Глоссарий

Что такое GMV и как его рассчитать

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 7 минут
GMV - метрика, демонстрирующая общую прибыль площадки. Очень часто ее вычисляют для маркетплейсов. Из конечной суммы вычитают возвраты, отказы от покупок, очищая итоговую цифру от несостоявшихся сделок. Для расчета GMV есть простая формула.
В данной статье мы расскажем:

Что такое GMV

GMV – это сокращение от английского выражения «Gross Merchandise Value», что означает «валовая стоимость товара», отражает общую цену всей продукции, реализованной на платформе за конкретный срок. Скидки, обмены на другой товар и возвраты покупателей во внимание не берутся.

Проще сказать, что GMV в бизнесе – это базовая стоимость всей реализованной на сайте продукции. Данная метрика не равна выручке, поскольку не учитывает скидки и прочие затраты.

GMV обычно характеризует валовый поток продуктов через платформу, позволяя проанализировать комиссию. Его применяют, чтобы оценить финансовое состояние маркетплейсов и иных платформ, где происходит взаимодействие покупателя и продавца. Если вы знаете данный показатель, а также комиссию, вы можете вычислить, какой заработок дала платформа.

Стоит сказать, что GMV в маркетинге – это инструмент, позволяющий оценить доходы и возможности роста организации. Например, если стоимость реализуемых товаров увеличивается, значит компания развивается. Также можно анализировать рост между разными годами. Если за позапрошлый год показатель увеличился на 25 %, а за прошлый лишь на 17 %, это означает, что применяемая модель бизнеса не соответствует рыночной ситуации.

Если у вас есть только единственный канал сбыта, определять общую цену продукции бессмысленно. Использовать GMV для предприятия, которое не применяет модель B2С, стоит тогда, когда оно задействует несколько каналов сбыта с отдельными потоками денежных средств.

Как рассчитывают GMV

Рассмотрим, как считать GMV. Показатель определяется умножением стоимости всей проданной продукции на ее количество. К примеру, если на площадке было реализовано 1500 товаров, и цена каждого была 1000 рублей, GMV будет составлять 1,5 миллиона рублей.

GMV = Цена всех проданных товаров × Количество проданных товаров

Сейчас наблюдается тенденция к росту GMV маркетплейсов, поскольку активно идет переход на 3р-модель, когда на площадке торгуют сторонние селлеры. Зачастую их оборот превышает половину GMV, поэтому получается, что данный показатель характеризует востребованность площадки у продавцов. Чем большее значение имеет GMV, тем больше продавцов торгует на маркетплейсе, а значит, комиссия и доход самой площадки увеличивается.

Если платформа работает через разные каналы торговли, то нужно определять объем реализации по каждому из них, а затем находить сумму показателей.

По первой формуле вычисление делается так: предположим, что товар стоит 1500 рублей, и за месяц было продано 10 000 единиц. Тогда:

GMV = 1500 х 10 000 = 15 000 000 рублей (показатель за месяц)

Рассмотрим, как посчитать GMV по второй формуле. Допустим, продавцами за месяц на площадке было продано товаров на сумму 5 миллионов рублей. Еще на 1 миллион рублей площадкой было реализовано продукции собственного изготовления. За предоставленные селлерам услуги маркетплейс получил 500 тысяч рублей.

В таком случае GMV получается: 5 000 000 + 1 000 000 + 500 000 = 6 500 000 рублей в месяц.

Разные площадки могут по-разному вычислять GMV. Например, некоторые магазины не учитывают в расчете показателя продукцию, за которую не удерживается комиссия, а некоторые вычитают из полученного результата налоговые платежи.

GMV популярных маркетплейсов

Маркетплейсы выкладывают в открытый доступ итоги своей работы, позволяющие провести оценку их активность и уровня реализации. При этом метрику GMV компании находят по-разному.

  • Wildberries

Данная площадка формирует отчеты об объемах продаж всех видов продукции и услуг. Так, за первые три месяца 2023 года маркетплейс продемонстрировал удвоенный рост: GMV стал больше на 100 %. В цифрах это 577,194 миллиарда рублей.

  • Ozon

В расчет GMV площадка включает объем продаж, который дали сторонние селлеры, а также выручку от продажи собственной продукции. В эту же сумму включены и налоги. Например, за второй квартал 2024 года показатель (включая услуги) достиг 633 163 миллиона рублей.

  • Яндекс Маркет

Яндекс ведет свою деятельность в разных направлениях, поэтому организация выкладывает общие результаты электронной коммерции, которые включают работу Яндекс Маркета, сервисов доставки Деливери, Яндекс Лавки и Яндекс Еды. За первые шесть месяцев 2024 года товарооборот по этим направлениям достиг 418 473 миллиона рублей.

  • М. Видео-Эльдорадо

GMV компания определяет с учетом онлайн-продаж, а также продаж в розничных офлайн-точках. Из этой суммы не вычитается налог, но не учитываются скидки клиентам и возвраты. За первые три месяца 2024 года объем продаж компании увеличился на 18 % и достиг 131 миллиарда рублей.

