AR/VR технологии
Что такое AR/VR технологии
Многие люди не знают, что такое AR/VR технологии, хотя они могут значительно облегчить жизнь человека. Виртуальная реальность (Virtual reality, VR) — это компьютерный мир, который создан с помощью алгоритмов. Этот мир передаётся человеку через иммерсивные гаджеты — шлемы виртуальной реальности, перчатки, наушники и т. д.Virtual reality представляет собой альтернативную реальность, которая никак не связана с действительностью. При этом пользователи могут оказывать влияние на этот компьютерный мир с помощью различных устройств как в видеоиграх по типу Квейка или ГТА. Воздушное пространство, глубины океана, далекие планеты – разработчики способны создать любые локации.
Дополненная реальность (Augmented reality, AR) — это обычный мир, но с добавлением компьютерных моделей. Пользователь может видеть реальные объекты, на которые будут наложены 3D-модели. К примеру, всем известные покемоны или медведь с балалайкой от Яндекс.Карт.
Для передачи дополненной реальности необходимо специальное устройство – смартфон с камерой и приложением или очки дополненной реальности (например, Google Glass). С помощью камеры устройство считывает окружающую среду, а алгоритмы добавляют в неё (или, наоборот, скрывают) объекты. В конечном итоге пользователь видит целостное изображение, передаваемое через экран.
Помимо VR/AR технологий, существует ещё MR – Mixed reality, или смешанная реальность. В ней объединяются дополненная реальность, реальный мир и виртуальный. Благодаря сочетанию этих технологий появляется точка соприкосновения реальных и виртуальных объектов.
Сферы применения AR/VR технологий
VR/AR технологии часто используются в игровой индустрии. Однако сфера их применения гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд.
Торговля
Онлайн-торговля — это быстроразвивающаяся сфера. Интернет-магазины делают процесс покупки товаров более удобным и быстрым. При этом продавцам не нужно платить за торговые площади и нести некоторые другие расходы, связанные с содержанием офлайн-точек. Однако в онлайн-маркетинге есть одна большая проблема — невозможность непосредственно ознакомиться с товаром (например, примерить одежду или посмотреть на внешний вид мебели в квартире).Из-за этого многие люди терпят неудобства и нередко возвращают купленную продукцию. Однако VR/AR технологии, применяемые в рекламе и маркетинге, помогают решить данную проблему. К примеру, современное ПО позволяет сканировать тело человека. Таким образом клиент может примерить одежду в виртуальной среде и убедиться, что она ему подходит.
- Многие современные организации инвестируют средства в AR/VR технологии, чтобы клиенты могли приобретать товары в виртуальной реальности. К примеру, европейский розничный торговец ASOS вложился в разработку программного обеспечения Trillenium.
- Дополненная реальность нередко используется для просмотра внешнего вида мебели. К примеру, человек хочет приобрести диван, но не знает, впишется ли он в интерьер квартиры. IKEA, Wayfair и некоторые другие ритейлеры уже давно применяют AR-технологии в своем бизнесе.
- Дополненная реальность помогает увеличить вовлеченность в офлайн-магазинах. AR-технологии позволяют заинтересовать потенциальных клиентов и выделиться на фоне конкурентов. Среди розничных продавцов, которые активно используют элементы дополненной реальности, можно выделить LEGO и Best Buy.
Образование
Онлайн-образование — это одно из самых перспективных направлений. AR/VR технологии, применяемые в обучении, расширяют возможности преподавателей и учеников. Процесс получения знаний становится более эффективным, доступным и дешёвым.
Рассмотрим несколько преимуществ применения виртуальной реальности в образовании:
- Имитация реальных жизненных ситуаций.
- Коммуникация с аватарами и предоставление нескольких вариантов развития событий в зависимости от действий ученика.
- Отсутствие временных рамок.
- Возможность разбить обучение и практику на более мелкие разделы в сравнении, к примеру, с тренировочными днями.
- Повышение реалистичности обучения за счёт тонких настроек виртуального мира.
- Повышение интереса учеников с помощью различных инструментов компьютерных технологий.
- Улучшение запоминаемости информации. VR-инструменты оказывают положительное влияние на память учеников.
Здравоохранение
VR и AR технологии, используемые в медицине, позволяют врачам обучаться на виртуальных моделях человеческих тел.
Сами пациенты также могут использовать виртуальную реальность для лечения некоторых проблем с психическим здоровьем. Например, VR помогает людям бороться с посттравматическим стрессовым расстройством и тревожностью.
С помощью AR хирург может видеть нужную информацию в пределах своего поля зрения прямо в процессе проведения операции. Дополненная реальность — это одно из направлений развития цифровой хирургии, трёхмерной медицинской визуализации.
