Глоссарий

FMSG-компании

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 6 минут
FMSG-компании - торгуют товарами повседневного спроса: шоколадками, напитками, одноразовой посудой и проч. Данный сегмент рынка очень востребованный, несмотря на то, что на нем уже сформировался определенный пул лидеров. Каждый сможет найти место под солнцем, если будет знать особенности FMSG.
В данной статье мы расскажем:

Что продают FMSG-компании

Что значит FMSG-компания? Аббревиатура FMCG расшифровывается как Fast-Moving Consumer Goods. Речь идёт о товарах повседневного спроса (напитках, шоколаде, гигиенических принадлежностях и т. д.), которые постоянно используются людьми. Такая продукция отличается сравнительно невысокой стоимостью. Раньше FMCG называли ширпотребом, то есть товарами широкого потребления.

Рассмотрим несколько особенностей продукции FMCG:

  • Быстрая оборачиваемость. Потребители в кротчайшие сроки раскупают такие товары. После этого их заменяют новыми. Повышенный товарооборот влечёт за собой высокую доходность.
  • Короткий жизненный цикл. Клиенты могут покупать FMCG товары практически каждый день.
  • Спонтанность покупок. Потребители практически не размышляют при принятии решения о покупке таких товаров.
  • Дешевизна. Из-за низкой стоимости потребители менее критично подходят к выбору таких товаров. Следовательно, уменьшается время принятия решения. В некоторых случаях процесс размышлений может занимать считанные секунды. Буквально за 30 минут клиент может приобрести 15 товаров повседневного спроса без помощи консультантов.

Что продают FMSG-компании

Выделяют несколько категорий товаров FMCG:

  • Повседневные товары (быстропортящиеся продукты питания).
  • Товары, приобретаемые с запасом. Они имеют длительный срок хранения.
  • Товары, которые используются для приема гостей. К примеру, декоративные бумажные салфетки, коктейльные трубочки, одноразовая посуда.
  • Сезонная продукция. Яркий пример — прохладительные напитки, которые чаще всего покупают летом.

Уровни рынка FMSG

Различают четыре уровня рынка FMCG.

Первый уровень составляют компании-производители. Речь идёт об организациях, которые реализуют новые идеи в сфере производства товаров повседневного спроса. Эти компании создают рекламные стратегии для фирменных продуктов. Из-за этого на данном уровне создаётся самая большая наценка. Товары FMCG-компаний люди покупают каждый день.

Второй уровень занимают оптовые покупатели. Они заинтересованы в закупке крупных партий продукции. Оптовиком может являться не только компания-склад, но и дистрибьютор, который занимается развитием клиентской базы, разработкой и организацией маркетинговых мероприятий, сотрудничеством с производителями при продвижении товаров. Как правило, наценка на этом уровне составляет 15-20 %.

На третьем уровне рынка находятся розничные магазины (сетевые или единичные). Они напрямую взаимодействуют с конечным покупателем. Сетевые магазины отличаются тем, что имеют единое название, ценовую политику (с наценками 5-100 %) и оформление торговых залов. Кроме того, они похожи по ассортиментной матрице. Единичные магазины имеют небольшие объёмы поставок, поэтому закупочные цены для них достаточно высоки. Из-за этого такие предприятия не могут установить наценку выше 30 %. На этом уровне рынка также находятся компании HoReCa (отели, рестораны, кейтеринговые агентства), которые могут устанавливать наценки на товары в 500 %.

Уровни рынка FMSG

Четвёртый уровень – это конечный потребитель. Речь идёт о физическом лице, которое покупает товары для личного употребления. С учётом потребностей этих клиентов разрабатываются стратегии продвижения, создаются новые продукты и т. д.

Прибыль от продажи таких товаров достаточно низкая. Однако они продаются в больших количествах, так что общий доход зачастую очень высок. Этот уровень отличается высокой конкурентностью, сезонностью продаж для определённых категорий товаров и частым выходом новых марок и видов продукции. Рассмотрим несколько факторов, которые благоприятно влияют на развитие бизнеса в сфере FMCG:

  • Люди потребляют такие товары каждый день.
  • Клиенты быстро привыкают к покупке определенной марки товара.
  • Построение определенной модели потребления.
  • Востребованность и конкуренция.
  • Товары FMCG легко заменить.
  • Низкая стоимость.
  • Широкий ассортимент.

Таким образом, рынок развивается очень быстро. С каждым годом появляется всё больше конкурентов. Игрокам нужно разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии и постоянно проводить рекламные кампании.

Маркетинговые инструменты FMCG-продаж

Для начала рассмотрим задачи, которые должен решать маркетолог в сфере FMCG:
  • искать способы повышения товарооборота;
  • отслеживать уровень лояльности целевой аудитории;
  • работать над всеми этапами продвижения товаров;
  • задействовать наиболее выгодные места на полках магазина;
  • стимулировать потребителей к покупке продукции, формируя у них неосознанное желание.

Маркетинговые инструменты FMCG-продаж

Для этого необходимо задействовать следующие инструменты:

  1. Анализ поведения потребителей. Нужно понять, где, в какое время, почему и зачем клиенты приобретают те или иные продукты.
  2. Реклама. Этот инструмент позволяет увеличить узнаваемость бренда.
  3. Представление товара в как можно большем количестве торговых точек.
  4. Мерчандайзинг. Речь идёт о выставлении продукции на приоритетных местах, расширенной выкладке, брендировании полок.
  5. Дизайн упаковки. Необходимо создать привлекательное оформление товара, чтобы заинтересовать потребителей.
  6. Промо акции. Необходимо организовывать розыгрыши призов и дегустации, а также устанавливать скидки на товары.

