Идеальный продукт: свойства, жизненный цикл и процесс создания
Понятие и классификация идеального продукта
Под идеальным продуктом понимается набор функциональных характеристик и элементов оформления товара, который максимально соответствует ожиданиям ЦА. Вполне очевидно, что покупатели отдают предпочтение именно таким продуктам.Все товары различаются по типу потребителя, для которого они создаются, а также по способам, с помощью которых они поступают к клиенту. Можно выделить две группы продуктов:
- потребительские;
- промышленные.
- товары длительного пользования;
- товары кратковременного пользования;
- услуги.
- товары повседневного спроса;
- товары предварительного выбора;
- широко известные товары.
Свойства идеального продукта
Рассмотрим несколько характеристик, которые отличают идеальные продукты от всех остальных. Если вы будете учитывать эти рекомендации, то сможете обеспечить своим товарам коммерческое долголетие на рынке.- Больше всего потребителей интересуют товары, которые могут облегчить те или иные процессы либо полностью снять с человека ответственность за их выполнение.
- Чаще всего идеальные продукты лидируют в очень ограниченном потребительском диапазоне.
- Лучшие продукты рынка отличаются своей долговечностью.
- Такие товары имеют приятный внешний вид.
- Ими легко пользоваться. Потребитель быстро понимает, как работают такие продукты.
- Идеальные продукты имеют повышенную эффективность.
Процесс создания идеального продукта
Процесс разработки продукта состоит из нескольких этапов: создание идеи, отбор, анализ, формирование дизайна, продажа опытной партии (тест-маркетинг) и коммерциализация.
- Создание и отбор идеи. Идея продукта должна основываться на желаниях потребителей. Кроме того, необходимо учитывать результаты внутрифирменных исследований. Чтобы добиться наилучшего результата, следует использовать оба этих источника информации. На этапе отбора идей откидываются потенциально неэффективные концепции продукта. Таким образом, компания может избежать расходов на товар, который не будет востребован на рынке.
- Анализ. С помощью бизнес-анализа можно сделать прогноз относительно продаж продукта, прибыли и издержек.
- Формирование дизайна. На этапе создания дизайна необходимо разработать физическую форму продукта. Сюда же относятся процессы, связанные с позиционированием, торговой маркой и упаковкой.
- Тест-маркетинг. Этот этап необходим для анализа реакции определенных групп потребителей на продукт, метод его продвижения и стоимость.
- Коммерциализация. На этом этапе готовый продукт поставляется потребителям.
Жизненный цикл идеального продукта
В статье Exploit the Product Life Cycle под авторством Теодора Левитта, которая вышла почти 60 лет назад, сказано, что любой товар вне зависимости от типа продукта и бренда имеет свой жизненный цикл. Каждый продукт рано или поздно сталкивается с мощной конкуренцией. Новые игроки переманивают к себе потребителей, и старые продукты начинают исчезать с полок магазинов. Жизненный цикл продукта включает в себя несколько основных стадий:Вывод на рынок (market development)
Когда продукт только начинает развиваться, компания должна познакомить с ним свою ЦА. Кроме того, необходимо проанализировать первые реакции пользователей и начать формировать спрос.Рост (market growth)
Потребители знакомятся с продуктом и постепенно переходят в категорию лояльных клиентов. Объём продаж быстро увеличивается. На этом этапе компании необходимо сделать продукт как можно более распространенным.Зрелость (market maturity)
На этом этапе продукт уже занимает существенную долю рынка. Спрос увеличивается не так быстро, как раньше. При этом усиливается конкуренция. Продуктом начинает пользоваться более зрелая и консервативная аудитория. Как правило, такие пользователи очень чувствительны к ошибкам компании.Упадок (market decline)
Спрос на продукт падает. Продаж становится всё меньше. Следовательно, снижается и производство. Зачастую такая тенденция объясняется изменением научно-технической среды: появляются новые материалы, технологии и желания потребителей.Уникальное торговое предложение
Данный термин был впервые использован в 1961 году. Его автором стал маркетолог и копирайтер Россер Ривз. На сегодняшний день концепция УТП повсеместно используется в маркетинге. Технология разработки предложения также применяет характеристики продукции в разрезе выгод для целевой аудитории.Каждая организация хочет выделиться на фоне конкурентов и тем самым повысить спрос на собственную продукцию. Но создать нечто новое становится всё труднее. При этом у многих брендов всё же получается отличиться от конкурентов и запомниться покупателям. Как правило, такие фирмы создают сильное УТП.
Уникальное торговое предложение – это те свойства и характеристики, которые выгодно отличают продукт от конкурентов. Благодаря этому компания может отстроиться от своих бизнес-соперников. УТП воздействует на аудиторию примерно так же, как и оффер (коммерческое предложение, от которого трудно отказаться).
Формирование уникального торгового предложения положительно влияет на любой бизнес. Рассмотрим несколько основных задач, которые решаются с помощью этой методологии:
- Увеличение узнаваемости бренда на рынке и повышение лояльности целевой аудитории. Эти факторы оказывают положительное влияние на объём продаж.
- Снижение уровня зависимости продаж от конкуренции по стоимости. Благодаря грамотному УТП потребитель будет выбирать ваш продукт из-за его ценности, даже если он дороже товаров, предлагаемых конкурентами.
- Увеличение количества постоянных клиентов. Это позволяет облегчить совершение повторных продаж. Кроме того, УТП дает привлечь новых покупателей.