Глоссарий

NPV: формула и анализ

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 5 минут
NPV расшифровывается как Net Present Value - чистая приведенная стоимость. Это метрика для оценки инвестиций и сравнения привлекательности инвестиционных проектов, показывающая количество прибыли с учетом инфляции.

В данной статье мы расскажем:

Важность расчета NPV

Метрика NPV позволяет вычислить экономическую выгоду инвестиционных проектов. Берется в расчет стоимость денег с учетом ставки дисконтирования.

NPV проекта является важной метрикой, помогающей определить приведенную стоимость платежа, который должен быть получен в будущем. Инвесторы таким образом оценивают целесообразность вложений. Метрика демонстрирует, какую прибыль получит инвестор, а также вероятность убытков. Показатель NPV используется для сравнения нескольких проектов и выбора наиболее привлекательного из них.

Ключевой плюс NPV — это возможность оценки экономической выгоды проекта. Учитываются следующие параметры: денежные потоки в разные временные горизонты жизни проекта. Преимущество NPV состоит в возможности суммировать метрики разных проектов.

Минусы NPV: процесс расчетов сложный и недостаточно достоверный. Расчет будущих доходов может быть некорректным. Это связано с тем, что на достоверность влияет множество факторов. Среди них, например, индекс инфляции. Поэтому необходимо учитывать риски при расчете значения NPV, что усложняет процесс.

Как правило, компании используют другую метрику для оценки экономической выгоды. Это IRR (процентная ставка, при которой уравнивается приведенная стоимость будущих доходов и исходных инвестиций). Метрика позволяет вычислить максимальную ставку кредита, делающую проект привлекательным для инвестиций.

Формула и способы расчета NPV

Для расчета NPV используется формула:

NPV = ∑ (CF/ (1+i)t ) – C,

где:

  • t — период расчета;
  • CF ― финансовый поток за этот период;
  • i ― коэффициент дисконтирования (потенциальная доходность инвестиций) с учетом вероятных рисков;
  • C ― изначальные вложения инвестора.

При расчете стоимости NPV нужно сложить коэффициент дисконтированного чистого денежного потока за весь период реализации проекта. Из полученного значения следует вычесть сумму первоначальных вложений. Если в ходе осуществления проекта были дополнительные инвестиции, то их тоже нужно вычесть из получившегося числа.

Рассчитаем NPV на примере: сумма первоначальных вложений в проект составляет 600 000 рублей. Инвестор желает вычислить NPV за 3 года. Возьмем ставку дисконтирования ― 15 % (ее следует перевести в коэффициент, разделив на 100). Если сумма чистых финансовых потоков составит 350 000, 400 000, 450 000 рублей в первый, второй и третий год, то получится следующий расчет чистой приведенной стоимости:

NPV = ((350 000/ (1+0,15)) + ((400 000/ (1+0,15)^2)) + ((450 000 / (1+0,15)^3)) – 600 000 = 302 688 рублей.

Мы видим положительный результат. Следовательно, проект в горизонте трех лет будет прибыльным. Отрицательный результат свидетельствовал бы об убыточности проекта. Нулевой результат расчетов говорит о том, что нет прибыли, как и минусов. Возникает вопрос об эффективности проекта.

Варианты расчета показателя NPV:

  • Расчет вручную с помощью формулы NPV. У этого варианта есть следующие минусы: сложность, низкая достоверность и невозможность взять в расчет большое число факторов.
  • Расчет в Excel или Google Таблицы. В данных программах имеется встроенная функция «ЧПС». Вам нужно собрать все сведения и добавить в формулу (используя знаки «=», «;», «:», «-»).
  • Расчет с помощью специального программного обеспечения. Например, финансовая модель в Excel. Программа представляет собой автоматизированный шаблон. Можно рассчитать NPV и другие метрики (их характеристики в следующих статьях). Пользователю нужно ввести данные. Программа выполнит расчет и сделает отчет, на базе которого можно принять решение о целесообразности инвестиций. Расчет чистой приведенной стоимости NPV в программе позволит снизить риски ошибок.

Анализ NPV

Вычислив метрику NPV, следует провести анализ результатов. Основной критерий оценки экономической целесообразности проекта ― итоговый показатель.

