«Яндекс» отменил плату за большинство функций нейросети «Алиса»

Яндекс отменил плату за использование нейросети Алиса

Представитель компании сообщил, что Яндекс отменил плату за пользование нейросетью Алиса на базе большой языковой модели YandexGPT 5 Pro. Ранее за доступ к этой версии взималась плата в размере 100 рублей в месяц.

Возможности YandexGPT 5 Pro

YandexGPT 5 Pro — это самая мощная генеративная модель Яндекса на данный момент. Она позволяет создавать тексты разных стилей и форматов, генерировать изображения, работать с файлами и решать другие задачи. Пользователям доступен также режим рассуждений для решения сложных, многосоставных задач.

Нейросетью можно пользоваться на её сайте, главной странице Яндекса, в приложениях Алиса и Поиск, а также в Яндекс Браузере для Android. Обновление для десктопной версии Браузера и версии для iOS появится позже.

Новые функции для пользователей

В бесплатном режиме пользователям нейросети станут доступны режим рассуждений и поиск в сети по нескольким источникам. «Анализ информации языковой моделью требует очень много вычислительных ресурсов, поэтому ранее они были платными. Несмотря на это, сейчас мы открываем её для всех», — объяснил представитель компании.

В бесплатном режиме также можно будет работать с файлами в форматах pdf, txt, doc и docx на веб-поверхностях (alice.yandex.ru), а также генерировать изображения на улучшенной модели YandexART 2.5. Нейросеть работает как на русском, так и на английском языках.

Платная версия YandexGPT 5 Pro

Представитель Яндекса отметил, что компания сохранит платную версию YandexGPT 5 Pro, но у неё будет другой набор функций. Например, функция персонализированного общения. «Нейросеть будет учитывать, что раньше сообщал о себе пользователь в диалоге: например, чем он увлекается, какую кухню любит, как зовут его собаку. Это сделает общение с Алисой Про на умных устройствах и в чате живым и естественным», — пояснил представитель.

Чтобы ответы Алисы стали более релевантными, нужно авторизоваться в Яндексе в чате с Алисой или сказать «Алиса, давай познакомимся» умной колонке или ТВ Станции. Кроме того, в этой версии станут доступны обновлённый диалоговый тренажёр английского языка, Live-режим (умная камера с возможностью дозадать вопросы Алисе), возможность пользоваться наиболее мощными нейросетями компании без ограничений даже в периоды пиковой нагрузки, а также детские сценарии и образовательные игры, созданные совместно с Яндекс Учебником.

Причины отмены платы

Представитель Яндекса объяснил отмену платы желанием привлечь новых пользователей. «Рынок нейросетей пока молодой и ещё формируется. Наша цель — привлечь как можно больше пользователей в чат с Алисой, вырастить рынок нейросетей и стать его лидерами. Планируем привлечь как новых пользователей, кто ещё не пользуется нейросетями, так и тех, кто уже пользуется продуктами мировых конкурентов», — пояснил он.

Конкуренция на рынке нейросетей

Ярослав Беспалов, руководитель группы «Мультимодальные архитектуры ИИ» лаборатории «Сильный ИИ в медицине» института AIRI, рассказал, что в числе лидеров по количеству пользователей и качеству генераций в мире: модель GPT-4o от OpenAI, Claude 3.5 Sonnet от Anthropic, китайские Qwen Max (Alibaba), а также R1 (DeepSeek).

Дмитрий Марков, гендиректор VisionLabs («дочка» МТС), отметил, что у российских нейросетей для бизнеса есть уникальное преимущество: они лучше иностранных справляются с рядом конкретных прикладных задач, потому что обучены на определённых данных. «Если Яндекс добьётся того, что его нейросети будут что-то лучше делать на русском, то компания сможет переманить часть аудитории иностранных сервисов в России», — считает Марков.

Константин Мягких, директор по Data Science «Авито», согласился, что конкурировать с западными решениями непросто, — у крупных глобальных игроков мощнее модели и больше ресурсов, но российские лучше понимают локальный контекст, язык и могут быстрее запускать реально работающие сценарии.

Готовность пользователей платить

Максим Болотских, партнёр «Яков и Партнёры», указал, что объём отечественного рынка генеративных сетей сейчас, по разным подсчётам, составляет 10–15 млрд рублей. Он отметил, что «ключевые игроки делают ставку на долгосрочную перспективу».

Ярослав Беспалов указал, что в решениях для сегментов b2b и b2g используются классические сценарии монетизации технологий, но в b2c игроки рынка пока не нашли универсального способа зарабатывать. «Некоторые продукты, например, чат-бот GigaChat от Сбера, изначально предоставляются пользователям бесплатно, некоторые берут плату за использование расширенных функций», — отметил Беспалов.

Виктор Тарнавский, директор по искусственному интеллекту «Т-Банка», считает, что для развития нейросетей нужны серьёзные вложения, особенно если компания строит инфраструктуру. «Главное — решить реальную проблему пользователя. Если ты экономишь человеку время, усилия, или даёшь более качественный результат — он готов платить. Особенно в бизнес-сегменте», — считает он.

Ссылка на источник: https://www.rbc.ru/politics/21/06/2025/6856e1869a7947856a4a10fb

Оцените статью
Good Reklama
Добавить комментарий