Что такое мета-теги, основные задачи, распространенные ошибки при составлении
- Основные задачи метатегов
- Метатеги для технических функций
- Метатеги для SEO-оптимизации
- Распространенные ошибки при составлении метатегов
- Просмотр и проверка метатегов
Основные задачи метатегов
Использование метатегов призвано решать главным образом следующие задачи:
- Метатеги для сайта передают поисковым системам специальную информацию, помогающую продвинуть ресурс в поиске в соответствии с запросами целевых посетителей. Хотя стопроцентная гарантия такого продвижения не обеспечивается, тем не менее данные атрибуты учитываются поисковиками при анализе качества страниц. Поэтому теги все же лучше прописывать.
- Обеспечивается корректное отображение содержимого сайтов во всех основных браузерах и на различных устройствах. Иными словами, атрибуты <meta> являются для программного обеспечения своего рода методическими указаниями по тому, как должны видеть сайт посетители.
- При необходимости добавляется информация о владельцах ресурса, авторах контента, а также источниках этого контента.
В настоящее время использование данных атрибутов не является обязательным. И все же приоритет в продвижении будет отдан сайтам, содержащим грамотно прописанные метатеги.
Существует разделение атрибутов для поисковой и для технической оптимизации. Начнем с рассмотрения нюансов последней.
Метатеги для технических функций
Отвечают за внешний вид веб-страниц, а также дают необходимую информацию поисковым ботам.
Robots
Метатег robots нужен для указания поисковому роботу страниц, предназначенных либо не предназначенных для индексации. Здесь же определяются соответствующие правила индексации и сканирования. Данный тег может включать в себя дополнительные атрибуты:
- index, noindex – соответственно разрешение или запрет индексации;
- follow, nofollow – разрешение либо запрет перехода по ссылкам;
- all, none – разрешение либо запрет на выполнение сразу всех вышеперечисленных действий;
- noyaca, nosnippet – запрет вывода в качестве сниппета соответственно описания из каталога Яндекса или текстового фрагмента (действует в отношении роботов Яндекса и Google).
Формат записи для примера: <meta name=”robots” content=”index”>
Content-type
В этот атрибут заносятся сведения о формате веб-документа и об установленной по умолчанию кодировке. Таким образом настраивается внешний вид сайта в браузере. Для корректного отображения страниц в любом обозревателе атрибут content-type желательно заполнять. Это особенно критично в случаях, когда просмотрщик или сервер настроены некорректно. Для поддержки кириллицы тег будет иметь такой вид: <meta http-equiv=”Content-type” content=”text/html;charset=windows-1251″>.
Content-language
Является по сути аналогом предыдущего атрибута, поскольку здесь также содержатся данные о языке текстового наполнения. Учитывая, что во всех современных браузерах уже включена функция автоматического определения языка, данный тег заполнять необязательно. Тем не менее, необходимость в нем возникает при некорректной настройке обозревателя или сервера. Примерный вариант записи: <meta http-equiv=”Content-Language” content=”ru”>.
Refresh
Выполняет функцию переадресации посетителя страницы на другой раздел, когда страница в данный момент обновляется или ее содержимое загружается слишком долго. На практике тег чаще всего перенаправляет пользователя при появлении ошибки «404». Формат записи: <meta http-equiv=”refresh” content=”N; url=URL”>.
Meta Author, Copyright
Здесь прописываются соответственно автор контента, представленного на сайте, и владелец авторских прав на этот контент. Примеры метатегов с данными атрибутами: <meta name=”Author” content=”Петров Иван Сидорович”>; <meta name=”Copyright” content=”Васильева Инна Владимировна”>.
Метатеги для SEO-оптимизации
Теги из этой группы призваны удовлетворять как требования поисковых систем, так и желания целевых посетителей сайтов.
- Title
Метатег title является одним из ключевых атрибутов веб-страницы. Фактически, это заголовок, кратко описывающий наполнение данной страницы и мотивирующий пользователя к переходу по ссылке.
Поисковые роботы также учитывают этот атрибут для оценки релевантности веб-страницы введенному запросу. Пользователи поисковика видят заголовок title в результатах выдачи и решают, переходить на данный сайт или нет. С помощью этого атрибута можно повысить процент переходов по ссылке и повлиять на видимость сайта в поисковой выдаче по определенным запросам.
