Глоссарий

Чем занимается отдел маркетинга: кто и как продвигает продукт

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 7 минут
Чем занимается отдел маркетинга - привлечением новых клиентов для увеличения продаж. Чтобы достичь этой цели, маркетологи применяют различные инструменты, методы, сервисы.

Из этого материала вы узнаете:

Цели и функции отдела маркетинга в компании

Основная цель маркетинга — делать все необходимое для увеличения продаж товаров или услуг компании и привлечения максимального числа клиентов. Эти два процесса неразрывно связаны, поскольку один без другого невозможен.

Цели и функции отдела маркетинга в компании

Источник: shutterstock.com

Одна из ключевых задач отдела маркетинга — создание и поддержание отношений между брендом и потребителями. Для достижения данного необходимо наладить контакт с целевой аудиторией, понять ее потребности и предложить соответствующие решения, превращая обычных покупателей в лояльных клиентов.

Для этого отдел маркетинга выполняет следующие задачи:

  • Планирование, запуск, сопровождение и оценка эффективности рекламных кампаний в интернете, а также продвижение компании через таргетированную и контекстную рекламы в поисковых системах и социальных сетях.
  • Генерация уникального и полезного контента для социальных сетей, лендингов, сайтов и средств массовой информации, отслеживание конверсии на каждом этапе воронки продаж и корректировка контент-стратегии.
  • Мониторинг и анализ работы конкурентов, заимствование хороших идей без плагиата и акцент на уникальном торговом предложении (УТП).
  • Сбор и обработка обратной связи от целевой аудитории через все каналы коммуникации, включая отзывы, опросы, измерение уровня лояльности и оперативное реагирование на жалобы и вопросы.

Эффективное взаимодействие с клиентами — основной рекламный инструмент компании, важный для любой отрасли и вида деятельности.

Задачи отдела маркетинга

Все задачи отдела можно классифицировать по пяти основным направлениям:

Продукт

Для успешной связи потребителя и производителя требуется грамотное взаимодействие, основанное на продукте, который соответствует соотношению цены и качества, удовлетворяющему запросы покупателя. Стоимость должна быть четко обоснованной и логично построенной.

Если маркетинг основывается на догадках, это может привести к тому, что компании станет невыгодно продавать товар либо покупатель не захочет приобретать продукт из-за завышенной цены. Важно объяснить потребителю происхождение стоимости.

Креативный бренд должен содержать уникальную деталь, которую необходимо выделить и прорекламировать. Это нужно, чтобы клиент, увидев, например, плакат, понял, что этот товар ему необходим.

Продукт

Источник: shutterstock.com

Разработка стратегии позиционирования бренда возможна только после тщательного анализа целевой аудитории и конкурентов. Изучая потребности потребителей, маркетолог создает продуктовую матрицу и, опираясь на ресурсы компании, определяет, какие товары или услуги следует добавить в каталог. Данный специалист также создаст дизайн упаковки, чтобы товар был приятен в использовании.

Исследование

Перед запуском нового продукта компания должна провести тщательные маркетинговые исследования.

Сотрудники отдела взаимодействуют с потребителями, собирая и анализируя их отзывы. Этот процесс называется customer development. На основе полученных данных маркетологи определяют потенциальные характеристики продукта, что помогает компании избежать выпуска ненужных товаров и сэкономить ресурсы.

Важно, чтобы продукт не уступал конкурентам. Поэтому маркетологи детально изучают рынок потенциальных опасностей перед созданием нового продукта. Кроме маркетологов, этим занимаются сотрудники отдела продаж, а в сложных случаях — служба безопасности. Первые подготавливают сводку результатов и передают ее руководству для принятия окончательного решения.

Планирование

Процесс строится на основе бизнес-задач, которые разбиваются на более мелкие этапы, чтобы создать рабочую схему. При этом важно учитывать доступные ресурсы, и цели должны быть достижимыми и реалистичными.

Во время тестирования спроса маркетологи уже определяют, какой будет упаковка товара и как его будут распространять дистрибьюторы. Отдел маркетинга разрабатывает стратегии для достижения поставленных целей.

Планирование

Источник: shutterstock.com

Команда тщательно проверяет и корректирует план продаж. Если фактические продажи составляют от 80 до 120 % от запланированного объема, это указывает на успешное выполнение задач маркетологов. В противном случае, если продажи ниже этого диапазона, это свидетельствует о допущенных ошибках.

Реклама

Хотя реклама и маркетинг могут быть отдельными подразделениями, отдел все равно занимается тем, что устанавливает цели, направления и форматы рекламных активностей.

