Глоссарий

Что подскажет PEST-анализ предприятия

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 5 минут
PEST-анализ - помогает выявить те факторы влияния на бизнес, которые невозможно изменить, но есть шанс заранее под них подстроиться или переориентироваться. Зная о грядущих изменениях, можно, например, отложить выпуск нового товара. Или, наоборот, предложить рынку то, что станет актуальным в нынешней социально-политической обстановке.
В данной статье мы расскажем:
  • Как расшифровывается PEST
  • Отличия PEST-анализа от SWOT-анализа
  • Факторы PEST-анализа предприятия
  • Зачем проводить PEST-анализ предприятия
  • Как провести PEST-анализ предприятия
  • Пример PEST-анализа предприятия
  • Расширенные варианты PEST-анализа

Как расшифровывается PEST

PEST-анализ позволяет проанализировать вероятность наступления событий, которые нельзя контролировать. К таким обстоятельствам относятся четыре группы: политические (Politics), экономические (Economics), социальные (Social), технологические (Technological). Подобный анализ позволяет минимизировать или вовсе исключить влияние негативных тенденций на бизнес.

С данной методикой схож STEP-анализ. Составляющие здесь те же самые, однако на первом плане находятся социологические и технологические процессы.

Отличия PEST-анализ от SWOT-анализа

Существует простой способ, который позволяет четко разграничить SWOT- и PEST-анализы предприятия. В первом случае речь идет о контролируемых факторах, во втором – о неконтролируемых или объективных событиях.

Отличия PEST-анализ от SWOT-анализа

SWOT-анализ уделяет основное внимание особенностям конкретного бизнес-проекта компании, исследованию возможностей и рисков. В частности, может оцениваться текучесть кадров как следствие переезда офиса организации в другой населенный пункт. Соответственно, основное внимание уделяется внутренним моментам.

При этом для проведения объективного исследования при SWOT-анализе необходимо получить полное представление о среде, в которой приходится работать бизнесу. Именно для этого и проводится PEST-анализ.

Факторы PEST-анализа предприятия

Рассмотрим факторы, которые входят в структуру PEST-исследования.

Политические факторы

Политические процессы, бесспорно, имеют огромное влияние на бизнес как на локальном и региональном, так и на общемировом уровне. Всего один нормативно-правовой акт, международный договор способен сделать бессмысленными инвестиции в конкретный сектор экономики либо, напротив, открыть новые перспективы для развития определенной деятельности.

Факторы PEST-анализа предприятия

В этой связи должны учитываться следующие процессы:

  • Общемировая политическая обстановка. К ним относятся дружественные или конфликтные отношения между государствами, угроза возникновения или эскалации военных конфликтов, возможность введения ограничений на правительственном уровне и т.п.
  • Внешняя политика государства, в котором зарегистрирована соответствующая компания.
  • Присоединение или выход государства из международных договоров, содружеств, организаций и т.п.
  • Внутренняя политика в соответствующей стране.
  • Налоговая политика.
  • Вовлеченность государства в регулирование определенных отраслей экономики. (Например, в России нефтегазовая отрасль детально регламентирована, а сфера перевозок на такси только в последние годы стала объектом пристального внимания органов власти).
  • Условия для применения иностранных инвестиций, вмешательства государства в деятельность с использованием иностранного капитала.
  • Субсидирование государством конкретных регионов, преференции для отдельных из них.
  • Внутренняя политика на региональном и местном уровнях.
  • Межправительственные соглашения об обмене информацией, об исключении двойного налогообложения и т.п.

Экономические факторы

Данная группа факторов оказывает ключевое влияние на работу предприятия, поэтому она требует более внимательного рассмотрения.

