ЧПУ — что это такое, насколько важно использовать человекопонятный УРЛ
В данной статье мы расскажем:
Когда мы заходим на страницу любого сайта, в самой верхней строчке браузера высвечивается его URL – Uniform Resource Locator – единый указатель ресурсов или, если простыми словами, – его полный адрес с указанием категорий сайта, конкретной посещаемой страницы.
Эти УРЛы могут выглядеть по-разному: как длинные послания на инопланетном языке, или как нормальная понятная человеку логическая цепочка переходов. Второй вариант – то, что нам нужно, и называется он ЧПУ.
Рассмотрим понятие с точки зрения маркетинга, сетевых технологий и SEO, а не станков и промышленности – про это вам расскажут на других сайтах.
Что такое ЧПУ
Хорошо знакомая любому технарю аббревиатура ЧПУ в данном контексте расшифровывается, как Человекопонятный УРЛ. Для наглядности вот примеры адресов двух интернет-страниц (выдуманных):
- https://magazin_odejdi/kurtki/vesna-oseni - ЧПУ.
- https://magazin_odejdi/4310_3401736_v_sb/ - Абра-кадабра.
Вполне очевидно, что, нажав на первую ссылку, мы попадем на страницу интернет-магазина, где будет представлен каталог с куртками весенне-осенней коллекции.
Куда мы попадем, кликнув по второй ссылке, – совершенно непонятно. Может, лучше вообще на нее не нажимать.
В свою очередь, URL адреса могут быть статическими и динамическими – от этого тоже зависит, как будет отображаться ссылка.
- Статические URL ведут на страницу с постоянным контентом: опубликованной статьей, картинкой и т.д.
- Динамические URL постоянно меняются, а ссылка формируется по запросу пользователя, например, при использовании фильтров в интернет-магазине.
Чаще всего, второй тип URL формируется не по принципу ЧПУ, а, с точки зрения человека, как попало.
ЧПУ не веяние моды. Впервые о том, что URL должны быть оформлены по-человечески, заговорили еще в 1996 году, а в 2000-м термин получил широкое распространение в русскоязычном сегменте Интернета после публикации статьи на профильном сайте и ее дальнейшего распространения.
Насколько важно использовать ЧПУ
А кто назначает их «правильными» или «неправильными»? Подумаешь, в одном URL названия категорий и товаров, а в другом – набор символов. Ведь и та, и другая ссылка (если бы они вели на реальные сайты) работает и приводит пользователя на нужную страницу.
Да, оба адреса на 100 % выполняют свою главную функцию – отправляют пользователя на запрашиваемую страницу сайта. Но есть несколько важных нюансов, которые нельзя не учитывать.
То, как выглядит URL – важно при ранжировании сайта поисковыми системами. Роботу, как ни странно, «приятнее» работать с ЧПУ – такие ссылки он лучше понимает, быстрее индексирует и ранжирует выше. Человекопонятные УРЛ – неотъемлемая часть SEO. Хотите, чтобы ваш сайт быстрее выходил на верхние строчки результатов поиска, – используйте их.
ЧПУ также целиком отображается в сниппете, а если название категории/товара в ссылке совпадает с ключевым словом поискового запроса, то эти слова выделяются, что хорошо сказывается на кликабельности.
К тому же, при использовании человекопонятных УРЛ отдельные страницы сайта с большей вероятностью попадут в расширенный сниппет Яндекс и Google для формирования быстрых ссылок.
Другой, не менее важный фактор, – человеческий. Пользователь НЕ очень любит кликать по ссылкам, если совсем не понятно, что его ожидает после перехода на сайт. Наоборот, страница с понятной иерархией вызывает доверие, повышает кликабельность.
Иными словами, никто не заставляет использовать исключительно ЧПУ, но делать это крайне рекомендуется.
Как правильно использовать ЧПУ
Разрабатывая сайт, используя принципы ЧПУ, старайтесь не слишком углублять его иерархию. Чем дальше будет «проваливаться» поисковая система по разделам в ссылке для обнаружения искомого, тем хуже будет ранжироваться такая страница.
Называние разделов, категорий, продукции указывается латиницей. Тут есть два подхода:
- Русские слова транслитерировать – записывать английскими буквами (как в примерах выше).
- Использовать английские слова. Такие названия категорий, как: /contacts, /pay, /delivery – понятны всем и не нуждаются в переводе.
Можно также использовать русские слова – в строке браузера, сниппете такие ссылки будут отображаться корректно:
https://magazinodejdi/зимние_куртки.
Но при копировании (если вы решите поделиться с кем-то этой чумовой распродажей), перевод на URL будет выглядеть катастрофично:
https://magazinodejdi/EB%FF%F0%ED%EE%F1%F2%FC.
Такое не понравится ни человеку, ни машине.
ЧПУ касается не только отдельных страниц сайта, но и опубликованных на нём изображений. Да, они тоже имеют уникальный URL, также ранжируются поисковиками. Картинка с названием 65497851.jpg и соответствующей строчкой в адресе будет иметь худшие факторы ранжирования, CTR в сравнении с картинкой, которая будет называться котик-в-шапке.jpg.
Не используйте разные регистры в названиях разделов сайта. Робот будет воспринимать страницы: https://school.ru/Tetradi и https://school.ru/tetradi, как разные страницы с одинаковым контентом, т.е. дубли и применит соответствующие санкции при ранжировании.
Важно! Работать с ЧПУ лучше на стадии разработки сайта, когда вы только создаете иерархию страниц, назначаете название категорий, товаров и т.д. Переводить старые страницы сайта на новый лад – не лучшее решение. Вся индексация, просмотры CTR слетят, и возникнет риск неверной переадресации – пользователя будет выкидывать на страницу с ошибкой 404.
Теперь вы знаете, что ЧПУ – это не только числовое программное управление станка, но и понятный человеку URL, на который приятно смотреть и по которому хочется кликать.