Глоссарий

AR/VR технологии

автор
Автор Максим Пушкарёв
clock
На чтение 6 минут
AR/VR технологии - это не что-то из разряда фантастики, это то, что уже давно окружает нас. Помните, как несколько лет назад все ловили покемонов? Так вот это AR-технологии. VR куда более сложнее, это целый виртуальный мир. Благодаря этим достижениям люди теперь много чего могут делать, практически не прилагая усилий.
В данной статье мы расскажем:

Что такое AR/VR технологии

Многие люди не знают, что такое AR/VR технологии, хотя они могут значительно облегчить жизнь человека. Виртуальная реальность (Virtual reality, VR) — это компьютерный мир, который создан с помощью алгоритмов. Этот мир передаётся человеку через иммерсивные гаджеты — шлемы виртуальной реальности, перчатки, наушники и т. д.

Virtual reality представляет собой альтернативную реальность, которая никак не связана с действительностью. При этом пользователи могут оказывать влияние на этот компьютерный мир с помощью различных устройств как в видеоиграх по типу Квейка или ГТА. Воздушное пространство, глубины океана, далекие планеты – разработчики способны создать любые локации.

Что такое AR/VR технологии

Дополненная реальность (Augmented reality, AR) — это обычный мир, но с добавлением компьютерных моделей. Пользователь может видеть реальные объекты, на которые будут наложены 3D-модели. К примеру, всем известные покемоны или медведь с балалайкой от Яндекс.Карт.

Для передачи дополненной реальности необходимо специальное устройство – смартфон с камерой и приложением или очки дополненной реальности (например, Google Glass). С помощью камеры устройство считывает окружающую среду, а алгоритмы добавляют в неё (или, наоборот, скрывают) объекты. В конечном итоге пользователь видит целостное изображение, передаваемое через экран.

Помимо VR/AR технологий, существует ещё MR – Mixed reality, или смешанная реальность. В ней объединяются дополненная реальность, реальный мир и виртуальный. Благодаря сочетанию этих технологий появляется точка соприкосновения реальных и виртуальных объектов.

Сферы применения AR/VR технологий

VR/AR технологии часто используются в игровой индустрии. Однако сфера их применения гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд.

Торговля

Онлайн-торговля — это быстроразвивающаяся сфера. Интернет-магазины делают процесс покупки товаров более удобным и быстрым. При этом продавцам не нужно платить за торговые площади и нести некоторые другие расходы, связанные с содержанием офлайн-точек. Однако в онлайн-маркетинге есть одна большая проблема — невозможность непосредственно ознакомиться с товаром (например, примерить одежду или посмотреть на внешний вид мебели в квартире).

Сферы применения AR/VR технологий

Из-за этого многие люди терпят неудобства и нередко возвращают купленную продукцию. Однако VR/AR технологии, применяемые в рекламе и маркетинге, помогают решить данную проблему. К примеру, современное ПО позволяет сканировать тело человека. Таким образом клиент может примерить одежду в виртуальной среде и убедиться, что она ему подходит.

  • Многие современные организации инвестируют средства в AR/VR технологии, чтобы клиенты могли приобретать товары в виртуальной реальности. К примеру, европейский розничный торговец ASOS вложился в разработку программного обеспечения Trillenium.
  • Дополненная реальность нередко используется для просмотра внешнего вида мебели. К примеру, человек хочет приобрести диван, но не знает, впишется ли он в интерьер квартиры. IKEA, Wayfair и некоторые другие ритейлеры уже давно применяют AR-технологии в своем бизнесе.
  • Дополненная реальность помогает увеличить вовлеченность в офлайн-магазинах. AR-технологии позволяют заинтересовать потенциальных клиентов и выделиться на фоне конкурентов. Среди розничных продавцов, которые активно используют элементы дополненной реальности, можно выделить LEGO и Best Buy.

Образование

Онлайн-образование — это одно из самых перспективных направлений. AR/VR технологии, применяемые в обучении, расширяют возможности преподавателей и учеников. Процесс получения знаний становится более эффективным, доступным и дешёвым.