Назовем основные:

  • динамика валового внутреннего продукта;
  • уровень инфляции;
  • ставка рефинансирования, ключевая ставка, а также вызванная ими динамика в банковской отрасли;
  • колебания курса валют;
  • уровень безработицы;
  • изменения доходов населения;
  • стоимость нефти;
  • рост и емкость отраслевых рынков;
  • уровень конкуренции;
  • ситуация на других рынках, которые оказывают влияние на издержки компании;
  • налоговый режим, используемый в отрасли.

Социально-культурные факторы

В PEST-анализе деятельности предприятия социальным процессам отводится место косвенных факторов. К таковым относятся:
  • демографическая ситуация (смертность, рождаемость, возрастная структура населения, миграционные процессы);
  • уровень доходов населения, средний уровень зарплат;
  • обычаи, традиции, сложившиеся нормы потребления;
  • средний уровень образования населения, квалификация кадров;
  • работоспособность населения и производительность труда.

Технологические факторы

Эти факторы оказывают все большее влияние на развитие бизнеса, причем технологии проникают даже в те отрасли, где раньше в них не было необходимости. Внимание заслуживают следующие моменты:
  • Появление новых научных открытий, новых технологий производства.
  • Изменения в регулировании патентного права.
  • Влияние Интернета и телекоммуникаций.
  • Инвестиции конкурентов в R&D.
Отметим, что для каждой организации на первом плане находятся разные факторы из перечисленных, поэтому PEST-анализ всегда проводится для каждого конкретного предприятия индивидуально, и поэтому единого рецепта для всех не существует.

Зачем проводить PEST-анализ предприятия

PEST-анализ внешней среды предприятия позволяет осуществить долгосрочное планирование стратегии развития компании. Горизонт прогнозировании варьируется от 3-х до 10-ти лет и ежегодно корректируется.

Зачем проводить PEST-анализ предприятия

Исследование должно определять наиболее значимые внешние процессы, давать им надлежащую оценку, способствуя формированию адекватной стратегии развития компании.

PEST-анализ предприятия и полученные в ходе него выводы имеют большое значение для компании, так как:

  • позволяет перераспределить перспективы и риски;
  • предоставляет данные о тенденциях на рынке, позволяя выработать соответствующую стратегию;
  • помогает отказаться от проектов, которые не могут быть успешными в сложившихся условиях независимо от действий кампании;
  • дает возможность получить объективное представление о незнакомых рынках и новых нишах.
Главная причина, по которой PEST-анализ предприятия широко используется в бизнесе, – это возможность правильно оценить объективные условия, в которых работает бизнес. Если речь идет о стартапе с минимальными вложениями, то интуитивная стратегия, основанная на субъективных представлениях предпринимателя, допустима. Если же говорить о крупном бизнесе, то импульсивные и необдуманные решения, не учитывающие объективные реалии, могут привести компанию к краху.

Как провести PEST-анализ предприятия

Для проведения PEST-анализа желательно использовать таблицу, в которую будут заноситься результаты всех исследований. Так гораздо проще систематизировать результаты и составить целостную картину.

Как провести PEST-анализ предприятия

PEST-анализ включает в себя шесть этапов:

  1. Поиск факторов. Составьте список факторов, которые могут влиять на деятельность вашей компании. Примите во внимание все аспекты: политические, экономические, социальные и технологические. Для этого рекомендуется привлечь специалистов вашей организации и провести мозговой штурм. Результаты обсуждения зафиксируйте письменно.
  2. Оценка степени влияния. Определите значение каждого из записанных фактов по шкале от 1 до 3.
  3. Оценка возможных изменений. Этот этап лучше проводить при участии специалиста аналитического отдела. Каждый из факторов оцените по их изменчивости и стабильности по 5-балльной шкале: 1 балл – отсутствие изменений, 5 баллов – изменения происходят постоянно и непредсказуемо. Далее рассчитайте среднее арифметическое значение.
  4. Определение реальной ценности. Здесь нужно воспользоваться следующей формулой:Реальная ценность = Влияние одного фактора / Итоговая сумма влияний × Средняя арифметическая возможных изменений
  5. Распределение факторов в таблице по убыванию приоритетности. Чем больше приоритет фактора, тем выше он находится в таблице.
  6. Подведение итогов. Результаты расчетов помогут понять, каким факторам уделить наиболее пристальное внимание. Далее следует разработать стратегию ведения бизнеса, которая позволит максимально снизить риски.
Помимо цифр в таблицу могут заноситься и комментарии – например, по поводу действий, которые необходимо предпринять в случае угрозы.

