Глоссарий

Электронная коммерция: что это такое и как работает коммерция в интернете

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 5 минут
Электронная коммерция - E-commerce, она же электронная коммерция или онлайн-торговля, представляет собой разновидность бизнеса, связанную с продажей, а также рекламированием товаров и услуг через Интернет. По большому счету, под это определение подпадают любые действия в Глобальной сети, так или иначе связанные с получением организацией или отдельным предпринимателем прибыли.
В данной статье мы расскажем:

Суть электронной коммерции

Родина термина «электронная коммерция» – Соединенные Штаты, в которых 11 августа 94 года и был продан первый товар, а именно диск Стинга Ten Summoner’s Tales, с использованием закодированной транзакции. Очевидно, что количество онлайн-покупателей с каждым годом растет, несмотря на некоторые трудности. А благодаря пандемии ее развитие пошло еще быстрее.

В этой сфере можно выделить несколько направлений: продажи товаров и услуг, интернет-банкинг, осуществляющий транзакции, онлайн-маркетинг, включающий рекламу и мероприятия для роста конверсии. Кроме того, у нее множество других ответвлений.

Суть электронной коммерции

Техническое оснащение любой модели электронной коммерции не сложнее того набора компонентов, на которых держится обычная офлайн-торговля. Оно состоит из:

  • сайта или платформы интернет-магазина;
  • базы данных с товарными единицами;
  • системы учета остатков товара;
  • CRM-системы;
  • системы доставки товара клиентам.
Безусловно, здесь представлен упрощенный вариант организации онлайн-торговли, о каждой категории можно говорить очень долго. Но, хотя все они важны, однако именно от работы грамотно построенного сервера будет зависеть быстрота загрузки и эффективность использования сайта.

Виды электронной коммерции

Электронная коммерция в интернете классифицируется в зависимости от следующих признаков. Во-первых, что является предметом торговли:
  • физический товар – это еда, одежда, предметы быта, книги в бумажном варианте и т.д.;
  • цифровая продукция, представленная на сервисах с фильмами, музыкой, электронными книгами, онлайн-обучением;
  • услуги в виде фото и видеосъемки, уборки, ухода за детьми, такси и прочим.
Во-вторых, кто является покупателем:
  • B2C (businesstoconsumer, «бизнес для потребителя») – сюда относятся сайты интернет-магазинов, где обслуживают розничных покупателей.
  • B2B (businesstobusiness, «бизнес для бизнеса») – деятельность компании заключается в продаже товаров или услуг другим предприятиям и организациям. Например, в эту группу входят оптовики, работающие с розничными магазинами, и фирмы, занимающиеся техническим обслуживанием предприятий.
Виды электронной коммерции
  • C2B (consumertobusiness, «потребитель для бизнеса») – эта категория объединяет отдельных специалистов (физлиц), сотрудничающих с компаниями. Например, представители аутсорсинга: копирайтеры, художники-дизайнеры, инженеры, бухгалтеры.
  • C2C (consumertoconsumer, «от потребителя к потребителю») – сюда можно отнести всех людей, продающих свои товары и услуги другим людям: нянь, репетиторов, реставраторов одежды, кондитеров.
  • G2B (governmenttobusiness, «от правительства к бизнесу») – государство предоставляет услуги предпринимателям: это право работать на радиочастотах, использовать воздушное пространство, ресурсы, позволяющие собирать и обрабатывать данные.
  • B2G (businesstogovernment, «бизнес для правительства») – взаимодействие в обратную сторону: продажа электроники, компьютерных программ, услуг для госнужд.
  • C2G(consumertogovernment, «от потребителя к правительству») – оплата потребителями услуг, предоставляемых государством.
  • G2G (governmenttogovernment) – направление онлайн-коммерции «правительство для правительства», необходимое для организации поставок товаров, обмена услугами между госорганами.
  • C2B (consumertobusiness) – модель типа «потребитель для бизнеса», которая основана на заявлении покупателей о желании купить товар за определенную сумму. Но продавать или нет, компания решает сама.
  • B2P (businesstoPartners) или B2L (businesstoalliance) – к сфере «бизнес для партнеров» относятся деловые взаимоотношения с компаниями-поставщиками продукции и услуг, специализированными фирмами, между подразделениями и филиалами внутри одной сети.
  • B2E (businessto employee) – отношения компании с сотрудниками могут быть коммерциализированы. Сфера «бизнес для сотрудников» использует различные системы автоматизированного управления процессами, внутрикорпоративными вопросами.
  • E2E (exchangeto exchange) – специфическое направление «биржа для биржи», где организован процесс взаимодействия продавцов и покупателей, использующих разные виды валют, для примера можно взять платформу для обмена электронных валют.
  • B2B2С (businesstobusinesstocustomer) – здесь на одном ресурсе объединены два вида «бизнес для бизнеса и для потребителя». Примером может служить фирма, закупающая товары у китайских производителей и отправляющая заказы конкретным покупателям, используя в качестве компании-посредника склад Карго. Выстраивается такая бизнес-цепочка: продавец (В2В) – склад (В2В) – клиент (В2С).
На сегодняшний день наибольшее распространение получили сферы В2В и В2С. Область госзакупок ограничена высоким порогом входа, зайти туда непросто. Наблюдается рост ниш G2C и С2С.

