Глоссарий
Матрица Ансоффа: где применяется и как работать
На чтение
6 минут
Матрица Ансоффа - это инструмент, позволяющий оценить перспективы компании на рынке. Несмотря на то, что придумана она была более полувека назад, до сих пор не потеряла своей актуальности.
В данной статье мы расскажем:
-
- Суть матрицы Ансоффа
- Стратегии в рамках матрицы Ансоффа
- Этапы работы с матрицей Ансоффа
- Расширенная версия матрицы Ансоффа
Суть матрицы Ансоффа
Информационная модель, описывающая вероятные стратегии развития предприятия на рынке, носит название матрицы Ансоффа. Её второе название — матрица “товар — рынок”. Чтобы её составить, страницу делят на четыре части:- Фактически существующие продукт и рынок.
- Новый рынок, фактически существующий продукт.
- Новый продукт, фактически существующий рынок.
- Всё новое — и рынок, и продукт.
Стратегии в рамках матрицы Ансоффа
Чтобы продолжить работу с матрицей Ансоффа, надо выбрать один квадрант. Каждый из них соответствует конкретной стратегии.Проникновение на рынок
Эту стратегию принято считать самой простой, незамысловатой, легко реализуемой. Она применима, если поставки продукта на рынок уже налажены, и осталось лишь их увеличить, при этом подняв продажи. Все технические моменты — логистика, продажи — отлажены и стабильны. Тем бизнесам, которые занимают этот сегмент стратегической матрицы Ансоффа, советуют использовать следующие методы:- увеличить долю компании на рынке;
- расширить число бонусов для покупателей (поскольку именно дисконтная программа, обещание подарка при покупке и другие выгоды часто мотивируют клиента покупать чаще);
- увеличивать количество и разнообразие товарных позиций в каждом заказе;
- искать альтернативные способы использования продукта — ради привлечения внимания аудитории.
Развитие рынка
При наличии опытного, грамотного маркетолога либо обширного опыта продвижения товаров можно попробовать эту стратегию. Её основная цель — адаптация существующего ассортимента для новых клиентов. Примеры реализации этой стратегии по матрице Ансоффа: открытие филиала магазина в соседнем регионе, наращивание привычной ЦА за счёт нового сегмента. Сложность тут представляет расширение рынка сбыта. Риски следующие: затраты на открытие новых торговых точек, логистику, продвижение не отобьются. Имея некоторый опыт проведения рекламных кампаний, можно воспользоваться следующими методами:- Задействовать другие каналы сбыта.
- Добиться лояльности у нового сегмента ЦА.
- Начать сбывать свои товары альтернативными способами (экспортировать за границу, например).
Развитие продукта
Этой стратегии обычно следуют компании, производящие электронику и прочую “умную” технику. Но ничто не мешает применить её и к другим отраслям промышленности. В данном сегменте матрицы развития Ансоффа основной целью бизнесов становится совершенствование своих продуктов, чтобы предложить их уже сформировавшимся рынкам. Товар должен становиться всё более производительным. Можно апгрейдить его, а можно, например:- Расширить товарную линейку, добавив туда позицию увеличенного размера (либо, наоборот, лайт-формата), другой расцветки, в иной упаковке.
- Создать самостоятельную линейку, где будут только новинки (к примеру, положить начало очередному поколению смартфонов, автомашин).
- Разработать с нуля совершенно новаторский, оригинальный продукт, не имеющий аналогов в мире.
Диверсификация товаров и рынков
Это самая сложная среди стратегий матрицы Ансоффа. Вам предстоит вывести на новый, неизведанный рынок новый товар. Это непросто, затратно, зато, если вы достигнете успеха, он будет ошеломительным. Компании прибегают к диверсификации по нескольким причинам:- Привычные подходы и приёмы уже не работают.
- Риски можно распределить равномерно, чтобы избежать зависимости от конкретной ЦА или рынка.
- Горизонтально: добавить новое направление деятельности бренда (дополняющее уже имеющуюся продукцию). Этому помогут сложившиеся каналы сбыта и продвижения.
- Вертикально: обновить товарную линейку, тем самым развив какой-либо этап производства.
- Концентрически: расширять имеющийся ассортимент, предлагать его новым покупателям.
- Конгломератно: радикально сменить деятельность. Вывести на рынок новое направление, абсолютно не зависящее от существующих.
Этапы работы с матрицей Ансоффа
Шаг 1. Постараться применить стратегию проникновения. Эта стратегия, говоря общими словами, заключается в поиске возможностей больше зарабатывать, продавая всё тем же клиентам всё тот же продукт. О перспективах развития бизнеса можно судить по следующим критериям:- темпу роста рынка;
- уровню спроса на продукт;
- частоте использования продукта;
- уровню покрытия (дистрибуции);
- узнаваемости продукта;
- экономии на масштабе, если продажи вырастут;
- уникальности продукта (если сравнивать его с ключевыми конкурентами);
- наличии оснований инвестировать в этот проект значительные суммы.
- Успешность фирмы в её нынешней нише и направлении.
- Уровень конкуренции на новом рынке.
- То, насколько сложно преодолеть входной барьер.
- Темпы расширения нового рынка.
- Уникальность продукта (если сравнивать с основными конкурентами на новом рынке).
- Возможность вложить в проект большие суммы.
- Скорость роста освоенной части рынка, её размер.
- Конкурентные преимущества продукта в его нынешней версии.
- Наличия конкуренции в нише.
- Возможности выхода на рынок других продавцов похожего продукта.
- То, как часто обновляется ассортимент у конкурентов по текущему рынку, выпускают ли они новинки.
- Скорости расширения существующих рынков.
- Собственного потенциала в плане инвестирования.
- Степени компетентности компании.
- Конкурентоспособности продуктов, которые сейчас изготавливаются.