Глоссарий

Маркетинг-микс 7P: что это такое, какие элементы входят

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 7 минут
Маркетинг-микс 7P - расширенная (и улучшенная) версия классической модели 4P. Первоначально комплекс строился на основе четырех основных принципов: Product (продукт), Price (цена), Place (место) и Promotion (продвижение). Однако такая модель не учитывала желания самого клиента. Маркетинг-микс 7P стал ответом на эту критику, предлагая лучше изучить своего покупателя, чтобы выстроить самую эффективную маркетинговую стратегию продвижения.
В данной статье мы расскажем:

Что такое маркетинг-микс 7P

Модель маркетинг-микс или как его еще называют комплекс маркетинга – основополагающий элемент любой стратегии бизнеса. Маркетинг-микс 7P – довольно простая модель, отличающаяся универсальностью по части применения. Это своеобразный чек-лист эффективного продвижения продукта на рынке. Именно простота делает эту модель доступной для использования любым человеком, даже если он не является квалифицированным специалистом в сфере маркетинга.

Что такое маркетинг-микс 7P

7Р – модель, первым разработчиком которой был Джером Маккарти. Он опубликовал её в собственной книге «Базовый маркетинг: Управленческий подход» в 1960-м.

Что послужило причиной того, что традиционная модель 4Р стала критикуемой? Дело в том, что она появилась в то время, когда компании больше склонялись к продаже продуктов, нежели услуг, а роль обслуживания клиентов в деле продвижения бренда была еще не популяризована.

Чуть позднее Бумс и Битнер включили в нее 3 расширенных «набора услуг»: People (люди), Process (процесс), Physical Evidence (физическое окружение).

В настоящее время учитываются все элементы маркетинг-микс 7P при анализе конкурентных стратегий.

Элементы комплекса маркетинга 7P, которые помогают лучше понять целевую аудиторию

Расшифровка элементов Р в модели маркетинга:

Product – товар

Клиентов интересует только один вопрос — какие преимущества они получат, приобретая ваш товар или услугу. Вот почему предпринимателям необходимо расширять ассортимент своей продукции, чтобы предлагать только самое лучшее. Эта тактика известна как «маркетинг, ориентированный на продукт». Определение продукта в маркетинг-миксе включает в себя следующие моменты.

Чтобы получить максимальную отдачу от маркетинга вашего продукта, убедитесь, что ваши клиенты могут самостоятельно оценить ценность ваших услуг или товаров. Дайте им возможность попробовать продукт и убедитесь, что вы не мешаете им понять его ценность.

Всегда будьте полезны. Покажите, что ваш бизнес поддерживает ваших покровителей. Это повысит вероятность того, что они совершат покупку.

Станьте экспертом. Узнайте, что нужно вашим клиентам, и используйте эти знания, чтобы рассказать о достоинствах вашего продукта. Отдавайте приоритет продукту, а не продажам. Вложите усилия в разработку, а остальное предоставьте совершенству товара.

Поощряйте своих клиентов высказывать свое удовлетворение вашим брендом! Дайте им возможность объяснить, почему они решили выбрать именно ваш продукт. Пусть они поделятся своими реальными историями с другими.

Price - цена

Компании могут манипулировать затратами, создавая впечатление, что у них лучшее предложение, чем у конкурентов. Они могут делать это, устанавливая цены на свою продукцию выше или ниже, чем у других. Это может помочь им получить преимущество на конкурентном рынке и привлечь покупателей.

Сделать стоимость товара равной стоимости конкурентов, чтобы затем подчеркнуть преимущества и компоненты, которыми не обладают другие марки.

Установить высокую базовую цену, чтобы акция выглядела более привлекательной и выгодной.

Повысить цены после того, как марка стала известной, или снизить их, чтобы подчеркнуть достоинства усовершенствованной модели.

