В данной статье мы расскажем:
- Кто такой категорийный менеджер
- Обязанности и функционал категорийного менеджера
- Навыки и инструменты категорийного менеджера
- Где учат на категорийного менеджера
- Как бизнесу найти категорийного менеджера
- Часто задаваемые вопросы о категорийном менеджере
О ком речь? Категорийный менеджер занимается ассортиментом компании: оценивает релевантность позиций, формирует ассортиментную матрицу, проводит анализ спроса и корректирует перечень продукции.
На что обратить внимание? Категорийный менеджер востребован в организациях с широким ассортиментом или с большим количеством торговых точек с одинаковой продукцией, за исключением товаров высокой оборачиваемости. В поиске этого специалиста есть некоторые особенности.
Кто такой категорийный менеджер
Категорийный менеджмент — это эффективный инструмент управления ассортиментом. Он основан на логичном разделении товаров на категории, что позволяет упростить контроль всех этапов: от закупки до реализации. Поскольку внутри каждой категории товары обладают схожими характеристиками и назначением, такой подход обеспечивает прозрачность и оптимизацию процессов управления.
Категорийный менеджер — это управленец, который решает, какие группы товаров должны присутствовать в ассортименте магазина. Он не руководствуется мнением поставщиков или начальства, а анализирует рынок и спрос, чтобы сформировать оптимальный ассортимент, соответствующий концепции магазина.
Категорийный менеджер — необходимость, а не роскошь для любой компании, стремящейся к успеху, особенно если:
- Организация имеет широкий ассортимент (десятки тысяч позиций), который требует систематического и продуманного контроля спроса.
- Стабильный коллектив с низкой текучестью кадров — идеальная среда для работы категорийного менеджера, который будет эффективно взаимодействовать с различными отделами (маркетинг, логистика, экономика, закупки).
- Развитая торговая сеть требует единой стратегии управления ассортиментом, что и обеспечивает категорийный менеджер.
- И наконец, амбиции роста компании в среднесрочной или долгосрочной перспективе — ключевой фактор, свидетельствующий о необходимости внедрения принципов категорийного менеджмента.
Вакансии такого типа обычно предлагают организации, реализующие товары первой необходимости: продукты питания, бытовую химию, косметику, бытовую технику, лекарства и медицинские изделия.

Источник: Graphic and Photo Stocker / unsplash.com
Деятельность категорийного менеджера неактуальна для фирм с небольшим штатом и ограниченным ассортиментом. Его навыки не потребуются в торговых сетях с разными форматами магазинов. Нет необходимости привлекать категорийного менеджера компаниям, торгующим товарами с высокой оборачиваемостью, такими как молочные продукты, хлеб и готовая еда.
Обязанности и функционал категорийного менеджера
Категорийный менеджер — не просто сотрудник, а стратег, отвечающий за успех целых товарных категорий. Рассмотрим, чем занимается этот специалист.
- Обеспечение бесперебойной поставки товаров.
Он гарантирует наличие необходимых позиций на складах поставщика, контролируя запасы и своевременно пополняя их. Он также отвечает за оптимальные условия хранения, транспортировки и выкладки товара для максимальной эффективности продаж. При этом специалист такого уровня берет на себя ответственность за контроль сроков годности продукции, оперативно принимая решения, минимизирующие потери компании из-за истечения срока годности.
- Управление ценообразованием.
Категорийный менеджер — это эксперт в определенной товарной категории. Он отслеживает мировые и региональные тенденции, устанавливая оптимальные цены на основе этой информации и маркетинговой политики компании. Его задача — гибко управлять стоимостью, реагируя на меняющуюся ситуацию.
Читайте также: Выявление потребностей клиента: как происходит
Например, если срок годности товара близок к окончанию, категорийный менеджер может корректировать наценку, проводить распродажи или промоакции, даже если это означает снижение маржи до нуля или продажу товара с убытком. Только грамотное управление ценами позволит получить максимальную прибыль в любой ситуации.
- Стимулирование продаж.
Глубокое знание товарной категории позволяет категорийному менеджеру вносить ценные предложения в рекламные кампании, разработанные маркетологами. Его экспертиза помогает сделать рекламу более эффективной, учитывая все нюансы продукции.
- Развитие ассортимента.