Навигационные системы
С помощью AR можно сделать навигационное устройство более эффективными. Данная технология позволяет видеть важную информацию (направление, место назначения, погоду, особенности местности, дорожные условия и т. д.) прямо на лобовом стекле автомобиля. Швейцарская компания WayRay уже более 10 лет занимается созданием голографических систем навигаций с дополненной реальностью. В них применяются географические оптические элементы, которые позволяют отображать данные о маршруте (направления, важные уведомления и достопримечательности и т. п.) в поле зрения водителей. При использовании на морских судах технологии дополненной реальности помогают наблюдателям на мостике отслеживать важную информацию. Например, курс и скорость судна при движении.Строительство
AR/VR технологии погружения также применяются в сфере архитектуры. С помощью виртуальной реальности специалист получает возможность рассмотреть будущее здание со всех сторон. Кроме того, заказчики могут взаимодействовать с пространством еще до начала строительных работ. Это позволяет снизить затраты на реализацию проекта и улучшить итоговый результат.3D-модели уже давно применяются архитекторами. Однако с помощью иммерсивных инструментов специалисты могут более эффективно взаимодействовать с пространством. Режим видения «сквозь стены» и просмотра внутренних объектов и планировки значительно упрощает процесс построения проекта здания.
Развлечения
Технология виртуальной реальности применяются для продажи направлений и поездок. К примеру, с помощью таких платформ, как Discovery Channel и Google Expeditions, человек может поплавать вместе с акулами в океане или отправиться на другую планету.
Дополненная реальность применяется путешественниками для доступа к информационным дисплеям. Технология позволяет моделировать исторические события, места и объекты.
С помощью VR организаторы могут приглашать гораздо больше людей на свои мероприятия. Яркий пример — запись концерта Пола Маккартни, выпущенная в VR 360. Виртуальная реальность также используется музеями. Благодаря этому люди могут рассматривать предметы искусства прямо у себя дома. При этом AR-приложения дают возможность получить больше информации во время посещения музея.
Техническое обслуживание
Технология дополненной реальности применяется удалёнными сотрудниками в целях обслуживания транспортных средств и оборудования. С помощью AR специалист по техобслуживанию может в кротчайшие сроки узнать все нюансы работы оборудования с помощью планов или информации, отображаемой в AR приложении. Таким образом сотрудники лучше справляются со своими обязанностями благодаря быстрому доступу к важной информации. К примеру, системы могут проецировать метки и инструкции по использованию для механика.
Искусство и дизайн
В 70-х годах прошлого столетия художник Дэвид Эм разработал виртуальные миры, по которым можно было свободно перемещаться. В 90-е годы VR-технологии изучались такими деятелями искусства, как Джеффри Шоу, Ульрик Габриэль, Чар Дэвис, Морис Бенаюн, Ребекка Аллен и Перри Хоберман.
Дополненная реальность даёт возможность объектам или местам вызывать художественные многомерные переживания и интерпретации реальности. С помощью AR-технологий посетители выставок могут получать больше информации о просматриваемых экспонатах.
Социальные сети
Современные компании создают специальные сообщества на базе виртуальной реальности. Например, vTime, AltspaceVR, Oculus Rooms, Mozilla Hubs и VRChat. Сюда также можно отнести виртуальные миры, которые изначально не подразумевали поддержку VR, например Roblox.
Такие соцсети дают возможность пользователям получить новый опыт взаимодействия и коммуникации.
AR-технологии позволяют нескольким людям использовать единое пространство для общения. Они могут взаимодействовать с виртуальными объектами прямо у себя дома. Это делает процесс обучения более эффективным, так как ученики используют естественные способы коммуникации (речь, жесты и т. д.). Кроме того, дополненная реальность может комбинироваться с VR-средой или удаленным сотрудничеством.
Проблемы и риски развития технологий
Наиболее существенной проблемой популяризации цифровых технологий AR и VR является высокая стоимость оборудования. Дорого обходится и создание контента, который может использоваться внутри виртуальной или дополненной реальности. К примеру, стоимость качественного VR-шлема начинается от 600-800 долларов. Гораздо экономичнее установить специальное приложение на смартфон. Однако такие средства дополненной реальности менее эффективны и функциональны.
Тем не менее, рынок AR/VR технологий быстро растет. Рассмотрим некоторые риски развития этой сферы:
- Воровство конфиденциальной информации. Злоумышленники могут научиться создавать реалистичные аватары пользователей, чтобы выдавать себя за других людей. Тем самым они получат доступ к виртуальной личности жертвы.
- Недобросовестное использование реальности. С помощью взломанного ПО злоумышленники могут корректировать виртуальные миры, чтобы манипулировать пользователями.
- 25 кадр.Вполне возможно, что при внедрении 25 кадра в видеоряд злоумышленник сможет оказать негативное влияние на психику пользователя. Различные сочетания цветов с требуемой частотой мерцания также могут использоваться в преступных целях.
- Вред гарнитур. Многие пользователи ощущают головокружение, тошноту, зуд и боль в глазах, а также некоторые другие симптомы после длительной эксплуатации VR-шлемов. По мнению производителей, эти проблемы можно решить в процессе совершенствования гарнитур. Однако это лишь предположение.
Таким образом, AR/VR технологии могут использоваться в самых разных целях, в том числе и преступных. Однако разработчики пытаются решить эту проблему, создавая различные инструменты безопасности.