Чем занимается отдел маркетинга: кто и как продвигает продукт
Из этого материала вы узнаете:
- Цели и функции отдела маркетинга в компании
- Задачи отдела маркетинга
- Каким компаниям нужен собственный отдел маркетинга
- Из кого состоит и чем занимается команда отдела маркетинга
Цели и функции отдела маркетинга в компании
Основная цель маркетинга — делать все необходимое для увеличения продаж товаров или услуг компании и привлечения максимального числа клиентов. Эти два процесса неразрывно связаны, поскольку один без другого невозможен.
Источник: shutterstock.com
Одна из ключевых задач отдела маркетинга — создание и поддержание отношений между брендом и потребителями. Для достижения данного необходимо наладить контакт с целевой аудиторией, понять ее потребности и предложить соответствующие решения, превращая обычных покупателей в лояльных клиентов.
Для этого отдел маркетинга выполняет следующие задачи:
- Планирование, запуск, сопровождение и оценка эффективности рекламных кампаний в интернете, а также продвижение компании через таргетированную и контекстную рекламы в поисковых системах и социальных сетях.
- Генерация уникального и полезного контента для социальных сетей, лендингов, сайтов и средств массовой информации, отслеживание конверсии на каждом этапе воронки продаж и корректировка контент-стратегии.
- Мониторинг и анализ работы конкурентов, заимствование хороших идей без плагиата и акцент на уникальном торговом предложении (УТП).
- Сбор и обработка обратной связи от целевой аудитории через все каналы коммуникации, включая отзывы, опросы, измерение уровня лояльности и оперативное реагирование на жалобы и вопросы.
Эффективное взаимодействие с клиентами — основной рекламный инструмент компании, важный для любой отрасли и вида деятельности.
Задачи отдела маркетинга
Все задачи отдела можно классифицировать по пяти основным направлениям:
Продукт
Для успешной связи потребителя и производителя требуется грамотное взаимодействие, основанное на продукте, который соответствует соотношению цены и качества, удовлетворяющему запросы покупателя. Стоимость должна быть четко обоснованной и логично построенной.
Если маркетинг основывается на догадках, это может привести к тому, что компании станет невыгодно продавать товар либо покупатель не захочет приобретать продукт из-за завышенной цены. Важно объяснить потребителю происхождение стоимости.
Креативный бренд должен содержать уникальную деталь, которую необходимо выделить и прорекламировать. Это нужно, чтобы клиент, увидев, например, плакат, понял, что этот товар ему необходим.
Источник: shutterstock.com
Разработка стратегии позиционирования бренда возможна только после тщательного анализа целевой аудитории и конкурентов. Изучая потребности потребителей, маркетолог создает продуктовую матрицу и, опираясь на ресурсы компании, определяет, какие товары или услуги следует добавить в каталог. Данный специалист также создаст дизайн упаковки, чтобы товар был приятен в использовании.
Исследование
Перед запуском нового продукта компания должна провести тщательные маркетинговые исследования.
Сотрудники отдела взаимодействуют с потребителями, собирая и анализируя их отзывы. Этот процесс называется customer development. На основе полученных данных маркетологи определяют потенциальные характеристики продукта, что помогает компании избежать выпуска ненужных товаров и сэкономить ресурсы.
Важно, чтобы продукт не уступал конкурентам. Поэтому маркетологи детально изучают рынок потенциальных опасностей перед созданием нового продукта. Кроме маркетологов, этим занимаются сотрудники отдела продаж, а в сложных случаях — служба безопасности. Первые подготавливают сводку результатов и передают ее руководству для принятия окончательного решения.
Планирование
Процесс строится на основе бизнес-задач, которые разбиваются на более мелкие этапы, чтобы создать рабочую схему. При этом важно учитывать доступные ресурсы, и цели должны быть достижимыми и реалистичными.
