Глоссарий

Формула Уилсона: расчет оптимального заказа

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 7
Формула Уилсона - была разработана для крупных промышленных предприятий. Используется для расчета оптимального размера заказа, иными словами, помогает оптимизировать товарные, производственные, складские остатки.

В данной статье мы расскажем:

Какие задачи решает формула Уилсона

Деятельность любого предприятия – сложный процесс, требующий учета многих нюансов. Одним из условий бесперебойной работы производственной и торговой компании является наличие товарных остатков на востребованные позиции. Формула Уилсона позволяет определить оптимальный объем таких запасов.

Различают производственные и товарные складские остатки. Первые предназначены для изготовления продукции, к ним относятся сырье, комплектующие, расходные материалы, без которых производственный процесс невозможен. Товарные запасы представляют собой готовую продукцию, хранящуюся на складе и находящуюся в пути к дистрибьюторам.

Текущие производственные и товарные остатки гарантируют непрерывность процесса изготовления и торговли. Для успешного преодоления различных форс-мажорных ситуаций предприятия делают страховые запасы, за счет которых производственный процесс и реализация товаров продолжается даже при неблагоприятных внешних условиях. Например, доставка очередной партии сырья задерживается из-за плохих погодных условий или резко вырос спрос на те или иные позиции ассортимента.

При этом важно понимать, что хранение складских остатков требует дополнительных ресурсов. В зарубежных источниках есть данные, что на каждый доллар стоимости продукции, хранящейся на складе, приходится 25 центов ежегодных расходов. Отечественные экономисты в своих оценках близки к этому значению: 20–30 % стоимости товара составляет сумма расходов на его хранение. Это значит, что наличие товарных запасов на 100 млн. рублей ежегодно забирает из бюджета компании примерно в 25 млн рублей.

Помимо дополнительных расходов у хранения остатков есть и другие минусы:

  • значительная часть финансовых ресурсов заморожена;
  • работа по оптимизации продукта приостановлена, поскольку для начала необходимо ликвидировать накопленную продукцию;
  • предприятие вынуждено тратиться на обслуживание склада и оплату труда его сотрудников;
  • компания может понести убытки в связи с порчей или хищением товарных остатков.

С одной стороны, производственные и торговые предприятия не могут обходиться без текущих и страховых запасов. Их отсутствие грозит простоем, нарушением договорных обязательств и прочими неприятными последствиями. С другой стороны, иметь большие запасы продукции невыгодно из-за расходов и рисков, связанных с хранением.

Источник: shutterstock.com

Для определения оптимального объема складских остатков, который позволит продолжать выпуск продукции и отгрузку оптовикам в случае возникновения непредвиденных препятствий, применяется формула Уилсона.

Перед руководством промышленного предприятия встает несколько управленческих проблем:

  • При расчете размера заказа необходимо учитывать множество факторов: объем, неравномерность расходования, особенности логистики, местонахождение поставщиков и т. д.
  • Формирование запасов может носить сезонный характер.
  • Процесс создания и хранения остатков должен протекать под постоянным контролем.
  • Чем шире ассортимент продукции, тем выше риск неверно рассчитать оптимальный объем запасов.
  • В регионах с дешевой рабочей силой на выполнение заказа требуется больше времени.

Формулы Харриса-Уилсона

Для определения оптимальной партии заказа, расходы на управление которой будут минимальными, применяется несколько формул, приписываемых американскому математику и экономисту Р. Уилсону. Считается, что он вывел их в результате разработки схем управления запасами в 20–30-х годах прошлого века. Классический вариант выглядит так:

EOQ = √ (2*Q*A) / I

где

  • Q – прогнозируемая потребность в товаре на определенный период (год);
  • I – стоимость хранения единицы товара в год;
  • А – стоимость оформления заказа.

Оптимальная периодичность заказов определяется по формуле:

T = (EOQ / Q) * N

Расчет базируется на разделении функции затрат, обусловленных оформлением заказа и расходов, связанных с хранением запаса. Затраты на оформление по отношению к одному заказу неизменны. Общий объем определяется исходя из количества совершенных заказов, следовательно, мелкие партии чреваты ростом издержек на оформление. Однако при крупных партиях возрастают совокупные затраты на содержание запаса. Чем больше товаров приходит одновременно, тем дороже обходится хранение.

