Глоссарий

Эффект Гиффена: суть, причины, примеры

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 6
Эффект Гиффена - экономическая концепция, объясняющая поведение потребителей. Суть теории заключается в том, что при повышении цен на жизненно важные, не имеющие заменителей, товары, спрос на них будет не падать, а, наоборот, расти.

В данной статье мы расскажем:

Суть эффекта Гиффена

Парадокс Гиффена, который называется также эффектом Гиффена, представляет собой явление, провоцирующее рост спроса на товар при повышении его стоимости. В обычных условиях наблюдается обратная зависимость: согласно закону спроса увеличение стоимости товара приводит к снижению объем продаж. Например, когда цены на автомобили растут, число продаж сокращается. По этой причине такое противоречивое явление называется парадоксом Гиффена.

Существуют товары, подверженные действию эффекта Гиффена. Они известны как товары Гиффена. В этот список входят рис, макароны, хлеб и некоторые другие продукты, обладающие следующими характеристиками:

  • они доступны по цене;
  • их нельзя заменить другим, более недорогим товаром;
  • полностью отказаться от покупки этих товаров невозможно.

Рост цены на товар Гиффена приводит к увеличению расходов потребителей на этот товар за счет сокращения бюджета на другие покупки, что в свою очередь стимулирует повышение спроса на товары Гиффена. Отказываясь от покупки других товаров, потребители выбирают именно товары Гиффена, что приводит к увеличению спроса.

С точки зрения экономики парадокс Гиффена может быть объяснен взаимодействием двух факторов: эффекта дохода и эффекта замещения. Обычно повышение цены на товар приводит к уменьшению спроса на него, так как покупатели ограничивают свою покупательную способность. Однако эффект замещения стимулирует покупателей приобретать альтернативные товары, которые становятся дешевле по сравнению с подорожавшим товаром.

Источник: shutterstock.com

В случае с товарами Гиффена подобные заменители отсутствуют, и эти товары представляют жизненную необходимость для потребителей, несмотря на снижение их реального дохода. В итоге потребление данных товаров растет, в то время как потребление других товаров, даже если они становятся относительно дешевле, снижается.

Потребительский спрос

Рассмотрим, как функционирует потребительский спрос на различные товары. В качестве примера возьмем автомобили «Мазда». Эту покупку не каждый может себе позволить, поскольку машина стоит недешево. Когда цена на автомобиль марки «Мазда» увеличивается, количество желающих его приобрести сокращается. Некоторые потребители предпочтут купить более доступную «Ладу Весту», а другие решать приобрести подержанный автомобиль. Возможно, есть и те, кто вообще откажется от покупки автомобиля и будет продолжать пользоваться общественным транспортом. Итак, увеличение цены на товар ведет к снижению потребительского спроса.

Совершенно иначе обстоят дела с товарами Гиффена. Например, в соседних областях Эфиопии кускус является основной составляющей рациона людей. Этот продукт недорогой и незаменимый, от которого невозможно отказаться, иначе грозит голодная смерть. Если на рынке Эфиопии возникнет дефицит кускуса с резким повышением цены, спрос на него тоже увеличится.

Допустим, семья еженедельно может себе позволить потратить 100 быров (денежная единица Эфиопии) на базовые продукты: кускус и мясо. Они приобретают пять килограммов крупы и один килограмм мяса. Это скромное, но позволяющее выжить питание.

Из-за внезапного удорожания кускуса в два раза семье приходится покупать его в тех же объемах, не имея альтернатив. В результате денег остается только на полкилограмма мяса. Однако, даже если семья сможет выжить без мяса, без кускуса она будет голодать. В свете неопределенности по поводу будущих цен на крупу семья решает создать запасы, отказываясь от покупки мяса и тратя весь свой бюджет только на кускус. Поэтому вместо пяти килограммов в неделю теперь семья покупает десять килограммов, вызывая повышение спроса на продукт.

Товары Гиффена

Изменение цены на товары Гиффена вызывает эффект замещения, поскольку они являются некачественными товарами без альтернативы. Предполагается, что расходы на эти товары составляют значительную долю бюджета потребителя. Гиффен приводит классический пример с хлебом, который бедные люди начинают потреблять больше, когда его цена возрастает.

Источник: shutterstock.com

Вследствие отсутствия альтернативы хлебу нет возможности произвести замещение и перейти на другие продукты после роста цен. Хотя, учитывая низкое качество хлеба, выгоднее было бы потреблять его в меньших объемах. В такой ситуации возникает отрицательный эффект дохода, связанный с ростом цен на хлеб. В результате возникает парадокс Гиффена.