Подумайте о причинах вашей ценовой политики. Спросите себя:

  • Нужно ли вам немедленно покрыть расходы или вы можете позволить себе установить более низкую цену в качестве инвестиций в дальнейшее развитие?
  • Собираетесь ли вы представить более дорогие версии за дополнительную плату?
  • Насколько низкой может быть цена, чтобы люди не сомневались в качестве вашей продукции?
  • Рассматриваете ли вы возможность проведения рекламных кампаний?
  • Считаете ли вы себя элитной или ценной компанией?
  • Насколько вы можете увеличить стоимость, чтобы клиенты не почувствовали, что это слишком дорого?

Promotion - продвижение

Реклама вашего бизнеса — это, пожалуй, самый заметный элемент маркетинг-микса. Сюда входит создание контента, печатная и телевизионная реклама, кампании в социальных сетях, запланированные скидки, продвижение в СМИ, email-маркетинг, связи с общественностью, поисковая оптимизация, цифровые стратегии и многое другое. Эти маркетинговые каналы объединяют всю маркетинговую систему в единый многоканальный подход.

Стремитесь охватить как можно больше целевой аудитории. Оцените реакцию ваших клиентов на различные рекламные акции и соответствующим образом измените свои маркетинговые расходы. Разделяйте рекламные кампании в зависимости от поведения ваших клиентов. Помните, что продвижение — это не улица с односторонним движением; ваши клиенты ожидают, что вы будете внимательны к их потребностям и предоставите им соответствующие предложения.

Place - место

Анализ рынка, который повлиял на ценообразование и сам товар, также изменит, где лучше всего продавать ваш товар. Это может быть не только физическое место. Вам нужно будет рассмотреть:
  1. Нужно ли покупателю посмотреть товар перед покупкой?
  2. Где люди склонны искать ваш товар?
  3. Хотите ли вы участвовать в процессе покупки товара или лучше доверить это третьей стороне?
  4. Если вы хотите увеличить свои продажи, следует ли вам использовать торговые площадки или собственный сайт?
  5. Лучше ли размещать свои товары на существующих площадках или сделать ставку на собственный сайт?
  6. Какую альтернативу вы можете использовать, чтобы получить больше клиентов?

People – люди

Люди – это все, кто начинает контактировать с вашим клиентом, в том числе опосредованно. Следовательно, нужно удостовериться, что в вашей команде лучшие специалисты, причем не только в сферах продаж и обслуживания, а исключительно на всех уровнях.

Шаги, которые стоит предпринять, чтобы убедиться в компетентности вашего персонала и в том, что они оказывает необходимое влияние на клиентов:

  1. Тренировка навыков маркетологов. Это поможет им лучше понять и реализовать выбранную стратегию маркетинг-микса.
  2. Прием в коллектив квалифицированных специалистов для проектирования и разработки услуг/продуктов.
  3. Формирование личности бренда и культуры компании.
  4. Сосредоточенность на CRM, создающей истинные связи и вдохновляющей на лояльность на персональном уровне либо на управлении взаимоотношения с клиентами.

Physical Evidence – физическое окружение

Другими словами, это упаковка компании, которая разработана для привлечения новых клиентов на перенасыщенном рынке. Её задачей также является повышение рейтинга ваших продуктов/услуг в глазах постоянных покупателей. Рассмотрим несколько действенных способов заставить упаковку максимально эффективно работать на компанию:
  • Дизайн для дифференциации
Качественный дизайн позволяет клиенту с первого взгляда узнать бренд. Он ставит акцент на конкурентных особенностях вашего предложения.

К примеру, если ваша компания изготавливает шампуни, то можно поиграть с цветами на упаковке для маркировки волос разных типов.

Physical Evidence – физическое окружение

  • Предоставление ценной эксклюзивной информации
Нет лучшего места, чем упаковка для презентации продукта или повышения бренда. Добавьте детальные инструкции или неожиданный элемент, способный осчастливить или удивить покупателей. Как можно больше ценности. Соответствуйте и даже превосходите ожидания клиентов, предоставьте им четко продуманные фирменные элементы практического применения, к примеру, бесплатную расческу от парикмахера-стилиста, бесплатный просчет работ по замене кровли и т.д.