Возможны следующие результаты:

  • Положительное значение NPV. Проект является привлекательным для вложений, и в него есть смысл инвестировать. Чем выше результат, тем выше прогнозируемая доходность.
  • Отрицательное значение NPV. В этом случае проект неприбыльный. Нет смысла инвестировать денежные средства. Возможен вариант пересмотра ключевых параметров для достижения лучших результатов.
  • Значение NPV = 0. В этом случае проект не принесет доход, также как и убытки. Следует пересмотреть его основные параметры и принять решение об инвестициях, исходя из совокупности факторов. Например, учитывая социальную важность.

Помимо этого, нужно брать во внимание период окупаемости инвестиций, сумму вложений, прогнозируемый рост доходов и вероятные риски. Инвестор принимает решение об инвестициях в проект или отказе от него, исходя из совокупного анализа перечисленных факторов.

Ошибки в расчетах NPV

Самые распространенные ошибки:

  • Ошибочная ставка дисконтирования при расчете NPV. Она должна учитывать уровень рисков. Например, организация может оформить банковский займ под 15 % годовых. Следовательно, инвестиционные проекты должны давать минимальную прибыль 15 %. Если присутствует высокая степень риска, то ставка дисконтирования должна отражать это. Допустим, инвесторы рассчитывают на доходность в 20 %. При условии, что 10 % проектов не принесут прибыль или будут убыточными, доходность составит 10 %. Учитывая эти риски, инвестору следует ориентироваться на ставку дисконтирования 25 %.
  • Некорректный учет первоначальных инвестиций (sunk costs). Это денежные средства, уже вложенные инвестором. Их следует учитывать при определении метрики NPV именно на старте проекта. Когда проект уже реализуется, то нет смысла брать эти вложения в расчет. Это не повлияет на принятие решения о целесообразности дальнейших инвестиций, но скажется на точности расчетов и оценке перспектив проекта.
  • Использование некорректных данных о денежных потоках. Часто предприниматели берут за основу доходы и расходы. Это важная информация при расчете NPV, но нужно разделять понятия. Крайне важно знать размер денежных потоков по проекту, так как он влияет на метрику NPV.
  • Не берется в расчет упущенная выгода от использования определенного ресурса организации. Это затраты. Например, офисное помещение. Компания может продать коммерческую недвижимость или сдать офис в аренду. Используя данный ресурс, инвестор не получает прибыль. Это упущенная выгода, которая ложно завышает доходность проекта.
  • Неподходящая ставка дисконтирования. Текущие денежные потоки отражают реальную ситуацию на данный момент времени, а номинальные — учитывают прогнозные цены в будущем. Текущие денежные потоки дисконтируются по реальной ставке дисконтирования, а номинальные учитывают инфляцию и риски.

Таким образом, при анализе проектов следует учитывать NPV как первичную и доступную метрику инвестиционной привлекательности. Важно брать в расчет ряд тонкостей использования показателя при оценке проектов с длительным периодом реализации, а также учитывать погрешности в расчетах.

Сохраните себе:
Другие термины на букву «N»
Читайте также
Холодные продажи: суть, правила, этапы
В данной статье мы расскажем: Суть холодных продаж Этапы холодных продаж Правила…
Горячие продажи: особенности и инструменты
В данной статье мы расскажем: Суть горячих продаж Признаки горячего клиента в…
Project Life: особенности цикла проекта в менеджменте
В данной статье мы расскажем: Понятие Project Life Фазы Project Life Модели…
Перформанс-маркетинг: разбираемся в деталях
В данной статье мы расскажем: Понятие перформанс-маркетинга Плюсы и минусы перформанс-маркетинга Пример…
Лонгрид: задачи, виды, правила составления
В данной статье мы расскажем: Понятие лонгрида Виды лонгридов Этапы создания лонгрида…
MVP: как помогает разработчикам понять потребности ЦА
В данной статье мы расскажем: Что значит MVP Задачи MVP Отличие MVP…
Cash flow: суть показателя, методы расчета
В данной статье мы расскажем: Понятие Cash Flow Типы Cash Flow и…
RSS: что это, как работает
В данной статье мы расскажем: Что такое RSS Задачи, которые решает RSS…
CPI: как и где используется метрика
В данной статье мы расскажем: Что такое CPI Преимущества и недостатки модели…
CPO: сколько стоят клиенты
В данной статье мы расскажем: Что такое CPO Преимущества и недостатки применения…
CTR: что это в рекламе, как и зачем рассчитывать
В данной статье мы расскажем: CTR: что это в рекламе Формула и…