Глоссарий

Что такое CPA, принцип работы и виды CPA-сетей

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 6 минут
CPA (cost per action) - переводится как «оплата за действие». Эффективная модель партнерского маркетинга для онлайн-продвижения, в которой участвует три стороны: рекламодатель, площадка и посредник.

В данной статье мы расскажем:

Такое сотрудничество выгодно всем, ведь первый получает клиентов, вторая – гонорар, а CPA-сеть – комиссию за организацию совместной деятельности участников.

Принцип работы CPA

Поэтапно процесс взаимодействия сторон выглядит так:

  • CPA-площадка выступает посредником между бизнесом и платформой, на которой будет размещаться реклама.
  • Компания использует CPA- площадку как место, где можно оставить оффер для будущих партнеров по продвижению.
  • Владельцы сайтов, групп, блогов изучают представленные на CPA-площадке предложения и выбирает подходящее по всем условиям.
  • После заключения договора о сотрудничестве начинается размещение рекламы компании-заказчика на платформе исполнителя в Интернете. За каждого нового клиента, пришедшего в компанию через сайт или блог, партнер получает вознаграждение.
  • Выгода для бизнеса заключается в том, что он не распыляет рекламный бюджет, а тратит его только на оплату полезных целевых действий потенциальных клиентов.
  • CPA-площадке положена комиссия за предоставленную партнерам возможность найти друг друга.

Виды CPA-сетей

СРА-сеть может относиться к одному из следующих видов:

  • товарная, где предлагаются определенные группы товаров;
  • игровая, на которой можно найти различные игры;
  • мобильная, специализирующаяся на приложениях для телефонов;
  • финансовая, на которой реализуют кредиты, займы, карты и т. д.;
  • гемблинг, главное направление которой – азартные игры;
  • дейтинг, оказывающие услуги по регистрации в приложениях для знакомств;
  • адалт – где представлены все типы продуктов для лиц старше 18 лет;
  • общенаправленная, объединяющая все перечисленные виды.

Типы целевых действий при посещении площадки

От пользователя, посетившего ресурс с размещенной на нем рекламой, ожидается вполне конкретное целевое действие. Только при его выполнении рекламодатель платит партнеру. Действия бывают разные:

CPS (Cost Per Sale, Pay Per Sale) – оплата производится по факту приобретения товара или оказания услуги. При отмене заказа или отказа от покупки деньги партнер не получает. Такое целевое действие считается самым глубоким. Его второе название – CPO (Cost Per Order).

CPL (Cost Per Lead) – вариант, при котором оплачивается каждый лид. Площадке, на которой размещена реклама, платят за регистрацию пользователя в личном кабинете, заполнение им формы обратной связи, отправление анкеты или заявки.

CPV (Cost-Per-Visit) – партнеру приходят деньги за каждое посещение сайта.

CPI (Cost-Per-Install) – площадка зарабатывает, когда пользователь скачивает и устанавливает рекламируемый продукт (мобильное приложение или софт для ПК).

Отдельно можно упомянуть Call-tracking, когда оплачиваются телефонные звонки. Благодаря этой технологии происходит замена основного номера на сайте рекламодателя, позволяющая зафиксировать звонок пользователя и узнать, на какой именно платформе он узнал о продвигаемом продукте.

Для каждого CPA определяется период, в течение которого рекламодатель проверяет, существует ли потенциальный клиент на самом деле. После успешного завершения проверки площадка получает вознаграждение, предусмотренное договором.

Источники трафика в СРА-маркетинге

  • Собственный веб-ресурс компании-рекламодателя. Помимо сайта это может быть блог или официальная группа в социальной сети. Главное, чтобы это было место концентрации лояльно настроенных подписчиков, готовых к выполнению целевого действия.
  • Контекстная реклама. Трафик после размещения объявлений на Яндекс.Директ и Google.Adwords гарантирован, однако его используют не все офферы.
  • Социальные сети. Эффективны таргетированная реклама, а также продвигающие посты в сообществах с целевой аудиторией.
  • Баннерная реклама. Гарантирует трафик, если баннеры находятся на ресурсах, где пользователи заинтересованы в приобретении продукта.
  • Тизерный трафик. В основе этого способа лежит перепродажа (арбитраж) трафика. Его использование сопряжено со многими нюансами, которые стоит изучить заранее.

