Глоссарий

Что такое файлы cookie, зачем они нужны, как очистить куки в браузерах

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 7 минут
Cookie - небольшие текстовые файлы, собираемые на пользовательском компьютере, смартфоне или планшете. Все это происходит автоматически и незаметно. Сам юзер об этом может и не догадываться, пока не заметит, что память устройства чересчур забилась. Куки можно удалять и даже заранее заблокировать их сохранение.
В данной статье мы расскажем:

Что такое сookie

Многие не знают, что такое cookies-файлы. При этом даже если вы рядовой пользователь Интернета, вам не помешает ознакомиться с этой информацией. Cookies (куки) представляют собой текстовые файлы, которые хранят сведения о посещениях сайтов. При их отсутствии после каждого запроса браузера к ресурсу сервер будет считать, что человек первый раз зашёл на сайт. Для сохранения информации о посетителях браузер оставляет полученные от сервера файлы. При повторном открытии ресурса он отправляет эти данные обратно. Есть куки, которые хранятся на компьютере длительное время, а есть такие, которые удаляются после окончания сессии.

При открытии практически всех сайтов пользователю присылается уведомление о сборе файлов cookies или предложение разрешить выполнение соответствующей операции. Это вошло в норму после того, как Евросоюз сформулировал закон о cookie. Дело в том, что при каждом сеансе сохраняется большое количество информации о пользователях, в том числе пароли, логины, имена, номера карт. При этом доступ к некоторым сведениям из файлов cookies можно закрыть при применении зашифрованного соединения HTTPS. Если ресурс защищен, то вероятность утечки данных крайне низкая. Плюс ко всему, многие люди периодически собственноручно удаляют куки со своих устройств.

Теории возникновения названия термина

На данный момент есть множество вариантов возникновения термина cookie (в переводе с английского – «печенье»).
  • Теория Гензель и Гретель. Многие думают, что «интернет-печенье» обязано своим названием сказке «Пряничный домик». По сюжету двое детей оставляли за собой крошки печенья, чтобы иметь возможность выйти из леса. Это отлично описывает возможность отслеживания действий пользователя с помощью cookie.
  • Теория волшебного печенья. В программировании есть термин «magic cookie». Он обозначает токен или небольшой фрагмент информации, который передаётся от одной программы к другой. Файл зачастую применяется в качестве пропуска для идентификации определенного события или транзакции. В 90-х годах «печеньки» начали применять в процессе веб-соединения в рамках электронной коммерции.
  • Теория Cookie Monster. Согласно этому варианту, после ухода одного программиста из компании в ней стали происходить странные события. Иногда компьютерная система выключалась, а на экране высвечивалось сообщение: «Дайте мне печенье». Все начинало работать только тогда, когда пользователь вбивал слово «cookie». Проблема заключалась в самом коде и могла быть устранена лишь после полноценной перезаписи. В итоге код не стали трогать, а пользователи привыкли вводить ключевое слово.

Как работает cookie

Для отправки куков с сервера в клиент применяется заголовок Set-Cookie, который выглядит так: Set-Cookie: <название-кука>=<заголовок-кука> В результате браузер получает ответ:

HTTP/1.0 200 OK

Content-type: text/html

Set-Cookie: red_cookie=chocolate

Set-Cookie: green_cookie=crunchberry

[контент страницы

Браузер сохраняет куки и при повторном открытии сайта возвращает их серверу:

GET /sample_page.html HTTP/1.1

Host: www.example.org

Cookie: red_cookie=chocolate; green_cookie=crunchberry

Все куки, которые посылаются сайтами, лежат на жестком диске в папке «Пользователи» (Users). Допустим, вы хотите найти куки из браузера Google. В таком случае вам нужно перейти к:

«C:\Users\Название_пользователя\AppData\Local\Google\Chrome\User Data\Default»

Аналогичным образом можно найти куки из других браузеров (название конкретной программы смотрите в папке Local).

Параметры cookie

Перечислим основные параметры cookie-файла:
  • name — название файла;
  • expires — дата истечения куки;
  • max-age — максимальный срок хранения куки.
  • domain — сайт, который может совершать операции с куки.
Каждый раз, когда человек открывает страницу сайта, выполняется отправка куки.

