Фреймы: определение, виды, плюсы и минусы фреймов
- История возникновения фреймов
- Виды фреймов
- Плюсы и минусы фреймов
- Проблема индексирования фреймов поисковиками
- Будущее технологии
- Использование универсального тега iframe
История возникновения фреймов
На этапе становления, в последнее десятилетие прошлого века, интернет был совсем другим. Так как скорость соединения в то время была гораздо ниже, чем сейчас, разработчики сайтов старались делать их довольно минималистичными. Кроме этого, было принять считать, что если одна страница будет разделена на несколько самостоятельных блоков, то скорость работы сайта станет несколько выше. То есть пользователь за экраном сможет видеть отдельный блок информации до того момента, как загрузится вся страница. По этой причине при разработке веб-сайтов стали активно применять фреймы.С помощью фреймов разработчики из веб-страниц создавали что-то похожее на таблицы с определенным количеством ячеек, каждая из которых была независимым элементом. Иными словами, пользователь мог видеть на экране монитора одновременно несколько страниц сайта. Примечательно, что работа в одной ячейке никак не могла повлиять на содержание других.
Наиболее широко фреймы применялись при создании надстройки или шапки сайта. Например, вверху создают горизонтальную ячейку, в которой отображаются списков все доступные страницы, а ниже разрабатывается ячейка отображения. При нажатии пользователем в списке на «Новости» во второй ячейке отображается весь список новостей, при этом в верхней ячейке остается доступным список страниц для перехода. В общих чертах это относится ко всем неподвижным элементам интерфейса. Иными словами, разработчик при необходимости постоянного отображения на сайте какого-либо изображения, например, логотипа, мог фиксировать его в рамках отдельного текста фрейма.
Также данное решение широко применяется в обучающих сайтах, когда требуется разместить на одном фрейме данные для задания, на другом отображается форма для ввода информации учащимся, а на следующем – результаты решения.
Но не все так радужно оказалось для разработчиков при использовании фреймов. Возникли неразрешимые проблемы, о которых речь пойдет немного позже.
Виды фреймов
В зависимости от типа отображаемой информации фреймы для сайта могут быть:
- Структурными, которые служат для обозначения объектов и понятий.
- Ролевыми, с помощью которых обозначаются соответствующие обязанности.
- Экземплярными, которые могут отображать реальные ситуации на основе поступающей информации.
- Ситуативными, посредством которых можно обозначать режимы деятельности и состояния.
- Фреймы-сценарии, необходимые при отображении поведения.
- Фреймы-образцы или прототипы, которые хранятся в базе данных.
В зависимости от того, сколько фреймов используется, существует возможность формирования семантической сети. Свойства фреймов разных типов наследуются сверху вниз с помощью АКО-связи.
Плюсы и минусы фреймов
Так как фреймы применяются только в особых случаях, то и большим количеством достоинств эта технология похвастаться не может.
- Достоинства
К достоинствам технологии применения фреймов относят простоту применения, высокую скорость работы, возможность размещения данных в том или ином месте окна. Примером фрейма может стать сайт с многооконным режимом, когда перед пользователем в одном окне браузера доступны разные информационные блоки.
С помощью фреймов можно обеспечить экономию на объеме передаваемого трафика в процессе работы с сайтом. Это достигается за счет того, что, когда происходит обращение к другому информационному разделу, обновляется только один участок страницы, а не весь ее код.
С помощью такой структуры появляется много интересных возможностей навигации по контенту различных ресурсов. В одном окне браузера в расположенных рядом фреймах можно смотреть не связанные друг с другом информационные блоки. Для пользователей важно помнить, что поиск по фрейму аналогичен поиску на отдельной странице.
Разработчики, работая с сайтом, могут менять размеры как одного, так и нескольких блоков, что довольно сложно реализовать при применении других технологий.
- Недостатки
Главным недостатком является тот факт, что все технологии имеют свойство устаревать, и фреймы не избежали этой участи. В настоящее время их стараются не применять при разработке публичных сайтов. Помимо этого следует иметь в виду, что при использовании этой технологии нарушается верстка страниц, следствием чего является не такой вывод документа, какой был запланирован.
Также к недостаткам применения фреймов относится то, что:
- Для мобильных устройств вывод фрейма должен быть настроен отдельно. В противном случае на смартфонах и планшетах отображение рамок будет некорректно.
- На один фрейм приходится один URL для разных структурных элементов. Для пользователя это неудобно, так как у него не будет возможности сохранять страницу в закладках.
- Сайтом неудобно пользоваться людям с ограниченными возможностями. Например, те пользователи, у которых есть нарушения зрения, не смогут пользоваться ридерами для страниц с фреймами.
Для некоторой категории людей важен и тот факт, что пользоваться фреймами непрестижно. В сети считают разработчиков и пользователей сайтов на фреймах ретроградами.
Проблема индексирования фреймов поисковиками
Эта проблема стоит отдельного разговора. Данные, поступающие из различных поисковиков, однозначно сигнализируют, что индексация сайтов с фреймами происходит намного медленнее. Часто этот процесс еще сопровождается ошибками, которые связаны со структурой. Это связано с тем, что в каждом фрейме отображена полноценная страница из сети. Соответственно, есть вероятность попадания в базу индексации именно такой части сайта.
Отрицательным моментом такой индексации является то, что, осуществляя переход на внутреннюю часть интернет-страницы, пользователь не сможет увидеть меню и остальные механизмы навигации по сайту. И в этом нет ничего удивительного. Нужно осознавать, что обновление фрейма не является решением в данном конкретном случае, так как все навигационные механизмы располагаются в другом блоке.
