FMSG-компании
- Что продают FMSG-компании
- Уровни рынка FMSG
- Маркетинговые инструменты FMCG-продаж
- Список крупнейших FMSG-компаний
- Плюсы и минусы работы в FMSG-компании
Что продают FMSG-компании
Что значит FMSG-компания? Аббревиатура FMCG расшифровывается как Fast-Moving Consumer Goods. Речь идёт о товарах повседневного спроса (напитках, шоколаде, гигиенических принадлежностях и т. д.), которые постоянно используются людьми. Такая продукция отличается сравнительно невысокой стоимостью. Раньше FMCG называли ширпотребом, то есть товарами широкого потребления.Рассмотрим несколько особенностей продукции FMCG:
- Быстрая оборачиваемость. Потребители в кротчайшие сроки раскупают такие товары. После этого их заменяют новыми. Повышенный товарооборот влечёт за собой высокую доходность.
- Короткий жизненный цикл. Клиенты могут покупать FMCG товары практически каждый день.
- Спонтанность покупок. Потребители практически не размышляют при принятии решения о покупке таких товаров.
- Дешевизна. Из-за низкой стоимости потребители менее критично подходят к выбору таких товаров. Следовательно, уменьшается время принятия решения. В некоторых случаях процесс размышлений может занимать считанные секунды. Буквально за 30 минут клиент может приобрести 15 товаров повседневного спроса без помощи консультантов.
Выделяют несколько категорий товаров FMCG:
- Повседневные товары (быстропортящиеся продукты питания).
- Товары, приобретаемые с запасом. Они имеют длительный срок хранения.
- Товары, которые используются для приема гостей. К примеру, декоративные бумажные салфетки, коктейльные трубочки, одноразовая посуда.
- Сезонная продукция. Яркий пример — прохладительные напитки, которые чаще всего покупают летом.
Уровни рынка FMSG
Различают четыре уровня рынка FMCG.Первый уровень составляют компании-производители. Речь идёт об организациях, которые реализуют новые идеи в сфере производства товаров повседневного спроса. Эти компании создают рекламные стратегии для фирменных продуктов. Из-за этого на данном уровне создаётся самая большая наценка. Товары FMCG-компаний люди покупают каждый день.
Второй уровень занимают оптовые покупатели. Они заинтересованы в закупке крупных партий продукции. Оптовиком может являться не только компания-склад, но и дистрибьютор, который занимается развитием клиентской базы, разработкой и организацией маркетинговых мероприятий, сотрудничеством с производителями при продвижении товаров. Как правило, наценка на этом уровне составляет 15-20 %.
На третьем уровне рынка находятся розничные магазины (сетевые или единичные). Они напрямую взаимодействуют с конечным покупателем. Сетевые магазины отличаются тем, что имеют единое название, ценовую политику (с наценками 5-100 %) и оформление торговых залов. Кроме того, они похожи по ассортиментной матрице. Единичные магазины имеют небольшие объёмы поставок, поэтому закупочные цены для них достаточно высоки. Из-за этого такие предприятия не могут установить наценку выше 30 %. На этом уровне рынка также находятся компании HoReCa (отели, рестораны, кейтеринговые агентства), которые могут устанавливать наценки на товары в 500 %.
Четвёртый уровень – это конечный потребитель. Речь идёт о физическом лице, которое покупает товары для личного употребления. С учётом потребностей этих клиентов разрабатываются стратегии продвижения, создаются новые продукты и т. д.
Прибыль от продажи таких товаров достаточно низкая. Однако они продаются в больших количествах, так что общий доход зачастую очень высок. Этот уровень отличается высокой конкурентностью, сезонностью продаж для определённых категорий товаров и частым выходом новых марок и видов продукции. Рассмотрим несколько факторов, которые благоприятно влияют на развитие бизнеса в сфере FMCG:
- Люди потребляют такие товары каждый день.
- Клиенты быстро привыкают к покупке определенной марки товара.
- Построение определенной модели потребления.
- Востребованность и конкуренция.
- Товары FMCG легко заменить.
- Низкая стоимость.
- Широкий ассортимент.
Таким образом, рынок развивается очень быстро. С каждым годом появляется всё больше конкурентов. Игрокам нужно разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии и постоянно проводить рекламные кампании.
Маркетинговые инструменты FMCG-продаж
Для начала рассмотрим задачи, которые должен решать маркетолог в сфере FMCG:- искать способы повышения товарооборота;
- отслеживать уровень лояльности целевой аудитории;
- работать над всеми этапами продвижения товаров;
- задействовать наиболее выгодные места на полках магазина;
- стимулировать потребителей к покупке продукции, формируя у них неосознанное желание.