Зачем нужны cookie

Рассмотрим причины, которые объясняют необходимость сбора cookie:
  • Обеспечение удобства для пользователей. Например, после регистрации в интернет-магазине человеку не потребуется повторно вписывать свой логин и пароль.
  • Сбор статистики. С помощью файлов куки можно выполнять информационный анализ. Это важно для рекламодателей. Коммерческие предложения, демонстрируемые на сайтах, основываются на индивидуальных cookie-файлах.
  • Мониторинг сеансов доступа. В целях упрощения оценки характеристики посещений в куки заключаются сведения о разновидности устройства, его местонахождении и времени открытия ресурса.

Зачем нужны cookie

Поисковые системы применяют cookies для сбора информации, касающейся предпочтений пользователей. С помощью этой методики оптимизируются старые сервисы и создаются новые.

Основные виды cookie

Чтобы разобраться, что такое cookie, следует поговорить о каждом типе данных по отдельности. Они различаются по времени сохранения и параметрам собираемых данных:
  • Сессионные (временные). «Живут», пока пользователь не закроет сайт, и затем удаляются автоматически.
  • Постоянные. Удаляются спустя некоторое время или после собственноручной очистки устройства пользователем. Браузер посылает их на сервер при каждом открытии сайта.
  • Защищенные. Отправляются только посредством соединения HTTPS, которое защищено шифрованием.
Следовательно, оставлять свои персональные данные следует лишь на сайтах с HTTPS.

Как cookies используются в маркетинге

В рамках маркетинга выделяют три разновидности информации.
  1. Первичная. Речь идёт о персональных данных клиентов. Эти сведения покупатели оставляют в момент заполнения форм и анкет. Сайты сами собирают такую информацию и затем сохраняют ее в специально выделенной базе данных или CRM-системе. При этом ее нельзя хранить в куки-файлах.
  2. Вторичная. Это анонимная информация, которая собирается аналитической или рекламной системой. После того как пользователь открывает сайт, подобного рода система запоминает все операции, которые он совершил. Затем эти данные применяются для реализации массовых рекламных кампаний в целях привлечения людей на страницу.
  3. Сторонние. Дополнение файлов куки, отобранных аналитической системой за счёт внешних подрядчиков. Вам нужно переслать анонимные данные по определенному пользователю на специальную площадку, которая сохранит эту информацию и пришлёт ее расширенную версию. Таким образом, вы сможете узнать, какие ресурсы он открывал, есть ли у него дети и т. д.

Как очистить cookie

  1. В браузере
  2. Чтобы утилизировать файлы cookie, нужно зайти в настройки вашего браузера. К примеру, для очистки всех куков в Google Chrome вам нужно пройти следующий путь:
    • Открыть Google Chrome.
    • Кликнуть на значок «⋮» в правом верхнем углу экрана (меню инструментов).
    • Нажать на «Настройки».
    • Кликнуть на «Безопасность и конфиденциальность».
    • Выбрать «Очистить историю».
    • Отметить чекбокс «Файлы cookie и другие данные сайтов».
    • Закрыть браузер для сохранения корректировок.

    Требования к cookies на законодательном уровне

    Если не хотите удалять куки самостоятельно, то можете воспользоваться сторонним ПО. К примеру, антивирусом McAfee Multi Access. Данная программа также блокирует вредоносный код, обнаруженный в системе, очищает устройство от опасных приложений, удаляет шпионов и т. д.

  3. С помощью CCleaner
  4. После установки данной утилиты вам нужно нажать на кнопку «Параметры» и кликнуть по «Cookie-файлы». С помощью стрелок переместите лишние куки в правый столбик. После этого останется лишь нажать на правую кнопку мыши и кликнуть на «Удалить».

    Требования к cookies на законодательном уровне

    В последнее время происходило множество скандалов, связанных с кражами данных пользователей. Впоследствии законодательство, касающееся cookie-файлов браузеров, стало гораздо строже.

    Не так давно были приняты законы GDPR в Европе, российский 152-ФЗ «О персональных данных» и бразильский LGPD. Они диктуют более строгие требования к хранению и отправке cookie. Например, все сетевые ресурсы теперь должны осведомлять пользователей о сборе файлов.

