Глоссарий

Корпоративная стратегия: виды и этапы разработки

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 7 минут
Корпоративная стратегия - план роста бизнеса, в котором расписаны методы и инструменты для развития. Разрабатывается руководством фирмы и требует неукоснительного соблюдения, а также сосредоточенности на самом главном.
В данной статье мы расскажем:
  • Что такое корпоративная стратегия
  • Виды корпоративной стратегии
  • Элементы корпоративной стратегии
  • Этапы разработки корпоративной стратегии
  • Управление корпоративной стратегией
  • Примеры корпоративной стратегии

Что такое корпоративная стратегия

Этим термином обозначают подробный проект развития компании, схему управления бизнесом. Корпоративная стратегия включает в себя ответы на следующие вопросы:
  • какая миссия у компании;
  • каких целей должна достичь команда;
  • какими принципами следует руководствоваться рядовым сотрудникам и управленцам;
  • какие методики и техники применяются в рабочем процессе.
Что такое корпоративная стратегия Корпоративная стратегия решает следующие задачи:
  • определение своих сильных сторон, отстройка от конкурентов;
  • прогноз рисков и их профилактика;
  • оптимизация организационной структуры компании;
  • обеспечение слаженной работы сотрудников, отделов и филиалов;
  • распределение капитала, создание условий для гарантированной окупаемости инвестиций;
  • расставление приоритетов для наиболее эффективного использования ресурсов.
Определение четкого плана развития предприятия – не единственный плюс корпоративной стратегии. Другие преимущества, которые она дает:
  • Привлечение инвестиций. Инвесторы наиболее охотно вкладывают деньги в предприятия, у которых четко обозначены перспективы и возможности.
  • Стабильность. В условиях постоянно изменяющегося мира четкий план действий помогает сохранить баланс даже в кризисных ситуациях.
  • Делегирование. Очень полезно на тот случай, если собственник обратится к наемным сотрудникам для управления бизнесом.

Виды корпоративной стратегии

Корпоративная стратегия разделяется на типы в зависимости от задач предприятия:

Стратегия диверсификации

Этот вид необходим для поиска новых отраслей компании. Тщательно проанализировав рынок, специалисты подбирают наиболее перспективную сферу, прорабатывают риски, оптимизируют процессы и выходят на новый сегмент рынка.

Виды корпоративной стратегии

Способы диверсификации:

  • Покупка готового бизнеса. Этот способ позволяет расшириться быстро и без лишних трудностей, но требует больших затрат. Перед покупкой стоит несколько раз обдумать плюсы и минусы.
  • Создание с нуля. Опытные компании, закрепившиеся на рынке, могут позволить себе этот метод. Важно заранее оценить ресурсы и компетенции.
  • Создание совместных предприятий. Способ подходит для узкоспециализированных предприятий, готовых к высоким рискам.

Связанная диверсификация

Это корпоративная стратегия, суть которой – расшириться в похожей отрасли. В чем может быть сходство:
  • поставки – похожие потребности в ресурсах;
  • производство – использование одинаковых материалов для изготовления разных товаров;
  • исследования – знания и технологии из одной сферы;
  • маркетинг – схожесть в способах повышения узнаваемости бренда и лояльности к нему.

Несвязанная диверсификация

Отличается от предыдущей тем, что расширение происходит в отличающейся отрасли. Пример такой стратегии: корпорация покупает готовый бизнес, имеющий низкую прибыль и высокий потенциал, после чего в этой компании оптимизируют внутренние процессы, меняют порядки, ставят новые цели, подбирают другую миссию и ценности.

Стратегия интеграции

Зависимость от внешней среды доставляет много неудобств, поэтому для ее снижения корпорации вовлекают в свою структуру максимальное количество процессов. Из этого можно извлечь большую выгоду. Таким образом происходит интеграция, то есть компания расширяется за счет добавления новых структур.

Существует два типа этой корпоративной стратегии.

Стратегия горизонтальной интеграции

В развитии крупных компаний может наступить этап, когда наиболее выгодный способ расширить бизнес – объединиться с конкурентами. Это может быль полезно для более эффективного использования общих ресурсов (к примеру, компании будут пользоваться одной системой доставки) или выхода на новый рынок с расширением ассортимента и использованием новых технологий.

Стратегия интеграции

Есть два вида этой стратегии. Первый – слияние – два масштабных бизнеса объединяются в один, подбирая новое название. Второй – поглощение – крупный представитель рынка выкупает более мелких, делая их частью своей корпорации.

Стратегия вертикальной интеграции

Этот вид корпоративной стратегии включает компанию в новый этап отраслевой цепочки. Для этого создаются новые подразделения, например, организация перестает пользоваться сторонней логистикой и организует свою.

Этот вид интеграции имеет несколько преимуществ: расширение сферы занятости компании, закрепление в выбранном сегменте рынка, удешевление производства и повышение контроля над промежуточными процессами.

Есть два варианта вертикальной интеграции. Первый – самостоятельное создание нового подразделения в выбранной области. Второй – поглощение компании, которая уже задействована в сфере, выбранной для расширения.