Промоушн

Не рекламное продвижение продукта включает следующие действия:

  • BTL-технологии: проведение мероприятий для прямого взаимодействия с клиентами без медийных каналов.
  • Event-маркетинг: организация собственных событий и участие в чужих.
  • Проведение акций, конкурсов и распродаж.

Одной из задач маркетинга является подбор эффективных методов и создание оригинальных идей, чтобы бренд выделялся на рынке.

Каким компаниям нужен собственный отдел маркетинга

В небольших компаниях руководители могут привлекать сторонних специалистов для работы над имиджем бренда. Это разумный шаг, поскольку у топ-менеджеров часто не хватает времени на управление новой структурой, а увеличение штата сотрудников может повысить бюджетные расходы.

Каждый из подходов — создание собственного отдела маркетинга или использование аутсорсинга — имеет свои плюсы и минусы.

Свой отдел маркетинга

Преимущества:

  • Возможность проведения непрерывных кампаний с учётом специфики задач компании.
  • Легче вносить изменения в организационную структуру на основе рекомендаций собственных сотрудников.
  • Руководители компании могут непосредственно контролировать работу маркетингового отдела и влиять на нее.

Недостатки:

  • Перестройка организационной структуры после создания маркетингового отдела требует значительных трудовых и финансовых затрат, и успех не всегда гарантирован.
  • Новый отдел может потратить много времени на поиск эффективной рабочей модели, что увеличивает риск неэффективного использования ресурсов и усугубления текущих проблем.

Маркетинг на аутсорсинге

Преимущества:

  • Вашими маркетинговыми кампаниями будут заниматься опытные профессионалы, которые уже работали над подобными задачами. Надежные подрядчики начинают деятельность сразу же и знают, что конкретно делать.
  • Если результаты не устроят, можно легко сменить организацию, что занимается вашими вопросами.
  • Подрядчики берут на себя ответственность за выполнение задач и стараются их успешно реализовать.

Недостатки:

  • Использование внешних специалистов может угрожать информационной безопасности, поскольку через них конкуренты могут узнать важные сведения о вашем бизнесе.
  • Подрядчик в праве прекратить сотрудничество из-за финансовых проблем, что потребует быстрого поиска новой компании и пересмотра стратегии, что негативно скажется на бизнесе.
  • Отсутствие контроля над внешними службами, которые не входят в вашу организационную структуру.

При принятии решения о создании собственного маркетингового отдела или использовании аутсорсинга важно учитывать будущее развитие компании. Крупные и средние организации часто требуют наличия внутреннего маркетингового отдела, встроенного в их внутреннюю структуру.

Также существует промежуточное решение: вместо создания отдела компания может назначить специалиста по маркетингу, который будет сотрудничать с внешними подрядчиками и следить за качеством их работы.

Из кого состоит и чем занимается команда отдела маркетинга

С развитием информационных технологий в маркетинге возникло множество новых профессий, позволяющих узкопрофильным специалистам выполнять разнообразные нестандартные задачи, такие как:

  • Продвижение брендов.
  • Ведение аккаунтов в социальных сетях.
  • Разработка коммуникационных стратегий.
  • Привлечение трафика через email-рассылки.

Существует девять основных должностей, которые необходимы для обеспечения эффективной работы маркетингового отдела.

Начальник отдела

Основные обязанности:

  • Поддержка организационной структуры подразделения.
  • Определение и распределение задач.
  • Разработка маркетинговой стратегии компании.
  • Организация работы отдела.

Рекомендуется назначать на эту должность маркетолога с опытом работы не менее трех лет. Такой человек должен уметь не только решать профессиональные задачи, но и эффективно организовывать работу отдела.

Начальник отдела

Источник: shutterstock.com

В небольших компаниях или предприятиях начальник, как специалист отдела маркетинга, может заниматься решением дополнительных вопросов. Наличие диплома в области управления персоналом будет плюсом, но не гарантирует успех в работе.

Менеджер по маркетингу и рекламе

Обязанности: реализация маркетинговой стратегии и организация взаимодействия с поставщиками и партнерами, составление технических заданий для дизайнеров, сотрудничество со средствами массовой информации и другими службами.

Иногда этот специалист берет на себя дополнительные задачи, если в отделе не хватает сотрудников.