Источник: shutterstock.com

Ранее, в 1915 году, Харрис вывел формулу для расчета оптимальной величины запаса незавершенного производства, которая выглядит так:

Q = √ (PS / c) * k

где

  • P – затраты на подготовку обработки партии;
  • S – интенсивность выпуска в день;
  • c – себестоимость единицы продукции;
  • k – коэффициент, включающий складские расходы, страховые взносы, налоги.

Несмотря на незначительные отличия от классической модели EOQ, эта формула разработана для решения аналогичной задачи, поэтому в литературе нередко встречается под названием «модель Харриса-Уилсона».

Формула отличается простотой и универсальностью, поэтому может применяться в разных сферах производства и торговли.

В современных условиях при использовании модели Уилсона необходимо учитывать некоторые нюансы:

  • формула рассчитана только на одну товарную позицию;
  • не предусмотрены возможные колебания спроса в течение периода, для которого делается расчет;
  • средний уровень запаса, равный половине заказа, обеспечит потребности бизнеса только при равномерном расходовании;
  • формула не учитывает вероятное увеличение срока доставки;
  • не берутся во внимание оптовые скидки, размер которых может серьезно увеличить экономически выгодный объем заказа;
  • не всегда заказ поступает на склад в полном объеме, как подразумевается формулой;
  • в модели нельзя выставить ограничения по складским мощностям;
  • при расчете не учитываются потери, вызванные дефицитом товара;
  • не предусмотрена возможность учесть транспортные затраты, понесенные получателем;
  • отсутствует коэффициент, отражающий вместимость транспортных средств, перевозящих заказ.

Исходя из этого, необходимо работать над усовершенствованием модели, чтобы учесть потребности конкретного бизнеса и добиться высокой точности расчетов.

Коэффициенты, дополняющие формулу Уилсона

При всей универсальности модели ее использование в первоначальном виде в современных условиях работы крупных торговых компаний невозможно. Формула оптимального заказа Уилсона нуждается в адаптации, которая позволит учитывать широкий ассортимент товаров и издержки отложенных платежей. После доработки модель можно применять на группе весомых (АВС-анализ) и стабильных товаров (XYZ-анализ).

Помимо модели Уилсона для определения оптимального объема запасов используются и другие коэффициенты.

Оборачиваемость запасов

Этот показатель показывает количество циклов реализации, которое продукция проходит за определенный период. С его помощью определяется вероятный размер валовой прибыли с каждого рубля, инвестированного в закупку товара:

Оз = Стоимость закупленных товаров в месяц (квартал, год) / Средний запас товара за тот же период.

Продукция, приобретенная под конкретный заказ, при расчете не учитывается.

Обеспеченность запасами

Коэффициент показывает, сколько дней предприятие сможет работать в случае непредвиденного прекращения поставок:

Обесп = Стоимость запасов х Число дней / Средний запас товара

Удельный вес запасов

Удельный вес запасов в оборотных и необоротных активах:

Уд = Стоимость запасов / ОА (НМА)

АВС-анализ

Метод, помогающий определять наиболее важные ресурсы компании, подходит для предприятий всех типов. В его основе лежит принцип Парето: 20 % товаров дают 80 % оборота. Если держать под контролем эту часть запасов, вся система будет надежно функционировать.

Источник: shutterstock.com

Для проведения ABC-анализа все товарные позиции предварительно делятся на три категории:

  1. А – самые прибыльные: 20 % ассортимента, приносящие 80 % заказов.
  2. В – промежуточные: 30 % ассортимента, приносящие 15 % продаж.
  3. С – наименее ценные: 50 % ассортимента, приносящие 5 % заказов.

ABC-анализ предполагает ранжирование по параметрам различных объектов: продукции, покупателей, продолжительности периода продаж, других показателей, имеющих значение для статистики. Целью является распределение объектов анализа по степени влияния на конечный результат. График, формируемый в процессе исследования, называют кривой Парето, Лоренца или ABC-кривой. С помощью этого метода также можно выстраивать рейтинг клиентов по количеству заказов.

Ранжирование объектов производится и по стоимостным показателям. Для этого суммируются доля объектов и общий результат. Так, для продукции, на которую приходится 50 % заказов, значение удваивается. Диапазон значений сумм – от 0 до 200 % (группа А – 100 %, В – 45 %, С – остальные объекты анализа).