Принцип работы системы

Чтобы разобраться в принципе работы e-commerce, рассмотрим пример оформления покупки на сайте онлайн-магазина. Последовательность действий такова.

Первое – после просмотра онлайн-каталога клиент делает выбор нужного товара. При этом его персональный компьютер или смартфон с помощью браузера соединяется с сервером, где расположен онлайн-магазин.

Второе – от сервера, получившего заказ потребителя, заявка направляется менеджерам для последующей обработки.

Третье – специалист отдела продаж проверяет наличие товара по складским базам. В случае отсутствия нужной позиции выясняют у поставщиков/производителя дату поступления, затем информируют покупателя о сроках.

Четвертое – когда товары в наличии, менеджер продолжает обрабатывать поступивший заказ.

Пятое – финансовая система получает запрос от менеджера по поводу обработки транзакции (клиентской оплаты).

Принцип работы системы

Шестое – на этом шаге сделка может быть разрешена или заблокирована финансовой системой, что зависит от состояния счета покупателя (не хватает средств, неактивная карта и т.д.). В случае успешной транзакции менеджер подтверждает сделку и сообщает об этом серверу.

Седьмое – сервер информирует клиента об успешной оплате и подготовке заказа к отправке.

Восьмое – после получения заявки работник склада собирает, упаковывает заказ и передает в отдел логистики.

Девятое – логистическим отделом выполняется доставка товара.

Десятое – одновременно с отправкой товара сервер информирует клиента через e-mail или смс о том, что заказ доставляется.

Система онлайн-сервиса и интернет-банкинга работает по тому же принципу, хотя товар может быть только в электронном виде. Так можно оплатить доступ к расширенным функциональным возможностям, купить электронную книгу и т.п.

Примеры эффективной электронной коммерции

Рынок электронной коммерции охватывает все больше сфер жизни, формат может быть самым разным: от мини онлайн-магазинов с небольшим объемом продаж до огромных платформ-маркетплейсов и стимминговых сервисов типа Netflix. Ниже мы собрали самые популярные проекты в этой сфере:

«Яндекс Маркет» – сайт электронной коммерции «Яндекс» сначала выполнял функции агрегатора онлайн-магазинов, теперь это B2C-маркетплейс, объединяющий более 17000 продавцов и 25000 компаний-партнеров. Каждый день сервис посещает больше 6 миллионов пользователей.

Wildberries – успешно развивающаяся платформа электронной коммерции работает сегодня не только на российском рынке, но также в Польше, Беларуси, Израиле, Словакии. B2C-компания получает около полутора миллионов заказов ежедневно.

eBay – платформа онлайн-аукционов с активной аудиторией в 185 млн. потребителей. Сервис одновременно относится к B2C и C2C-маркетингу, свой товар здесь выставляют компании и физлица, у которых можно приобрести антикварные предметы.

Amazon – мировой лидер розничной B2C онлайн-торговли, имеющий свою службу доставки с помощью дронов и роботов, огромными складами и сортировочными центрами в разных странах.

Плюсы e-commerce

Электронная коммерция, а тем более мобильная, обладает множеством преимуществ.

Онлайн-магазин всегда с тобой. Даже в любимом супермаркете рядом с домом могут раздражать очереди в кассу, а интернет-магазин не имеет таких ограничений. Просто заходишь на сайт там, где есть интернет, и выбираешь товары.

Заметно снижаются расходы на обеспечение деятельности. Интернет-магазин способен вместить неограниченный ассортимент товаров. Задачи хранения и логистики решаются с помощью выбора подходящей модели. Меньше расходов на содержание персонала.

Плюсы e-commerce

Расширяются возможности для контроля и аналитики. Владелец интернет-магазина обладает информацией о своей аудитории: ее интересах, используемых каналах рекламы, поведении, отзывах о продукции. Для удерживания клиентов применяются такие методы, как получение данных о потребителе при первом заказе, использование интеграции cookies и т.д. Все это помогает создать базу лояльных и постоянных покупателей. А то, что многое делается автоматически, это самый большой плюс.

Риски сведены к минимуму. Онлайн-платежи более безопасны и удобны, чем работа с обычными бумажными деньгами, для которых нужно обеспечивать хранение, учет, инкассацию.

Продажа цифровых товаров. Продажа онлайн-курсов, музыкальных треков, клипов, игр и фильмов увеличилась до сотен миллиардов долларов и с каждым годом становится больше

Минусы e-commerce

Технологии электронной коммерции имеют и свои недостатки.

