PnL: понятие, задачи, составление
Понятие PnL
Дословно с английского языка выражение profit and loss (PnL) переводится как «доходы и расходы» и звучит как «пиэнель». Это показатель, отражающий разницу между совокупными доходами и расходами предприятия за конкретный интервал времени. На данной метрике основан отчет PnL (англ. profit and loss statement).
В таком отчете указываются доходы организации, полученные за отчетный период (например, квартал), и все расходы, потребовавшиеся для получения данных доходов.
Российский бухгалтерский учет имеет аналогичный отчет, который ранее назывался отчетом о прибылях и убытках, а сейчас — отчетом о финансовых результатах. PnL-отчет отличается тем, что он обычно формируется для внутреннего использования или для предоставления инвесторам. По этой причине не существует унифицированной формы такого отчета, но есть общая структура, речь о которой пойдет далее.
Все доходы и затраты предприятия, в том числе ожидаемые, отражаются в PnL-отчете методом начисления в момент проведения операции. То есть если, например, фирма дает отсрочку оплаты за продукцию, доход от реализации в отчете указывается в день передачи товара, а не в тот день, когда поступает оплата. Или если предприятие пользуется отсрочкой оплаты за сырье, расходы записываются в дату получения этого сырья, а не тогда, когда будет произведен окончательный расчет.
Получается, что PnL-отчет всегда показывает реальное финансовое состояние организации, то есть не только объем денежных средств, которые находятся на расчетном счете или в кассе, но и все кредиторские и дебиторские долги.
Задачи PnL
Такая отчетность необходима для анализа финансового благополучия предприятия. По отчету руководители могут понять, насколько эффективно работает бизнес, инвесторы — оценить перспективы вложений, а кредиторы — определить скорость возврата средств и процентов.
- Оценка эффективности бизнеса
- увидеть, какую прибыль и какие расходы приносит дело;
- определить маржинальную прибыль, операционную, валовую и чистую.
- Сравнение прибыльности нескольких компаний
- Оценка финансового положения организации
- чистой прибыли — если она стабильно растет, предприятие является надежным заемщиком и ему можно одобрить кредит;
- операционного дохода — чем он больше, тем больше денег заемщик может направить на погашение кредитов.
Иногда бизнесмену сложно понять, с убытком или прибылью он работает. Так, может сложиться впечатление, что денег очень много и можно открывать новые точки, а на самом деле у компании есть крупные финансовые обязательства, просто день внесения платежей еще не наступил. PnL-отчет покажет, как в реальности обстоят дела, увеличиваются ли доходы или деньги в кассе, можно ли расширяться или, наоборот, нужно кого-то сокращать. В случае обнаружения проблем будет возможность вовремя откорректировать процессы и предотвратить серьезные последствия.
Благодаря отчету у владельца бизнеса есть возможность:
Оценивая PnL-отчеты разных предприятий, инвесторы выбирают самые прибыльные проекты и вкладывают в них средства.
Благодаря PnL кредиторы проводят оценку:
Правила и этапы составления отчета PnL
Обычно в основе такого отчета лежат пять ключевых показателей. Какие именно использовать при выработке решений по управлению бизнесом, определяется его родом и сферой деятельности.
В PnL-отчете отражаются финансовые показатели:
- сумма выручки;
- объем операционной прибыли;
- амортизация;
- размер выплат по налогам;
- рентабельность.
Такой отчет выглядит как стандартная таблица, в которой указаны полностью все доходы и затраты предприятия. В крупных компаниях для этого применяются специальные сервисы, и весь процесс автоматизирован. Мелким фирмам приходится выполнять ручной сбор данных и записывать их в таблицу.
При создании PnL-отчета нужно учитывать следующее:
- Входящие денежные средства и выручку нужно указывать в начале документа, чтобы была четко видна общая динамика финансовой работы.
- Торговые и административные расходы необходимо учитывать как накладные, чтобы затраты были структурированы правильно.
- Важно указывать все суммы налоговых отчислений и выплаты по другим финансовым обязательствам.
- Налоги можно указывать как в денежном выражении, так и в виде процента от прибыли. Важно выбрать оптимальный вариант отражения этих данных.
- В последнем разделе отчета нужно четко прописывать результат — либо чистую прибыль, либо убыток, чтобы была видна полная картина финансового положения организации.
Рассмотрим все это на примере небольшого предприятия по изготовлению брелоков ручной работы для ключей, владельцем которого является самозанятый гражданин. Каждый месяц его дело приносит ему 70 000 рублей. Он закупил материалы на 30 000 рублей, заплатил 3000 рублей налогов, а маркетинговые расходы составили 5000 рублей. Разберем поэтапное составление PnL-отчета.
- Шаг 1. Определение выручки
- Шаг 2. Расчет переменных затрат
- Шаг 3. Расчет постоянных расходов
- Шаг 4. Расчет валовой прибыли
- Шаг 5. Определение объема коммерческих и административных затрат
- Шаг 6. Вычисление EBITDA
- Шаг 7. Расчет амортизации
- Шаг 8. Установление расходов на налоги и выплату процентов по кредитам
- Шаг 9. Расчет чистой прибыли
Выручка состоит из всех денег, которые были получены от продажи продукции. В нашем случае это 70 000 рублей.