Аналитик

В маркетинговой службе занимают ключевую роль в качестве аналитического центра. Их обязанности включают исследование рынка, анализ бизнес-процессов и рекламных активностей. Они также могут предоставлять аналитическую информацию для других отделов компании. Без детального исследования руководитель отдела не сможет получить полное представление о текущем состоянии дел и эффективно организовывать работу.

Специалист по контекстной рекламе, или директолог

Специалист отдела маркетинга, занимающийся настройкой рекламных кампаний в интернете. Успешность таких процессов зависит как от правильного формулирования задач руководителями, так и от способности специалиста понимать целевую аудиторию.

Поскольку работа с контекстной рекламой довольно сложна, рекомендуется выделить отдельную должность для этого сотрудника. Если в маркетинговом отделе нет возможности создать такую позицию, можно привлечь подрядчика по арбитражу трафика.

SEO-специалист

Этот специалист отвечает за продвижение сайта компании в поисковых системах. В частности, они разрабатывают стратегии для улучшения проектов, составляют задания для копирайтеров по созданию контента, отслеживают ключевые показатели эффективности проекта (позиции, трафик, конверсии) и участвуют в разработке гипотез и исследований.

Администратор сайта

Специалист отдела маркетинга, который обеспечивает работоспособность сайта и защиту сети, а также занимается размещением, обновлением и модерацией контента. Администратор сайта может быть как штатным сотрудником, так и привлечённым подрядчиком.

SMM-специалист

Он отвечает за продвижение компании в социальных сетях. Его обязанности включают написание постов для взаимодействия с аудиторией и формирования положительного имиджа организации. Он управляет официальными каналами или сообществами компании и следит за порядком на них.

SMM-специалист

Источник: shutterstock.com

Часто недовольные клиенты обращаются с жалобами не в службу поддержки, а в соцсети, поэтому SMM-специалист должен быть готов оперативно реагировать на негативные отзывы и решать конфликты.

Копирайтер

Этот специалист умело и точно передает сообщения руководителей о компании, сохраняя заданный tone of voice. Поскольку работу можно выполнять удаленно, копирайтеры не всегда являются штатными сотрудниками и могут работать вне офиса.

Дизайнер

Специалист отдела маркетинга занимается созданием и оформлением промоматериалов и брендовой атрибутики. Аутсорсинг дизайнерских услуг целесообразен для небольших компаний, в то время как крупные предприятия обычно имеют собственных дизайнеров в составе маркетингового отдела.

Если компания планирует расширение продуктовой линейки, важно учитывать, что с ростом новых подразделений количество задач и функций будет увеличиваться, что приведет к необходимости набора дополнительных сотрудников в штат.

Маркетинговый отдел всегда сталкивается с трудными задачами. Важно понимать, за что сотрудники получают достойную зарплату: они значительно повышают прибыль компании, управляют продажами и оправдывают все инвестиции. Для роста компании необходимо иметь хотя бы одного специалиста в этом отделе.

Сохраните себе:
Другие термины на букву «Ч»
Читайте также
CPM: кому нужна метрика и как считать
В данной статье мы расскажем: Понятие CPM Формула расчета CPM Факторы, влияющие…
Что такое B2G: примеры, тенденции, плюсы и минусы работы
В данной статье мы расскажем: Что такое B2G продажи Виды взаимодействия в…
Пиар: виды, задачи, методы
В данной статье мы расскажем: Цели и задачи пиара Виды пиара по…
Контекстная реклама: задачи, преимущества и виды
В данной статье мы расскажем: Что такое контекстная реклама Какие задачи решает…
Реферальная ссылка: разбираемся в деталях
В данной статье мы расскажем: Понятие реферальной ссылки Плюсы и минусы реферальной…
Объем продаж: формулы расчета и способы увеличения
В данной статье мы расскажем: Что такое объем продаж предприятия На что…
Маркетинговый анализ компании: цели и этапы, виды и методы
В данной статье мы расскажем: Понятие и цели маркетингового анализа Виды и…
Руководитель отдела маркетинга: обязанности, требования к кандидату на должность.
Из этого материала вы узнаете: Кто такой руководитель отдела маркетинга Основные задачи…
Менеджер отдела продаж: как нанять и сколько платить
Из этого материала вы узнаете: Задачи менеджера отдела продаж Функции менеджера отдела…
Показатель вовлеченности: понятие, формулы расчета, сервисы для отслеживания
Из этого материала вы узнаете: Показатель вовлеченности: что это такое Причины отслеживать…
Маркетолог: что делает и каким бывает
Из этого материала вы узнаете: Задачи и обязанности маркетолога Специализации маркетологов Навыки…