В условиях динамично меняющегося рынка категорийный менеджер постоянно следит за тенденциями спроса и оперативно корректирует ассортиментную линейку в местах продаж или на производстве. Это позволяет ретейлерам повышать конкурентоспособность и увеличивать продажи.
Кроме того, работа категорийного менеджера предполагает наличие не только экспертных знаний в области управления ассортиментом, но и ряда управленческих навыков. Такой специалист отвечает за управление другими сотрудниками: менеджерами, продавцами, мерчандайзерами.

Источник: Drazen Zigic/ unsplash.com
Этот специалист — лидер, который определяет ассортиментную политику компании, обеспечивает доступность качественных товаров и максимизирует прибыль.
Категорийный менеджер — один из ключевых игроков с широким спектром обязанностей.
- Анализирует рынки, изучает тренды и спрос, чтобы сформировать оптимальный ассортимент.
- В тесном сотрудничестве с коммерческим директором, который отвечает за закупки и производство, координирует все мерчандайзинговые проекты и позиционирование товаров.
- Разрабатывает инновационные предложения на основе конкурентного анализа.
- Создает и презентует ассортимент матрицы руководству и заказчикам.
- Разрабатывает предложения по оптимизации ассортиментной линейки, причем как внедряя новые продукты, услуги и категории товаров, так и снимая с производства позиции.
- Строит стратегические партнерства. Выбирает надежных поставщиков, ведет переговоры, заключает договоры и контролирует их исполнение.
- Управляет запасами, оптимизируя эффективность продаж, и минимизирует издержки.
- Контролирует наличие товарной продукции на торговых точках, соответствие ее размещения установленным стандартам мерчандайзинга и маркетинговой политики.
- Проводит инвентаризацию остатков товарной продукции на стеллажах.
- Учитывает излишки, пересортицу и недостачу.
- Проверяет соответствие ассортимента требованиям ГОСТу и ТУ.
- Консультирует сотрудников по вопросам оптимальных методов хранения и транспортировки конкретных видов продукции.
- Организует работу транспортных компаний и экспедиторских фирм, осуществляющих транспортировку грузов.
- Составляет планы и прогнозы сбыта.
- Проводит анализ целевой аудитории и составляет портрет потенциальных и реальных покупателей.
- Разрабатывает стратегические модели оптимизации, направленные на повышение эффективности взаимодействия с ЦА.
Навыки и инструменты категорийного менеджера
В современном бизнесе успех зависит от двух ключевых наборов навыков: хард-скиллов и софт-скиллов.
Хард-скиллы — это ваши профессиональные компетенции, которые можно легко оценить, задав конкретную задачу. Софт-скиллы же — универсальные умения, такие как коммуникация, работа в команде и лидерство. Их оценка сложнее, но они не менее важны для достижения успеха.
Категорийный менеджер — это специалист, обладающий необходимыми навыками для успешного управления товарным ассортиментом. Он должен уметь:
- разрабатывать эффективные товарные классификаторы;
- применять различные модели и техники работы с ассортиментом;
- отслеживать ключевые показатели эффективности (KPI) товарной матрицы;
- понимать принципы ценообразования и применять их на практике;
- составлять ассортиментную матрицу, обеспечивая оптимальный выбор товаров;
- анализировать ассортимент для выявления возможностей роста и оптимизации;
- разрабатывать планы закупок, гарантирующие своевременное пополнение запасов.
Для успешной работы категорийному менеджеру необходимо обладать такими софт-скиллами:
- умение действовать в режиме многозадачности;
- стрессоустойчивость;
- способность вести переговоры.

Источник: BadBrother/ unsplash.com
В наше время категорийному менеджеру доступны современные технологии и инструменты, которые упрощают его работу и освобождают время для решения ключевых задач.
Успех этого профессионала напрямую зависит от его понимания потребностей покупателей. Ему необходимо знать особенности спроса на свою продукцию, ее преимущества и недостатки, чтобы выстроить эффективную маркетинговую стратегию. Вот несколько инструментов, которые помогут ему в этом.
- SWOT-анализ. Позволяет определить сильные и слабые стороны товара, а также угрозы и возможности, связанные с его продвижением.
- PEST-анализ. Анализирует политические, экономические, социальные и технологические факторы, которые могут повлиять на бизнес-процесс.
