Операционный маркетинг: для чего нужен и как применять
- Понятие операционного маркетинга
- Отличия операционного маркетинга от стратегического
- Задачи операционного маркетинга
- Инструменты и техники операционного маркетинга
- Эффективность операционного маркетинга
Понятие операционного маркетинга
По сути, операционный маркетинг – это тактические задачи компании на каждый день. То есть, действия, которые необходимо предпринимать для того, чтобы по итогу занять намеченную целевую долю рынка.План операционного маркетинга выглядит примерно так:
- что конкретно делается: какие механизмы взаимодействия используются на каждом из этапов движения покупателя;
- почему это делается: каким образом упомянутые механизмы вписываются в общую стратегию компании;
- зачем это нужно: чего именно вы планируете достичь, применяя данные механизмы;
- когда это делается: в какой момент подключаются разные механизмы и как они друг с другом перекликаются.
Операционный маркетинг решает, сколько вкладывать в каждый из каналов продвижения.
Именно операционный маркетинг отвечает за то, какими будут краткосрочные результаты тех или иных действий компании.
Отличия операционного маркетинга от стратегического
Первое: операционный маркетинг – это про конкретные тактические действия, а стратегический маркетинг занимается именно стратегиями.Второе: стратегический маркетинг охватывает средние и длительные перспективы, а краткосрочный маркетинг фокусируется на том, что нужно сделать прямо сейчас.
Реализация операционного маркетинга осуществляется за счет средств массовой информации, рекламных каналов и самих продвигаемых продуктов. Стратегический же маркетинг берет за основу действующие ценности, общественность, конечный результат.
Здесь не ставится цель указать на преимущества или недостатки операционного и стратегического маркетинга, найти какое-то их превосходство друг над другом. Суть в том, что для эффективной маркетинговой стратегии они оба нужны и при грамотном подходе (к разработке и реализации) дают компании несомненное конкурентное преимущество на рынке.
Задачи операционного маркетинга
Операционный маркетинг приведет компанию к намеченным целям, если будет обеспечиваться выполнение следующих задач:- Наращивание сбыта. То есть, постоянный поиск новых оптовых и розничных покупателей или распространителей.
- Улучшение ассортиментного перечня, оптимизация цен. Именно грамотное ценообразование входит в круг задач операционного маркетинга. Тщательное изучение конкурентов позволит и собственный продукт довести до совершенства. Это очень важный момент, о котором нельзя забывать в погоне за высокими доходами и прибылью.
- Повышение эффективности мерчендайзеров. Это люди, занимающиеся грамотным расположением товаров на полках. Конечно, тут в ход идут специальные стеллажи и холодильники с фирменными знаками, слоганами, фото и т.п. Все прекрасно понимают, что востребованность и продаваемость того или иного товара во многом зависит от правильно организованной выкладки.
- Реклама, акционные мероприятия. Небольшие промоакции – это тоже сфера ответственности операционного маркетинга. Имеются в виду, например, дегустации или демонстрации тестовых образцов продукции, организованные на стойках прямо в торговых залах магазинов.
Инструменты и техники операционного маркетинга
Для реализации мероприятий операционного маркетинга существует специальный инструментарий, а именно – тактические средства, позволяющие работать с продукцией, ценами, обеспечивающие донесение товаров (услуг) до покупателей и продвижение на рынке. То есть, речь идет о комплексном маркетинге, включающем в себя набор равнозначимых по важности элементов.- «Товар» — это, собственно, необходимый и ценный для потребителя продукт, который можно продать продажи. Здесь речь конкретно о товарах и услугах (с их количественными и качественными характеристиками), выводимых компанией на рынок.
- «Цена» формируется с учетом того, сколько денег рассчитывает получить организация от продажи своего продукта и какие может допустить скидки, бонусы или накопительные предложения для покупателей.
- Реализация подразумевает налаживание систематических поставок и доведение продукта непосредственно до потребителя.
- «Продвижение» - это постоянное проведение целого ряда мероприятий, нацеленных на формирование положительного мнения о товаре или услуге, на повышение узнаваемости (компании, продукта), на поддержание лояльности со стороны аудитории.
Если говорить о конкретных шагах и составляющих операционного маркетинга, то они следующие:
- организация маркетинговых исследований;
- подготовка маркетинговой тактики;
- разработка плана маркетинговых действий;
- обеспечение бюджетирования.
Следующий шаг – формирования оперативного плана мероприятий. В нём непременно отображается номенклатурный перечень товаров, направления его сбыта и порядок действий буквально для каждого менеджера.
В конце нужно рассчитать бюджетирование. В бюджете должны быть отражены все расходы и доходы. По этим цифрам станет понятно, насколько эффективно в компании реализуются маркетинговые мероприятия.
Эффективность операционного маркетинга
Для оценки эффективности операционных маркетинговых стратегий применяют конкретные метрики, называемые показателями эффективности. В частности это: посещаемость сайта, процент кликов, процент конверсии, стоимость привлечения клиента и цена пожизненного сотрудничества с ним. Под посещаемостью сайта подразумевается количество зашедших на него людей. Коэффициент кликов – это число кликов (по вашей рекламе или ссылке), разделенный на число показов.Коэффициент конверсии – это процент посетителей (от общего их числа), выполнивших целевое действие (заполнение формы, оформление подписки, совершение покупки и т.п.). Стоимость приобретения нового клиента – это сумма, в которую обходится привлечение. Под пожизненной ценностью клиента понимается общая ценность, которую покупатель может дать компании за всю свою жизнь.
Сбор и анализ всех этих данных (посещаемость, число кликов, конверсия, цена привлечения и пожизненная ценность клиента) позволяет объективно оценивать, насколько эффективны применяемые в компании маркетинговые стратегии, при необходимости корректировать их и принимать правильные управленческие решения.
Изучайте примеры успешного операционного маркетинга, знакомьтесь с передовым опытом компаний, занимающих уверенное положение на рынке, и на основании этого вырабатывайте собственные стратегии и кампании, которые приведут вас к намеченным целям, позволят укреплять и успешно развивать свой бизнес.