В эту категорию входят расходы на транспортировку, покупку материалов и оборудования. Затраты бизнесмена на эти цели составили 30 000 рублей (переменные расходы). Определим маржинальную прибыль:
Маржинальная прибыль = выручка - переменные расходы.
70 000 – 30 000 = 40 000 рублей.
На них не влияет полученная выручка. Сюда входят арендные платежи, оплата коммунальных услуг, зарплата сотрудникам. В нашем примере постоянные расходы отсутствуют. Брелоки самозанятый делает дома, поэтому аренду не платит, а сотрудников у него нет.
Валовая прибыль = маржинальная прибыль - постоянные расходы.
40 000 - 0 = 40 000 рублей.
Коммерческие расходы — это траты, связанные с продвижением компании. В нашем случае это 5000 рублей (затраты на маркетинг). К административным расходам относится оплата труда консультантов, комиссия банку, то есть затраты, не оказывающие непосредственного влияния на производственные процессы.
В нашем примере у гражданина таких нет.
Это операционная прибыль, отражающая объем денежных средств, которые получит предприятие до внесения платежей по кредитам, выплат налогов и амортизации.
EBITDA = валовая прибыль - коммерческие и административные расходы.
У нас: 40 000 - 5000 - 0 = 35 000 рублей.
Под амортизацией понимается процесс перевода цены активов и средств на себестоимость товара. Если бы наш гражданин для работы использовал, например, принтер, чтобы печатать изображения, то для расчета амортизации мы должны были учесть его цену и период эксплуатации.
Расчет EBIT:
EBIT = EBITDA - амортизация.
В нашем случае:
35 000 - 0 = 35 000 рублей.
Самозанятый не брал кредитов, но у него есть налоговые обязательства в размере 3000 рублей. Сумма налогов определяется используемой системой налогообложения. Сумму ежемесячных кредитных процентов можно посмотреть в графике платежей по кредиту.
Для этого нужно из всех доходов вычесть сумму всех затрат:
35 000 - 3000= 32 000 рублей.
Таким образом, бизнесмен каждый месяц имеет чистыми 32 000 рублей.
Если показатель получится со знаком минус, значит, компания несет убытки.
В нашей стране вести PnL-отчет можно с помощью нескольких программ, которые облегчают данный процесс. Рассмотрим программы, которые позволяют формировать такой отчет:
- «1С:Бухгалтерия». Это популярная программа, которая дает возможность автоматизировать учет и формировать PnL-отчеты.
- «Контур. Бухгалтерия». Удобный инструмент для ведения бухучета и написания PnL-отчетов.
- Excel. Простая и понятная программа, с помощью которой можно формировать кастомные PnL-отчеты.
- «Мое дело». Это онлайн-сервис для малого бизнеса, дающий возможность автоматизировать отчетность.
- «Эльба». Онлайн-бухгалтерия для бизнесменов, в которой легко учитывать доходы и затраты.
Ошибки при составлении PnL-отчета
- Применение кассового способа начисления
- Смешивать ДДС и PnL
- Сбор и оценка комплексных показателей без конкретики
Существуют два ведущих метода учета доходов и расходов — метод начисления и кассовый метод.
Кассовый метод предполагает фактическое признание доходов и расходов: заплатили за материалы — заполнили расходы, получили средства от покупателя — заполнили доходы. Тогда как по методу начисления доходы и расходы пишутся в учет в момент их возникновения.
PnL необходимо вести по методу начисления, то есть учитывать доходы тогда, когда они появились по документам, и неважно, была произведена фактическая оплата или нет. В таком случае могут возникать ситуации, когда в отчете будет отражаться положительный баланс, а на счете в банке одновременно с этим будет убыток или ноль. Так и должно быть, поскольку клиент не заплатил деньги, но по договору оплата ожидается в данном периоде.
Ошибочно полагать, что прибыль — это средства на банковском счете организации на конец периода.
ДДС-отчет не показывает детально структуру доходов и затрат, не дает информации и рентабельности всей компании и отдельных направлений. Он, в отличие от PnL, не позволяет увидеть чистую прибыль и не помогает бизнесмену грамотно распределять деньги, например, таким образом выводить дивиденды, чтобы предприятие было финансово устойчивым.
ДДС отражает фактический приход средств и выплаты, а в PnL пишутся начисленные за данный период доходы, даже если по факту средства поступят в другом периоде. То же относится и к расходам.
Отчетность можно формировать как в целом по предприятию, так и отдельно по отделам, филиалам, активам, направлениям работы, проектам или продуктам. Такая детализация позволяет разрабатывать более взвешенные решения по управлению, например, закрыть убыточные направления или спланировать меры по увеличению маржинальности конкретного проекта.
Итак, мы рассмотрели, что PnL в бизнесе — это эффективный инструмент, позволяющий получить объективное представление о финансовом положении предприятия. Он помогает понять, есть ли у компании прибыль или она работает в убыток. Однако обращать внимание нужно не только на данный отчет. Важным показателем также является EBITDA, то есть прибыль до уплаты налогов, амортизации и кредитных платежей. Благодаря EBITDA можно оценить, на каком месте компания находится в сравнении с конкурентами, насколько она устойчива и финансово эффективна.