Источники маркетинговой информации, её виды и функции
- Зачем нужна маркетинговая информация
- Основные виды маркетинговой информации
- Методы сбора маркетинговых данных
- Источники получения маркетинговой информации
- Сбор информации в маркетинге
- 4 этапа обработки и анализа результатов
- Что значит релевантная информация
Зачем нужна маркетинговая информация
Маркетинговая информация имеет большое значение для компаний. Она помогает анализировать и выявлять проблемы и недостатки в стратегии и продвижении. Информация делится на два вида – объективная и субъективная. Первая может помочь в анализе рынка. Субъективная – в понимании эмоциональной реакции потребителей.Маркетинговая информация позволяет компаниям найти и использовать свои marketing-преимущества. Она помогает определить, какие уникальные характеристики продукта/услуги могут быть выделены и использованы в кампаниях для привлечения клиентов. Маркетинговая информация позволяет:
- Анализировать данные о рынке, конкурентах и потребителях, позволяет компании разработать уникальное предложение, привлекающее клиентов.
- Совершенствовать продукт, чтобы обойти конкурентов.
- Выявлять потенциальные угрозы и возможности роста.
- Оценивать результаты маркетинговых усилий и вносить изменения для их улучшения.
Разновидности информации в сфере маркетинга
Информация, используемая в маркетинге, бывает следующих типов:- внешняя: данные о рынке, конкурентной среде, трендах, поведении потребителей и др.;
- внутренняя: составляется из цифровых показателей компании.

Маркетинговые данные могут иметь разные характеристики:
- Постоянная информация основывается на данных, которые стабильны долгое время.
- Переменная состоит из данных, которые динамичны под влиянием разных факторов.
- Эпизодическая информация относится к конкретным продуктам, случаям или событиям. Она может быть собрана для достижения конкретной цели или исправления проблемы.
- справочная: дает общие факты и сведения, которые могут быть полезны при изучении рынка и продукта;
- нормативная: разработка каких-либо материалов и документации, регулирующих маркетинговую деятельность;
- сигнальная предоставляется при непредвиденных трудностях, тяжелых обстоятельствах;
- рекомендательная включает прогнозы и указания для учета рынка сбыта, финансовых вопросов и другого.
Методы сбора маркетинговых данных
Методы сбора маркетинговых данных являются важным инструментом изучения потребностей клиентов, целевой аудитории (ЦА) и разработки эффективных marketing-стратегий. Рассмотрим более подробно четыре основных подхода, которые помогают в ее получении и исследовании:- Система внутренней отчетности обеспечивает сбор и анализ собственных данных, позволяет компании оценить свою текущую производительность.
- Методика получения внешних материалов. Учитывает возможные источники marketing-информации для получения полной картины коммерческой ситуации и конкурентной среды.
- Маркетинговая исследовательская структура осуществляет обработку, изучение и понимание данных о рынке, потребителях, соперниках и других факторах, влияющих на успешность бизнеса.
- Система анализа данных из marketing-сферы – это процесс подготовки и структурирования собранных материалов с целью выявления закономерностей, трендов и паттернов.

Техники получения маркетинговой информации.
Наблюдение
Процесс, при котором наблюдатели бездейственно регистрируют конкретные изменения, развитие, закономерности, получая информацию. После анализа делаются выводы о том, как эти факторы влияют на доход и успешность продукта.Особое внимание уделяется наблюдению за действиями потенциальных клиентов, включая их онлайн-поведение. Проведение процесса возможно в реальных жизненных условиях (полевое), в контролируемой среде (лабораторное).
