Яндекс отменил плату за использование нейросети Алиса
Представитель компании сообщил, что Яндекс отменил плату за пользование нейросетью Алиса на базе большой языковой модели YandexGPT 5 Pro. Ранее за доступ к этой версии взималась плата в размере 100 рублей в месяц.
Возможности YandexGPT 5 Pro
YandexGPT 5 Pro — это самая мощная генеративная модель Яндекса на данный момент. Она позволяет создавать тексты разных стилей и форматов, генерировать изображения, работать с файлами и решать другие задачи. Пользователям доступен также режим рассуждений для решения сложных, многосоставных задач.
Нейросетью можно пользоваться на её сайте, главной странице Яндекса, в приложениях Алиса и Поиск, а также в Яндекс Браузере для Android. Обновление для десктопной версии Браузера и версии для iOS появится позже.
Новые функции для пользователей
В бесплатном режиме пользователям нейросети станут доступны режим рассуждений и поиск в сети по нескольким источникам. «Анализ информации языковой моделью требует очень много вычислительных ресурсов, поэтому ранее они были платными. Несмотря на это, сейчас мы открываем её для всех», — объяснил представитель компании.
В бесплатном режиме также можно будет работать с файлами в форматах pdf, txt, doc и docx на веб-поверхностях (alice.yandex.ru), а также генерировать изображения на улучшенной модели YandexART 2.5. Нейросеть работает как на русском, так и на английском языках.
Платная версия YandexGPT 5 Pro
Представитель Яндекса отметил, что компания сохранит платную версию YandexGPT 5 Pro, но у неё будет другой набор функций. Например, функция персонализированного общения. «Нейросеть будет учитывать, что раньше сообщал о себе пользователь в диалоге: например, чем он увлекается, какую кухню любит, как зовут его собаку. Это сделает общение с Алисой Про на умных устройствах и в чате живым и естественным», — пояснил представитель.
Чтобы ответы Алисы стали более релевантными, нужно авторизоваться в Яндексе в чате с Алисой или сказать «Алиса, давай познакомимся» умной колонке или ТВ Станции. Кроме того, в этой версии станут доступны обновлённый диалоговый тренажёр английского языка, Live-режим (умная камера с возможностью дозадать вопросы Алисе), возможность пользоваться наиболее мощными нейросетями компании без ограничений даже в периоды пиковой нагрузки, а также детские сценарии и образовательные игры, созданные совместно с Яндекс Учебником.
Причины отмены платы
Представитель Яндекса объяснил отмену платы желанием привлечь новых пользователей. «Рынок нейросетей пока молодой и ещё формируется. Наша цель — привлечь как можно больше пользователей в чат с Алисой, вырастить рынок нейросетей и стать его лидерами. Планируем привлечь как новых пользователей, кто ещё не пользуется нейросетями, так и тех, кто уже пользуется продуктами мировых конкурентов», — пояснил он.
Конкуренция на рынке нейросетей
Ярослав Беспалов, руководитель группы «Мультимодальные архитектуры ИИ» лаборатории «Сильный ИИ в медицине» института AIRI, рассказал, что в числе лидеров по количеству пользователей и качеству генераций в мире: модель GPT-4o от OpenAI, Claude 3.5 Sonnet от Anthropic, китайские Qwen Max (Alibaba), а также R1 (DeepSeek).
Дмитрий Марков, гендиректор VisionLabs («дочка» МТС), отметил, что у российских нейросетей для бизнеса есть уникальное преимущество: они лучше иностранных справляются с рядом конкретных прикладных задач, потому что обучены на определённых данных. «Если Яндекс добьётся того, что его нейросети будут что-то лучше делать на русском, то компания сможет переманить часть аудитории иностранных сервисов в России», — считает Марков.
Константин Мягких, директор по Data Science «Авито», согласился, что конкурировать с западными решениями непросто, — у крупных глобальных игроков мощнее модели и больше ресурсов, но российские лучше понимают локальный контекст, язык и могут быстрее запускать реально работающие сценарии.
Готовность пользователей платить
Максим Болотских, партнёр «Яков и Партнёры», указал, что объём отечественного рынка генеративных сетей сейчас, по разным подсчётам, составляет 10–15 млрд рублей. Он отметил, что «ключевые игроки делают ставку на долгосрочную перспективу».
Ярослав Беспалов указал, что в решениях для сегментов b2b и b2g используются классические сценарии монетизации технологий, но в b2c игроки рынка пока не нашли универсального способа зарабатывать. «Некоторые продукты, например, чат-бот GigaChat от Сбера, изначально предоставляются пользователям бесплатно, некоторые берут плату за использование расширенных функций», — отметил Беспалов.
Виктор Тарнавский, директор по искусственному интеллекту «Т-Банка», считает, что для развития нейросетей нужны серьёзные вложения, особенно если компания строит инфраструктуру. «Главное — решить реальную проблему пользователя. Если ты экономишь человеку время, усилия, или даёшь более качественный результат — он готов платить. Особенно в бизнес-сегменте», — считает он.
Ссылка на источник: https://www.rbc.ru/politics/21/06/2025/6856e1869a7947856a4a10fb