Электронная коммерция: что это такое и как работает коммерция в интернете
- Суть электронной коммерции
- Виды электронной коммерции
- Принцип работы системы
- Примеры эффективной электронной коммерции
- Плюсы e-commerce
- Минусы e-commerce
- Будущее онлайн-торговли
Суть электронной коммерции
Родина термина «электронная коммерция» – Соединенные Штаты, в которых 11 августа 94 года и был продан первый товар, а именно диск Стинга Ten Summoner’s Tales, с использованием закодированной транзакции. Очевидно, что количество онлайн-покупателей с каждым годом растет, несмотря на некоторые трудности. А благодаря пандемии ее развитие пошло еще быстрее.В этой сфере можно выделить несколько направлений: продажи товаров и услуг, интернет-банкинг, осуществляющий транзакции, онлайн-маркетинг, включающий рекламу и мероприятия для роста конверсии. Кроме того, у нее множество других ответвлений.
Техническое оснащение любой модели электронной коммерции не сложнее того набора компонентов, на которых держится обычная офлайн-торговля. Оно состоит из:
- сайта или платформы интернет-магазина;
- базы данных с товарными единицами;
- системы учета остатков товара;
- CRM-системы;
- системы доставки товара клиентам.
Виды электронной коммерции
Электронная коммерция в интернете классифицируется в зависимости от следующих признаков. Во-первых, что является предметом торговли:- физический товар – это еда, одежда, предметы быта, книги в бумажном варианте и т.д.;
- цифровая продукция, представленная на сервисах с фильмами, музыкой, электронными книгами, онлайн-обучением;
- услуги в виде фото и видеосъемки, уборки, ухода за детьми, такси и прочим.
- B2C (businesstoconsumer, «бизнес для потребителя») – сюда относятся сайты интернет-магазинов, где обслуживают розничных покупателей.
- B2B (businesstobusiness, «бизнес для бизнеса») – деятельность компании заключается в продаже товаров или услуг другим предприятиям и организациям. Например, в эту группу входят оптовики, работающие с розничными магазинами, и фирмы, занимающиеся техническим обслуживанием предприятий.
- C2B (consumertobusiness, «потребитель для бизнеса») – эта категория объединяет отдельных специалистов (физлиц), сотрудничающих с компаниями. Например, представители аутсорсинга: копирайтеры, художники-дизайнеры, инженеры, бухгалтеры.
- C2C (consumertoconsumer, «от потребителя к потребителю») – сюда можно отнести всех людей, продающих свои товары и услуги другим людям: нянь, репетиторов, реставраторов одежды, кондитеров.
- G2B (governmenttobusiness, «от правительства к бизнесу») – государство предоставляет услуги предпринимателям: это право работать на радиочастотах, использовать воздушное пространство, ресурсы, позволяющие собирать и обрабатывать данные.
- B2G (businesstogovernment, «бизнес для правительства») – взаимодействие в обратную сторону: продажа электроники, компьютерных программ, услуг для госнужд.
- C2G(consumertogovernment, «от потребителя к правительству») – оплата потребителями услуг, предоставляемых государством.
- G2G (governmenttogovernment) – направление онлайн-коммерции «правительство для правительства», необходимое для организации поставок товаров, обмена услугами между госорганами.
- C2B (consumertobusiness) – модель типа «потребитель для бизнеса», которая основана на заявлении покупателей о желании купить товар за определенную сумму. Но продавать или нет, компания решает сама.
- B2P (businesstoPartners) или B2L (businesstoalliance) – к сфере «бизнес для партнеров» относятся деловые взаимоотношения с компаниями-поставщиками продукции и услуг, специализированными фирмами, между подразделениями и филиалами внутри одной сети.
- B2E (businessto employee) – отношения компании с сотрудниками могут быть коммерциализированы. Сфера «бизнес для сотрудников» использует различные системы автоматизированного управления процессами, внутрикорпоративными вопросами.