Во время тестирования спроса маркетологи уже определяют, какой будет упаковка товара и как его будут распространять дистрибьюторы. Отдел маркетинга разрабатывает стратегии для достижения поставленных целей.
Источник: shutterstock.com
Команда тщательно проверяет и корректирует план продаж. Если фактические продажи составляют от 80 до 120 % от запланированного объема, это указывает на успешное выполнение задач маркетологов. В противном случае, если продажи ниже этого диапазона, это свидетельствует о допущенных ошибках.
Реклама
Хотя реклама и маркетинг могут быть отдельными подразделениями, отдел все равно занимается тем, что устанавливает цели, направления и форматы рекламных активностей.
Промоушн
Не рекламное продвижение продукта включает следующие действия:
- BTL-технологии: проведение мероприятий для прямого взаимодействия с клиентами без медийных каналов.
- Event-маркетинг: организация собственных событий и участие в чужих.
- Проведение акций, конкурсов и распродаж.
Одной из задач маркетинга является подбор эффективных методов и создание оригинальных идей, чтобы бренд выделялся на рынке.
Каким компаниям нужен собственный отдел маркетинга
В небольших компаниях руководители могут привлекать сторонних специалистов для работы над имиджем бренда. Это разумный шаг, поскольку у топ-менеджеров часто не хватает времени на управление новой структурой, а увеличение штата сотрудников может повысить бюджетные расходы.
Каждый из подходов — создание собственного отдела маркетинга или использование аутсорсинга — имеет свои плюсы и минусы.
Свой отдел маркетинга
Преимущества:
- Возможность проведения непрерывных кампаний с учётом специфики задач компании.
- Легче вносить изменения в организационную структуру на основе рекомендаций собственных сотрудников.
- Руководители компании могут непосредственно контролировать работу маркетингового отдела и влиять на нее.
Недостатки:
- Перестройка организационной структуры после создания маркетингового отдела требует значительных трудовых и финансовых затрат, и успех не всегда гарантирован.
- Новый отдел может потратить много времени на поиск эффективной рабочей модели, что увеличивает риск неэффективного использования ресурсов и усугубления текущих проблем.
Маркетинг на аутсорсинге
Преимущества:
- Вашими маркетинговыми кампаниями будут заниматься опытные профессионалы, которые уже работали над подобными задачами. Надежные подрядчики начинают деятельность сразу же и знают, что конкретно делать.
- Если результаты не устроят, можно легко сменить организацию, что занимается вашими вопросами.
- Подрядчики берут на себя ответственность за выполнение задач и стараются их успешно реализовать.
Недостатки:
- Использование внешних специалистов может угрожать информационной безопасности, поскольку через них конкуренты могут узнать важные сведения о вашем бизнесе.
- Подрядчик в праве прекратить сотрудничество из-за финансовых проблем, что потребует быстрого поиска новой компании и пересмотра стратегии, что негативно скажется на бизнесе.
- Отсутствие контроля над внешними службами, которые не входят в вашу организационную структуру.
При принятии решения о создании собственного маркетингового отдела или использовании аутсорсинга важно учитывать будущее развитие компании. Крупные и средние организации часто требуют наличия внутреннего маркетингового отдела, встроенного в их внутреннюю структуру.
Также существует промежуточное решение: вместо создания отдела компания может назначить специалиста по маркетингу, который будет сотрудничать с внешними подрядчиками и следить за качеством их работы.
Из кого состоит и чем занимается команда отдела маркетинга
С развитием информационных технологий в маркетинге возникло множество новых профессий, позволяющих узкопрофильным специалистам выполнять разнообразные нестандартные задачи, такие как:
- Продвижение брендов.
- Ведение аккаунтов в социальных сетях.
- Разработка коммуникационных стратегий.
- Привлечение трафика через email-рассылки.
Существует девять основных должностей, которые необходимы для обеспечения эффективной работы маркетингового отдела.