- Ретроспективный анализ. Изучает опыт прошлых продаж, как своих, так и конкурентов, чтобы выявить тенденции спроса, например на сезонную продукцию.
- A/B-тестирование. Сравнивает два варианта для определения оптимального решения. Например, можно сравнить различные подходы к продвижению товарной категории.
- Опросы и анкетирование. Помогают изучить потребительский спрос и предпочтения.
- Древо решений. Эффективная техника принятия решений, применимая в менеджменте.
Читайте также: Лицо, принимающее решение: способы выхода и принципы переговоров
Используя эти инструменты, категорийный менеджер может принимать обоснованные решения и добиваться успеха.
Где учат на категорийного менеджера
Чтобы преуспеть в роли категорийного менеджера, необходимо получить базовое образование и приобрести практический опыт.
Вот шаги к успешной карьере:
- Образование. Обязательно получите диплом по экономике, менеджменту или маркетингу.
- Дополнительное обучение. Усовершенствуйте свои навыки анализа данных и управления ассортиментом с помощью онлайн-курсов.
- Практика. Принимайте участие в кейс-чемпионатах, реализуйте учебные проекты, проходите стажировки. Только так вы поймете все нюансы работы категорийного менеджера.

Источник: Alex from the Rock/ unsplash.com
Профильное обучение позволит начать карьеру категорийного менеджера. Для этого выбирайте позиции, которые дадут глубокое понимание бизнеса и работы с данными.
- Можно стать менеджером по продажам и овладеть искусством понимания потребностей клиентов, анализом их запросов и поиском эффективных стратегий взаимодействия.
- Работа в отделе закупок — это шанс научиться вести переговоры с поставщиками, понимать цепочки поставок и освоить тонкости контрактов.
- В роли аналитика продаж или маркетинга можно стать экспертом по работе с данными, выявлению трендов и прогнозированию поведения покупателей.
Как бизнесу найти категорийного менеджера
Как найти идеального категорийного менеджера:
- Определите, что нужно компании. Не все категорийные менеджеры одинаковы. Если у вас уже есть сильная команда закупок, вам нужен специалист с креативным подходом и пониманием рынка, возможно, из бренд-менеджмента, product-менеджмента или маркетинга. Если же ваша команда креативна, но ей не хватает рук для реализации идей, вам нужен исполнительный специалист, который возьмет на себя операционные задачи.
- Используйте силу нетворкинга. Рынок труда, где можно найти категорийного менеджмента, невелик, поэтому личные связи играют огромную роль. Посещайте отраслевые мероприятия, следите за постами в LinkedIn и TenChat — это поможет вам найти нужного эксперта.
- Обратите внимание на личностные качества. Работа категорийного менеджера на 80 % состоит из рутинных операций: анализа данных, коммуникаций с партнерами и смежными отделами. Поэтому вам нужен исполнительный, пунктуальный кандидат, готовый к ежедневной работе.
Часто задаваемые вопросы о категорийном менеджере
Насколько востребована профессия?
Компании нанимают категорийных менеджеров для радикального повышения продаж и прибыли. В частности, крупные торговые предприятия с огромным ассортиментом (тысячи, а то и десятки тысяч наименований) активно ищут таких специалистов. Профессия категорийного менеджера высоко востребована на рынке труда.
Сколько зарабатывают категорийные менеджеры?
На hh.ru в начале апреля 2023 года было опубликовано почти 2000 вакансий с зарплатой от 70–80 тысяч до 150–200 тысяч рублей. Специалисты такого рода требуются в логистике, розничных продажах, фармацевтике и других областях.
Каковы перспективы карьеры?
Категорийный менеджер — это позиция с потенциалом для развития. Стремясь к карьерному росту, на эту должность часто переходят работники с опытом управления в других областях компании.
Читайте также: Почему важны управленческие компетенции и как их развивать и оценивать
Перспективы карьерного роста весьма широки — от руководства магазином до открытия собственного бизнеса. Все зависит от опыта, навыков, результатов работы и организации, в которой работает профессионал.
Таким образом, категорийный менеджер — это специалист, который гарантирует высокое качество товарного ассортимента, его привлекательность для покупателей и оптимальные цены. Его работа приводит к росту выручки, минимизации неликвидных товаров и укреплению репутации предприятия.








