Когортный анализ: значение для бизнеса, инструменты
- Когорты в маркетинге
- Значение когортного анализа для бизнеса
- Основные показатели когортного анализа
- Алгоритм выполнения когортного анализа
- Инструменты для осуществления когортного анализа
- Показательный пример проведения когортного анализа
Когорты в маркетинге
Термин «когорта» использовался еще за два столетия до нашей эры для обозначения одного из основных тактических подразделений в армии Древнего Рима. Перевести это слово можно, как «огороженное место». В нашем же материале мы рассмотрим понятие когортный анализ, которое обозначает исследование сегмента целевой аудитории (ЦА) или общности людей, совершивших некоторое действие в конкретный временной промежуток.Здесь особое значение имеет критерий времени. По нему мы будем отличать когорту пользователей от обычного сегмента. Следует принимать во внимание, что поведение может претерпевать серьезные изменения с течением времени. К примеру, вчера потребитель купил печенье, завтра оформил заказ на автомобильные шины, а через полгода приобрел велосипед.
В контексте маркетинга когорты не имеют отношения к однородной ЦА (новые посетители сайта, постоянные клиенты, случайные покупатели и т. д.). Может сложиться впечатление, что речь идет о совершенно разных сегментах. Используя рассматриваемый инструмент, маркетологи соединяют такие категории потребителей в несколько когорт. К примеру, посетитель сайта появился за счет контекстной рекламы 31 июля и заказал окно. Он может быть включен одновременно в три группы:
- Пользователи, которых привела контекстная реклама. Их учет необходим для оценки эффективности кампаний в сравнении с иными каналами привлечения потребителей.
- Покупатели оконных конструкций в июле. Этот критерий дает возможность для оценки фактора сезонности продаж.
- Покупатели продукта «окно». Их показатель позволит выявить уровень спроса на определенную товарную позицию в различных сегментах ЦА.
Значение когортного анализа для бизнеса
Когортный анализ пользователей сайта позволяет получить представление об эффективности рекламных кампаний и мероприятий по продвижению:Анализ поведения посетителей
Исследование поведенческих факторов необходимо для понимания динамики их активности в определенное время. Возьмем в пример интернет-магазин. Общая статистика по пользователям демонстрирует 15 % конверсию от визита к покупке. Но это лишь агрегированные данные. При разделении пользователей на группы (когорты), мы увидим совершенно иную динамику:- конверсия для новых посетителей составляет 5 %;
- у пользователей, получивших логин месяц назад – 10 %;
- у прошедших регистрацию еще раньше конверсия составляет 30 %.
Мониторинг результативности рекламных кампаний
Рассмотрим пример: в прошлом месяце мы запустили одну рекламную кампанию, а в этом – сделали совершенно иную. Чтобы провести анализ, надо выделить две когорты пользователей: тех, которые были привлечены в прошлый период, и кто пришел в текущем. Затем следует внимательно отслеживать их активность в течение определенного времени.Допустим, ситуация следующая: в прошлом месяце мы привлекли значимое количество клиентов, но после первой покупки они не вернулись. В следующем периоде число новых пользователей было меньше, но они совершили повторные покупки, их средний чек был выше. Следовательно, по результатам когортного анализа, новая кампания более эффективна, масштабировать надо ее.
А/В-тестирование
Применение экспериментов типа A/B – эффективный инструмент проверки идей, гипотез, изменений. Пример: если нужно обновить текст на странице продаж, можно старую и новую версии отправить разным группам аудитории для анализа конверсии и сопоставить результаты для выводов о дальнейших шагах.Здесь мы сталкиваемся с ограниченными возможностями A/B-теста: невозможны долгосрочные результаты. Для преодоления проблемы следует провести анализ когорт. Через месяц после теста создайте отчет по пользователям, которые пришли на сайт через обновленную продающую страницу, и сравните их показатели с когортой тех, которые не видели новый текст.
Дополнительные возможности
Используя метод когортного анализа, можно решать ряд других задач:- выявлять и удерживать лояльных покупателей;
- составлять прогнозы в отношении пожизненной ценности клиента (LTV) и повышать ее;
- рассчитывать период окупаемости по различным рекламным каналам;
- анализировать результативность мобильных приложений;
- мониторить повторные визиты;
- разрабатывать детальные профили покупателей;
- выявлять узкие места в рабочих процессах;
- определять способы сокращения оттока клиентов и увеличения уровня участия;
- оценивать возвратность инвестиций (ROI);
- мониторить результативность деятельности менеджеров по продажам;
- оптимизировать распределение маркетингового бюджета и усовершенствовать стратегию продвижения.
Основные показатели когортного анализа
Универсального набора метрик когортного анализа нет. Создание конкретного списка зависит от уникальных характеристик продукта и отрасли, в которой действует компания. Когортный анализ состоит из набора ключевых метрик, которые обычно рассматриваются в большинстве сценариев:- Stick Point (Контрольная точка). Сумма сделки, превышение которой, вероятно, служит маркером перехода покупателя в разряд постоянных.
- Каналы привлечения. Определяют наиболее эффективные источники прихода новых потенциальных клиентов.
- Переход пользователей с пробной версии продукта на платную. Когортный анализ позволяет выявить группы, из которых больше «бесплатных» клиентов становятся подписчиками за деньги.
- Повторные сделки. Метрика показывает, насколько удовлетворен клиент качеством продукта и готов платить за него в дальнейшем.
