Глоссарий

NPV: формула и анализ

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 5 минут
NPV расшифровывается как Net Present Value - чистая приведенная стоимость. Это метрика для оценки инвестиций и сравнения привлекательности инвестиционных проектов, показывающая количество прибыли с учетом инфляции.

В данной статье мы расскажем:

Важность расчета NPV

Метрика NPV позволяет вычислить экономическую выгоду инвестиционных проектов. Берется в расчет стоимость денег с учетом ставки дисконтирования.

NPV проекта является важной метрикой, помогающей определить приведенную стоимость платежа, который должен быть получен в будущем. Инвесторы таким образом оценивают целесообразность вложений. Метрика демонстрирует, какую прибыль получит инвестор, а также вероятность убытков. Показатель NPV используется для сравнения нескольких проектов и выбора наиболее привлекательного из них.

Ключевой плюс NPV — это возможность оценки экономической выгоды проекта. Учитываются следующие параметры: денежные потоки в разные временные горизонты жизни проекта. Преимущество NPV состоит в возможности суммировать метрики разных проектов.

Минусы NPV: процесс расчетов сложный и недостаточно достоверный. Расчет будущих доходов может быть некорректным. Это связано с тем, что на достоверность влияет множество факторов. Среди них, например, индекс инфляции. Поэтому необходимо учитывать риски при расчете значения NPV, что усложняет процесс.

Как правило, компании используют другую метрику для оценки экономической выгоды. Это IRR (процентная ставка, при которой уравнивается приведенная стоимость будущих доходов и исходных инвестиций). Метрика позволяет вычислить максимальную ставку кредита, делающую проект привлекательным для инвестиций.

Формула и способы расчета NPV

Для расчета NPV используется формула:

NPV = ∑ (CF/ (1+i)t ) – C,

где:

  • t — период расчета;
  • CF ― финансовый поток за этот период;
  • i ― коэффициент дисконтирования (потенциальная доходность инвестиций) с учетом вероятных рисков;
  • C ― изначальные вложения инвестора.

При расчете стоимости NPV нужно сложить коэффициент дисконтированного чистого денежного потока за весь период реализации проекта. Из полученного значения следует вычесть сумму первоначальных вложений. Если в ходе осуществления проекта были дополнительные инвестиции, то их тоже нужно вычесть из получившегося числа.

Рассчитаем NPV на примере: сумма первоначальных вложений в проект составляет 600 000 рублей. Инвестор желает вычислить NPV за 3 года. Возьмем ставку дисконтирования ― 15 % (ее следует перевести в коэффициент, разделив на 100). Если сумма чистых финансовых потоков составит 350 000, 400 000, 450 000 рублей в первый, второй и третий год, то получится следующий расчет чистой приведенной стоимости:

NPV = ((350 000/ (1+0,15)) + ((400 000/ (1+0,15)^2)) + ((450 000 / (1+0,15)^3)) – 600 000 = 302 688 рублей.

Мы видим положительный результат. Следовательно, проект в горизонте трех лет будет прибыльным. Отрицательный результат свидетельствовал бы об убыточности проекта. Нулевой результат расчетов говорит о том, что нет прибыли, как и минусов. Возникает вопрос об эффективности проекта.

Варианты расчета показателя NPV:

  • Расчет вручную с помощью формулы NPV. У этого варианта есть следующие минусы: сложность, низкая достоверность и невозможность взять в расчет большое число факторов.
  • Расчет в Excel или Google Таблицы. В данных программах имеется встроенная функция «ЧПС». Вам нужно собрать все сведения и добавить в формулу (используя знаки «=», «;», «:», «-»).
  • Расчет с помощью специального программного обеспечения. Например, финансовая модель в Excel. Программа представляет собой автоматизированный шаблон. Можно рассчитать NPV и другие метрики (их характеристики в следующих статьях). Пользователю нужно ввести данные. Программа выполнит расчет и сделает отчет, на базе которого можно принять решение о целесообразности инвестиций. Расчет чистой приведенной стоимости NPV в программе позволит снизить риски ошибок.

Анализ NPV

Вычислив метрику NPV, следует провести анализ результатов. Основной критерий оценки экономической целесообразности проекта ― итоговый показатель.

