В данной статье мы расскажем:
- Понятие релевантных затрат
- Когда важно выделять релевантные затраты
- Типы релевантных и нерелевантных затрат
- Пример разделения релевантных и нерелевантных затрат
- Как определяются релевантные затраты
- Факторы, влияющие на релевантные затраты
- Влияние релевантных затрат на бизнес
- Часто задаваемые вопросы о релевантных затратах
О чем речь? Релевантные затраты — те, которые зависят от управленческих решений. Это значит, что они выбираются из ряда вариантов и при необходимости изменяются, если это окажет благоприятное влияние на деятельность.
Для чего? Умение управлять релевантными затратами важно при организации бизнеса. Владелец определяет, на что потратить свои ресурсы, силы и финансы и что влияет на результат деятельности.
Понятие релевантных затрат
В современном бизнесе прочно утвердилась такая важная концепция, как понятие релевантных затрат. Речь идет о тех затратах, которые напрямую влияют на эффективность результатов вашего бизнеса. В эту статью расходов входит все, что вы тратите в процессе своей деятельности — производства товаров, оказания услуг, реализации проектов.
По ним легко определить, во что именно вы вкладываете свои ресурсы и силы. Простыми словами, релевантные затраты — это решающий фактор, формирующий вашу финансовую эффективность и обеспечивающий успешность бизнеса.
Релевантные затраты — это затраты будущих периодов. Их величина зависит от принятых управленческих решений. Разделение затрат по признаку релевантности необходимо для ведения управленческого учета. Соответственно, нерелевантные — это затраты, величина которых не изменяется при принятии каких-либо решений в управлении бизнесом.
При выделении релевантных затрат на материалы или на другую отдельную категорию следует учитывать ряд особенностей:
- это всегда затраты будущего периода — если они состоялись в прошлом, то уже не смогут повлиять на принятие решения;
- к ним не относятся реальные, или фиксированные, затраты, которые определены в рамках уже заключенных контрактов и будут понесены в обязательном порядке независимо от того, какое решение будет принято в дальнейшем;
- это всегда потоки денежных средств, поэтому амортизация, например, не будет относиться к релевантным;
- это приростные или дополнительные затраты — когда для сравнения берутся два альтернативных решения, и по каждому из них выявляются дополнительные затраты;
- это могут быть устранимые затраты, когда речь идет о решениях, связанных с прекращением направления бизнеса или его ликвидацией;
- это могут быть альтернативные затраты или, другими словами, сумма недополученной прибыли, которая образуется в результате выбора из двух вариантов или проектов менее прибыльного. Этот вид релевантных затрат часто применяют, когда сравнивают альтернативные проекты использования ограниченных ресурсов.
Все затраты будущих периодов подразделяются на релевантные, которые можно изменить путем принятия решения, и нерелевантные, не зависящие от принятия решений.
Релевантные и нерелевантные затраты в управленческом учете выделяют потому, что они очень важны при выборе одного из альтернативных вариантов.
Когда важно выделять релевантные затраты
Определение релевантных (существенных) и нерелевантных (несущественных) затрат происходит обычно в тех случаях, когда надо сделать выбор и принять одно из следующих управленческих решений:
- заключение или отклонение договоров;
- согласование минимальной цены на продукцию;
- введение дополнительной смены на предприятии и оплата сверхурочных;
- выбор между производством товара (работы, услуги) своими силами или передачей этого процесса аутсорсинговой компании;
- выбор между несколькими проектами;
- вопросы закрытия бизнеса и многое другое.
Типы релевантных и нерелевантных затрат
Чтобы принять правильное управленческое решение по выбору из нескольких альтернативных вариантов, необходимо провести тщательный анализ для определения наиболее прибыльного из них.
Окупаемость каждого проекта рассчитывается исходя из предполагаемой прибыли и возможных затрат. Может оказаться и так, что, несмотря на выбор альтернативы, некоторые затраты останутся неизменными, а другие в каждом отдельном случае будут разными. Поэтому необходимо разделить все затраты на релевантные и нерелевантные.
В качестве примера релевантных и нерелевантных затрат рассмотрим классификацию по следующим типам.
К релевантным затратам (англ. Relevant Cost) следует отнести те статьи расходов, которые появляются в результате принятия управленческих решений в конкретной бизнес-ситуации, но отсутствуют в альтернативных случаях. Эти затраты актуальны только для данных решений, поэтому их следует учитывать во всех расчетах, производимых для определенной бизнес-цели.
К релевантным затратам относятся четыре вида:
- Будущие денежные потоки. Расходы, которые обязательно появятся в будущих периодах, если будет принято управленческое решение.
- Устранимые затраты. Расходы, которых не будет в будущем, если не принимать управленческое решение.
- Альтернативные затраты. Доходы в виде входящих денежных потоков, которые не будут получены, если реализовать управленческое решение.
- Инкрементальные затраты. Средства, потраченные на производство дополнительной партии товара, освоение нового рынка, запуск очередного проекта и т. п.