    Кроме того, в будущем могут запретить использование постоянных cookie. В некоторых государствах (тот же Китай) такие сведения собираются властью и применяются для социального скоринга и присвоения оценок благонадежности (на основе посещенных интернет-страниц). А социальный скоринг оказывает влияние на вероятность выдачи кредита и дороговизну страховки.

    Как обезопасить себя от кражи cookies

    Перечислим негативные последствия сбора cookie-файлов, которые встречаются чаще всего:
    • появление навязчивой рекламы товаров, которые когда-то были вам интересны;
    • загрузка на ПК вредоносного ПО;
    • отправка рекламного спама на электронную почту и в социальные сети;
    • утечка персональных данных, включая информацию, взятую из паспорта, и сведения о банковских картах;
    • мошеннические действия, нацеленные на ваши личные данные.
    Чаще всего в утечках куки-файлов виноваты сами пользователи или владельцы интернет-ресурсов. Во избежание таких ситуаций следует помнить о ряде правил:
    1. Не стоит открывать страницы, применяющие незащищенное подключение (http, а не https).
    2. Закрывайте сайт, если на нем расположено множество рекламных баннеров.
    3. Если вам нужно открыть интернет-ресурс, но у вас есть сомнения относительно его безопасности, то включите режим инкогнито. Таким образом все cookie-файлы будут стерты по завершении сессии.
    4. Старайтесь не устанавливать сторонние плагины.
    5. Не оставляйте свои личные данные на подозрительных сайтах.
    6. До того, как вы совершите покупку на сайте, ознакомьтесь с отзывами реальных пользователей.
    Плюс ко всему, вы можете скачать блокировщик рекламы. С его помощью вы сможете с большим комфортом пользоваться сетью, а ваши личные данные будут формально защищены. Однако блокировщик — это плагин, так что он тоже может являться вредоносным.

    Как совсем отключить cookies

    Чтобы отключить куки в Google Chrome, вам нужно:
    1. Открыть Google Chrome.
    2. Нажать на значок «⋮» в правом верхнем углу экрана (меню инструментов).
    3. Кликнуть «Настройки».
    4. Выбрать «Безопасность и конфиденциальность».
    5. Нажать на «Файлы cookie и другие данные сайтов»:
    6. Кликнуть по необходимому для вас варианту блокировки:
      • разрешить все файлы куки;
      • блокировать файлы куки от сторонних сайтов в режиме инкогнито;
      • блокировать все сторонние куки;
      • заблокировать вообще все куки.
    Любые действия на интернет-ресурсах сохраняются в браузере с помощью файлов cookies. С одной стороны, это крайне удобно, а с другой — опасно. Ваши данные могут быть украдены и использованы в самых разных целях. Однако вы можете без особого труда обезопасить свою личную информацию.
    Сохраните себе:
Читайте также
NPV: формула и анализ
В данной статье мы расскажем: Важность расчета NPV Формула и способы расчета…
CPI: как и где используется метрика
В данной статье мы расскажем: Что такое CPI Преимущества и недостатки модели…
CPO: сколько стоят клиенты
В данной статье мы расскажем: Что такое CPO Преимущества и недостатки применения…
CTR: что это в рекламе, как и зачем рассчитывать
В данной статье мы расскажем: CTR: что это в рекламе Формула и…
Доля рекламных расходов: понятие, формула расчета
В данной статье мы расскажем: Что такое доля рекламных расходов Отличие ДРР…
CPC модель: плюсы и минусы, где используется
В данной статье мы расскажем: Что такое показатель CPC Для чего нужна…
CPM: кому нужна метрика и как считать
В данной статье мы расскажем: Понятие CPM Формула расчета CPM Факторы, влияющие…
Что такое B2G: примеры, тенденции, плюсы и минусы работы
В данной статье мы расскажем: Что такое B2G продажи Виды взаимодействия в…
Пиар: виды, задачи, методы
В данной статье мы расскажем: Цели и задачи пиара Виды пиара по…
Контекстная реклама: задачи, преимущества и виды
В данной статье мы расскажем: Что такое контекстная реклама Какие задачи решает…
Реферальная ссылка: разбираемся в деталях
В данной статье мы расскажем: Понятие реферальной ссылки Плюсы и минусы реферальной…
Объем продаж: формулы расчета и способы увеличения
В данной статье мы расскажем: Что такое объем продаж предприятия На что…