Следующая проблема состоит в том, что в большей части случаев основная страница контейнерной структуры ограничивается только заголовком, описанием метатегов и тегом FRAMESET. На первый взгляд такое решение кажется логичным, так как основной информационный поток размещен по отдельным документам. И пользователь именно их увидит на странице в рамках.
К сожалению, алгоритм робота-поисковика страницу такого типа никогда не индексирует. Это обусловлено тем, что он не видит на ней полезный контент для посетителей сайта. Настройка поисковых ботов происходит так, что они получают и индексируют информацию, которая располагается внутри tera body. Страница с фреймами такого тега не имеет, вместо него применяется FRAMESET.
Иногда эта проблема решается с помощью применения NOFRAMES. Но в большинстве случаев на ряде сайтов при обращении к нему отображается информация о неподдержании браузером фреймов. Соответственно, для того чтобы просмотреть страницу, необходимо пользоваться другой программой.
Такая ситуация создает много трудностей для пользователей. В частности, осуществляя переход на сайт, они не видят отображение меню и другой информации. Если на сайте размещены фреймы, то его работоспособность с точки зрения SEO значительно снижается. Но это еще не все, по статистике поведения пользователей авторитет данного ресурса у поисковиков постепенно снижается. А это напрямую ухудшает показатели посещаемости сайта.
Наиболее сложно для поисковых систем и индексирующих ботов производить обработку вложенных и множественных кадровых структур. Усугубляет ситуацию то, что любой из контейнеров обладает признаками отдельного документа, но при этом не содержит всю навигационную информацию и иные данные.
Облегчает функционирование поисковой системы правильная перелинковка каждой страницы. В этом случае потребуется произвести дублирование всех ссылок меню для того, чтобы их можно было увидеть в каждом блоке. Минусом всего этого является усложнение и замедление работ, связанных с оптимизацией сайта, а также обновлением данных на нем.
Статистическая информация показывает, что страницы на фреймах не могут рассчитывать на высокие места в поисковой выдаче. Даже если они находятся в базе индексации, все равно на первые места выдачи им не попасть.
Будущее технологии
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что принято окончательное решение об отказе работы с фреймовой технологией. Признаны устаревшими обычные теги, с помощью которых создаются такие структуры, как frame, frameset, nоframes. В поддержку этого решения приводится информация о том, что применение структуры такого типа негативно сказывается на юзабилити сайтов и их доступности в сети.
Существующий элемент IFRAME современные технологии поддерживают, и его применение позволяет осуществлять вставку фреймов в текстовые блоки на страницах. Стоит отметить, что элементы такого типа могут выравниваться по отношению к тексту, но при этом изменение размеров фреймов не осуществляется ни при каких условиях по причине отсутствия соответствующего атрибута для изменения.
В перспективе, если не произойдет скачкообразное изменение технологий, маловероятно широкое применение технологий фреймов. К этому же подталкивает и заявление ведущей организации по стандартизации интернет-технологий W3C, в котором говорится, что разработчики сайтов не должны использовать такие структуры.
Таким образом, фреймы не должны использоваться для структурирования страниц при разработке новых сайтов. Но для поддержки и доработки уже существующих ресурсов использование данной технологии признается полезным и продуктивным действием.
Использование универсального тега iframe
Для того чтобы встроить мультимедийный контент на страницы сайта после того, как технологию использования фреймов стали считать устаревшей и она перестала поддерживаться HTML5, стали пользоваться универсальным ter iframe.
С его помощью существует возможность отображения на своей странице внешних документов: других страниц, видеороликов (с YouTube или TikTok), презентаций или другого визуального контента, различных апплетов для отображения рекламных блоков других сайтов и для разработки приложений.
Таким образом, разработчик сможет осуществлять добавление контента на любое место страницы, при этом у него не будет необходимости включения его в структуру веб-макета в качестве традиционного элемента. Также этот встраиваемый документ будет являться независимым HTML-документом. Соответственно, он будет изолированным от JavaScript и CSS основной страницы.
С одной стороны, кажется, что все хорошо, но всегда имеются небольшие нюансы. Фактически выходит, что разработчик размещает у себя на странице сторонний контент, и никогда нельзя быть полностью уверенным в его безопасности. В случае если ссылка была установлена на вредоносном сайте, то посетители ресурса, содержащего ссылку, оказываются под угрозой. Например, на сайте может появиться скрытый элемент, который будет захватывать определенные действия пользователя. Таким образом у злоумышленников будет доступ к конфиденциальным данным. По этой причине в интернете категорически не рекомендуется вводить информацию о банковской карте или иных документах на тех сайтах, которым вы не доверяете.
Помимо непосредственного ущерба, элементы iframe могут вызывать раздражающий эффект у посетителей вашего ресурса за счет того, что встроенное видео часто выдает какую-либо рекламу в автоматическом режиме.
Исходя из этого, первым правилом в случае добавления элементов iframe на собственный сайт должно быть полное доверие источникам, предоставляющим информацию. Только так можно быть уверенным в безопасности пользователей. Вторым правилом является как можно более широкое использование HTTPS, а это зашифрованная версия HTTP. В этом случае минимизируется вероятность похищения персональных данных злоумышленниками, появляется разграничение доступа сайта и встраиваемого элемента. Ну и заключительным правилом будет предоставление элементам iframe только тех разрешений, которые необходимы им для работы.
Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного? Фреймы в html являются независимыми друг от друга и самостоятельными миникадрами, которые можно вывести в браузере. Эта технология считается безнадежно устаревшей и не рекомендуется к применению на публичных сайтах. Что, впрочем, не запрещает ее использовать в определенных случаях.