Out-of-stock: что это такое, причины out-of-stock
- Что такое out-of-stock
- Причины возникновения out-of-stock
- Негативные последствия
- Как избежать out-of-stock собственнику магазина
- Как поставщикам избежать out-of-stock
Что такое out-of-stock
Out-of-stock – термин, перевод которого звучит как «распродано». Он указывает на ситуацию, связанную с отсутствием на складе и витринах продукции, внесенной в отчетность. Данный термин не распространяется на товары, поступившие к реализатору, но еще не внесенные в систему.Out-of-stock (аут-оф-сток) для компании несет потенциальную угрозу финансовых осложнений. Поскольку покупатели не могут приобрести товар, который им нужен, предприятие теряет существенную долю прибыли. Для предотвращения таких проблем необходимо анализировать особенности подобных ситуаций и причины их возникновения.
Аутофсток, или out-of-stock – это:
- Отсутствие продукции на витрине, раскладках в торговом зале и на складах.
- Отсутствие продукции в местах выкладки на торговых площадях при наличии на складе, когда она не может быть продана из-за различных обстоятельств (переучет, переоценка и т. д.).
- Наличие на выкладках или стеллажах торгового зала продукции, которую не могут найти покупатели из-за того, что она закрыта товарами конкурентов или перемещена в другое место.
- Наличие на витринах и выкладках продукции, не внесенной в торговую систему компании, что приводит к невозможности ее продажи покупателям.
Причины возникновения out-of-stock
Ситуация out-of-stock не обязательно говорит, что проблемы в логистике. Чаще всего она является следствием неправильного прогнозирования. Кроме того, причиной аут-оф-сток могут быть ошибки поставщиков или ритейлеров. Ниже мы рассмотрим основные причины таких ситуаций более подробно.- Ошибки прогнозирования Неправильное прогнозирование потребительского спроса относится к наиболее часто встречаемым проблемам фирм, занимающихся торговлей. В результате маркетинговых кампаний или других факторов некоторые позиции ассортиментного перечня могут быть проданы гораздо быстрее, чем предполагалось. Такая ситуация в целом характерна для сезонной продукции: прохладительные напитки летом, зимние шины для авто осенью и т. д. Специалисты пытаются учитывать подобные прыжки продаж, но традиционные методы аналитики не всегда обеспечивают необходимую точность. Ошибки в составлении прогнозов по изменению спроса приводят к возникновению ситуаций out-of-stock.
- Неэффективная работа торговой точки В этой ситуации причиной являются неправильные действия торговой фирмы и ее специалистов. out-of-stock возникает из-за:
- Медлительности работников. Продукция уже принята на склад, но сотрудники еще не выложили ее в торговом зале. Эта ситуация является следствием отсутствия продуманного порядка действий складского персонала и работников торговой точки.
- Ошибки в учете товарных ценностей. Складская продукция числится в учетной системе, но по факту отсутствует на витринах и выкладках.
- Просчеты поставщика Здесь причины могут следующими:
- Логистические ошибки. При формирования заказа представитель торговой точки утверждает график доставки, который нарушается поставщиком. В результате торговая фирма не получает необходимые товары в намеченный срок, и ее полки оказываются пустыми.
- Низкие темпы выпуска продукции. Активное продвижение торговой марки не подкреплено соответствующими производственными мощностями, поэтому нет возможности полностью удовлетворить покупательский спрос.
Негативные последствия
Out-of-stock – часто встречающая ситуация в работе ритейлеров. Более того, существует даже некоторый предел аут-оф-сток, считающийся нормой для пункта торговли. К примеру, для торговых точек, осуществляющих продажу потребительских товаров высокого спроса (FMCG), порогом является показатель 5 %. При его превышении магазин сталкивается с такими сложностями, как:- Падение доверия со стороны покупателей. Из-за отсутствия популярного товара потребители переходят в магазины конкурентов. Статистика говорит, что такая модель поведения характерна для 40 % клиентов. Подобные ситуации чаще всего имеют место в тех районах, где сосредоточено большое количество торговых точек и покупатели имеют широкие возможности для выбора.