Рассмотрим несколько преимуществ применения виртуальной реальности в образовании:

  • Имитация реальных жизненных ситуаций.
  • Коммуникация с аватарами и предоставление нескольких вариантов развития событий в зависимости от действий ученика.
  • Отсутствие временных рамок.
  • Возможность разбить обучение и практику на более мелкие разделы в сравнении, к примеру, с тренировочными днями.
  • Повышение реалистичности обучения за счёт тонких настроек виртуального мира.
  • Повышение интереса учеников с помощью различных инструментов компьютерных технологий.
  • Улучшение запоминаемости информации. VR-инструменты оказывают положительное влияние на память учеников.
AR и VR технологии в образовании делают занятия более увлекательными за счёт использования динамических 3D-моделей, наложения релевантных фактов и визуальной информации по исследуемым темам. Ученики получают возможность обучаться в любом удобном месте и в любое время. При этом им не нужно приобретать специальное оборудование.

Здравоохранение

VR и AR технологии, используемые в медицине, позволяют врачам обучаться на виртуальных моделях человеческих тел.

Сами пациенты также могут использовать виртуальную реальность для лечения некоторых проблем с психическим здоровьем. Например, VR помогает людям бороться с посттравматическим стрессовым расстройством и тревожностью.

С помощью AR хирург может видеть нужную информацию в пределах своего поля зрения прямо в процессе проведения операции. Дополненная реальность — это одно из направлений развития цифровой хирургии, трёхмерной медицинской визуализации.

Навигационные системы

С помощью AR можно сделать навигационное устройство более эффективными. Данная технология позволяет видеть важную информацию (направление, место назначения, погоду, особенности местности, дорожные условия и т. д.) прямо на лобовом стекле автомобиля. Швейцарская компания WayRay уже более 10 лет занимается созданием голографических систем навигаций с дополненной реальностью. В них применяются географические оптические элементы, которые позволяют отображать данные о маршруте (направления, важные уведомления и достопримечательности и т. п.) в поле зрения водителей. При использовании на морских судах технологии дополненной реальности помогают наблюдателям на мостике отслеживать важную информацию. Например, курс и скорость судна при движении.

Строительство

AR/VR технологии погружения также применяются в сфере архитектуры. С помощью виртуальной реальности специалист получает возможность рассмотреть будущее здание со всех сторон. Кроме того, заказчики могут взаимодействовать с пространством еще до начала строительных работ. Это позволяет снизить затраты на реализацию проекта и улучшить итоговый результат.

Сферы применения AR/VR технологий

3D-модели уже давно применяются архитекторами. Однако с помощью иммерсивных инструментов специалисты могут более эффективно взаимодействовать с пространством. Режим видения «сквозь стены» и просмотра внутренних объектов и планировки значительно упрощает процесс построения проекта здания.

Развлечения

Технология виртуальной реальности применяются для продажи направлений и поездок. К примеру, с помощью таких платформ, как Discovery Channel и Google Expeditions, человек может поплавать вместе с акулами в океане или отправиться на другую планету.

Дополненная реальность применяется путешественниками для доступа к информационным дисплеям. Технология позволяет моделировать исторические события, места и объекты.

С помощью VR организаторы могут приглашать гораздо больше людей на свои мероприятия. Яркий пример — запись концерта Пола Маккартни, выпущенная в VR 360. Виртуальная реальность также используется музеями. Благодаря этому люди могут рассматривать предметы искусства прямо у себя дома. При этом AR-приложения дают возможность получить больше информации во время посещения музея.

Техническое обслуживание

Технология дополненной реальности применяется удалёнными сотрудниками в целях обслуживания транспортных средств и оборудования. С помощью AR специалист по техобслуживанию может в кротчайшие сроки узнать все нюансы работы оборудования с помощью планов или информации, отображаемой в AR приложении. Таким образом сотрудники лучше справляются со своими обязанностями благодаря быстрому доступу к важной информации. К примеру, системы могут проецировать метки и инструкции по использованию для механика.

Искусство и дизайн

В 70-х годах прошлого столетия художник Дэвид Эм разработал виртуальные миры, по которым можно было свободно перемещаться. В 90-е годы VR-технологии изучались такими деятелями искусства, как Джеффри Шоу, Ульрик Габриэль, Чар Дэвис, Морис Бенаюн, Ребекка Аллен и Перри Хоберман.

Дополненная реальность даёт возможность объектам или местам вызывать художественные многомерные переживания и интерпретации реальности. С помощью AR-технологий посетители выставок могут получать больше информации о просматриваемых экспонатах.