Элементы корпоративной стратегии

Корпоративная стратегия – это комплекс мер, обозначающий вектор развития предприятия и сферы, в которой она будет вести свою деятельность. Ее составляющие:
  • Операционная стратегия. Планирует деятельность отделов компании, торговых представителей, посредников и других ключевых структурных единиц бизнеса.
  • Бизнес-стратегия. Повышает эффективность всех производственных процессов путем отдельного анализа всех направлений деятельности предприятия.
  • Функциональная стратегия. Планирует общее взаимодействие каждой структурной составляющей бизнеса.
Разработка корпоративной стратегии – сложный процесс, требующий учета многих факторов. Они нуждаются в более подробном рассмотрении.

Этапы разработки корпоративной стратегии

Ниже приведен алгоритм, позволяющий разработать общую корпоративную стратегию с нуля.
  1. Определить, для чего нужна стратегия (ее цели и задачи).
  2. Оценить все ресурсы компании, которыми она обладает на данный момент (финансы, сотрудники, технологии, знания и так далее).
  3. Оценить сильные и слабые стороны бизнеса. Это можно сделать, заполнив таблицу по технологии SWOT: Strengths – сильные стороны, Weakness – слабости и уязвимости, Opportunities – возможности, Threats – угрозы.
  4. Проанализировать внешние факторы, оценить их влияние (экономическую и политическую обстановку, социальные и технологические условия).
  5. Изучить новые технологии отрасли с целью дальнейшего их внедрения.
  6. Просмотреть все возможные бизнес-модели, в том числе модель конкурентов.
  7. Сделать точный портрет целевой аудитории, оценить, насколько бизнес соответствует ее запросам.
  8. Устроить мозговой штурм, чтобы определить все сегменты рынка, где можно продавать вашу продукцию.
  9. Оптимизировать, автоматизировать и модернизировать те элементы бизнеса, которые в этом нуждаются. Подробнее рассмотреть способы внедрения инноваций.
Этапы разработки корпоративной стратегии

Этот анализ поможет объективно оценить ситуацию внутри компании и внешние факторы, а также определит главные возможности для роста. После анализа вы получите детальный план дальнейших действий с конкретными задачами, целями и сроками исполнения.

Управление корпоративной стратегией

Корпоративная стратегия фирмы разрабатывается силами топ-менеджеров. Этот документ не статичен – в него необходимо время от времени вносить изменения, руководствуясь следующими правилами управления:
  • непрерывный мониторинг ситуации на рынке (как на локальном, так и на мировом);
  • анализ деятельности конкурентов;
  • изучение новых технологий, получение новых знаний на постоянной основе;
  • анализ внутренней ситуации в компании.

Примеры корпоративной стратегии

Boddingtons Brewery – пивоварня, которая ярко иллюстрирует диверсификацию. Изначально организация едва сводила концы с концами, так как в этой отрасли очень много крупных конкурентов. Но после того, как фирма расширилась, приобретя несколько гостиниц, оздоровительных центров и домов престарелых, прибыль значительно выросла. При этом удалось не просто сохранить сеть пабов, но и расширить ее присутствие на рынке.

Примеры корпоративной стратегии

Отличный пример вертикальной интеграции – Amazon. Изначально компания занималась только продажей книг, но через время на сайте появились товары самых разных категорий. Также бизнес обзавелся собственной логистической системой. На данный момент он процветает и даже имеет собственные торговые марки. Вертикальная интеграция помогла этой компании стать одной из самых успешных в мире.

Грамотно разработанная корпоративная стратегия дает фирме огромное преимущество перед конкурентами. Работая над политикой своего бизнеса, учитывайте цели и задачи, а также потребности каждого из направлений предприятия. И помните, что хорошая корпоративная стратегия постоянно меняется и развивается.

Сохраните себе:
Читайте также
Чем занимается отдел маркетинга: кто и как продвигает продукт
Из этого материала вы узнаете: Цели и функции отдела маркетинга в компании…
Руководитель отдела маркетинга: обязанности, требования к кандидату на должность.
Из этого материала вы узнаете: Кто такой руководитель отдела маркетинга Основные задачи…
Менеджер отдела продаж: как нанять и сколько платить
Из этого материала вы узнаете: Задачи менеджера отдела продаж Функции менеджера отдела…
Показатель вовлеченности: понятие, формулы расчета, сервисы для отслеживания
Из этого материала вы узнаете: Показатель вовлеченности: что это такое Причины отслеживать…
Маркетолог: что делает и каким бывает
Из этого материала вы узнаете: Задачи и обязанности маркетолога Специализации маркетологов Навыки…
Обязанности руководителя отдела продаж: разбираемся в деталях
Из этого материала вы узнаете: Обязанности руководителя отдела продаж Необходимые навыки и…
SWOT-анализ предприятия: эффективный инструмент оперативной и стратегической оценки компании
Из этого материала вы узнаете: Задачи SWOT-анализа предприятия Преимущества и недостатки SWOT-анализа…
Сегмент рынка: как определить и что делать дальше
Из этого материала вы узнаете: Понятие сегмента рынка Зачем определять сегмент рынка…
Кросс-маркетинг: кому подойдет и как организовать
Из этого материала вы узнаете: Понятие кросс-маркетинга Преимущества кросс-маркетинга Схемы кросс-маркетинга Инструменты…
Частный инвестор: кто это?
Из этого материала вы узнаете: Кто такой частный инвестор Плюсы и минусы…
Спонсор: цели, формы и виды сотрудничества
Из этого материала вы узнаете: Кто такой спонсор Выгоды и цели спонсора…
Точка безубыточности: когда рассчитывать и как
Из этого материала вы узнаете: Понятие точки безубыточности Формула и пример расчета…