XYZ-анализ

Рассчитать объем оптимального заказа можно и путем определения коэффициента вариации (XYZ-анализ), отражающего разброс текущего значения по отношению к среднему показателю метрики (объему заказа, уровню продаж, количеству покупателей и т. д.). XYZ-анализ позволяет исключить влияние сезонных факторов на итоговый показатель. Расчет ведется с использованием формулы стандартного отклонения в процентах.

Источник: shutterstock.com

Применяется следующая шкала ранжирования информации:

  • Х – самые незначительные изменения среднего значения (0–10 %);
  • У – изменения значений на 10–25 % от среднего;
  • Z – изменение значений более чем на 25 %.

Наибольшее влияние на конечный показатель оказывают группы Х и У.

Из этого следует, что с помощью формулы Уилсона оптимальный размер заказа определяется не всегда. Наиболее подходящий метод выбирается исходя из значимости для торговой компании тех или иных групп товаров.

Условия применения формулы Уилсона

Прежде чем приступать к расчету оптимального размера заказа, необходимо добиться безупречной работы системы закупок. Спрос на продукцию должен четко прогнозироваться, партии товаров поступать точно в срок и в том объеме, который покроет текущие нужды предприятия. Формула Уилсона поможет довести функционирование этой системы до идеала, но, если в компании пока не отлажен процесс создания запасов, начать придется с нуля.

Пошаговый план разработки и внедрения системы формирования необходимых товарных остатков:

  1. Прогнозируем спрос

    Потребуется качественная модель прогнозирования спроса на продукцию, учитывающая сезонность, тренды и другие факторы, имеющие значение для создания оптимальных запасов.

  2. Определяем точку заказа

    Необходимо вывести значение, при котором заказ направляется поставщику. Как правило, речь идет о снижении товарных остатков по конкретной позиции до критического минимума. Например, на складе осталось продукции на неделю торговли, именно столько требуется на доставку и оприходование новой партии. Следовательно, при достижении этого значения оформляется заказ.

  3. Выявляем потребность предприятия в позиции

    Объем заказа должен точно соответствовать потребностям предприятия в продукции на период до следующей поставки. Для торговой компании необходимо такое количество товаров, которое позволит обеспечить покупателей востребованными позициями ассортимента на протяжении планируемого промежутка времени. Промышленное предприятие должно гарантировать наличие запасов сырья и комплектующих для бесперебойной работы на определенный период.

Модель управления закупками и формула Уилсона помогают определить оптимальный размер партии, чтобы удовлетворить потребности компании в товарных остатках и при этом избежать лишних расходов на хранение. Применять данную модель необходимо с учетом влияния внешних факторов, а также используя при расчетах актуальные исходные данные.

Сохраните себе:
Читайте также
Клиентская база: понятие, формирование, правила ведения
В данной статье мы расскажем: Понятие клиентской базы Типы клиентских баз Данные…
Ассортимент товаров: понятие, виды, формирование
В данной статье мы расскажем: Что такое ассортимент товаров простыми словами Виды…
EBITDA: показатель финансовой успешности компании
В данной статье мы расскажем: Что такое EBITDA простыми словами Применение показателя…
Цикл продаж: определение, этапы, ошибки
В данной статье мы расскажем: Суть цикла продаж Семь основных этапов цикла…
Рекламные каналы офлайн- и онлайн-продвижения
В данной статье мы расскажем: Суть рекламных каналов Традиционные рекламные каналы Сайт…
Этапы ценообразования: последовательность действий, выбор стратегии
В данной статье мы расскажем: Что такое цена и стоимость простыми словами…
Кросс-продажи: как это работает
В данной статье мы расскажем: Что такое кросс-продажи простыми словами Критерии хорошего…
Маркетинговый план: структура, этапы разработки
В данной статье мы расскажем: Суть маркетингового плана Задачи маркетингового плана Цели…
Инфлюенс-маркетинг: что это, как работает
В данной статье мы расскажем: Что такое инфлюенс-маркетинг простыми словами Преимущества и…
Маркетинговый бюджет: методы и этапы расчета
В данной статье мы расскажем: Что такое маркетинговый бюджет простыми словами Статьи…
Кластеризация запросов: суть и методы
В данной статье мы расскажем: Суть кластеризации запросов Задачи и цели кластеризации…