности, надежности и непричинения вреда. Эти факторы представляют собой дополняющий критерий, который зачастую не учитывается при постановке целей в рамках метода SMART.
  2. Recorded — зафиксированный.Этот критерий подразумевает, что каждое планирование, принятие решений, постановка задачи должны быть официально представлены в документах: приказах, распоряжениях и прочих. Записанная цель всегда имеет больший вес, чем простое устное заявление.

Чтобы обеспечить такой уровень организации, компаниям полезно пользоваться современными инструментами, такими как система управления задачами Аспро.Cloud. Это позволяет руководителям четко ставить цели, указывать параметры и назначать ответственных, подключать к процессу выполнения несколько участников: руководитель, исполнитель, проверяющий.

Преимущества и недостатки техники постановки целей по SMART

Использование SMART-критериев при постановке целей имеет неоспоримые преимущества, которые способствуют их широкому применению. К ним можно отнести:
  • Применение пяти критериев обеспечивает прозрачность и ясность в формулировании приоритетов, исключая двусмысленность и позволяя оперативно реагировать на вопросы сотрудников.
  • Методика SMART в постановке целейотличается простотой и удобством использования, требуя минимального времени на освоение и обеспечивая гибкость в корректировке целей при необходимости.
  • Контроль результатов становится более простым и легким благодаря использованию точных формулировок, объективных показателей, установленных сроков исполнения.
  • SMART-цели позволяют эффективно управлять командой, распределять задачи и координировать работу, способствуя совместному движению к достижению принятых общих приоритетов.
  • В итоге правильная постановка SMART(ER) целей приводит к повышению мотивации персонала за счет ясного их понимания и направления развития.
Преимущества и недостатки техники постановки целей по SMART Источник: unsplash.com

Методика SMART-целей, несмотря на впечатляющий список преимуществ, не лишена недостатков. Для управленца основной задачей становится минимизация или предотвращение отрицательного их воздействия на бизнес-процессы. Наиболее заметны из недостатков такие:

  • Потеря гибкости. Использование SMART-целей часто ограничивает возможности адаптации к изменяющимся обстоятельствам из-за необходимости придерживаться предварительно разработанного плана.
  • Утрата потенциально выгодных направлений развития. Последовательное выполнение четко сформулированных целей может привести к упущению перспектив.
  • Возможность прогнозирования. Постоянное следование установленной стратегии не всегда способствует успешному развитию бизнеса.
  • Снижение эффективности в случае установления долгосрочных целей. Методика SMART чаще всего применяется для краткосрочного планирования, а попытки применить её на более длительный срок могут привести к снижению эффективности и КПД.
  • Соблюдение всех пяти критериев SMART часто приводит к уменьшению амбициозности целей, их упрощению в попытках демонстрировать положительные результаты.

5 требований постановки целей по методике SMART

Успех в достижении поставленных целей по методике SMART зависит не только от их соответствия пяти критериям, заключенным в аббревиатуре, но и от выполнения следующих пунктов:

  1. Понятность: цели должны быть ясно оформлены и понятны всем участникам процесса.
  2. Уровень сложности: приоритеты должны быть достаточно амбициозными, чтобы их достижение требовало значительных усилий.
  3. Ответственность: цели необходимо формулировать так, чтобы их достижение вызывало чувство ответственности перед собой и перед командой, что повышает мотивацию.
  4. Обратная связь: наличие механизма обратной связи позволяет оценивать прогресс и эффективность действий в достижении целей, вносить коррективы при необходимости.
  5. Совокупный характер: понимание многоуровневой системы целей помогает оптимизировать планирование времени и ресурсов для их достижения, обеспечивает реалистичные ожидания от процесса деятельности.
Сохраните себе:
Читайте также
Что такое GMV и как его рассчитать
В данной статье мы расскажем: Что такое GMV Как рассчитывают GMV GMV…
CTOR: что означает, как рассчитать
В данной статье мы расскажем: Что обозначает показатель CTOR Формула расчета CTOR…
Стоимость привлечения клиента (CAC): разбираемся в деталях
В данной статье мы расскажем: Что такое стоимость привлечения клиента (CAC) Отличие…
Внутренняя норма доходности: что это, как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Внутренняя норма доходности: что это такое Применение…
LCR: что означает, как считать
В данной статье мы расскажем: Суть LCR в маркетинге Формулы расчета LCR…
CAGR: разбираемся в нюансах
В данной статье мы расскажем: Что такое CAGR Формула расчета CAGR Практическое…
RFM-анализ: задачи, преимущества, этапы
В данной статье мы расскажем: Понятие RFM-анализа Этапы RFM-анализа Дальнейшая работа с…
MRR: для чего нужен и как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Что такое MRR Разновидности MRR Что бизнесу…
PnL: понятие, задачи, составление
В данной статье мы расскажем: Понятие PnL Задачи PnL Правила и этапы…
CRR: формула, норма, повышение
В данной статье мы расскажем: Понятие CRR Формула расчета CRR Нормальное значение…
Ставка дисконтирования: что это, как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Понятие ставки дисконтирования Сферы применения и факторы,…
Retention rate: на что указывает, как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Что такое Retention Rate и зачем его…