Маркировка рекламы в интернете: как это работает в 2024 году

Маркировка рекламы в интернете Реклама

В данной статье мы расскажем:

О чем речь? Маркировка рекламы в интернете регулируется законом, действующим с сентября 2022 года. В законодательном акте прописаны участники рынка, правила нанесения условных обозначений, ответственность за их отсутствие. Необходимо это для обеспечения прозрачности рекламного рынка.

Как маркировать? Рекламодатели, прежде чем опубликовать рекламный материал, должны заключить договор с оператором рекламных данных (ОРД) и получить специальный токен. Не всю рекламу необходимо маркировать, об этом тоже нужно помнить.

Что такое маркировка рекламы в интернете простыми словами

Согласно закону № 347-ФЗ о маркировке рекламы в интернете, вступившему в силу в сентябре 2022 года, практически вся реклама в интернете обязательна должна быть маркирована, а информация об этом должна передаваться в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через операторов рекламных данных.

Единый реестр интернет-рекламы — система Роскомнадзора, которая регистрирует всю информацию об интернет-рекламе, начиная с момента ее создания и заканчивая результатами ее размещения.

Оператор рекламных данных (ОРД) — одобренный Роскомнадзором сервис, который присваивает токены за рекламу, передает информацию в ЕРИР и собирает статистику ее показов.

Маркировка — это совокупность данных, состоящая из уникального идентификатора, «рекламного» знака и информации о рекламодателе.

Идентификатор (токен эрид) — код, содержащий буквы и цифры, который OРД присваивает каждому рекламному креативу для его отслеживания.

В маркировке участвуют рекламодатели, рекламораспространители и посредники, в том числе фрилансеры и агентства.

Каждый участник предоставляет отчет о своей деятельности — с кем сотрудничал, какие работы выполнял, сколько денег потратил и кто был заказчиком рекламы.

Закон о рекламной маркировке вызывает споры. Хотя «рекламная» надпись на материалах понятна, есть сложности с токенами и отчетностью. Во-первых, это связано с дополнительными затратами, что увеличивает бюджеты рекламных кампаний и цены на продукцию. Во-вторых, без консультанта сложно разобраться в законе. Основная проблема в том, что закон требует от людей без юридического образования вдаваться в существенные детали.

Что такое маркировка рекламы в интернете простыми словами

Все участники рекламы имеют доступ к данным единого реестра, но видят только информацию о своих сайтах. Полная цепочка доступна исключительно рекламодателю и Роскомнадзору.

В рекламную цепочку входят участники рынка, взаимодействующие в одном процессе, например при запуске баннера. В него входят рекламодатель, рекламораспространитель и рекламная площадка, также могут привлекаться посредники.

Зачем нужна маркировка рекламы в интернете

Рынок интернет-рекламы – прибыльная и высокомаржинальная сфера. По данным Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР), в 2023 году объем российского рынка интерактивной рекламы и интернет-продвижения увеличился на 55 %, достигнув 807 млрд рублей.

До недавнего времени в этом секторе не существовало четких правил, особенно в отношении защиты прав потребителей. Новые правила направлены как на контроль рекламных площадей, так и на усиление защиты прав аудитории.

Предложенные законодателем поправки в закон о рекламе направлены на обеспечение прослеживаемости интернет-рекламы. Государство заинтересовано в усилении контроля и прозрачности в этой сфере. В частности, теперь можно отслеживать нарушения, связанные с рекламой алкоголя и табачных изделий, а также призывами к насилию, участию в незаконных политических акциях или рекламе экстремистских организаций.

Зачем нужна маркировка рекламы в интернете

В России будет создана единая база данных интернет-рекламы, что упростит контроль во всех отраслях и позволит гражданам оперативно рассматривать жалобы на недобросовестную рекламу. Введение единого реестра интернет-рекламы и присвоение токена позволят регулировать содержание рекламных материалов, исключить рекламу экстремистских и террористических организаций и ускорить процесс привлечения нарушителей к ответственности.

С введением механизма учета рекламы государство получит дополнительные налоговые поступления от рекламы в интернете. Поправки позволят контролировать каждого участника рекламной сферы в части уплаты налогов и других отчислений.

По мнению экспертов, государство сможет анализировать аудиторию рекламодателей и потребителей, что раньше можно было сделать только на основе рекламы в традиционных СМИ, на радио и телевидении.

Читайте также: Как правильно предложить товар

Таким образом, государство намерено предотвратить иностранное вмешательство во внутриполитические вопросы посредством рекламы. В целом государственный контроль над рекламной деятельностью значительно усилится.

Клиенты рекламных агентств смогут отслеживать данные о размещении рекламы на всех этапах. Закон также направлен на борьбу с мошенническими схемами и незаконной рекламой. Регистрация и система маркировки рекламы в интернете обеспечит быструю идентификацию конечного рекламодателя и позволит подавать жалобы на рекламные материалы.

ФАС России и ФНС России получат доступ к ЕРИР и смогут контролировать всю цепочку рекламы в интернете.

Роль ОРД в маркировке рекламы в интернете

Эффективность системы маркировки рекламы в интернете зависит от многих факторов, включая прозрачность и безопасность процесса передачи данных. Ключевую роль в этом случае играют операторы рекламных данных. В этой статье рассмотрим роль ОРД в цепочке интернет-рекламы, разберем требования к ним и принимаемые ими меры безопасности.

Операторы рекламных данных — это специализированные сервисы, предназначенные для работы в новой системе учета. Они отвечают за сбор информации о рекламных размещениях и передачу ее в Единый реестр интернет-рекламы.

Операторы выполняют множество важных задач. Например:

  • Сбор данных о контрактах, актах и статистике креативов от участников рынка.
  • Прикрепление идентификаторов (токенов) к рекламным объявлениям.
  • Сбор и регистрация данных в реестре интернет-рекламы.