Сервис не видят потенциальные покупатели. Если сайт «упал», то ничего и не продается. Поэтому, чтобы избежать простоев работы интернет-магазина, необходимо выбирать надежный хостинг. Кроме того, сайт могут взломать!

Конкуренты не дремлют. Интернет предоставляет огромные возможности для расширения бизнеса. Однако чтобы достичь успеха, придется бороться за место на рынке с крупными компаниями, которые формируют штат из опытных менеджеров, дизайнеров, SEO-специалистов, копирайтеров.

Не все готовы долго ждать товар. Из онлайн-магазина не заберешь товар сразу, кроме цифровой продукции, конечно. И с этим приходится считаться.

Товары нельзя примерить, подержать в руках. Да, отдельные крупные онлайн-продавцы подключили функцию дополненной реальности (AR), которая позволяет получить более детальное представление о товаре, как если бы вы находились в торговом зале и рассматривали образцы. Но такую услугу могут себе позволить лишь единицы.

Будущее онлайн-торговли

Объем электронной коммерции все время растет. Агентство Nasdaq опубликовало данные, что к 40-му году почти 95 % покупок будут делаться через интернет. Рассмотрим, за какими глобальными трендами онлайн-коммерции будущее.

Цифровые технологии стремятся к персонализации, используя «умный» поиск и подбор товара, составление индивидуальных программ, онлайн-диагностику, тесты и т.д. Искусственный интеллект проанализирует все сделанные вами заказы и составит список рекомендаций, учитывая ваши предпочтения.

Будущее онлайн-торговли

Выбирать не только становится в интернет-магазине удобно и быстро, но и превращает процесс в игру с помощью виртуальных инструментов.

В продуктовых сетях уже предлагают выбирать товары в соответствии с генетическим тестом и базовыми медицинскими показателями.

Сегодня в тренде гибридный формат торговли, когда обычный розничный бизнес дополняется онлайн-возможностями, покупатели могут прямо в зале оформить покупку в интернете, а затем получить его в организованной зоне самовывоза. В качестве другого примера совмещения офлайн и онлайн-технологий можно взять торговые точки Amazon Go, где нет кассы и продавца, а продажа осуществляется с использованием приложения и камер, распознающих лица.

Следующее направление – это внедрение элементов e-commerce в соцсети, уже сейчас в 2022 электронная коммерция использует TikTok, Twitter, Pinterest, YouTube.

Недалеко то время, когда для совершения онлайн-покупки люди будут пользоваться только мобильными приложениями, которые вытеснят другие варианты онлайн-торговли, и заказывать с помощью «умных» голосовых помощников, AR-приложений для примерки, а платить через PayPass.

Уже в конце 90-х e-commerce достигла оборотов 3-3,5 трлн.$ в год. Лидируют здесь Китай и США, электронная коммерция в России немного отстает, однако рост здесь тоже имеется за счет сотрудничества с онлайн-компаниями Китая: «Али Экспресс», «Тао-Бао» и другими гигантами.

Сохраните себе:
Читайте также
Одностраничный сайт: понятие, функции, создание
В данной статье мы расскажем: Что собой представляет одностраничный сайт Виды одностраничных…
Наружная реклама: виды, правила размещения
В данной статье мы расскажем: Преимущества и недостатки наружной рекламы Закон о…
Тестирование гипотез: где применяется, как выполняется
В данной статье мы расскажем: Что такое тестирование гипотез простыми словами Процесс…
KPI отдела продаж: понятие, основные показатели
В данной статье мы расскажем: Что такое KPI отдела продаж и для…
Бизнес-партнер: для чего нужен и как найти
В данной статье мы расскажем: Определение бизнес-партнера Цели и задачи сотрудничества с…
Бесплатные каналы продвижения, их плюсы и минусы
В данной статье мы расскажем: Суть и виды каналов продвижения Основные каналы…
Позиционирование компании: виды, стратегии, цели и задачи
В данной статье мы расскажем: Цели и задачи позиционирования компании Преимущества позиционирования…
Позиционирование продукта: стратегии, методы, этапы
В данной статье мы расскажем: Суть позиционирования продукта Модели и стратегии позиционирования…
Срок окупаемости проекта: что это, как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Понятие срока окупаемости проекта Для каких сфер…
Рынок сбыта: суть, методы анализа
В данной статье мы расскажем: Понятие рынка сбыта Анализ рынка сбыта: как…
Взаимозаменяемые товары: понятие, виды, установление цены
В данной статье мы расскажем: Что такое взаимозаменяемые товары простыми словами Виды…
Виды маркетинговых коммуникаций: какие часто используются
В данной статье мы расскажем: Понятие и цели маркетинговых коммуникаций Семь основных…