- E2E (exchangeto exchange) – специфическое направление «биржа для биржи», где организован процесс взаимодействия продавцов и покупателей, использующих разные виды валют, для примера можно взять платформу для обмена электронных валют.
- B2B2С (businesstobusinesstocustomer) – здесь на одном ресурсе объединены два вида «бизнес для бизнеса и для потребителя». Примером может служить фирма, закупающая товары у китайских производителей и отправляющая заказы конкретным покупателям, используя в качестве компании-посредника склад Карго. Выстраивается такая бизнес-цепочка: продавец (В2В) – склад (В2В) – клиент (В2С).
Принцип работы системы
Чтобы разобраться в принципе работы e-commerce, рассмотрим пример оформления покупки на сайте онлайн-магазина. Последовательность действий такова.Первое – после просмотра онлайн-каталога клиент делает выбор нужного товара. При этом его персональный компьютер или смартфон с помощью браузера соединяется с сервером, где расположен онлайн-магазин.
Второе – от сервера, получившего заказ потребителя, заявка направляется менеджерам для последующей обработки.
Третье – специалист отдела продаж проверяет наличие товара по складским базам. В случае отсутствия нужной позиции выясняют у поставщиков/производителя дату поступления, затем информируют покупателя о сроках.
Четвертое – когда товары в наличии, менеджер продолжает обрабатывать поступивший заказ.
Пятое – финансовая система получает запрос от менеджера по поводу обработки транзакции (клиентской оплаты).
Шестое – на этом шаге сделка может быть разрешена или заблокирована финансовой системой, что зависит от состояния счета покупателя (не хватает средств, неактивная карта и т.д.). В случае успешной транзакции менеджер подтверждает сделку и сообщает об этом серверу.
Седьмое – сервер информирует клиента об успешной оплате и подготовке заказа к отправке.
Восьмое – после получения заявки работник склада собирает, упаковывает заказ и передает в отдел логистики.
Девятое – логистическим отделом выполняется доставка товара.
Десятое – одновременно с отправкой товара сервер информирует клиента через e-mail или смс о том, что заказ доставляется.
Система онлайн-сервиса и интернет-банкинга работает по тому же принципу, хотя товар может быть только в электронном виде. Так можно оплатить доступ к расширенным функциональным возможностям, купить электронную книгу и т.п.
Примеры эффективной электронной коммерции
Рынок электронной коммерции охватывает все больше сфер жизни, формат может быть самым разным: от мини онлайн-магазинов с небольшим объемом продаж до огромных платформ-маркетплейсов и стимминговых сервисов типа Netflix. Ниже мы собрали самые популярные проекты в этой сфере:«Яндекс Маркет» – сайт электронной коммерции «Яндекс» сначала выполнял функции агрегатора онлайн-магазинов, теперь это B2C-маркетплейс, объединяющий более 17000 продавцов и 25000 компаний-партнеров. Каждый день сервис посещает больше 6 миллионов пользователей.
Wildberries – успешно развивающаяся платформа электронной коммерции работает сегодня не только на российском рынке, но также в Польше, Беларуси, Израиле, Словакии. B2C-компания получает около полутора миллионов заказов ежедневно.
eBay – платформа онлайн-аукционов с активной аудиторией в 185 млн. потребителей. Сервис одновременно относится к B2C и C2C-маркетингу, свой товар здесь выставляют компании и физлица, у которых можно приобрести антикварные предметы.
Amazon – мировой лидер розничной B2C онлайн-торговли, имеющий свою службу доставки с помощью дронов и роботов, огромными складами и сортировочными центрами в разных странах.
Плюсы e-commerce
Электронная коммерция, а тем более мобильная, обладает множеством преимуществ.Онлайн-магазин всегда с тобой. Даже в любимом супермаркете рядом с домом могут раздражать очереди в кассу, а интернет-магазин не имеет таких ограничений. Просто заходишь на сайт там, где есть интернет, и выбираешь товары.