Формат записи: <title>Заголовок страницы</title>
- Description
Сюда заносится описание страницы, которое также видит посетитель поисковой системы в результатах выдачи. Тег description формирует содержимое сниппетов. При отсутствии данного атрибута в сниппет автоматически заносится текстовое наполнение страницы.
Использование метатегов description не является обязательным. Поисковая система может самостоятельно сформировать описание, выбрав фрагмент текста со страницы. Более того, результаты проведенного в 2018 году анализа компанией Yoast показали, что в большинстве случаев Google и вовсе игнорирует этот тег. Вместо этого поискова система берет в качестве описания фрагмент первого абзаца из текста первой страницы сайта. Однако примерно в трети случаев для этого используется именно description, поэтому имеет смысл его заполнять нужным образом.
Причем прописывать этот тег нужно для каждой страницы. В случае ручной HTML-верстки он добавляется внутри блока <head>…</head> в виде конструкции <meta name=”description” content=”Описание”/>.
Если сайт верстается средствами CMS, добавление дескриптора осуществляется плагинами оптимизации. Среди таковых можно выделить Yoast Seo и All-in-One SEO Pack, SEO PRO и Complete SEO.
- Keywords
Здесь перечисляются ключевые запросы, предназначенные для продвижения веб-страницы. Когда-то метатеги с ключевыми словами требовалось прописывать, чтобы поисковики могли по ним ранжировать сайт. С течением времени оптимизаторы стали злоупотреблять ключевиками в рамках оптимизации веб-ресурсов, в результате чего значимость данного тега существенно снизилась. Так, Яндекс теперь избирательно и по своему усмотрению учитывает keywords для ранжирования страниц, а Google и вовсе игнорирует этот атрибут. В коде HTML keywords также вставляется внутри тегов <head> и </head>. Имеет вид: <meta name=”keywords” content=”Ключевые слова”/>
Распространенные ошибки при составлении метатегов
- Один и тот же тег копируется для нескольких или для всех страниц сайта.
- Внутри всех метатегов присутствуют одинаковые фрагменты текста (название компании, какой-либо вспомогательный речевой оборот и т. д.).
- Атрибуты title и description имеют слишком малое или, наоборот, излишне объемное наполнение.
- Теги имеют пустые значения.
- Используется слишком много ключевых слов.
- Одна страница содержит несколько однотипных атрибутов.
- Излишне часто и без явной необходимости употребляются предлоги, частицы, союзы и тому подобные не несущие смысловой нагрузки слова.
- Слишком часто используются знаки препинания и спецсимволы (“”= ()/ \ | + _ ). Цифры же, напротив, делают заголовок более привлекательным.
В качестве примера покажем, как добавить метатег title правильно. В нашем распоряжении имеются ключи «купить мебель», «купить мебель недорого», «купить стильную мебель».
Неграмотно заполненный заголовок будет выглядеть как набор одних ключевых фраз: «Купить мебель. Купить мебель недорого. Купить стильную мебель». Чтобы не было заспамленности ключами, необходимо разбавить title, например, так: «Купить стильную мебель недорого со скидкой 20%». Здесь содержатся все ключевые слова, выстроенные в читаемом виде, разбавленные дополнительной выгодой, которая выделяет сайт на фоне конкурентов.
Кроме того, в атрибут title можно добавлять какие-то изменчивые параметры — цену, количество товаров и т. п. Использование динамических тегов поощряется поисковыми роботами.
Просмотр и проверка метатегов
Найти метатеги страниц в браузере можно, отобразив исходный код этих страниц. Как правило, во всех браузерах действует универсальное сочетание клавиш Ctrl + U, которое позволяет просмотреть код HTML. Там интересующие нас теги будут размещены в блоке «head».
Существуют также специальные сервисы для проверки метатегов. Яндекс предлагает, например, свой сервис Вебмастер. В нем есть раздел «Диагностика сайта», где можно отследить какой-то незаполненный тег. Это будет видно в списке «Возможные проблемы». Для этого нужно нажать на ссылку «Ознакомьтесь с примерами и исправьте ошибки».
Анализ метатегов любых других сайтов выполняется с помощью сервисов типа Serpstat, Пиксель Тулс, Seo-inf.ru и Promopult.ru.
Итак, подытожим сказанное. Для улучшения восприятия сайта поисковыми системами следует прописать метатеги. Здесь важно смотреть с позиции посетителя ресурса. Атрибуты сайта должны обеспечивать понятность текстового наполнения, быструю считываемость выгоды для целевого клиента и т. д.