Эксперимент
Изменение одного или нескольких параметров и наблюдение за тем, какое воздействие оказывает это на текущую обстановку.Опрос
Зачастую он проводится с целью получения мнений, пожеланий, настроений и фактов от ЦА. Опросы организуют среди всей аудитории или выборочной группы, они могут быть структурированными или нет, одно- или многократными, прямыми или косвенными.Источники сбора информации о маркетинге
Маркетинговая информация классифицируется по способу сбора. Она разделяется на два типа:- Первичная маркетинговая информация является более надежной и точной, так как получена непосредственно от источников. Она может включать данные о предпочтениях и потребностях клиентов, их отзывы о продуктах компании, о рыночных тенденциях, конкурентных выгодах.
- Вторичная маркетинговая информация представляет собой материалы, которые уже были собраны и опубликованы другими источниками.
Первичные
Эти источники маркетинговой информации являются основополагающими данными, которые получаются с помощью осуществления полевых исследований. Они играют важную роль, в особенности тогда, когда анализ вторичных материалов не дает ожидаемого результата.Аналитическая сборочная структура первичных данных поможет разобраться с тем:
- какие материалы изучать;
- какие данные необходимы и что за метод сбора лучше использовать;
- кто будет отвечать за получение исследуемой информации;
- наиболее эффективные методы сбора данных, учитывая цель изучения, доступные ресурсы и ограничения.
Вторичные
Это сведения, полученные из внешних и внутренних источников маркетинговой информации, которые не подвергались специальному сбору для анализа. Получать такие данные проще и бюджетнее, чем первичные в плане времени и финансовых затрат.Источники вторичной информации бывают разных видов:
- Внутренние, такие как планы, данные о продажах, заявки, убытки и прибыль, предыдущие исследования и деятельность компании. Организация уже обладает этой информацией.
- Внешние, такие как монографии, газеты, исследования в сфере маркетинга, находящиеся в общей доступности.
Сбор информации в маркетинге
Сбор данных зависит от информации, которая необходима. Для получения первичных материалов необходимо осуществить планирование и методы, проведение исследований, определить использование результатов. Если нужны вторичные данные, то важно подобрать способы поиска информации и подходящие источники ее получения.Для анализа можно собирать данные двумя способами: проектным и системным. При первом методе разрабатываются и реализуются замыслы, направленные на развитие или получение чего-либо. А при системном организуется схема, которая регулярно обеспечивает маркетинговой информацией и анализирует ее.
Современные технологии, особенно интернет, играют важную роль в сборе данных.
4 этапа обработки и анализа результатов
Обработка и анализ полученных данных — важнейшие составляющие построения маркетинговой стратегии. Процесс разделяют на 4 этапа:- Предварительный. Данные систематизируются и подготавливаются к дальнейшему анализу.
- Оценка различий. На данной стадии осуществляется сопоставление полученных данных, с предыдущими результатами компании или другими источниками.
- Выбор методов исследования – тех, которые наиболее подходят для изучения.
- Проводится анализ и на его основе проводится разработка решений и стратегий.
Что значит релевантная информация
Это данные, полезные и нужные для решения поставленных задач. Релевантность ориентирована на наличие четкого плана и на использование соответствующих методов, источников marketing-информации. Важно ответственно подбирать те, которые наилучшим образом помогут решить проблему. Релевантная информация должна быть достоверной, полной, актуальной, применимой к конкретной ситуации.Одним из важных критериев релевантности информации является ее однозначность. По завершении исследования требуется получить определенные результаты и сделать выводы. На их основе можно разработать стратегию маркетинга компании, внести коррективы в запущенные marketing-кампании. Графики и диаграммы помогут визуализировать данные, выявить тренды или закономерности, что делает информацию более актуальной и однозначной.
Данные в этом виде можно считать значимыми. При проведении анализа рынка также важно выбрать релевантные источники маркетинговой информации, они могут быть как первичными, так и вторичными (например, отчеты о продажах или исследования сегмента).
Систематичность, структурность и преемственность в обработке и анализе данных играют важную роль. Это позволяет компании выявить последние тенденции и адаптироваться к изменениям на рынке. Регулярный анализ данных помогает повысить конкурентоспособность, прибыльность бизнеса и лояльность клиентов, найти новые рынки сбыта.