Социальные сети

Современные компании создают специальные сообщества на базе виртуальной реальности. Например, vTime, AltspaceVR, Oculus Rooms, Mozilla Hubs и VRChat. Сюда также можно отнести виртуальные миры, которые изначально не подразумевали поддержку VR, например Roblox.

Такие соцсети дают возможность пользователям получить новый опыт взаимодействия и коммуникации.

AR-технологии позволяют нескольким людям использовать единое пространство для общения. Они могут взаимодействовать с виртуальными объектами прямо у себя дома. Это делает процесс обучения более эффективным, так как ученики используют естественные способы коммуникации (речь, жесты и т. д.). Кроме того, дополненная реальность может комбинироваться с VR-средой или удаленным сотрудничеством.

Проблемы и риски развития технологий

Наиболее существенной проблемой популяризации цифровых технологий AR и VR является высокая стоимость оборудования. Дорого обходится и создание контента, который может использоваться внутри виртуальной или дополненной реальности. К примеру, стоимость качественного VR-шлема начинается от 600-800 долларов. Гораздо экономичнее установить специальное приложение на смартфон. Однако такие средства дополненной реальности менее эффективны и функциональны.

Тем не менее, рынок AR/VR технологий быстро растет. Рассмотрим некоторые риски развития этой сферы:

  • Воровство конфиденциальной информации. Злоумышленники могут научиться создавать реалистичные аватары пользователей, чтобы выдавать себя за других людей. Тем самым они получат доступ к виртуальной личности жертвы.
  • Недобросовестное использование реальности. С помощью взломанного ПО злоумышленники могут корректировать виртуальные миры, чтобы манипулировать пользователями.
  • 25 кадр.Вполне возможно, что при внедрении 25 кадра в видеоряд злоумышленник сможет оказать негативное влияние на психику пользователя. Различные сочетания цветов с требуемой частотой мерцания также могут использоваться в преступных целях.
  • Вред гарнитур. Многие пользователи ощущают головокружение, тошноту, зуд и боль в глазах, а также некоторые другие симптомы после длительной эксплуатации VR-шлемов. По мнению производителей, эти проблемы можно решить в процессе совершенствования гарнитур. Однако это лишь предположение.

Таким образом, AR/VR технологии могут использоваться в самых разных целях, в том числе и преступных. Однако разработчики пытаются решить эту проблему, создавая различные инструменты безопасности.

Сохраните себе:
Другие термины на букву «A»
Читайте также
Одностраничный сайт: понятие, функции, создание
В данной статье мы расскажем: Что собой представляет одностраничный сайт Виды одностраничных…
Наружная реклама: виды, правила размещения
В данной статье мы расскажем: Преимущества и недостатки наружной рекламы Закон о…
Тестирование гипотез: где применяется, как выполняется
В данной статье мы расскажем: Что такое тестирование гипотез простыми словами Процесс…
KPI отдела продаж: понятие, основные показатели
В данной статье мы расскажем: Что такое KPI отдела продаж и для…
Бизнес-партнер: для чего нужен и как найти
В данной статье мы расскажем: Определение бизнес-партнера Цели и задачи сотрудничества с…
Бесплатные каналы продвижения, их плюсы и минусы
В данной статье мы расскажем: Суть и виды каналов продвижения Основные каналы…
Позиционирование компании: виды, стратегии, цели и задачи
В данной статье мы расскажем: Цели и задачи позиционирования компании Преимущества позиционирования…
Позиционирование продукта: стратегии, методы, этапы
В данной статье мы расскажем: Суть позиционирования продукта Модели и стратегии позиционирования…
Срок окупаемости проекта: что это, как рассчитывается
В данной статье мы расскажем: Понятие срока окупаемости проекта Для каких сфер…
Рынок сбыта: суть, методы анализа
В данной статье мы расскажем: Понятие рынка сбыта Анализ рынка сбыта: как…
Взаимозаменяемые товары: понятие, виды, установление цены
В данной статье мы расскажем: Что такое взаимозаменяемые товары простыми словами Виды…
Виды маркетинговых коммуникаций: какие часто используются
В данной статье мы расскажем: Понятие и цели маркетинговых коммуникаций Семь основных…