Способы расчета CPA

  • Вручную

Формула, которую используют для определения цены одного действия:

CPA = Стоимость рекламы / Количество целевых действий

Например, бюджет рекламной кампании составил 100 тысяч рублей. Целевое действие, ожидаемое от посетителей, – заполнение формы с контактами. В результате было собрано 5000 адресов электронной почты потенциальных клиентов. Следовательно, 100000 / 5000 = 20 рублей. Такой получилась стоимость одного лида. Такой результат можно считать очень хорошим.

А теперь предположим, что на рекламу было потрачено 40 тыс. рублей, а регистрацию на сайте прошли только 200 посетителей. Значит, каждый лид обошелся рекламодателю в 200 руб. (40000 / 200 = 200). Это значительные затраты для ограниченного бюджета.

  • Онлайн-калькулятор

Можно воспользоваться одним из многочисленных калькуляторов для расчета CPA, имеющихся в Сети. Заполняете соответствующие поля, и цена целевого действия будет рассчитана автоматически.

  • С помощью Google Analytics

Мониторить эффективность рекламной кампании удобно с системой Google Analytics. Подключив UTM-метки, вы получите достоверный отчет, по которому можно судить о правильности выбранной тактики.

В систему GA импортируются данные о произведенных расходах, что значительно упрощает подсчеты. Для этого выбираем функцию «Вычисляемые показатели», а затем применяем для вычисления CPA в маркетинге формула «Стоимость / Сумма достижения целевых действий».

В этой системе действуем аналогично, отличия заключаются только в названиях. Цена простого целевого действия вычисляется выбором пункта «Средняя стоимость достижения цели».

  • С помощью Google Data Studio

Сервис предназначен в том числе для отслеживания маркетинговых и бизнес-показателей. Формула для вычисления CPA такая же, как в Google Analytics: «Стоимость/Сумма достижения целевых действий».

Стоимость CPA применяются и другие существующие системы сквозной аналитики – Alytics, К50 и т. д. Выбор зависит от целей, тактики и бюджета рекламной кампании. Напоминаем, что многие сервисы для сбора и анализа данных платные.

Выбор СРА-сети

Определение подходящей CPA-сети – вопрос, актуальный и для рекламодателей, и для их партнеров.

  1. В первую очередь бизнес устанавливает, какая тематическая ниша его интересует. Что он будет продвигать – товары или услуги? К какой группе они относятся? Для партнера это шаг тоже необходим, но у него больше возможностей в плане выбора.
  2. Определение CPA-сети начинается с изучения специальных каталогов, где перечислены тематика, геолокация, общий рейтинг существующих сетей, а также количество запущенных в них офферов и другие сведения.
  3. Среди представленных в каталоге сетей отбираем соответствующие тематической нише. Далее смотрим, сколько офферов в них запущено (оптимальное количество – от 20), изучаем отзывы, определяем количество рекламодателей и партнеров, читаем информацию о них.

Когда рекламодатель или партнер решили, что CPA-сеть соответствует их требованиям, можно приступать к работе с ней.

Настройка СРА-маркетинга

Процесс настройки отличается для разных сторон сотрудничества, поэтому рассмотрим оба варианта поэтапных действий.

Рекламодатель для запуска маркетинговой кампании:

  • Определяет нишу и выбирает подходящую CPA-сеть.
  • Формулирует оффер, перед этим изучив опыт конкурентов, которые уже представлены в этой нише.
  • Поставить партнерам правильные цели для эффективной организации их работы. В частности, необходимо указать, какие виды трафику им использовать, чтобы исключить пересечения с трафиком рекламодателя. На этом же этапе определяются способы мотивации партнеров.
  • Провести анализ результатов партнерской программы. В числе основных показателей CPA в маркетинге – объем полученного по итогам сотрудничества трафика, источники привлечения новых клиентов и так далее.

Действия партнера при настройке CPA-маркетинга:

  • Определение тематической ниши и CPA-сети, подходящей по условиям сотрудничества.
  • Выбор оффера, соответствующего направлению партнерского ресурса, проверка его доступности и типа трафика (сайт, группа в соцсети, блог и тому подобное).
  • Оставление заявки на подключение доступа к подходящим офферам.
  • Работа по генерированию потока трафика.