- Снижение уровня доходов является следствием предыдущего пункта. Уменьшение количества покупателей за счет тех, кто не смог найти необходимый товар, приводит к падению прибыли.
- Сложность составления прогнозов на будущее. Потребители из-за отсутствия нужной позиции обращают внимание на продукцию других торговых марок. Такая тенденция меняет специфику спроса и приводит к ошибкам при составлении прогнозов и формировании заказов на товары, что влечет за собой дальнейшие потери выручки.
Для снижения негативных последствий важно принимать меры для минимизации фактора out-of-stock.
Как избежать out-of-stock собственнику магазина
Что нужно делать, чтобы решить проблему аутофсток? Проведение анализа причин:- уточнить идентификатор товарной позиции (SKU), по которой появляется out-of-stock;
- выяснить временные отрезки, когда формируется аутофсток;
- разобраться, как влияют на отсутствие товара рекламные акции или продвижение других товарных позиций;
- выяснить, с какой периодичностью возникают ситуации out-of-stock.
- Повысить количество товара в заказе или изменить частоту поставок. Обеспечить наличие необходимых товарных запасов по самым ходовым позициям.
- Проверить и сделать необходимые корректировки прогнозов реализации.
- Минимизировать «человеческий фактор»: провести анализ отчетов и инвентаризаций (к примеру, при формировании заказов использовались отчеты, где в складских остатках присутствует «пересортица»).
- Сделать проверку выкладки продукции на предмет соответствия планограмме и правильности информации на ценниках.
Как поставщикам избежать out-of-stock
Out-of-stock является следствием определенного перечня ошибок. Важно выстроить бизнес-процессы, позволяющие сократить их число:- Обеспечить мониторинг реализации и складских остатков на постоянной основе.Очень полезной может быть информация о товарных остатках по конкурентным товарам, которая позволит определить наличие «свободных ниш», изменения спроса по позициями, с которыми компания еще не работала.
- Получить навыки по формированию методов прогнозирования для составления плана поставок с учетом мониторинга остатков и спроса. Проводить сравнение данных прогнозов с реальными продажами. Расширять методику прогнозирования за счет внесения новой информации.
- Проанализировать и сделать оценку производственного цикла, процессов доставки и упаковки продукции, ее транспортировки до места продаж. Определить факторы, влияющие на сбои, точки их появления и определить стадии, где можно повысить точность прогнозирования.
- Проводить рекламные акции и мероприятия по продвижению товаров с учетом показателей спроса, предложений фирм конкурентов, производственных процессов и поставок продукции. В маркетинговой политике основываться на аналитических данных. Не проводить акции при отсутствии гарантий по выполнению всех условий.
- Проводить повторный анализ реализации и товарных остатков после завершения этапов поставки и продажа товарной партии. Важно обеспечить регулярный характер мониторинга и единый подход к его проведению. В этом случае будут получены сопоставимые данные, которые можно анализировать.
- Выяснить, какие инструменты для работы с аутофсток предлагают ритейлеры. Поступают ли сигналы-оповещения о необходимости поставки? Заканчиваются ли (и как быстро) товарные позиции? Как скоро они могут вернуться? На какой позиции они находятся в выдаче?
Систематический мониторинг товарных остатков позволит определить, какие позиции быстро заканчиваются, а также выявить товары, которые следует исключить из реализации, заменить другими или поменять их стоимость.
Out-of-stock — ситуация с которой сталкиваются многие реализаторы, что приводит к потере прибыли, возникновению сложностей во взаимоотношениях с покупателями. Для устранения таких проблем необходим систематический мониторинг объемов товарных запасов, перераспределение излишков и своевременное формирование заказов на поставку продукции. Такие меры позволят выкладывать на торговые витрины товары, пользующиеся устойчивым спросом, и обеспечат высокие прибыли от продаж.