Основная цель — обеспечить прозрачность и контроль на каждом этапе рекламы в сети. Это дает возможность повысить эффективность и безопасность как для рекламодателей и посредников, так и для конечных пользователей.

Роль ОРД в маркировке рекламы в интернете

Как ОРД функционируют в общей цепочке размещения интернет-рекламы?

Маркировка рекламы в интернете осуществляется следующим образом:

  • ОРД собирает и анализирует данные, предоставляемые участниками рынка интернет-рекламы. Компании обрабатывают значительный объем информации, включая договоры на оказание услуг и данные о контрагентах. Операторы рекламных данных также обязаны хранить полученную информацию в течение года после окончания распространения рекламных материалов.
  • ОРД отправляют информацию, полученную от участников рынка, в единый реестр, где данные проверяются и сохраняются на будущее.
  • Основная функция ОРД — присвоение каждому креативу уникального идентификатора, что позволяет отслеживать весь процесс интернет-рекламы и обеспечивает прозрачность размещения рекламы.

Как выглядит процесс маркировки рекламы в интернете

Примерный порядок запуска рекламы следующий. Креатив передается одному из операторов рекламных данных, аккредитованному Роскомнадзором:

  • Яндекс ОРД.
  • Озон ОРД.
  • ОРД-А.
  • Лаборатория разработки, Сбер.
  • Первый ОРД.
  • ВК Рекламные Технологии.
  • МедиаСкаут.

После подписания договора о маркировке рекламы в интернете и получения ID-токена для создания рекламной кампании необходимо определить ее тип, цели, бюджет, целевую аудиторию и график показов. Также следует выбрать формат объявления (текстовый, графический или видео) и указать информацию о контрагентах, с которыми заключены договоры, включая их наименования и ИНН.

Читайте также: Виды нативной рекламы

Для каждого контрагента нужно предоставить информацию:

  • номер договора или иного документа и дата его заключения;
  • тип обслуживания;
  • вид услуг;
  • стоимость (сумма договора).

Объявление проходит модерацию для подтверждения соответствия требованиям оператора. После этого его можно использовать в рекламной кампании. В утвержденный креатив необходимо добавить слово «Реклама» и указать полное имя рекламодателя, а также данные ID-токена.

Информация о креативе с полными идентификационными данными и сведениями о рекламодателе, включая наименование организации, ИНН, ОГРН (для юридических лиц), а также данные о физических лицах, передается ОРД.

Как выглядит процесс маркировки рекламы в интернете

При контекстной и таргетированной рекламе передача данных происходит автоматически. В то же время более сложные форматы, такие как статьи, пресс-релизы, контент на ваших собственных сайтах и интеграция с блогерами, требуют ручного вмешательства.

Часто задаваемые вопросы о маркировке рекламы в интернете

Каким требованиям должны соответствовать ОРД?

Для получения статуса оператора рекламных данных компания должна соответствовать определенным требованиям.

  • ОРД должен быть зарегистрирован как юридическое лицо в соответствии с действующим законодательством.
  • Компания должна иметь уставный капитал в размере не менее 200 млн рублей, что свидетельствует о ее финансовой устойчивости и способности выполнять обязательства перед клиентами.
  • ОРД должен иметь современную техническую инфраструктуру, обеспечивающую защиту персональных данных и регистрацию коммерческих материалов. Это предполагает использование высокотехнологичных систем информационной безопасности и соблюдение стандартов безопасности.

Для кого обязательна маркировка рекламы в интернете?

Короче говоря, все участники рекламы в Рунете, включая распространителей рекламы, рекламодателей и операторов рекламных систем, обязаны предоставить соответствующую информацию.

Какова ответственность за нарушение маркировки рекламы в интернете?

Несоблюдение требований по учету и маркировке рекламы может повлечь наложение штрафа на юридических лиц в размере от 100 до 500 тысяч рублей (часть 1 статьи 14.3 КоАП). Кроме того, компании, не соблюдающие новые требования закона о рекламе, окажутся под вниманием Роскомнадзора, даже если формальные штрафы не будут наложены.

Какая реклама не нуждается в маркировке?

Правила маркировки рекламы в интернете не применяются к e-mail-рассылкам по своей базе и собственным товарам, к личным сообщениям и push-уведомлениям. Кроме того, исключается социальная реклама (размещенная через другого оператора) и реклама в радио- и телепередачах. Посты и обзоры блогеров не считаются рекламными, если они:

  • органично интегрированы;
  • без акцента на продукте;
  • не носят рекламного характера;
  • не нарушают сюжет;
  • не выражают позитивного настроя блогера.

Маркировка рекламы, размещенной за рубежом и не ориентированной на российского потребителя, не требуется.

Нужно ли маркировать нативную рекламу?

Согласно закону «О рекламе», маркировка не требуется для упоминаний о товаре, средствах его индивидуализации, производителе или продавце, если они естественным образом вписаны в научные, литературные или художественные произведения и не являются рекламной информацией.

Читайте также: Продуктовая стратегия

Поэтому видео людей в баре, наслаждающихся пивом без акцента на бренде, не будет рассматриваться как реклама. Аналогично если вы напишете историю с естественным обзором банковских продуктов, она также не будет считаться рекламным материалом.

Нужно ли отчитываться?

Отчетность по статистике показов рекламы происходит ежемесячно. В течение 30 дней после окончания месяца запуска рекламы ответственное лицо направляет отчеты оператору рекламных данных.

Не маркировать рекламу и не желать это делать — серьезная ошибка. Не совершая ее, вы уже защищаете себя от множества потенциальных проблем. Остальное — лишь вопрос техники.

Оцените статью
Good Reklama
Добавить комментарий