Потребители, находящиеся на нижней ступени экономической лестницы, представляют особый интерес при изучении поведения Гиффена. Взглянем на пример бедного покупателя, который ограничен в своих возможностях и может позволить себе только купить хлеб. Когда цена на этот продукт возрастает, у него нет никакого выбора. И единственное, что остается делать, это сократить потребление хлеба. Это можно интерпретировать как демонстрацию теории Гиффена, в соответствии с которой только малоимущие слои населения будут менять свое потребление в зависимости от изменений цен на товары.

Даже несмотря на то, что некоторые товары более чувствительны к изменениям цен, чем другие, существуют исключения, которые наблюдаются в краткосрочной перспективе. Например, высокая цена может привлечь некоторых покупателей, ищущих товары с высоким статусом. Однако, если цены продолжат расти, спрос на эти товары упадет.

Парадокс Гиффена

Вариант парадокса Гиффена для каждой страны различается и может быть следующим:

  • Доступная пища: рис, чечевица, гречка, картофель, хлеб.
  • Бензин. Когда цены на бензин начинают расти, небогатые семьи покупают его про запас, чтобы избежать еще большего удорожания.
  • Керосин. Некоторые люди вместо более дешевых альтернатив продолжают использовать керосин для отопления. Если цены на него вырастут, они будут приобретать его в большом количестве.

Продукт экономической активности, который ведет к увеличению количества покупок при снижении доходов, называется неполноценным товаром. Такие товары, как гречка, картофель, хлеб и овсянка, относятся к этой категории. Уменьшение доходов в сочетании с ростом цен на продукты питания и отсутствием доступных альтернатив приводит к тому, что бедные люди вынуждены увеличивать количество покупаемых ими товаров.

Товары Гиффена, характеризующиеся несоответствием кривой спроса «первому правилу спроса», предлагают обратную пропорциональность между ценой и объемом спроса, в отличие от других товаров, где наблюдается положительная связь между ценой и количеством спроса. Эти товары являются неполноценными, и невозможно найти им замену.

Товары Веблена

Категории товаров премиум-сегмента, известные как товары Веблена, отличаются от продукции Гиффена. С ростом цены на эту продукцию спрос на нее также увеличивается. Особенностью товаров Веблена является скачок покупательского интереса, который объясняется только психологическим фактором. Поэтому эти товары выделяются в отдельную группу.

Источник: shutterstock.com

Обеспеченные потребители согласно эффекту Веблена проявляют недоверие к недорогим продуктам и готовы приобретать более дорогие товары. Для таких людей высокая цена становится гарантией высокого качества, символизирующего их статус и способность потратить значительную сумму. Следовательно, увеличение цены украшений с 5000 до 50 000 рублей может привести к росту их продаж.

Причины эффекта Гиффена

Различные события предшествуют возникновению эффекта Гиффена, который экономисты связывают с угрозой дефицита:

  • Кризис и инфляция. В условиях экономического спада и гальопирующей инфляции граждане все больше ограничивают свои расходы и сокращают траты только на необходимые товары, так как доходы уменьшились и стоимость валюты упала в сравнении с долларом.
  • Войны и стихийные бедствия. Когда наступают военные конфликты и природные катаклизмы, они несут разрушение и экономике. В результате этих критических событий люди остаются без работы, обречены быть бездомными. Все это приводит к тому, что они вынуждены расходовать свои сбережения на самые необходимые вещи, такие как дешевая пища.
  • Неурожай. В Ирландии впервые был обнаружен эффект Гиффена в результате неурожая. Это случилось.

Потребители, опасаясь роста цен на товары и их возможного дефицита, активно совершают закупки впрок. Вследствие эффекта Гиффена они стремятся приобрести большие объемы необходимых продуктов, так как боятся их дальнейшего подорожания. Даже при увеличении стоимости потребители не прекращают использование товаров, но начинают экономить на других, более дорогих покупках вроде сыров и сладостей.

Пример эффекта Гиффена

В марте 2022 года возникла ситуация, когда были введены антироссийские санкции со стороны западных стран, что привело к росту курса доллара до 120 рублей. В это же время произошло значительное снижение на фондовом рынке, что предупредило о наступлении кризиса и вызвало панику среди населения России. В результате этого спрос на сахар вырос более чем в пять раз, а цена превысила 80 рублей за килограмм вместо привычных 50 рублей. Повысился спрос и на такие товары, как бумага, оливковое масло, кофейные зерна.

Каждая новая поставка товара моментально исчезала с полок, даже несмотря на то, что многие торговые сети ввели ограничение на продажу сахара до 3–5 килограммов в одни руки.