Заметно снижаются расходы на обеспечение деятельности. Интернет-магазин способен вместить неограниченный ассортимент товаров. Задачи хранения и логистики решаются с помощью выбора подходящей модели. Меньше расходов на содержание персонала.
Расширяются возможности для контроля и аналитики. Владелец интернет-магазина обладает информацией о своей аудитории: ее интересах, используемых каналах рекламы, поведении, отзывах о продукции. Для удерживания клиентов применяются такие методы, как получение данных о потребителе при первом заказе, использование интеграции cookies и т.д. Все это помогает создать базу лояльных и постоянных покупателей. А то, что многое делается автоматически, это самый большой плюс.
Риски сведены к минимуму. Онлайн-платежи более безопасны и удобны, чем работа с обычными бумажными деньгами, для которых нужно обеспечивать хранение, учет, инкассацию.
Продажа цифровых товаров. Продажа онлайн-курсов, музыкальных треков, клипов, игр и фильмов увеличилась до сотен миллиардов долларов и с каждым годом становится больше
Минусы e-commerce
Технологии электронной коммерции имеют и свои недостатки.Сервис не видят потенциальные покупатели. Если сайт «упал», то ничего и не продается. Поэтому, чтобы избежать простоев работы интернет-магазина, необходимо выбирать надежный хостинг. Кроме того, сайт могут взломать!
Конкуренты не дремлют. Интернет предоставляет огромные возможности для расширения бизнеса. Однако чтобы достичь успеха, придется бороться за место на рынке с крупными компаниями, которые формируют штат из опытных менеджеров, дизайнеров, SEO-специалистов, копирайтеров.
Не все готовы долго ждать товар. Из онлайн-магазина не заберешь товар сразу, кроме цифровой продукции, конечно. И с этим приходится считаться.
Товары нельзя примерить, подержать в руках. Да, отдельные крупные онлайн-продавцы подключили функцию дополненной реальности (AR), которая позволяет получить более детальное представление о товаре, как если бы вы находились в торговом зале и рассматривали образцы. Но такую услугу могут себе позволить лишь единицы.
Будущее онлайн-торговли
Объем электронной коммерции все время растет. Агентство Nasdaq опубликовало данные, что к 40-му году почти 95 % покупок будут делаться через интернет. Рассмотрим, за какими глобальными трендами онлайн-коммерции будущее.Цифровые технологии стремятся к персонализации, используя «умный» поиск и подбор товара, составление индивидуальных программ, онлайн-диагностику, тесты и т.д. Искусственный интеллект проанализирует все сделанные вами заказы и составит список рекомендаций, учитывая ваши предпочтения.
Выбирать не только становится в интернет-магазине удобно и быстро, но и превращает процесс в игру с помощью виртуальных инструментов.
В продуктовых сетях уже предлагают выбирать товары в соответствии с генетическим тестом и базовыми медицинскими показателями.
Сегодня в тренде гибридный формат торговли, когда обычный розничный бизнес дополняется онлайн-возможностями, покупатели могут прямо в зале оформить покупку в интернете, а затем получить его в организованной зоне самовывоза. В качестве другого примера совмещения офлайн и онлайн-технологий можно взять торговые точки Amazon Go, где нет кассы и продавца, а продажа осуществляется с использованием приложения и камер, распознающих лица.
Следующее направление – это внедрение элементов e-commerce в соцсети, уже сейчас в 2022 электронная коммерция использует TikTok, Twitter, Pinterest, YouTube.
Недалеко то время, когда для совершения онлайн-покупки люди будут пользоваться только мобильными приложениями, которые вытеснят другие варианты онлайн-торговли, и заказывать с помощью «умных» голосовых помощников, AR-приложений для примерки, а платить через PayPass.
Уже в конце 90-х e-commerce достигла оборотов 3-3,5 трлн.$ в год. Лидируют здесь Китай и США, электронная коммерция в России немного отстает, однако рост здесь тоже имеется за счет сотрудничества с онлайн-компаниями Китая: «Али Экспресс», «Тао-Бао» и другими гигантами.