Начальник отдела
Основные обязанности:
- Поддержка организационной структуры подразделения.
- Определение и распределение задач.
- Разработка маркетинговой стратегии компании.
- Организация работы отдела.
Рекомендуется назначать на эту должность маркетолога с опытом работы не менее трех лет. Такой человек должен уметь не только решать профессиональные задачи, но и эффективно организовывать работу отдела.
Источник: shutterstock.com
В небольших компаниях или предприятиях начальник, как специалист отдела маркетинга, может заниматься решением дополнительных вопросов. Наличие диплома в области управления персоналом будет плюсом, но не гарантирует успех в работе.
Менеджер по маркетингу и рекламе
Обязанности: реализация маркетинговой стратегии и организация взаимодействия с поставщиками и партнерами, составление технических заданий для дизайнеров, сотрудничество со средствами массовой информации и другими службами.
Иногда этот специалист берет на себя дополнительные задачи, если в отделе не хватает сотрудников.
Аналитик
В маркетинговой службе занимают ключевую роль в качестве аналитического центра. Их обязанности включают исследование рынка, анализ бизнес-процессов и рекламных активностей. Они также могут предоставлять аналитическую информацию для других отделов компании. Без детального исследования руководитель отдела не сможет получить полное представление о текущем состоянии дел и эффективно организовывать работу.
Специалист по контекстной рекламе, или директолог
Специалист отдела маркетинга, занимающийся настройкой рекламных кампаний в интернете. Успешность таких процессов зависит как от правильного формулирования задач руководителями, так и от способности специалиста понимать целевую аудиторию.
Поскольку работа с контекстной рекламой довольно сложна, рекомендуется выделить отдельную должность для этого сотрудника. Если в маркетинговом отделе нет возможности создать такую позицию, можно привлечь подрядчика по арбитражу трафика.
SEO-специалист
Этот специалист отвечает за продвижение сайта компании в поисковых системах. В частности, они разрабатывают стратегии для улучшения проектов, составляют задания для копирайтеров по созданию контента, отслеживают ключевые показатели эффективности проекта (позиции, трафик, конверсии) и участвуют в разработке гипотез и исследований.
Администратор сайта
Специалист отдела маркетинга, который обеспечивает работоспособность сайта и защиту сети, а также занимается размещением, обновлением и модерацией контента. Администратор сайта может быть как штатным сотрудником, так и привлечённым подрядчиком.
SMM-специалист
Он отвечает за продвижение компании в социальных сетях. Его обязанности включают написание постов для взаимодействия с аудиторией и формирования положительного имиджа организации. Он управляет официальными каналами или сообществами компании и следит за порядком на них.
Источник: shutterstock.com
Часто недовольные клиенты обращаются с жалобами не в службу поддержки, а в соцсети, поэтому SMM-специалист должен быть готов оперативно реагировать на негативные отзывы и решать конфликты.
Копирайтер
Этот специалист умело и точно передает сообщения руководителей о компании, сохраняя заданный tone of voice. Поскольку работу можно выполнять удаленно, копирайтеры не всегда являются штатными сотрудниками и могут работать вне офиса.
Дизайнер
Специалист отдела маркетинга занимается созданием и оформлением промоматериалов и брендовой атрибутики. Аутсорсинг дизайнерских услуг целесообразен для небольших компаний, в то время как крупные предприятия обычно имеют собственных дизайнеров в составе маркетингового отдела.
Если компания планирует расширение продуктовой линейки, важно учитывать, что с ростом новых подразделений количество задач и функций будет увеличиваться, что приведет к необходимости набора дополнительных сотрудников в штат.
Маркетинговый отдел всегда сталкивается с трудными задачами. Важно понимать, за что сотрудники получают достойную зарплату: они значительно повышают прибыль компании, управляют продажами и оправдывают все инвестиции. Для роста компании необходимо иметь хотя бы одного специалиста в этом отделе.