Для этого необходимо задействовать следующие инструменты:
- Анализ поведения потребителей. Нужно понять, где, в какое время, почему и зачем клиенты приобретают те или иные продукты.
- Реклама. Этот инструмент позволяет увеличить узнаваемость бренда.
- Представление товара в как можно большем количестве торговых точек.
- Мерчандайзинг. Речь идёт о выставлении продукции на приоритетных местах, расширенной выкладке, брендировании полок.
- Дизайн упаковки. Необходимо создать привлекательное оформление товара, чтобы заинтересовать потребителей.
- Промо акции. Необходимо организовывать розыгрыши призов и дегустации, а также устанавливать скидки на товары.
Работая по этим направлениям, компания легко может ошибиться. Чтобы создать грамотную маркетинговую стратегию, многие организации нанимают специальных консультантов. Эти эксперты отыскивают слабые зоны проекта и эффективные решения проблем.
Список крупнейших FMSG-компаний
Forbes сформировал рейтинг самых крупных пищевых компаний в Российской Федерации. В него вошли девять организаций, занимающихся продажей товаров массового спроса. Вот список FMCG-компаний (многие из них ушли из России):- Pepsico
- Nestle
- Mars
- Danone
- Cargill
- Unilever
- Carlsberg Group
- Coca-Cola
- Mondelēz
Плюсы и минусы работы в FMSG-компании
FMCG-компании в России имеют большие перспективы развития. Рассмотрим несколько плюсов работы в этой сфере:- Большое количество различных подразделений. Речь идёт о коммерческих (продажи, маркетинг), вспомогательных (логистика, финансы, ИТ, закупки) и производственных отделах.
- Хороший уровень заработка. FMCG-сфера отличается высокими зарплатами. Однако в индустрии нет единых рыночных стандартов, поэтому в каждой компании реализованы свои условия.
- Стабильность. FMCG-компании гораздо лучше переносят финансовые кризисы. Как правило, организации имеют в портфеле бренды нескольких ценовых сегментов с разным уровнем эластичности. Спрос на недвижимость, акции и автомобили может упасть, однако востребованность потребительских товаров остается неизменной. Благодаря этому предприятия, работающие в данной сфере, могут выстоять даже в условиях экономического кризиса.
- Work-life balance. Как правило, в FMCG корпоративная культура подразумевает поддержание приемлемого баланса между работой и личной жизнью. Однако стоит отметить, что всё зависит от политики конкретной компании.
- Локальное производство. Многие российские фирмы владеют собственными заводами. Это даёт возможность получить уникальный опыт в инженерии, закупках, логистике и некоторых других сферах. Такой опыт недостижим для организаций с производством за рубежом (или полностью отказавшихся от производства).
Рассмотрим некоторые недостатки работы в FMCG-компании:
- Менее быстрый карьерный рост в сравнении с финансами и консалтингом. Гибкая корпоративная культура и достаточно высокий уровень заработных плат приводят к тому, что многие люди остаются работать в одной организации на протяжении долгих лет. Следовательно, появляется меньше новых позиций и темпы карьерного роста снижаются. Если сравнить FMCG-сферу с финансами, консалтингом и некоторыми другими индустриями, то станет очевидно, что в этих областях текучка кадров намного выше. Поэтому целеустремлённые специалисты могут рассчитывать на быстрое продвижение по карьерной лестнице, в отличие от FMCG.
- Высокая конкуренция (внутренняя и внешняя). Преимущества работы в FMCG-компаниях привлекают множество квалифицированных специалистов с большим опытом. Из-за низкой текучести кадров повышается конкуренция. Человеку будет гораздо сложнее устроиться в такую организацию. Кроме того, сотруднику приходится бороться за повышение внутри конкретной компании.
- Большой разброс в уровне зарплат. С точки зрения заработка FMCG является не самой стандартизированной сферой деятельности. Разница по этому параметру между компаниями может быть очень существенной. К примеру, по данным Hays (крупная организация, которая занимается предоставлением услуг в области рекрутинга), уровень зарплат на позиции Junior brand manager в FMCG в России колеблется от 80 до 150 тысяч рублей.
Теперь вы знаете, что такое FMCG-компании. Такие организации продают товары массового потребления. На них имеется стабильно высокий спрос. Это объясняется низкой стоимостью и постоянной потребностью со стороны клиентов. Работа в данной сфере является довольно выгодным делом. Однако из-за высокого уровня конкуренции предприятиям нужно постоянно инвестировать в маркетинг и продвижение своих товаров.