К нерелевантным затратам (англ. Irrelevant Cost) следует отнести статьи расходов, которые появятся в любом случае, независимо от того, по какой альтернативе было принято управленческое решение. Эти расходы не принимаются в расчет при проведении управленческого анализа.
К нерелевантным затратам относятся:
- Невозвратные. Средства, которые уже были потрачены в прошлом и не смогут оказать никакого влияния на будущие денежные потоки при любом решении.
- Обязательные. Расходы будущих периодов, которых не удастся избежать ни при каком принятом решении.
- Неденежные. Затраты, не связанные с денежными средствами, например амортизация, не оказывают влияния на денежные потоки, поэтому их также относят к нерелевантным.
- Общехозяйственные накладные расходы. Административные и прочие общие затраты, являющиеся обязательными и на которые не влияет принятие управленческого решения, также следует исключить из перечня релевантных затрат.
Пример разделения релевантных и нерелевантных затрат
Компания решила провести сокращение и предполагает ликвидировать одно из своих подразделений. Чтобы принять окончательное решение, необходимо разделить все затраты на релевантные и нерелевантные.
- Зарплата генерального директора.
- Зарплата работников подразделения, которых можно будет уволить.
- Зарплата работников подразделения, которых нельзя увольнять.
- Компенсационные выплаты, полагающиеся уволенным работникам в связи с сокращением.
- Затраты на сырье и материалы, потребляемые подразделением, которое предполагается ликвидировать.
- Зарплата совета директоров.
- Проценты по кредитам, привлеченным для ликвидируемого подразделения.
- Зарплата директора подразделения, подпадающего под ликвидацию.
- Затраты на получение сертификата качества для всей компании.
- Лицензионный сбор на производство продукции, выпускаемой ликвидируемым подразделением.
- Аренда головного офиса компании.
- Расходы на аудит (не зависят от количества подразделений).
К релевантным затратам относятся статьи расходов, которые исчезнут, если будет принято решение о ликвидации подразделения:
- зарплата работников ликвидируемого подразделения, которых можно будет уволить;
- компенсационные выплаты, которые будут выданы уволенным работникам;
- затраты на сырье и материалы, потребляемые подразделением, которое будет ликвидировано;
- проценты по кредитам, привлеченным для ликвидируемого подразделения;
- зарплата директора ликвидируемого подразделения (но только в том случае, если он будет уволен, иначе эти затраты будут считаться нерелевантными);
- лицензионный сбор на производство продукции, выпускаемой ликвидируемым подразделением.
К нерелевантным затратам должны быть отнесены те статьи, которые объективно существуют независимо от того, будет ликвидировано подразделение или нет, а именно:
- зарплата генерального директора;
- зарплата работников подразделения, которых нельзя увольнять;
- зарплата совета директоров;
- затраты на получение сертификата качества для всей компании;
- аренда головного офиса компании;
- расходы на аудит (поскольку они не зависят от количества подразделений).
Как определяются релевантные затраты
При обдумывании того или иного управленческого решения всегда анализируйте будущие денежные потоки. Изменения в них указывают на те суммы, которые будут релевантны принимаемому решению.
Читайте также: Темпы роста продаж: на что указывают, как рассчитать
Релевантными называются затраты, которые связаны с принятием решения. Релевантность расходов подтверждается изменением денежного потока, возникшим в результате принятого решения.
Денежные потоки могут изменяться по разным причинам:
- оплата в будущем дополнительных сумм;
- снижение в будущем оплачиваемых сумм;
- дополнительная прибыль, которую предполагается получить;
- снижение дохода, который будет заработан.
Изменения денежного потока обязательно найдут свое отражение в банковской выписке. Поэтому перед принятием решения достаточно представить себе, отразится ли этот шаг в текущих банковских документах.
Чтобы не допустить лишних затрат в конкретной ситуации, стоит воспользоваться методом релевантных затрат и произвести следующие действия:
- исключить расходы и доходы, которые одинаковы при любой альтернативе (невозвратные и будущие затраты);
- проанализировать оставшиеся расходы и доходы на предмет различий по альтернативам и выбрать наиболее выгодный вариант для принятия решения.
Затраты, которые определены как релевантные в данной ситуации, в другом случае могут таковыми не являться. Поэтому следует придерживаться такой концепции, как «различные затраты для различных целей».
Факторы, влияющие на релевантные затраты
Релевантные затраты зависят от следующих основных факторов:
Расходы на производство и сырье
Все зависит от объема производства товаров или услуг. Если провести оптимизацию этих расходов, то можно добиться снижения издержек. А это прямой путь к повышению конкурентоспособности бизнеса.
Читайте также: Маржинальная прибыль: для чего и как рассчитывается
Затраты на трудовые ресурсы
Также релевантными затратами являются заработная плата и прочие расходы, связанные с приемом на работу и содержанием персонала. Налаживание рабочих процессов и грамотная организация труда помогут сократить эти затраты.