Process – процесс

Процессы, пересекающиеся с клиентом, должны быть расставлены по приоритетам. Они должны быть целостными и конкретными. Только так вы сможете обеспечить своим сотрудникам условия для плавного их выполнения. Чем меньше работники сосредоточены на навигационных моментах, тем больше внимания они уделяют клиентам. А это, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на исключительный и персональный опыт покупателя.

Применение модели маркетинг-микс 7P на практике

Модель 7Р может быть использована компаниями для определения целей, а также для проведения конкурентного и SWOT-анализа. Она является практической основой для оценки рабочего бизнеса, а также для проработки подходов. Для этого при оценке элемента комплекса маркетинга, рекомендуется задавать себе такие вопросы:
  1. Как я могу продвигать свои продукты/услуги (распространение)?
  2. Как я могу улучшить свою систему ценообразования (цены и сборы)?
  3. Какие варианты распространения продукта/услуги я могу предложить своим клиентам (место/доступ)? Это может быть оффлайн торговая точка, шоурум, онлайн-демонстрация и так далее.
  4. Как я могу заменить/добавить комбинацию в заработанных, личных, платных каналах медиа (продвижение)?
  5. Каким образом я планирую успокаивать клиентов (физические доказательства)? Это может быть, например, отлично подготовленный персонал, впечатляющее здание, качественный веб-ресурс.
  6. Как я буду справляться с внутренними процессными барьерами при работе с обеспечением ценности для клиентов (процессы)?
  7. Кто мои люди, все ли они являются специалистами, какие пробелы еще нужно заполнить (люди)?
  8. Достаточно ли я управляю имеющимися партнерами, ищу лия новых (партнеры)?
Применение модели маркетинг-микс 7P на практике

Если мы представим 7Р в виде пирамиды, то увидим, что ее базовые компоненты являются фундаментом для многих новых продуктов, а все более сложные элементы появляются по мере продвижения к вершине. Очевидно, что сектор услуг особенно зависит от роли сервиса в современном промышленном рынке B2B, и поэтому модель 7Р идеально подходит для этой отрасли.

Сохраните себе:
Читайте также
Чистая прибыль: понятие, формула расчета
В данной статье мы расскажем: Понятие чистой прибыли Цели расчета чистой прибыли…
Специфика направления HoReCa
В данной статье мы расскажем: Что такое HoReCa Специфика сферы HoReCa Маркетинг…
GRP: значение и расчет показателя
В данной статье мы расскажем: Что такое GRP Зачем измерять GRP Отличие…
Время на сайте: как узнать и повысить
В данной статье мы расскажем: Понятие времени на сайте Важность времени на…
Что такое Open Rate и как его рассчитать
В данной статье мы расскажем: Что такое Open Rate Формула Open Rate…
Что такое GMV и как его рассчитать
В данной статье мы расскажем: Что такое GMV Как рассчитывают GMV GMV…
CTOR: что означает, как рассчитать
В данной статье мы расскажем: Что обозначает показатель CTOR Формула расчета CTOR…
Стоимость привлечения клиента (CAC): разбираемся в деталях
В данной статье мы расскажем: Что такое стоимость привлечения клиента (CAC) Отличие…
Внутренняя норма доходности: что это, как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Внутренняя норма доходности: что это такое Применение…
LCR: что означает, как считать
В данной статье мы расскажем: Суть LCR в маркетинге Формулы расчета LCR…
CAGR: разбираемся в нюансах
В данной статье мы расскажем: Что такое CAGR Формула расчета CAGR Практическое…
RFM-анализ: задачи, преимущества, этапы
В данной статье мы расскажем: Понятие RFM-анализа Этапы RFM-анализа Дальнейшая работа с…