  • «Детский мир»

Организация учитывает все продажи, совершенные на сайте, в приложении и магазинах. В GMV включается НДС, но не принимаются во внимание скидки, заказы, которые были отменены покупателями, и возвраты. За первый квартал 2022 года объем реализации в компании составил 42,7 миллиарда рублей.

5 способов увеличить GMV

На величину данного показателя оказывают влияние многие факторы, например, ассортимент продукции, качество клиентского сервиса, дизайн сайта компании и так далее. Каждый бизнес решает задачу увеличения общего показателя продаж в зависимости от специфики своей деятельности. Для этой цели составляется подробное дерево метрик, вершина которого – это показатель GMV. Есть некоторые рекомендации, как сделать его больше.

  1. Расширять ассортимент товаров
  2. Чем разнообразнее продукция, представленная на платформе, тем больше потребителей будет на нее заходить, что в перспективе приведет к увеличению валовых продаж.

  3. Организовать обслуживание покупателей
  4. Это касается как качества услуг, так и мероприятий по повышению лояльности, удержанию и возвращению клиентов. На маркетплейсе можно проводить различные акции, запускать программы лояльности и бонусные программы. Опрос 1000 покупателей из разных городов показал, что 21 % людей приходят на маркетплейсы из-за множества скидок и разнообразных акций.

  5. Использовать рекламу
  6. Для увеличения посещаемости маркетплейса нужно вкладывать средства в рекламу на сторонних площадках, в развитие соцсетей и другие маркетинговые методы.

  7. Оптимизировать сайт
  8. Объем электронных продаж зависит от навигации, интерфейса сайта, трафика. Привлечь больше посетителей на площадку можно за счет SEO-продвижения, оптимизации контента и улучшения дизайна страниц. Важно создавать информативные описания продукции, делать фото и видео хорошего качества.

  9. Заниматься аналитикой
  10. Чтобы добиться роста объема продаж, нужно проводить анализ спроса и оценивать потребительское поведение. Эта информация позволит компании оптимизировать свои предложения и усовершенствовать торговую интернет-площадку.

Преимущества и недостатки GMV

Валовая стоимость продукции, как и любые другие показатели, имеет свои достоинства и недостатки. Их нужно знать, чтобы понимать отчетность компаний.

Достоинства:

  • Анализ эффективности работы маркетплейса. Этот способ позволяет проанализировать потенциальный доход организации.
  • Возможность оценить рост площадки. Если даже на данный момент прибыль не увеличивается, объем реализации позволяет увидеть перспективы.
  • Анализ эффективности применяемой на маркетплейсе модели бизнеса. Можно решить, стоит ли работать дальше в том же ключе, или нужно вносить коррективы.
  • Возможность быстро провести расчет. Если нужно срочно понять, в каком состоянии находится компания, GMV помогает это сделать.

Недостатки:

  • Это не является прибылью компании. То есть, если на маркетплейсе было реализовано продукции на 10 тысяч рублей, это не означает, что все эти деньги достанутся ему.
  • Сложно проанализировать рост базы клиентов. По объему продаж нельзя понять, насколько больше стало покупателей.
  • Не берутся во внимание дополнительные показатели. Так, например, не ведется учет налогов и накладных расходов, что может привести к получению недостоверной картины.

О GMV-метрике нередко незаслуженно забывают. Концентрация говорит о том, какой объем GMV и выручки дают самые активные покупатели. Работа маркетплейсов подчиняется принципу Парето, согласно которому 80 % активности дают 20 % потребителей. Если у вас получается так, что 90 % оборота приносят 10 % поставщиков, нужно обратить на это внимание, поскольку есть риск потерять ликвидность, если из этих 10 % кто-то покинет маркетплейс. Устойчивость компании повышается при увеличении диверсификации как со стороны предложения, так и со стороны спроса.

Сохраните себе:
Другие термины на букву «G»
G
GRP
Читайте также
Чистая прибыль: понятие, формула расчета
В данной статье мы расскажем: Понятие чистой прибыли Цели расчета чистой прибыли…
Специфика направления HoReCa
В данной статье мы расскажем: Что такое HoReCa Специфика сферы HoReCa Маркетинг…
GRP: значение и расчет показателя
В данной статье мы расскажем: Что такое GRP Зачем измерять GRP Отличие…
Время на сайте: как узнать и повысить
В данной статье мы расскажем: Понятие времени на сайте Важность времени на…
Что такое Open Rate и как его рассчитать
В данной статье мы расскажем: Что такое Open Rate Формула Open Rate…
CTOR: что означает, как рассчитать
В данной статье мы расскажем: Что обозначает показатель CTOR Формула расчета CTOR…
Стоимость привлечения клиента (CAC): разбираемся в деталях
В данной статье мы расскажем: Что такое стоимость привлечения клиента (CAC) Отличие…
Внутренняя норма доходности: что это, как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Внутренняя норма доходности: что это такое Применение…
LCR: что означает, как считать
В данной статье мы расскажем: Суть LCR в маркетинге Формулы расчета LCR…
CAGR: разбираемся в нюансах
В данной статье мы расскажем: Что такое CAGR Формула расчета CAGR Практическое…
RFM-анализ: задачи, преимущества, этапы
В данной статье мы расскажем: Понятие RFM-анализа Этапы RFM-анализа Дальнейшая работа с…