Возможны следующие результаты:

  • Положительное значение NPV. Проект является привлекательным для вложений, и в него есть смысл инвестировать. Чем выше результат, тем выше прогнозируемая доходность.
  • Отрицательное значение NPV. В этом случае проект неприбыльный. Нет смысла инвестировать денежные средства. Возможен вариант пересмотра ключевых параметров для достижения лучших результатов.
  • Значение NPV = 0. В этом случае проект не принесет доход, также как и убытки. Следует пересмотреть его основные параметры и принять решение об инвестициях, исходя из совокупности факторов. Например, учитывая социальную важность.

Помимо этого, нужно брать во внимание период окупаемости инвестиций, сумму вложений, прогнозируемый рост доходов и вероятные риски. Инвестор принимает решение об инвестициях в проект или отказе от него, исходя из совокупного анализа перечисленных факторов.

Ошибки в расчетах NPV

Самые распространенные ошибки:

  • Ошибочная ставка дисконтирования при расчете NPV. Она должна учитывать уровень рисков. Например, организация может оформить банковский займ под 15 % годовых. Следовательно, инвестиционные проекты должны давать минимальную прибыль 15 %. Если присутствует высокая степень риска, то ставка дисконтирования должна отражать это. Допустим, инвесторы рассчитывают на доходность в 20 %. При условии, что 10 % проектов не принесут прибыль или будут убыточными, доходность составит 10 %. Учитывая эти риски, инвестору следует ориентироваться на ставку дисконтирования 25 %.
  • Некорректный учет первоначальных инвестиций (sunk costs). Это денежные средства, уже вложенные инвестором. Их следует учитывать при определении метрики NPV именно на старте проекта. Когда проект уже реализуется, то нет смысла брать эти вложения в расчет. Это не повлияет на принятие решения о целесообразности дальнейших инвестиций, но скажется на точности расчетов и оценке перспектив проекта.
  • Использование некорректных данных о денежных потоках. Часто предприниматели берут за основу доходы и расходы. Это важная информация при расчете NPV, но нужно разделять понятия. Крайне важно знать размер денежных потоков по проекту, так как он влияет на метрику NPV.
  • Не берется в расчет упущенная выгода от использования определенного ресурса организации. Это затраты. Например, офисное помещение. Компания может продать коммерческую недвижимость или сдать офис в аренду. Используя данный ресурс, инвестор не получает прибыль. Это упущенная выгода, которая ложно завышает доходность проекта.
  • Неподходящая ставка дисконтирования. Текущие денежные потоки отражают реальную ситуацию на данный момент времени, а номинальные — учитывают прогнозные цены в будущем. Текущие денежные потоки дисконтируются по реальной ставке дисконтирования, а номинальные учитывают инфляцию и риски.

Таким образом, при анализе проектов следует учитывать NPV как первичную и доступную метрику инвестиционной привлекательности. Важно брать в расчет ряд тонкостей использования показателя при оценке проектов с длительным периодом реализации, а также учитывать погрешности в расчетах.

Сохраните себе:
Другие термины на букву «N»
Читайте также
Ретаргетинг: что это, как работает, как настроить
В данной статье мы расскажем: Как работает ретаргетинг Какой ретаргетинг бывает Плюсы…
Предикт: как предсказания служат бизнесу
В данной статье мы расскажем: Что такое предикт простыми словами Сферы использования…
Паблисити: определение, функции, примеры.
В данной статье мы расскажем: Что такое паблисити Для чего паблисити компаниям…
Маркетинговая среда: понятие, структура, анализ
В данной статье мы расскажем: Понимание и характеристики маркетинговой среды Структура маркетинговой…
Неценовая конкуренция: понятие, виды, методы
В данной статье мы расскажем: Понятие неценовой конкуренции Преимущества и недостатки неценовой…
Модерация: понятие, процесс, виды
В данной статье мы расскажем: Понятие и принципы модерации Процесс модерации контента:…
Масс-маркет и его особенности
В данной статье мы расскажем: Сегменты рынка Особенности масс-маркета Подтипы масс-маркета Плюсы…
Карта кликов: что это и какие задачи решает
В данной статье мы расскажем: Что собой представляет карта кликов Как работает…
Многозадачность и ее виды
В данной статье мы расскажем: Что такое многозадачность Виды многозадачности Минусы и…
Машинное обучение: задачи, принципы, типы
В данной статье мы расскажем: Что такое машинное обучение Задачи машинного обучения…
Ценообразование: методы, стратегии и этапы
В данной статье мы расскажем: Что такое ценообразование Факторы, влияющие на цену…
МСС-код: понятие и влияние на кешбэк
В данной статье мы расскажем: Что такое MCC-код Влияние MCC-кода на размер…