Вопрос необходимости использования CPA для разных сфер бизнеса

Проверьте, справедливы ли следующие утверждения для вашей компании, чтобы понять, будет ли модель CPA эффективной в вашем случае.

  • Вы работаете в секторе B2С, и ваш продукт можно продвигать в Интернете.
  • Продукт предназначен для массового использования.
  • Цена на ваш продукт соответствует средней по рынку, есть конкурентные преимущества в виде бесплатной доставки, обслуживания и т. д.
  • Технические возможности предусматривают установку пикселя на ваш сайт.
  • Нет географических ограничений для реализации продукта.
  • Вы готовы оплатить работу веб-мастера по среднерыночной ставке.

Модель не подходит, если ваш бизнес:

  • Ориентирован на производство и реализацию сложных, узкоспециализированных или экзотических товаров и услуг. Например, вы продаете промышленное оборудование.
  • Не может обеспечить конкурентоспособную цену продукта. Если у других компаний можно приобрести то же самое за ощутимо меньшие деньги, партнеры откажутся от невыгодного сотрудничества.
  • Работает в секторе B2B. В большинстве случаев это подразумевает длительную подготовку сделки, изучение множества вариантов, сравнение предложение, неоднократные консультации в офлайне.
  • Не сможет обеспечить растущий спрос на товары (услуги). Предположим, мощности вашего цеха по производству мебели позволяют выпускать 15 кухонных гарнитуров в месяц. Что вы будете делать, если по итогам размещения рекламы у партнеров заказов будет в разы больше?
  • Может позволить себе проведение длительной маркетинговой кампании, не менее трех месяцев. В CPA-маркетинге стоимость размещения бывает довольно ощутимой для малого бизнеса. Если вашего бюджета хватает только на две недели, судить о ее эффективности будет сложно.

Использование СРА-сетей для привлечения новых клиентов весьма популярно у рекламодателей и их партнеров, поскольку система берет на себя часть проблем обеих сторон сотрудничества. Главное – правильно выбрать подходящую площадку, исходя из ниши бизнеса, маркетингового бюджета и целей продвижения. Чаще всего CPA-сети привлекают как дополнительный инструмент увеличения трафика, а ведущую роль отводят более распространенным способам информирования пользователей о своем продукте.

Сохраните себе:
Другие термины на букву «C»
Читайте также
Чем занимается отдел маркетинга: кто и как продвигает продукт
Из этого материала вы узнаете: Цели и функции отдела маркетинга в компании…
Руководитель отдела маркетинга: обязанности, требования к кандидату на должность.
Из этого материала вы узнаете: Кто такой руководитель отдела маркетинга Основные задачи…
Менеджер отдела продаж: как нанять и сколько платить
Из этого материала вы узнаете: Задачи менеджера отдела продаж Функции менеджера отдела…
Показатель вовлеченности: понятие, формулы расчета, сервисы для отслеживания
Из этого материала вы узнаете: Показатель вовлеченности: что это такое Причины отслеживать…
Маркетолог: что делает и каким бывает
Из этого материала вы узнаете: Задачи и обязанности маркетолога Специализации маркетологов Навыки…
Обязанности руководителя отдела продаж: разбираемся в деталях
Из этого материала вы узнаете: Обязанности руководителя отдела продаж Необходимые навыки и…
SWOT-анализ предприятия: эффективный инструмент оперативной и стратегической оценки компании
Из этого материала вы узнаете: Задачи SWOT-анализа предприятия Преимущества и недостатки SWOT-анализа…
Сегмент рынка: как определить и что делать дальше
Из этого материала вы узнаете: Понятие сегмента рынка Зачем определять сегмент рынка…
Кросс-маркетинг: кому подойдет и как организовать
Из этого материала вы узнаете: Понятие кросс-маркетинга Преимущества кросс-маркетинга Схемы кросс-маркетинга Инструменты…
Частный инвестор: кто это?
Из этого материала вы узнаете: Кто такой частный инвестор Плюсы и минусы…
Спонсор: цели, формы и виды сотрудничества
Из этого материала вы узнаете: Кто такой спонсор Выгоды и цели спонсора…
Точка безубыточности: когда рассчитывать и как
Из этого материала вы узнаете: Понятие точки безубыточности Формула и пример расчета…