Алгоритм выполнения когортного анализа
Подготовительный этап
Уровень подготовки определяет качество когортного анализа клиентов. Прежде чем приступить к исследованию действий посетителей, их поведения и эффективности различных рекламных каналов, следует установить четыре основных параметра:- Признак когорты: вид действия, на основании которого посетителя будут включены в конкретную группу. К примеру, сделка, первое посещение интернет-ресурса, регистрация, скачивание приложения, загрузка прайса и т. д.
- Размер когорты. Данный параметр определяет временной отрезок, на протяжении которого было выполнено исследуемое действие (к примеру, день, месяц, квартал и др.).
- Отчетный период. Время, на протяжении которого проводится анализ когорты.
- Ключевой показатель. Речь идет о той метрике, которая будет оцениваться. В этом качестве может выступать любой показатель, меняющийся во времени (к примеру, KPI, ROI, конверсия, LTV и т.д.).
Определение метрик
С учетом целей когортного анализа необходимо выделить ключевые показатели (заявки, регистрации на сайте, заказы, нажатия на кнопку, оплаты, средний чек и др.). К примеру, чтобы выявить наиболее эффективный канал продаж интернет-ресурса, в качестве ключевого показателя следует выбрать оплаченную подписку на месяц его использования. Существует два варианта метрик:- показатели действия: конкретный вид активности посетителей, который приносит реальный результат (оформление заказа, установка приложения, переход на расширенную версию сервиса и другие метрики, имеющие отношение к продукту);
- показатели «тщеславия»: не воздействуют на финансовые показатели компании, но демонстрируют видимый извне успех (подписки на рассылку, лайки, распространение постов, просмотры, комментарии в соцсетях и т.д.).
Формирование когорт
Далее необходимо определить группы потребителей, имеющих общие признаки, которые интересны для анализа. Так будут сформированы когорты. Сделать это можно двумя способами:- Выделение когорт по вовлечению. К примеру, первое посещение интернет-ресурса, регистрация на сайте, установка приложения и открытие письма из рассылки по имейл.
- Формирование когорт на основании монетизации. В этом случае признаками могут выступать: первая сделка, оформление покупки; оплата заказа.
Характеристики, объединяющие покупателей в группы нужны, чтобы после целевого действия можно было идентифицировать клиента и затем отслеживать его дальнейшее поведение.
Сопоставление и анализ
На заключительном шаге проводится сравнение полученных показателей и оценка тенденций. Когортный анализ, который проводится в ручном режиме, включает:- Сбор сведений в соответствующей выбранному действию форме.
- Внесение данных в редактор таблиц (Excel или Google Таблицы), позволяющий формировать сводки по показателям.
- Оценка изменения поведенческих особенностей на протяжении определенного времени.
Инструменты для осуществления когортного анализа
Конечно, можно сделать когортный анализ и в Excel, но лучше использовать специальные инструменты. Часто применяют метрики, которые установлены на сайтах, либо отдельную аналитику в Mindbox. Существует перечень специализированных инструментов, позволяющих фиксировать поведение посетителей сайта. Примеры: ресурсы Amplitude и Mixpanel. Большинство инструментов, предназначенных для когортного анализа, имеют похожий функционал.Чтобы получить более серьезную аналитику больших объемов информации, специалисты применяют собственные решения. Сбор сведений осуществляется с помощью баз данных, откуда они получают необходимую информацию при помощи SQL или Python или вручную написанных скриптов.
Для визуализации результатов применяются специальные сервисы: Tableau, Power BI, DataStudio, DataLens. С помощью этих инструментов можно выстраивать диаграммы и графики, обеспечивающих наглядное представление данных, полученных при когортном исследовании.
Используя специальные сервисы, можно извлекать любые параметры, группировать клиентов в нужные когорты и объединять данные статистики, полученные с разных платформ.
Показательный пример проведения когортного анализа
Не все точно понимают, что показывает когортный анализ, путают инструмент с сегментацией. Тем не менее, между этим подходами есть существенные отличия. В ходе когортного анализа исследуются поведенческие особенности посетителей с различными характеристиками, но с похожим опытом (они совершили одинаковые действия в один и тот же временной промежуток).Рассмотрим, как сделать когортный анализ интернет-магазина, ориентированного на продажи в ряде государств СНГ: Россия, Беларусь и Казахстан. Для сегментирования всех покупателей можно применить региональный принцип. В результате анализа установлено, что большая часть покупок приходится на соотечественников.
С одной стороны, мы выделили приоритетную аудиторию, но с другой, важно понять, почему именно эта группа делает больше покупок. Выясняем: покупатели имеют массу различий, привлечены из разных источников и отличаются спецификой поведения на сайте. То есть мы не может установить причины высоких показателей сбыта по данной аудитории.
Изменим способ исследования, разделив покупателей не на сегменты, а на когорты. Сформируем группу клиентов по каналам привлечения за предыдущий месяц: имейл-рассылки, социальные сети и контекстная реклама. Полученные три когорты не имеют никаких общих характеристик, кроме действия, совершенного в одном и том же временном отрезке:
- Зашли на сайт на протяжении предыдущего месяца по ссылке в письме.
- Посетили платформу интернет-магазина из социальных сетей.
- Были привлечены на сайт контекстной рекламой.
После настройки контекста для Казахстана и Беларуси, наблюдается повышение продаж и в этих регионах. Найти подобное решение, используя стандартную сегментацию, было бы невозможно. В результате, интернет-магазин может принять решение об отказе от работы с указанными странами, чтобы сосредоточиться на российском сегменте.
С помощью когортного анализа аудитории можно выяснить особенности изменения конкретной метрики в зависимости от поведения потребителей. Это позволяет точнее выявлять ошибки и слабые места продвижения с учетом целевого действия. Анализируя поведение представителей когорт, можно определить результативность проведенных маркетинговых мероприятий.