Работая по этим направлениям, компания легко может ошибиться. Чтобы создать грамотную маркетинговую стратегию, многие организации нанимают специальных консультантов. Эти эксперты отыскивают слабые зоны проекта и эффективные решения проблем.

Список крупнейших FMSG-компаний

Forbes сформировал рейтинг самых крупных пищевых компаний в Российской Федерации. В него вошли девять организаций, занимающихся продажей товаров массового спроса. Вот список FMCG-компаний (многие из них ушли из России):
  1. Pepsico
  2. Nestle
  3. Mars
  4. Danone
  5. Cargill
  6. Unilever
  7. Carlsberg Group
  8. Coca-Cola
  9. Mondelēz
Это наиболее яркие примеры FMCG-компаний. Стоит отметить, что список международных брендов в России существенно отличается от мирового рейтинга. На отечественном рынке наблюдается перевес в сторону табачной продукции.

Плюсы и минусы работы в FMSG-компании

FMCG-компании в России имеют большие перспективы развития. Рассмотрим несколько плюсов работы в этой сфере:
  • Большое количество различных подразделений. Речь идёт о коммерческих (продажи, маркетинг), вспомогательных (логистика, финансы, ИТ, закупки) и производственных отделах.
  • Хороший уровень заработка. FMCG-сфера отличается высокими зарплатами. Однако в индустрии нет единых рыночных стандартов, поэтому в каждой компании реализованы свои условия.
  • Стабильность. FMCG-компании гораздо лучше переносят финансовые кризисы. Как правило, организации имеют в портфеле бренды нескольких ценовых сегментов с разным уровнем эластичности. Спрос на недвижимость, акции и автомобили может упасть, однако востребованность потребительских товаров остается неизменной. Благодаря этому предприятия, работающие в данной сфере, могут выстоять даже в условиях экономического кризиса.
  • Work-life balance. Как правило, в FMCG корпоративная культура подразумевает поддержание приемлемого баланса между работой и личной жизнью. Однако стоит отметить, что всё зависит от политики конкретной компании.
  • Локальное производство. Многие российские фирмы владеют собственными заводами. Это даёт возможность получить уникальный опыт в инженерии, закупках, логистике и некоторых других сферах. Такой опыт недостижим для организаций с производством за рубежом (или полностью отказавшихся от производства).

Список крупнейших FMSG-компаний

Рассмотрим некоторые недостатки работы в FMCG-компании:

  • Менее быстрый карьерный рост в сравнении с финансами и консалтингом. Гибкая корпоративная культура и достаточно высокий уровень заработных плат приводят к тому, что многие люди остаются работать в одной организации на протяжении долгих лет. Следовательно, появляется меньше новых позиций и темпы карьерного роста снижаются. Если сравнить FMCG-сферу с финансами, консалтингом и некоторыми другими индустриями, то станет очевидно, что в этих областях текучка кадров намного выше. Поэтому целеустремлённые специалисты могут рассчитывать на быстрое продвижение по карьерной лестнице, в отличие от FMCG.
  • Высокая конкуренция (внутренняя и внешняя). Преимущества работы в FMCG-компаниях привлекают множество квалифицированных специалистов с большим опытом. Из-за низкой текучести кадров повышается конкуренция. Человеку будет гораздо сложнее устроиться в такую организацию. Кроме того, сотруднику приходится бороться за повышение внутри конкретной компании.
  • Большой разброс в уровне зарплат. С точки зрения заработка FMCG является не самой стандартизированной сферой деятельности. Разница по этому параметру между компаниями может быть очень существенной. К примеру, по данным Hays (крупная организация, которая занимается предоставлением услуг в области рекрутинга), уровень зарплат на позиции Junior brand manager в FMCG в России колеблется от 80 до 150 тысяч рублей.

Теперь вы знаете, что такое FMCG-компании. Такие организации продают товары массового потребления. На них имеется стабильно высокий спрос. Это объясняется низкой стоимостью и постоянной потребностью со стороны клиентов. Работа в данной сфере является довольно выгодным делом. Однако из-за высокого уровня конкуренции предприятиям нужно постоянно инвестировать в маркетинг и продвижение своих товаров.

Сохраните себе:
Другие термины на букву «F»
F
FTP
Читайте также
Холодные продажи: суть, правила, этапы
В данной статье мы расскажем: Суть холодных продаж Этапы холодных продаж Правила…
Горячие продажи: особенности и инструменты
В данной статье мы расскажем: Суть горячих продаж Признаки горячего клиента в…
Project Life: особенности цикла проекта в менеджменте
В данной статье мы расскажем: Понятие Project Life Фазы Project Life Модели…
Перформанс-маркетинг: разбираемся в деталях
В данной статье мы расскажем: Понятие перформанс-маркетинга Плюсы и минусы перформанс-маркетинга Пример…
Лонгрид: задачи, виды, правила составления
В данной статье мы расскажем: Понятие лонгрида Виды лонгридов Этапы создания лонгрида…
MVP: как помогает разработчикам понять потребности ЦА
В данной статье мы расскажем: Что значит MVP Задачи MVP Отличие MVP…
Cash flow: суть показателя, методы расчета
В данной статье мы расскажем: Понятие Cash Flow Типы Cash Flow и…
RSS: что это, как работает
В данной статье мы расскажем: Что такое RSS Задачи, которые решает RSS…
NPV: формула и анализ
В данной статье мы расскажем: Важность расчета NPV Формула и способы расчета…
CPI: как и где используется метрика
В данной статье мы расскажем: Что такое CPI Преимущества и недостатки модели…
CPO: сколько стоят клиенты
В данной статье мы расскажем: Что такое CPO Преимущества и недостатки применения…
CTR: что это в рекламе, как и зачем рассчитывать
В данной статье мы расскажем: CTR: что это в рекламе Формула и…