Затраты на маркетинг и рекламу
Невозможно развивать бизнес и продвигать товары и услуги на рынке без рекламы, профессионального маркетинга и других необходимых мероприятий. Эти расходы также относятся к релевантным, поскольку от них напрямую зависит рост продаж и увеличение спроса на продукцию или услуги.
Затраты на инновации и технологии
Бизнес будет развиваться и повышать свою конкурентоспособность только в том случае, если будет активно разрабатывать и внедрять инновации в производственный процесс. Средства, потраченные на освоение новых технологий и развитие бизнеса, принято считать релевантными затратами.
Разделение затрат по релевантности, контроль над ними открывает дорогу к эффективному управлению финансами, включая снижение издержек и повышение прибыли. При анализе и расчете релевантных затрат следует особое внимание обратить на те факторы, которые могут непосредственно влиять на финансовое состояние и доходы компании.
Влияние релевантных затрат на бизнес
Классификация релевантных затрат помогает определить, на что тратятся деньги и каким образом эти расходы сказываются на состоянии вашего бизнеса.
Когда вы просчитаете релевантные затраты, то сможете принять более взвешенное решение по поводу рационального распределения ресурсов и оптимизации всех расходов.
Понимание релевантных затрат поможет разделить их на фиксированные и переменные. Первые не зависят от объема производства товаров и услуг и всегда постоянны. Вторые, наоборот, чутко реагируют на изменения объема бизнеса.
Тщательное изучение релевантных затрат приведет к пониманию того, где можно снизить издержки или повысить эффективность. Например, вы обнаружили, что часть расходов можно сократить без ущерба для производства качественной продукции.
Благодаря релевантным затратам вы легко оцените рентабельность отдельных частей вашего бизнеса. Другими словами, вы можете выделить наиболее прибыльные области и те, эффективность которых следует улучшить.
Анализ и учет релевантных затрат необходимы для того, чтобы грамотно управлять своим бизнесом, принимать взвешенные финансовые решения и оптимизировать прибыль компании.
Часто задаваемые вопросы о релевантных затратах
Считать ли релевантными затратами перераспределение существующих постоянных затрат?
Определение релевантных затрат не зависит от подхода к ведению управленческого учета компании. Если в результате перераспределения общие затраты остались такими же, то и денежные потоки, образованные данным решением, не покажут никакого изменения.
Следует отметить, что дополнительные постоянные расходы, появившиеся в результате принятия решения, относятся к релевантным. К примеру, если вы пытаетесь понять, насколько привлекателен для вас новый производственный объект, то предполагаемая плата за аренду здания, выбранного специально под этот объект, будет релевантной.
Относятся ли к релевантным затратам амортизация и балансовая стоимость (вмененные затраты)?
Амортизация — это расчеты, зависящие от прошлых покупок и принятых нормативов. Поэтому она не является денежным потоком. Точно так же и балансовая стоимость не может быть отнесена к релевантным затратам, поскольку является результатом произведенной в прошлом переоценки и определения степени износа.
Считаются ли релевантными прошлые затраты?
Прошлые, или необратимые, затраты — это уже потраченные средства или те деньги, которые будут потрачены в результате исполнения уже подписанных контрактов. Принятие решения об организации нового производства уже никак не повлияет на эти денежные потоки. Поэтому прошлые затраты нельзя отнести к релевантным.
Читайте также: Оптимизация бизнес-процессов: зачем это нужно, как осуществляется
Например, средства, потраченные на анализ рынка под новую продукцию или проектирование нового предприятия, уже не вернутся обратно в компанию, независимо от того, будет ли запущена линия по производству новой продукции или построено предприятие.
Релевантно ли изменение денежных потоков, вызванных проектом?
Релевантными называются доходы и затраты, которые напрямую влияют на эффективность вашего бизнеса. Если старый продукт снимается с производства за три года до того, как будет внедрен новый, то временное снижение выручки и издержек, связанных со старым продуктом, будет релевантным, точно так же, как и увеличение прибыли и затрат на новый. На расходы оказывает влияние изменение и переменных, и общих постоянных затрат.
Определение релевантных затрат помогает принимать оптимальные управленческие решения, направленные на развитие вашего бизнеса. Вы сможете более эффективно использовать свои ресурсы, снизить издержки и увеличить прибыль, если будете контролировать релевантные затраты и по возможности оптимизировать их.
Эти затраты помогут вам выделить основные позиции вашего бизнеса и сконцентрировать все внимание на разработке новых продуктов, повышении качества услуг, оптимизации бизнес-процессов. В результате ваша компания укрепит свои позиции на рынке и станет еще более конкурентоспособной.
Нерелевантные затраты не принимаются в расчет при принятии управленческих решений. Выбор одного из альтернативных вариантов решения какой-либо проблемы зависит от состояния релевантных затрат в каждом конкретном случае.