Источник: shutterstock.com

В китайских провинциях Ганьсу и Хунань в 2007 году Робертом Дженсеном и Ноланом Миллером был проведен эксперимент. Их гипотеза заключалась в том, что в одной провинции основным товаром был рис, в то время как в другой провинции это была пшеница. Субсидии на данные продукты были выделены бедным семьям в каждом из регионов.

Эксперимент показал, что использование субсидий и покупка товаров по низкой цене приводили к снижению спроса. Однако, когда скидки были отменены, востребованность этих же продуктов увеличилась. В результате была обнаружена явная зависимость цены риса и спроса, но сделать достоверные выводы относительно пшеницы не удалось. Несмотря на то, что эксперимент был нацелен на достижение амбициозных целей, гипотеза так и не была однозначно доказана.

Почему критикуют теорию эффекта Гиффена

Вопреки своим достаточно обоснованным выводам предложенная Р. Гиффеном теория, представленная в 1895 году, вызвала множество дискуссий и критики. Некоторые экономисты считают, что описанный им парадокс представляет собой искусственное явление, связанное с экономической теорией, и не имеет никакого отношения к реальной ситуации.

Почему критикуют теорию Гиффена:

  • Более дешевый продукт, несмотря на более низкое качество, всегда будет выбран потребителями в соответствии с эффектом Гиффена. Это, однако, противоречит реальности, так как потребители в большинстве случаев предпочитают более дорогие и качественные товары.
  • В реальности потребители часто сравнивают цены и выбирают более дешевые аналоги, несмотря на теорию о том, что они не могут сравнивать цены между разными товарами.
  • В случае, когда товар не является неотъемлемым или потребители могут легко заменить его аналогом, возникает возможность, что эффект Гиффена перестанет срабатывать.

Потребители, заботящиеся о своем бюджете, проявляют особое поведение в неоклассических рамках. Их интерес к цене товаров сильно зависит от того, как она влияет на их финансовые возможности.

Источник: shutterstock.com

Существует теория, в соответствии с которой поведение Гиффена не может быть исключено и не объясняется почему. Если мы предположим, что неоклассическая модель верна, то при определенных, хотя и необычных условиях такое поведение должно происходить. Однако поиск такого поведения напрасен, потому что условия не были выполнены, данные недоступны или теория дефективная. Так считают некоторые критики гипотезы.

Доказательства, полученные в ходе лабораторных исследований, опровергают идею о реальности эффекта Гиффена. Не следует ожидать, что такое поведение будет наблюдаться на рынке. В конкретных случаях некоторые потребители могут проявлять эффект Гиффена по отношению к определенному товару, но в целом спрос на рынке снижается.

Вопреки критике эффект Гиффена все же остается важным понятием в экономической теории и может помочь понять поведение потребителей в некоторых ситуациях.

Сохраните себе:
Читайте также
Бюджет проекта: составляющие, этапы разработки
Из этого материала вы узнаете: Что собой представляет бюджет проекта Структура бюджета…
Установление контакта с клиентом: цели, техники, принципы
Из этого материала вы узнаете: Цели и задачи установления контакта с клиентом…
Таргетированная реклама: что это такое и как работает
Из этого материала вы узнаете: Что такое таргетированная реклама Зачем нужна таргетированная…
Постановка целей по SMART: суть методики
В данной статье мы расскажем: Технология постановки целей по SMART Критерии постановки…
Одностраничный сайт: понятие, функции, создание
В данной статье мы расскажем: Что собой представляет одностраничный сайт Виды одностраничных…
Наружная реклама: виды, правила размещения
В данной статье мы расскажем: Преимущества и недостатки наружной рекламы Закон о…
Тестирование гипотез: где применяется, как выполняется
В данной статье мы расскажем: Что такое тестирование гипотез простыми словами Процесс…
KPI отдела продаж: понятие, основные показатели
В данной статье мы расскажем: Что такое KPI отдела продаж и для…
Бизнес-партнер: для чего нужен и как найти
В данной статье мы расскажем: Определение бизнес-партнера Цели и задачи сотрудничества с…
Бесплатные каналы продвижения, их плюсы и минусы
В данной статье мы расскажем: Суть и виды каналов продвижения Основные каналы…
Позиционирование компании: виды, стратегии, цели и задачи
В данной статье мы расскажем: Цели и задачи позиционирования компании Преимущества позиционирования…
Позиционирование продукта: стратегии, методы, этапы
В данной статье мы расскажем: Суть позиционирования продукта Модели и стратегии позиционирования…