Пример PEST-анализа предприятия

Для лучшего понимания содержания PEST-анализа предприятия используем пример исследования в одной из российских компаний по производству продуктов питания. Таблица поможет объективно оценить возможности и риски.

Пример PEST-анализа предприятия

Расширенные варианты PEST-анализа

Расширенные варианты PEST-анализа включают в себя дополнительные факторы помимо классических, если они влияют на деятельность компании.

SLEPT.  L означает Legal, то есть учитываются правовые факторы.

PESTEL. E – Ecological. Деятельность компании рассматривается с точки зрения экологии и взаимного влияния друг на друга.

PESTELI. I – Industrial. Отраслевой фактор, учитывающий внутреннюю ситуацию в соответствующей отрасли производства.

STEEPLE. Вторая буква E означает Ethical – то есть этический фактор.

LONGPEST. Традиционный PEST-анализ, который проводится на локальном, национальном и глобальном уровнях.

Данные версии PEST-анализа используются чаще всего. Факторы Ecological и Ethical активно используются для оценки возможностей в борьбе за потребителя. Также существуют другие варианты, но они применяются реже.

PEST-анализ, как и любая методика экономического анализа, не лишен недостатков, но он может помочь получить объективную картину внешних условий, в которых приходится работать бизнесу. При этом нужно помнить о необходимости корректировки результатов анализа, поскольку в долгосрочной перспективе обстоятельства, принятые во внимание ранее, могут периодически меняться.

Сохраните себе:
Другие термины на букву «P»
Читайте также
Чем занимается отдел маркетинга: кто и как продвигает продукт
Из этого материала вы узнаете: Цели и функции отдела маркетинга в компании…
Руководитель отдела маркетинга: обязанности, требования к кандидату на должность.
Из этого материала вы узнаете: Кто такой руководитель отдела маркетинга Основные задачи…
Менеджер отдела продаж: как нанять и сколько платить
Из этого материала вы узнаете: Задачи менеджера отдела продаж Функции менеджера отдела…
Показатель вовлеченности: понятие, формулы расчета, сервисы для отслеживания
Из этого материала вы узнаете: Показатель вовлеченности: что это такое Причины отслеживать…
Маркетолог: что делает и каким бывает
Из этого материала вы узнаете: Задачи и обязанности маркетолога Специализации маркетологов Навыки…
Обязанности руководителя отдела продаж: разбираемся в деталях
Из этого материала вы узнаете: Обязанности руководителя отдела продаж Необходимые навыки и…
SWOT-анализ предприятия: эффективный инструмент оперативной и стратегической оценки компании
Из этого материала вы узнаете: Задачи SWOT-анализа предприятия Преимущества и недостатки SWOT-анализа…
Сегмент рынка: как определить и что делать дальше
Из этого материала вы узнаете: Понятие сегмента рынка Зачем определять сегмент рынка…
Кросс-маркетинг: кому подойдет и как организовать
Из этого материала вы узнаете: Понятие кросс-маркетинга Преимущества кросс-маркетинга Схемы кросс-маркетинга Инструменты…
Частный инвестор: кто это?
Из этого материала вы узнаете: Кто такой частный инвестор Плюсы и минусы…
Спонсор: цели, формы и виды сотрудничества
Из этого материала вы узнаете: Кто такой спонсор Выгоды и цели спонсора…
Точка безубыточности: когда рассчитывать и как
Из этого материала вы узнаете: Понятие точки безубыточности Формула и пример расчета…